дело № 3а-19/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 августа 2023 г. г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Папуловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Мустафиной О.Ю.,
с участием помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д.,
представителя административного ответчика Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области Безмольской Н.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Онащенко Е. В. о признании решения Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области от 25.02.2022 № 12 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования на земельных участках, находящихся в собственности Биробиджанского муниципального района, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Собранием депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - Собрание депутатов) принято решение от 25.02.2022 № 12 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования на земельных участках, находящихся в собственности Биробиджанского муниципального района, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов» (далее - решение от 25.02.2022 № 12). Вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 01.03.2022 (пункт 5).
Пунктами 1.1, 1.2 приложения № 6 к решению для видов разрешенного использования земельного участка: «Растениеводство», «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» установлены ставки арендной платы (рублей за 1 кв. м): минимальное значение - 4,51, средневзвешенное по площади значение - 4,53, максимальное значение - 4,71. Установлен коэффициент равный 0,023.
Нормативный правовой акт опубликован в издании «Межмуниципальный информационный бюллетень Биробиджанского муниципального района»: № 64, 25.02.2022 (начало), № 65, 25.02.2022 (продолжение), № 66, 25.02.2022 (продолжение), № 67, 25.02.2022 (продолжение), № 68, 25.02.2022 (окончание)
Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Онащенко Е.В. обратился в суд ЕАО с административным иском (с учетом уточнений) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункты 1.1, 1.2 приложения № 6 к решению от 25.02.2022 № 12 в части установления ставок арендной платы и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, предоставленных в аренду без торгов, на территории муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» в размере: минимальное значение - 4,51, средневзвешенное по площади значение - 4,53, максимальное значение - 4,71 для видов разрешенного использования земельного участка: «Растениеводство», «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», а также коэффициента в размере 0,023.
Требования мотивировал тем, что на основании договоров аренды от 20.01.2015 № <...> и № <...> является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах Биробиджанского муниципального района ЕАО. Арендная плата по указанным договорам начисляется в соответствии формулой установленной постановление правительства ЕАО от 28.12.2019 № 491-пп «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (далее - постановление от 28.12.2019 № 491-пп).
Административный истец полагает, что оспариваемое в части решение от 25.02.2022 № 12 не соответствует постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582).
Установленные ставки арендной платы и коэффициент определены без соблюдения принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы, закреплённых в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, нарушают права административного истца - арендатора земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на экономически обоснованную арендную плату за землю.
В судебном заседании 18.05.2023, 01.06.2023, 07.06.2023 представителя административного истца Чумакова О.З., Желтобрюхова Ю.К. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях.
В судебном заседании представитель административного ответчика Безмольская Н.И. административные требования не признала. Пояснила, что оспариваемое в части решение принято Собранием депутатов в рамках полномочий, предоставленных законодательством, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание данного нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Пояснила, что установленные решением от 25.02.2022 № 12 ставки арендной платы и коэффициенты являются экономически обоснованными.
Представитель заинтересованного лица Пирогов С.С. 18.05.2023, 01.06.2023, 07.06.2023 посчитал заявленные требования необоснованными, поддержал позицию административного ответчика.
Допрошенная в судебном заседании 18.05.2023 и 01.06.2023 в качестве свидетеля разработчик экономического обоснования Б., пояснила, что для реализации принципа экономической обоснованности при расчете ставки арендной платы использованы средние уровни кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов Еврейской автономной области по муниципальным районам, городскому округу, утвержденные постановлением правительства ЕАО от 06.12.2011 № 618-пп «О государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Еврейской автономной области», а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения населенных пунктов, муниципальных районов Еврейской автономной области, утвержденные постановлением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2019 № 420-пп. Базовый максимальный коэффициент установлен методом подбора в целях соблюдения принципа экономической обоснованности, принципа предсказуемости расчета, принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, принцип запрета необоснованных предпочтений, для того, чтобы не ухудшить положение землепользователей по сравнению с аналогичным предыдущим периодом.
