ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/18 от 24.01.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-1/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2018 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре: Гончаровой Е.А.,

с участием: прокурора Неудахина С.Б., представителя административного ответчикам ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора города Севастополя о признании недействующим распоряжения Губернатора города Севастополя от 01.09.2017 г. № 179– РГ «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора г. Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжения Губернатора города Севастополя от 01.09.2017 г. № 179 – РГ «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения» (далее – Распоряжение).

В обоснование административного иска указано, что оспариваемое Распоряжение принято с нарушением требований к форме нормативных правовых актов Губернатора г. Севастополя и порядку введения в действие. Оспариваемое распоряжение Губернатора города Севастополя по своему содержанию является нормативным правовым актом. В соответствии с Законом города Севастополя от 29.09.2015 г. N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя" нормативные правовые акты Губернатора г. Севастополя должны приниматься в форме указов и вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Между тем в Распоряжении указано, что оно вступает в силу со дня его подписания.

В судебном заседании прокурор на доводах административного иска настаивал.

Представитель Губернатора г. Севастополя возражал против удовлетворения административного иска, считая, что Распоряжение не является нормативным правовым актом, а направлено на организацию работы исполнительного органа государственной власти города Севастополя. Кроме того, несоответствие только формы нормативного правового акта Губернатора г. Севастополя не может являться основанием к признанию его недействующим.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Оспариваемым Распоряжением Губернатором г. Севастополя утвержден перечень должностных лиц Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 11.1 (Осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест) и 11.2 (Осуществление торговой деятельности, оказание услуг без документов, подтверждающих право размещения нестационарных торговых объектов) Закона города Севастополя от 17.04.2015 г. N 130-ЗС "Об административных правонарушениях".

Распоряжение принято, как в нем указано, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 17.04.2015 N 130-ЗС "Об административных правонарушениях", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя".

Из материалов дела следует, что Распоряжение опубликовано на официальном сайте Правительства г. Севастополя 04.09.2017 г.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 14 Закона г. Севастополя от 17.04.2015 г. N 130-ЗС "Об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.1, 11.2 настоящего Закона, составляются должностными лицами исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере потребительского рынка и лицензирования.

Кроме того, ч. 2 ст. 3 данного Закона N 130-ЗС определено, что к полномочия Правительства Севастополя в сфере законодательства об административных правонарушениях отнесено принятие нормативных правовых актов по вопросам организации деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя и должностных лиц, уполномоченных на профилактику и пресечение административных правонарушений, предусмотренных настоящим Законом.

В силу Устава города Севастополя, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014 г., Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя (ч. 1 ст. 24).

Губернатор города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов города Севастополя издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории города Севастополя. Указы и распоряжения Губернатора города Севастополя не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам города Севастополя (ч.1, 2 ст.27).

Таким образом, оспариваемое Распоряжение принято Губернатором города Севастополя в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Распоряжение принято во исполнение Закона г. Севастополя от 17.04.2015 г. N 130-ЗС "Об административных правонарушениях" и по своему содержанию дополняет положения приведенной выше ч. 3.2 ст. 14 этого Закона, конкретизируя перечень должностных лиц Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения.

Соответственно Распоряжение, направленное на реализацию закона города Севастополя, является подзаконным нормативным правовым актом.

В г. Севастополе принят Закон города от 29.09.2015 г. № 185 – ЗС «О правовых актах города Севастополя» (далее – Закон №185-ЗС), устанавливающий систему правовых актов города и определяющий общие требования к их разработке, проведению экспертизы проектов законов, принятию (изданию), опубликованию и вступлению в силу правовых актов города Севастополя.

В соответствии с указанным Законом № 185–ЗС нормативные правовые акты города Севастополя (далее - нормативные правовые акты) - письменные официальные документы, принятые (изданные) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленные на установление, изменение или отмену правовых норм; подзаконные нормативные правовые акты города Севастополя (далее - подзаконные нормативные правовые акты) - правовые акты, направленные на реализацию федерального законодательства, Устава города Севастополя, законов города Севастополя (п. 2, 3 ст. 1).

Губернатор города Севастополя, органы государственной власти города Севастополя (должностные лица) являются субъектами правотворчества в части принятия (издания) подзаконных нормативных правовых актов и правовых актов организационно-распорядительного характера и индивидуального действия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя (п. 3 ст. 3).

Законом № 185–ЗС определено, что указы Губернатора города Севастополя - правовые акты, издаваемые Губернатором города Севастополя по вопросам нормативного характера (пп. «б» п. 4 ч. 2 ст. 5).

Кроме того, Законом № 185–ЗС установлено, что органами государственной власти города Севастополя (должностными лицами) могут также приниматься правовые акты организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным к их компетенции, с соблюдением формы и вида, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя (ч. 3 ст. 11).

Указанным выше законодательством, регламентирующим законотворческую деятельность в г. Севастополе, требования к правовым особенностям распоряжения Губернатора города прямо не установлены.

Данный вопрос урегулирован в п. 5.1 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24 ноября 2015 г. N 1084-ПП, в соответствии с которым указы Губернатора - нормативные правовые акты по вопросам, регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом города Севастополя и законами города Севастополя отнесено к компетенции Губернатора; распоряжения Губернатора - правовые акты по вопросам организации работы Правительства Севастополя, иных исполнительных органов, не являющиеся нормативными правовыми и издаваемые по вопросам, не подпадающим под сферы, регулирование которых осуществляется указами Губернатора.

Между тем из содержания п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что наименование нормативного правового акта (за исключением акта, принятого в форме закона) не является определяющим фактором при решении вопроса о соответствии его законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ требования об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части подлежат удовлетворению только в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как указано выше, законодательством прямо не определена форма нормативного правового акта об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения.

В Уставе города Севастополя и названных выше законах города не приведено понятие распоряжения Губернатора города и не установлено запрета на принятие Губернатором города распоряжений по вопросам нормативного характера, отнесенным к его компетенции.

Правовые особенности распоряжений Губернатора города, что это правовые акты не являющиеся нормативными правовыми, определены только в Регламенте Правительства Севастополя, утвержденном Постановлением Правительства Севастополя от 24 ноября 2015 г. N 1084-ПП, которое в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 185–ЗС по юридической силе находится ниже нормативных правовых актов Губернатора г. Севастополя.

Таким образом судом не установлено противоречий оспариваемого распоряжения Губернатора города нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Также не влечет признание оспариваемого Распоряжения не действующим то обстоятельство, что оно опубликовано позже указанной в нем даты вступления в силу.

В соответствии с ч. 3, 5 ст. 37 Закона №185-ЗС правовые акты Губернатора города вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом правовом акте.

Согласно ч. 8 указанной статьи, если правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, за исключением случаев, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Поскольку, с учетом приведенной нормы, неопределенности с моментом вступления в силу оспариваемого Распоряжения не существует, оно не может быть признано не действующим.

При этом доводы прокурора о том, что Распоряжение в соответствии с положениями ч. 4 ст. 37 Закона №185-ЗС вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования суд считает необоснованными, поскольку данной нормой установлено правило вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Оспариваемое Распоряжение непосредственно права, свободы и обязанности человека и гражданина не затрагивает. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 130-ЗС положения Распоряжения направлены на организацию деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя и должностных лиц, уполномоченных на профилактику и пресечение административных правонарушений. Соответственно Распоряжение вступило в силу по приведенным выше правилам ч. 8 ст. 37 Закона №185-ЗС.

Учитывая изложенное, поскольку Распоряжение от 01.09.2017 № 179- РГ принято Губернатором Севастополя в пределах его компетенции и с соблюдением порядка принятия, не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Первому заместителю прокурора города Севастополя в удовлетворении административного иска о признании недействующим распоряжения Губернатора города Севастополя от 01.09.2017 г. № 179 – РГ «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения» отказать.

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Губернатором Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Губернатора Севастополя, в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В. Бабич