ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/19 от 16.01.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-1/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2019 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием прокурора Ведмидь А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному иску О.Ю., Т.Н., В.Г., В.В., С.В., Ю.С., А.К., М.А., И.С., В.Г., С.Н., Г.Н., А.О., С.В., А.В., Е.В., И.Д., Э.Н., Н.Н., А.А., Н.М., А.А., Е.О., А.Ю., О.Б., М.С., Н.С., А.Г., О.В., И.В., И.В., А.Н., И.А., Е.Н. о признании недействующим в части Постановления Правительства Севастополя № 66-ПП от 08.02.2018 года «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи»,

установил:

Постановлением Правительства Севастополя № 66-ПП от 08 февраля 2018 года «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя создан государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Ласпи» общей площадью 1 232,74 га, утверждены его границы в соответствии с координатами характерных точек, согласно которым заказник включает в себя 10 контуров (приложение № 1), Положение о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения «Ласпи» (приложение № 2). В приложении № 3 содержится Перечень земельных участков, расположенных на территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи», среди которых значиться земельный участок площадью 1 157 042 кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов; «Отдых (рекреация)», (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0).

О.Ю., Т.Н., В.Г., В.В., С.В., Ю.С., А.К., М.А., И.С., В.Г., С.Н., Г.Н., А.О., С.В., А.В., Е.В., И.Д., Э.Н., Н.Н. ., А.А., Н.М., А.А., Е.О., А.Ю., О.Б., М.С., Н.С., А.Г., О.В., И.В., И.В., А.Н., И.А., Е.Н. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления Правительства Севастополя № 66-ПП от 08.02.2018 года «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» в части включения в границы государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» земельного участка площадью 1 157 042 кв.м. с кадастровым номером .

Административные истцы полагают, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит части 6 статьи 2, части 2 статьи 22, части 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статье 6 Закона города Севастополя от 15.12.2015г. № 212-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в городе Севастополе», статьям 18, 35, 36 Конституции Российской Федерации, статьям 12, 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьям 11.2, 11.3, 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 38, 39 Федерального закона Российской Федерации № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», статьям 2,6,8 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС), а также нарушает их права как собственников земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, в связи с чем подлежит признанию недействующим с момента его принятия. В частности, истцы указывают, что их право собственности на объекты недвижимости признано и подтверждено законодательством РФ, является ранее возникшими, а земельные участки – ранее учтенными. Однако Правительством Севастополя в нарушение вышеперечисленных норм законодательства при создании заказника «Ласпи» и принятии оспариваемого нормативного правого акта не указаны сведения об участках и строениях истцов, попадающих в территорию заказника, а также прямо не определено, будет ли осуществляться у них изъятие таких участков. У истцов как собственников земельных участков не спросили согласия при образовании земельного участка с кадастровым номером , находящегося на территории заказника, хотя данный участок налагается на ранее учтенные участки истцов. Также истцы обращают внимание на расхождения в площади заказника в оспариваемом Постановлении и материалах, обосновывающих создание заказника. Указанные действия ответчика свидетельствуют о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правого акта. Правительство Севастополя превысило свои полномочия при создании заказника, так как распорядилось землями граждан, не находящимися ни в государственной, ни в муниципальной собственности. Кроме того, истцы ссылаются на фактическое ограничение своих прав на землю и строения в связи с установленными на территории заказника ограничениями деятельности.

Административным ответчиком поданы письменные возражения на иск, в которых Правительство Севастополя настаивает на законности оспариваемого нормативного правового акта, принятого в пределах полномочий, с соблюдением положений законодательства Российской Федерации и субъекта об особо охраняемых природных территориях, создание заказника не предусматривало изъятие каких-либо земельных участков, попадающих в его границы. Также ссылается на то, что поскольку у большинства истцов вступившими в законную силу судебными решениями имевшиеся у них земельные участки истребованы в собственность субъекта Российской Федерации, то оспариваемый ими нормативный правовой акт не нарушает их права. В связи с изложенным, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Привлеченные судом к участию в деле заинтересованные лица - Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) представили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении коллективного административного иска отказать ввиду законности оспариваемого нормативного правового акта.

В судебном заседании административный истец О.Ю., одновременно являющаяся уполномоченным представителем всех административных истцов, административный истец В.Г. доводы иска поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Административные истцы Т.Н., В.В., С.В., Ю.С., А.К., М.А., И.С., В.Г., С.Н., Г.Н., А.О., С.В., А.В., Е.В., И.Д., Э.Н., Н.Н.., А.А., Н.М., А.А., Е.О., А.Ю., О.Б., М.С., Н.С., А.Г., О.В., И.В., И.В., А.Н., И.А., Е.Н. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Правительства Севастополя Е.А. с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, настаивал на законности оспариваемого Постановления и его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 просила в удовлетворении иска отказать ввиду его необоснованности и законности оспариваемого нормативного правого акта по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 14 ноября 2018 года.

Представители заинтересованных лиц - Общества с ограниченной ответственностью «Аршин», Государственного бюджетного учреждения Севастополя «Экологический центр», Минприроды России в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, заинтересованных лиц, специалистов - ФИО2 и ГБУС «Экологический центр» А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры города Севастополя Ведмидь А.И., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, и судебные прения, нахожу заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения, охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Аналогичная норма содержится и в статье 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее по тексту – ООПТ) регулируются положениями Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ).

С учетом особенностей режима ООПТ различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (подпункты «а» - «е» пункта 2 статьи 2), каждая из которых имеет собственный режим особой охраны.