Свидетель Д. являющаяся начальником отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского района ЕАО 07.06.2023 пояснила, что управление оказывало помощь разработчику экономического обоснования в сборе информации для его подготовки, в том числе предоставляли отчеты по оценке земельных участков, а также сведения о начислении арендной платы с 2015 года.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещён заблаговременно надлежащим образом, судом его явка в суд обязательной не признавалась, в связи с этим на основании статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законом ЕАО от 02.11.2004 № 339-ОЗ «О границах и статусе сельских поселений в составе Биробиджанского муниципального района» образованы в составе Биробиджанского муниципального района шесть муниципальных образований, наделенных статусом сельских поселений, в том числе Бирофельдское сельское поселение в составе с. Бирофельд, с. Алексеевка, с. Опытное Поле, с. Димитрово, с. Красивое с административным центром - с. Бирофельд.
В судебном заседании из материалов административного дела установлено, что административный истец является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции. ИП Онащенко Е.В. администрацией Биробиджанского района ЕАО переданы в аренду на срок с 20.01.2015 по 19.01.2024 два земельных участка с кадастровыми номерами: <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>; <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> (договоры от 20.01.2015 № <...> и № <...>, договоры от 27.03.2015 о передаче прав и обязанностей по договорам № <...> и № <...>, дополнительные соглашения от 30.03.2018 к договорам № <...> и № <...>, договоры от 03.09.2018 о передаче прав и обязанностей по договорам № <...> и № <...>).
Администрацией Биробиджанского муниципального района ЕАО арендная плата за земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> арендатору ИП Онащенко Е.В. рассчитана по оспариваемой формуле, с применением ставки арендной платы в размере 4,53 руб. для муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Приложения № 6 к Порядку) и коэффициента 0,023 в период с 01.03.2022, установленных решением от 25.02.2022.
Таким образом, оспариваемые пункты 1.1, 1.2, приложения № 6 к решению от 25.02.2022 № 12 применялись к административному истцу в расчётах арендной платы за 2022 год, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.
В связи с этим административный истец вправе в соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу пунктов «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно Земельному кодексу РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7).
Постановлением правительства ЕАО от 28.12.2019 № 491-пп утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок, постановление № 491-пп), который распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 3 Порядка размер арендной платы за земельные участки устанавливается в годовом исчислении и рассчитывается по формуле:
A = Спм x K x S, где:
A - арендная плата за земельный участок (рублей в год);
Спм - ставка арендной платы (рублей);
K - размер коэффициента, учитывающего виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке (далее - коэффициент);
S - площадь земельного участка.
Пунктом 5 Порядка (в редакции постановления правительства ЕАО от 02.06.2022 № 212-пп, которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года), установлено, что ставка арендной платы и размер коэффициента за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области, наделенными в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7).
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1 статьи 35).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1 статьи 35).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено названным Федеральным законом (часть 3 статьи 43).
Согласно Уставу муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, утверждённому решением Собрания депутатов от 21.07.1999 № 31 (в редакции решения от 23.12.2022 № 115), Собрание депутатов - представительный орган района состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет (пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 17).
Заседание Собрания депутатов считается правомочным, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 3 статьи 17).
Решения Собрания депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов (пункт 2 статьи 33).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в Межмуниципальном информационном бюллетене Биробиджанского муниципального района и (или) размещение его на официальном сайте Биробиджанского муниципального района: www.br.eao.ru (часть 1 статьи 37).
Решением Собрания депутатов от 22.11.2013 № 24 утверждён Регламент Собрания депутатов, согласно которому на каждом заседании Собрания депутатов ведётся протокол заседания, который оформляется в течение 7 дней со дня проведения заседания и подписывается председательствующим на заседании (пункт 4.17). Решения Собрания депутатов принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Каждый депутат голосует лично (пункт 6.1).
Согласно протоколу заседания Собрания депутатов 25.02.2022 на заседании присутствовало 11 депутатов. Вопрос об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, учитывающих виды разрешённого использования на земельных участках, находящихся в собственности Биробиджанского муниципального района и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, включён в повестку дня под порядковым № 2, принят депутатами единогласно.
Таким образом, из совокупности приведённых доказательств следует, что оспариваемое в части решение от 25.02.2022 № 12 принято Собранием депутатов в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством. Форма нормативного правового акта - решение, процедура принятия и порядок его опубликования соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 11.05.2004 № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учётом схожести правового регулирования, данная позиция применятся и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величины базовой ставки.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
В качестве доказательства экономической обоснованности установления оспариваемых коэффициентов, административным ответчиком представлены: пояснительная записка и экономическое обоснование к проекту решения.
Проанализировав пояснительную записку и экономическое обоснование к проекту оспариваемого решения, пояснения свидетеля Б., суд приходит к выводу, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует принципу экономической обоснованности и принципу предсказуемости расчета размера арендной платы.
Из пояснительной записки следует, что с целью единого подхода к определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район», на всей территории муниципального района предлагается установить ставки арендной платы и размер коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке, такие же, как и для земель государственная собственность на которые не разграничена.
Из экономического обоснования следует, что ввиду того, что кадастровая оценка содержит в себе многофакторный анализ, считают целесообразным использование её результатов, как основу для определения стоимости арендной платы за земельные участки на территории Биробиджанского муниципального района. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением правительства Еврейской автономной области от 02.08.2018 № 244-рп «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Еврейской автономной области», на основании уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.11.2019 № <...> об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки постановлением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2019 № 420-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Еврейской автономной области», в приложении 2 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (далее - УПКС) в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения населенных пунктов, муниципальных районов, Еврейской автономной области и в приложении 4 обобщенные показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов земель сельскохозяйственного назначения на территории Еврейской автономной области, в том числе по Биробиджанскому муниципальному району, а так же постановлением правительства ЕАО от 06.12.2011 № 618-пп «О государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Еврейской автономной области» в приложении 1 утверждены средние уровни кадастровой стоимости 1 кв. м земель населённых пунктов Еврейской автономной области по муниципальным районам, городскому округу и сёлам Биробиджанского муниципального района. Предложено при определении ставок арендной платы, за основу принять именно УПКС, утвержденные вышеназванными постановлениями от 06.12.2011 № 618-пп и № от 26.11.2019 420-пп (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13 к Экономическому обоснованию). Таким образом, ставки для расчета стоимости аренды за 1 кв. м на территории населенных пунктов Биробиджанского муниципального района предложено утвердить в соответствии с Таблицами 18, 19, 20, 21, 22 и приложением № 16 к экономическому обоснованию) (л.д. 169-173, 221).
Как следует из материалов дела ранее арендная плата рассчитывалась в соответствии с постановлением правительства № 491-пп (в редакции от 08.07.2020 № 243-пп), то есть со ставками арендной платы, утвержденными указанным постановлением и коэффициентами, утверждаемыми органами местного самоуправления муниципальных образований ЕАО (пункты 4, 6 Порядка).
При этом, решением суда ЕАО от 28.12.2020 по делу № 3а-54/2020 по административным искам индивидуального предпринимателя Онащенко Е.В. и индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства В. о признании постановления правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № 491-пп (в редакции от 08.07.2020 № 243-пп) недействующим в части, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 по делу № 66а-547/2021, кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2022 по делу № 88а-11099/2020 установлено, что оспариваемые ставки арендной платы (Спм) равны средним УПКС земельных участков по сегменту «Сельскохозяйственное использование» по соответствующим муниципальным районам.
Указанные средние УПКС рассчитаны на основании распоряжения правительства ЕАО от 02.08.2018 № 244-рп «О проведении государственной кадастровой оценки на территории ЕАО» ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации ЕАО» в отчёте от 07.11.2019 № 01-2019/ЗУ «Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения на территории Еврейской автономной области».
