ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/19 от 15.01.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-1/2019

Решение

Именем Российской Федерации

15 января 2019 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.,

с участием прокурора Гагариной М.А.,

представителей: административного ответчика - Министерства транспорта Тверской области ФИО7.,

заинтересованного лица – Правительства Тверской области ФИО8.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тверской области об оспаривании приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача и переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области»,

установил:

Приказом Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача и переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области».

Данный приказ опубликован в газете «Тверская жизнь» от 19 июля 2014 года № 134.

27 сентября 2018 года прокурор Тверской области обратился в суд с административным иском о признании недействующими: абзаца 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп в части вступления приказа в силу со дня его подписания; а также следующих положений утвержденного им Регламента: абзаца 1 подпункта «б», пункта 32 в части слов «в том числе», абзаца 3 подпункта «б» пункта 32, первого предложения пункта 33, третьего предложения пункта 34 в части слов «или иметь подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также исправления», подпункта «в» пункта 44 в части слов «или имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также исправления».

Заявленные требования мотивированы доводами о нарушении порядка введения данного приказа в действие и о наличии в содержании оспариваемых норм коррупциогенных факторов, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель Министерства транспорта Тверской области ФИО4 ходатайствовала о прекращении производства по делу в связи с тем, что нарушения, допущенные при принятии оспариваемого нормативного акта, устранены путем внесения соответствующих изменений в утвержденный им Административный регламент. В части абзаца 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп представитель административного ответчика пояснила, что данное положение нормативного правового акта не нарушает чьи-либо права и интересы, в связи с чем оснований для внесения в него изменений, как и для признания его недействующим в судебном порядке не имеется.

Аналогичные доводы приведены представителем заинтересованного лица – Правительства Тверской области ФИО3

Прокурор ФИО5 не возражала против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу в части оспаривания приведенных в иске положений Административного регламента, поддержала исковые требования в остальной части.

Представитель заинтересованного лица – Министерства экономического развития Тверской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Определением суда от 15 января 2019 года производство по делу в части оспаривания отдельных положений Административного регламента, утвержденного приказом Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп, прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что указанные нормы Административного регламента изменены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, предметом судебного разбирательства является вопрос о законности абзаца 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп в той части, которая предусматривает, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Требования, предъявляемые к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, установлены Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу предписаний статьи 9 данного Федерального закона деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1).

Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 8).

Отдельные отношения в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области урегулированы Законом Тверской области от 28 декабря 2011 года № 89-ЗО «О регулировании отдельных отношений в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области».

Статьей 2 данного закона предусмотрено, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере транспорта и дорожной деятельности.

Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются Правительством Тверской области.

Пунктом 1 постановления Правительства Тверской области от 10 ноября 2011 года № 183-пп «О мерах по государственному регулированию деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области» Министерство транспорта Тверской области уполномочено на выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области, а пунктом 2 утвержден Порядок подачи заявления, выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области.

Таким образом, оспариваемый приказ Министерства издан уполномоченным органом, действовавшим на основания приведенных норм федерального и регионального законодательства, а также частей 1, 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Администрации Тверской области от 13 декабря 2010 года № 612-па «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг», подпункта «ш» пункта 8 раздела III Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп.

Требования к форме, виду и порядку опубликования приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп, содержащего нормы в отношении неопределенного круга лиц, а потому являющегося нормативным правовым актом, соблюдены.

Вместе с тем, абзац 1 пункта 6 оспариваемого приказа в части, устанавливающей, что данный приказ вступает в силу со дня его подписания до дня его официального опубликования, противоречит действующему законодательству.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носит императивный характер и в равной мере распространяется на все законы и другие нормативные акты как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 8, 12 Закона Терской области от 16 марта 2004 года № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области» виды нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, порядок их подготовки и принятия нормативных правовых актов устанавливаются Правительством Тверской области.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 14 названного закона в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 года, официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области считается их первая публикация в официальном печатном органе, определяемом Администрацией Тверской области. Нормативные правовые акты Тверской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.

Согласно пункту 5 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 23 июня 2009 года № 260-па, в случае если нормативным правовым актом исполнительного органа затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, в данном правовом акте указывается, что он вступает в силу со дня его официального опубликования или в иной, более поздний срок.

Оспариваемый нормативный правовой акт, принятый 07 июля 2014 года, официально опубликован 19 июля 2014 года.

Таким образом, абзац 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп в части, которая устанавливает иную дату вступления его в силу - со дня подписания, противоречит установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, в связи с чем, учитывая нормативный характер данного положения, затрагивающего права и интересы неопределенного круга лиц, подлежит признанию не действующим со дня издания данного приказа.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Тверской области удовлетворить частично.

Признать абзац 1 пункта 6 приказа Министерства транспорта Тверской области от 07 июля 2014 года № 144-нп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача и переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области» в части вступления приказа в силу со дня его подписания - не действующим со дня его издания.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Тверская жизнь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 18 января 2019 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова