ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/17 от 17.03.2017 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-1/2017

г. Кызыл 17 марта 2017 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

с участием прокурора Чадамба Д.О.,

при секретаре Монгуш А.А.,

с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, представителя административного истца ФИО2 - ФИО3, представителя административного ответчика – Правительства Республики Тыва по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО5, ФИО2 к Правительству Республики Тыва о признании недействительными постановления Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года №667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2015 годы» и постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года №159 «О внесении изменений в постановление Правительства РТ от 30 ноября 2012 года №667» в части включения 2-хэтажного жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения,

у с т а н о в и л :

Административные истцы ФИО1, ФИО5, ФИО2 обратились в суд с административным иском (с учетом уточнения требований) к Правительству Республики Тыва о признании недействительными постановления Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года №667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2015 годы» и постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года №159 «О внесении изменений в постановление Правительства РТ от 30 ноября 2012 года №667» в части включения 2-хэтажного жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, указав на то, что вышеуказанными нормативными правовыми актами жилой дом, расположенный по адресу: **, подлежит сносу, а проживающие в нём граждане выселению с предоставлением другого жилого помещения. Истцы являются собственниками квартир, расположенных в **. Считают его пригодным для проживания, не находящимся в аварийном состоянии, указывают, что нарушен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Собственники помещений соответствующих заявлений не подавали, к участию в работе комиссии не привлекались, акт обследования и заключение собственникам не вручались, в прессе не публиковались. Вышеуказанные оспариваемые нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству. Просят признать недействительными постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года №667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2015 годы» и постановление Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года №159 «О внесении изменений в постановление Правительства РТ от 30 ноября 2012 года №667» в части включения 2-хэтажного жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, представитель истца ФИО2 - ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования полностью поддержали.

Представитель административного ответчика – Правительства Республики Тыва ФИО4, действующая по доверенности, с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.

Административный истец ФИО5, представители заинтересованных лиц - Мэрии города Кызыла и Муниципальной межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной постановлением мэра г. Кызыла от 28.11.2008 года № 1742, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г. (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

По смыслу части 2 статьи 16 указанного Федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Постановлениями Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2015 годы» и от 21 апреля 2014 года № 159 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667» жилой дом, находящийся по адресу: **, включён в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.

Указанные нормативные правовые акты были опубликованы в официальном издании в приложении к газете "Тувинская правда» "Нормативные акты Республики Тыва", N 46, 11.12.2012 г. и N 15, 25.04.2014 г., соответственно.

Согласно статье 15 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года № 95 ВХ-1, Правительство Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, настоящим Конституционным законом, законами Республики Тыва, указами Главы - Председателя Правительства Республики Тыва издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Тыва. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Тыва.

Из анализа вышеуказанных норм законодательства и текста оспариваемых актов следует, что оспариваемые заявителями постановления Правительства Республики Тыва приняты Правительством Республики Тыва в пределах своих полномочий, являются нормативными правовыми актами, так как они изданы в установленном порядке органом государственной власти, опубликованы в официальном издании, содержат правовые нормы обязательные для неопределённого круга лиц, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. Оспариваемые постановления нарушают права и законные интересы административных истцов, поскольку они являются собственниками помещений в доме, который на основании указанных постановлений может быть снесён.

По указанным основаниям доводы представителя административного ответчика – Правительства Республики Тыва о том, что оспариваемые постановления не являются нормативными правовыми актами, являются несостоятельными.

Как установлено судом, административные истцы ФИО1, ФИО2 являются собственниками квартир в жилом доме по адресу: **, а административный истец ФИО5 является собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже указанного жилого дома.

9 декабря 2008 года межведомственная комиссия в составе 11 человек, назначенная постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года № 1742, провела обследование помещений по адресу: **, и составила акт.

Заключением межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года, составленным на основании акта обследования от 9 декабря 2008 года, жилой дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признаётся аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также регламентирует деятельность межведомственной комиссии, устанавливает порядок и требования к проведению оценки объектов.

В соответствии с пунктом 48 и абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции от 02.08.2007 года), по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2016 года административное исковое заявление ФИО1, ФИО5, ФИО2 удовлетворено, признаны недействующими со дня вступления в законную силу заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года о признании многоквартирного жилого дома по адресу: **, аварийным и подлежащим сносу; постановление Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 г. с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва от 19 января 2017 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2016 года изменено, признано незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО1, ФИО5 заключение от 16 декабря 2008 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра г. Кызыла от 28.11.2008 года № 1742, о признании многоквартирного жилого дома по адресу: **, аварийным и подлежащим сносу.

Указанным судебным постановлением установлено, что заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года не соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Таким образом, вышеприведенное заключение, послужившее основанием для включения спорного многоквартирного дома в вышеуказанную республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда признано незаконным вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва от 19 января 2017 года ввиду нарушения установленного законодательством порядка.

При таком положении спорный дом, как не признанный на момент включения в республиканскую адресную программу в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, не может быть отнесен к домам, непригодным для постоянного проживания и, соответственно, включение его в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда оспариваемыми нормативными правовыми актами противоречит приведенному выше федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах административные исковые требования ФИО1, ФИО5, ФИО2 в части признания недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 в части включения спорного многоквартирного жилого дома в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения являются обоснованными.

Вместе с тем суд считает, что требования истцов о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года № 159 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667» удовлетворению не подлежит, поскольку указанным постановлением вносились изменения в постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667, то есть изменялась редакция постановления Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667, поэтому оснований для отдельного признания указанного постановления недействующим в части включения спорного жилого дома в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения суд не усматривает, в связи с этим, удовлетворяя требования истцов о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 в части включения спорного многоквартирного жилого дома в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, суд исходит из его редакции в постановлении Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года № 159.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2015 годы» (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года №159) применялось, суд считает необходимым признать его недействующим в части включения 2-хэтажного жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газетах "Тувинская правда", "Шын", а также размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (GOV.TUVA.RU).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО5, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года № 667 «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2015 годы» (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года №159) в части включения 2-хэтажного жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов и Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газетах "Тувинская правда", "Шын", а также размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (GOV.TUVA.RU).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 22 марта 2017 года.

Судья Т.В. Кунгаа