Согласно данному отчёту удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) - это расчётная величина, отражающая кадастровую стоимость единицы площади (1 кв.м) земельного участка.
Указанный отчёт изготовлен с целью установления кадастровой стоимости определённых объектов недвижимости и содержит многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков Еврейской автономной области, в том числе анализ макроэкономической ситуации области и муниципальных районов, входящих в её состав, рынка земельных участков, рынка купли-продажи земельных участков, обоснование выбора подходов и методов определения кадастровой стоимости.
Между тем, в отчёте отсутствует какое-либо упоминание об анализе рынка аренды (сравнительный анализ сумм арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по действующим договорам аренды в разрезе категорий арендаторов, анализ судебной практики по делам о правоотношениях, в отношении которых возник спор), в том числе соответствующих расчётов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величин оспариваемых ставок арендной платы (Спм).
В связи с этим, суд пришёл к выводу, что административным ответчиком правительством ЕАО не представлены доказательства соблюдение принципа экономической обоснованности оспариваемых административными истцами ставок арендной платы (Спм) за земельные участки на территории Ленинского района в размере 4,72 руб., на территории Октябрьского района - 4,04 руб., на территории Биробиджанского района - 4,55 руб. (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» в Приложении № 1 к Порядку), установленного постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
В связи с чем признал ставки арендной платы (Спм) за земельные участки на территории Ленинского района в размере 4,72 руб., на территории Октябрьского района - 4,04 руб., на территории Биробиджанского района - 4,55 руб. (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур») в Приложении № 1 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утверждённому постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № 491-пп (в редакции от 08.07.2020 № 243-пп) не действующими со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.
При указанных обстоятельствах, использование УПКС при установлении оспариваемых ставок само по себе об экономической обоснованности не свидетельствует.
Также постановлением правительства ЕАО от 23.08.2021 № 284-пп «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № 491-пп» (далее - постановление от 23.08.2021 № 284-пп) в Порядок внесены следующие изменения:
В приложении № 1 в пункте 1 строка 1.1 «Растениеводство», строка 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», которыми установлены ставки арендной платы по Ленинскому, Октябрьскому, Биробиджанскому районам, ставки арендной платы с 4,72 руб.; 4,04 руб.; 4,55 руб. соответственно, заменены строкой, в которой по указанным районам указана новая ставка арендной платы - 3,91 руб.
Решением суда ЕАО от 10.02.2022 № 3а-10/2022 по административным искам ИП Онащенко Е.В., ИП - главы крестьянского (фермерского) хозяйства В., ООО <...> о признании постановления правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № 491-пп (в редакции от 08.07.2020 № 243-пп) «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» недействующим в части, постановления правительства ЕАО от 23.08.2021 № 248-пп «О внесении изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» недействующим в части, измененным апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 № 66а-547/2021 согласно которому указанное выше решение суда ЕАО изменено, признаны недействующими ставки арендной платы (Спм) за земельные участки на территории Ленинского района, Октябрьского района, Биробиджанского района в размере 3,91 руб. (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур») в Приложении № 1 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № 491-пп (в редакции постановления правительства Еврейской автономной области от 23.08.2021 № 284-пп) со дня принятия постановления правительства Еврейской автономной области от 23.08.2021 № 284-пп. Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2022 № 88а-11099/2021 указанные выше судебные постановления оставлены без изменения.
При этом ранее установленные решением Собрания депутатов Собранием депутатов от 31.01.2020 № 8 коэффициент, учитывающий виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без торгов» для видов разрешенного использования земельного участка «Растениеводство», «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» в размере 0,012, действующий с 01.01.2020 по 29.02.2020, и в размере 0,024, действующий в приложении с 01.03.2020, решением суда ЕАО от 31.03.2021 по делу № 3а-11/2021 по административным искам А., главы крестьянского (фермерского) хозяйства П., главы крестьянского (фермерского) хозяйства Л. о признании решения Собрания депутатов от 31.01.2020 № 8 (в редакции от 05.03.2020) «Об утверждении коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без торгов» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части (с учетом апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 по делу № 66а-674/2021) признаны не действующими как экономически необоснованные с даты вынесения апелляционного определения.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено, что ранее установленные ставки арендной платы и коэффициенты также в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 были экономически необоснованными.
Также административным ответчиком не представлено доказательств экономической обоснованности установления коэффициента, используемого в формуле для расчета арендной платы, поскольку из экономического обоснования не следует, что при его определении производились какие-либо расчеты, а следует, что базовый максимальный коэффициент установлен методом подбора (л.д. 174 об.).
В связи с этим, суд приходит к выводу, что административным ответчиком Собранием депутатов не представлены доказательства соблюдения принципа экономической обоснованности оспариваемых административным истцом ставок арендной платы и коэффициентов на территории муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение», установленного постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Проверяя оспариваемое в части решение принципу предсказуемости расчетов суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 10 Методических рекомендаций установлено, что в целях реализации принципа предсказуемости порядок определения размера арендной платы может основываться как на ставках арендной платы, так и на повышающих или понижающих коэффициентах, применяемых в случаях, предусмотренных порядком определения размера арендной платы.
Из оспариваемого решения следует, что ставки арендной платы для видов разрешенного использования земельного участка: «Растениеводство», «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» установлены в минимальном значении - 4,51 руб. за 1 кв. м, в средневзвешенном по площади значении - 4,53 руб. за 1 кв. м, максимальном значении - 4,71 руб. за 1 кв. м.
При этом из экономического обоснования следует, что минимальное значение предлагается для предоставления в аренду целинных земельных участков, которые ранее не возделывались с учетом предоставления возможности «льготного периода» использования данной ставки до трех лет. Средневзвешенное значение предлагается использовать для предоставления в аренду земельных участков, по которым ранее были заключены договоры, либо в случаях переоформления ранее действующих договоров, а также на участки, введенные в оборот, после истечения срока «льготного периода» использования. Максимальное значение предполагается использовать при предоставлении в аренду особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. В соответствии со статьей 79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (л.д. 173).
При этом оспариваемое в части решение не содержит конкретных условий, при которых возможно установление административным ответчиком ставок арендной платы за пользование земельными участками с видом разрешенного использования «Растениеводство», «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» в минимальном, средневзвешенном или максимальном размере, а также не приведены основания для применения их конкретного значения, что противоречит предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 и Методическим указаниям принципу предсказуемости расчета.
Кроме того, из информации по росту арендной платы с 2020 по 2023 годы по видам разрешенного использования «Растениеводство», «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур) за 1 га, за подписью начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района Д. следует, что по Бирофельдскому сельскому поселению в 2020 году арендная плата составляла 1005 рублей, в 2021 - 1056,3 рублей, в 2022 - 1044,13 рублей, в 2023 - 1041,9 рублей по средневзвешенному значению (л.д. 92).
Из расчетов арендной платы за земельные участки по договорам аренды от 20.01.2015 № <...> и № <...> следует, что арендная плата за 2020 год составила - 1 173 043,43 руб. и 570 414,82 руб.; за 2021 год - 1 236 007,81 руб. и 601 032,46 руб., за 2022 год - 1 221 766,24 руб. и 594 107,23 руб., за 2023 год - 1 219 156,05 руб. и 592 837,97 руб. соответственно (л.д. 86-91).
