№ 3а-1/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего: Михеевой С.Н.
при секретаре: Давыдовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 февраля 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Истигешева Бориса Антоновича к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истигешев Б.А. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под цехом по переработке леса, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является арендатором указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.08.2014 г составляет 3 914 216,48 рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей. Согласно требованиям ст. 66 п. 3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно выше их рыночной стоимости, в связи с чем, нарушает его права, поскольку расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца, ФИО8., действующий на основании доверенности от 07.11.2017, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.
Представитель администрации Калтанского городского округа, МКУ «КУМИ администрации Калтанского городского округа, в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 247 ч. 4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, свидетеля, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из материалов дела, Истигешев Б.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под цехом по переработке леса, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.07.2017 датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 01.08.2014г, сведения о которой были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31.12.2015, и составляет 3 914 216,48 рублей (л.д.15).
Согласно кадастровому делу, предоставленному ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области следует, что земельный участок с кадастровым номером № является учтенным, поставлен на кадастровый учет 21.09.2011. Очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены на основании решения КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».
Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного <данные изъяты> № №. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014г. Рыночная стоимость названного земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 19-85).
Оценивая в совокупности, полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, очередные результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № является учтенным, поставлен на кадастровый учет 21.09.2011, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014г.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9., пояснила, что ею составлен отчет об определении рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости. Исследуя сайты и печатные издания ею были установлены объекты-аналоги, которые по своим характеристикам идентичны по отношению к исследуемому земельному участку. Необходимо учесть местоположение данного участка, который расположен в неликвидном районе поселка. В данном случае был применен метод корреляции, который исключает погрешность при расчете рыночной стоимости земельного участка. Ею были учтены все требования ФСО при составлении отчета и требования федерального законодательства об оценочной деятельности, что отражено в отчете.
Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка на дату оценки, оценщиком дана характеристика объекта оценки с учетом локальных особенностей расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО №1,2,3,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.
В своей совокупности представленные стороной истца доказательства не противоречат друг другу, подтверждают доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
При этом, административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины рыночной стоимости спорного земельного участка либо возражений относительно представленных доказательств.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку расчет арендной платы производится исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах требования Истигешева Б.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Истигешева Бориса Антоновича – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под цехом по переработке леса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014.
Датой обращения Истигешева Б.А. в суд считать 27.12.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.02.2018г.