Вместе с тем, из постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.12.2022 по иску администрации Биробиджанского муниципального района к ИП Онащенко Е.В. о взыскании основного долга по договору аренды земли от 20.01.20151 № <...> в размере 1 116 336,06 руб. за 2020 год, неустойки за просрочку внесения арендных платежей в размере 69 535 руб. за период с 26.09.2020 по 31.12.2020; основного долга по договору аренды от 20.01.2015 № <...> в размере 542 839,78 руб. за 2020 год, неустойки за просрочку внесения арендных платежей в размере 33 808 руб. за период с 26.09.2020 по 31.12.2020, расторжении договоров аренды, возврате земельных участков следует, что решение Арбитражного суда ЕАО от 19.07.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022, в удовлетворении иска отказано в полном объеме. При этом суды исходили из того, что решением суда ЕАО от 28.12.2020 по делу 3а-54/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 оспариваемые ставки арендной платы признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу по мотиву нарушения при их установлении принципа экономической обоснованности. С учетом правового подхода, сформированном в пункте 10 раздела IV Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 06.07.2016, а также в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 06.07.2018 № 29-П, ввиду отсутствия правовых оснований для применения ставок арендной платы за земельные участки, установленных в Приложении № 1 к постановлению № 491-пп, к расчету арендной платы по спорным договорам за период 2020 года, с целью исключения неопределенности в правоотношениях сторон по настоящему спору, суды пришли к выводу о применении в рассматриваемом случае формулы, регламентированной законом ЕАО от 01.07.2015 № 747-ОЗ «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (ранее действующий нормативный правовой акт) (далее - закон ЕАО № 747-ОЗ).
Кассационная коллегия поддержала указанный вывод, указав, что размер арендной платы за земельные участки согласно указанного закона устанавливается в годовом исчислении и рассчитывается по формуле: A = V x K, где: A - арендная плата за земельный участок (рублей в год); V - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); K - коэффициент, учитывающий виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке (далее - коэффициент).
Иного нормативного акта, регулирующего порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории ЕАО и предоставленные в аренду без торгов, не имеется.
Произведя расчет арендной платы по договорам аренды земель от 20.01.2015 № <...> и № <...> в соответствии с положениями закона ЕАО № 747-ОЗ, установив, что у предпринимателя имелась переплата в размере 84 282,42 руб., суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации.
Из расчетов арендной платы за 2020 год по договорам аренды земель от 20.01.2015 № <...> и № <...> в соответствии с законом ЕАО № 747-ОЗ следует, что размер арендной платы составляет 60 359,67 руб. и 29 351,04 руб. соответственно (л.д. 79).
С учетом вышеуказанных судебных постановлений судом установлено, что по договорам аренды земель от 20.01.2015 № <...> и № <...> имеется рост арендной платы, что также свидетельствует о нарушении прав административного ответчика оспариваемым в части решением.
Таким образом, административные требования подлежат удовлетворению, поскольку в данной части оспариваемое решение от 25.02.2022 № 12 не соответствует нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а именно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 и нарушает права административного истца на экономически обоснованную арендную плату за землю.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При этом согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, сформулированной им в пункте 38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу; при этом обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, при определении момента, с которого следует признать недействующими оспариваемые части нормативного правового акта, суд приходит к выводу о признании их недействующими со дня вступления в силу решения по настоящему делу в связи с применением нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку действие решения от 25.02.2022 № 12 распространялось на правовые отношения, возникшие с 01.03.2022 и оспариваемые ставки коэффициент применялись органом администрацией Биробиджанского муниципального района при начислении арендной платы за землю.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании Биробиджанского муниципального района -Межмуниципальном информационном бюллетене Биробиджанского муниципального района и (или) на официальном сайте муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования индивидуального предпринимателя Онащенко Е. В. о признании решения Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области от 25.02.2022 № 12 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования на земельных участках, находящихся в собственности Биробиджанского муниципального района, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 1.1, 1.2 приложения 6 к решению Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области от 25.02.2022 № 12 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования на земельных участках, находящихся в собственности Биробиджанского муниципального района, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов».
Возложить на Собрание депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения в периодическом печатном издании Биробиджанского муниципального района - Межмуниципальном информационном бюллетене Биробиджанского муниципального района и (или) разместить его на официальном сайте муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2023