В силу пункта 1,3 статьи 22 Закона № 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

На основании пункта 2 статьи 23 данного федерального закона создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 5 и 6 статьи 2 этого же федерального закона, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Следовательно, принятие решения о придании какой-либо территории правового статуса особо охраняемой территории регионального значения, об установлении ее границ и режима особой охраны находится в компетенции государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 24 Закона № 33-ФЗ регламентирован режим особой охраны территорий государственных природных заказников. Так, на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. При этом задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункты 1 и 3 указанной статьи).

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 года № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).

Перечисленным выше нормам федерального законодательства в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения корреспондируют положения Закона города Севастополя от 15.12.2015г. № 212-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в городе Севастополе» (статьи 4,5,6), согласно которым к полномочиям Правительства Севастополя в названной сфере относится создание особо охраняемых природных территорий.

Постановление Правительства Севастополя № 66-ПП от 08 февраля 2018 года «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» издано в соответствии с перечисленными выше требованиями законодательства во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания IV медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», проведенного Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» от 04 мая 2017 года № Пр-889, опубликовано 08 февраля 2018 года на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru, вступило в силу 19 февраля 2018 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя в пределах своих полномочий и компетенции, с соблюдением процедуры принятия.

Во исполнение положений статьи 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», Постановления Правительства Севастополя от 03 апреля 2015 года № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя» проект оспариваемого нормативного правого акта получил 13 июля 2017 года со стороны уполномоченного органа - Департамента экономики города Севастополя - положительное экспертное заключение о проведении оценки регулирующего воздействия. Согласно названному заключению принятие проекта акта позволит решить ряд задач, а именно, вопрос сохранения мест массового произрастания объектов растительного мира, занесенных в Красную Книгу, предотвращения незаконного строительства, определение и установление системы и запретов в отношении хозяйственной деятельности на территории заказника, поддержание экологического баланса в регионе. Принятие данного проекта акта не повлечет возникновение негативных социальных, экономических, политических и иных последствий, не ведет к невозможности исполнения субъектами предпринимательской деятельности возложенных на них обязанностей и к возникновению у указанных субъектов дополнительных расходов. Создание заказника не влечет изъятия земельных участков, включаемых в границу заказника. Положения акта не противоречат федеральному законодательству, законам и иным правовым актам города Севастополя (т. 8 л.д. 197-200).

Требования пункта 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ о необходимости согласования нормативного правового акта с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды также соблюдены.

Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219 является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Согласно материалам дела, Минприроды России рассмотрело и письмом от 31 мая 2017 года № 05-12-29/14617 согласовало представленный Севприроднадзором (разработчиком) 11 мая 2017 года № 3452/02-12 проект постановления Правительства Севастополя «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального назначения «Ласпи» (т. 7 л.д. 37).

Кроме того, заместитель Губернатора – председатель Правительства Севастополя ФИО3 письмом от 30 января 2018 года № 800/17/2-18 обратился в Минприроды России с вопросом о необходимости повторного направления на согласование указанного проекта постановления в связи с тем, что при проведении анализа имущественных и земельных отношений границы проектируемого заказника были незначительно откорректированы.

Минприроды России письмом от 01 февраля 2018 года № 12-29/2828 проинформировало Правительство Севастополя о том, что позиция Минприроды России, изложенная в письме от 31 мая 2017 года, является актуальной ввиду того, что режим особой охраны проектируемого заказника, определенный ранее, не изменился, повторное направление проекта постановления на согласование не требуется (т. 7 л.д. 46).

Изложенная выше позиция по вопросу согласования также подтверждена письмом Минприроды России, направленным 21 декабря 2018 года в адрес Севастопольского городского суда (т. 9 л.д. 134).

Тот факт, что проект оспариваемого нормативного правового акта направлялся 11 мая 2017 года на согласование в Минприроды России не Правительством Севастополя, а Севприроднадзором, не может повлечь неправомерность процедуры согласования, поскольку в соответствии с Планом мероприятий по созданию государственных природных заказников регионального значения «Ласпи» и «Караньский», утвержденного Распоряжением Правительства Севастополя от 14 июня 2016 года № 329-РП, ответственным исполнителем по согласованию с Минприроды России проектов указанных постановлений прямо определен Севприроднадзор (пункт 11 приложения № 1, т. 7 л.д. 2-9), что не противоречит действующему законодательству.

Ссылки административного истца О.Ю. на то, что поручение Президента России касалось обеспечения соблюдения ограниченного режима хозяйственной деятельности только на территории памятника природы регионального значения «Заповедное урочище «Скалы Ласпи», а не всего урочища «Ласпи», не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку, как указывалось выше, принятие решения о придании какой-либо природной территории правового статуса особо охраняемой регионального значения, об установлении ее границ, режима особой охраны находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, при том, что согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 18 апреля 2017 года № 4, а также Положению о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения Ласпи целью создания данного заказника является сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, растений, сохранение среды их обитания, путей миграции, мест гнездования, зимовки, поддержание экологического баланса, сохранение пейзажно-рекреационных свойств природного ландшафта.

Также при создании заказника соблюдены требования статей 12, 14, 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции от 28 декабря 2017 года, действующей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) (далее – Закон об экспертизе) о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня как одного из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. В частности, в рамках государственной программы города Севастополя «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города федерального значения Севастополя на 2015-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 26 июня 2015 года № 553-ПП, в соответствии с требованиями действующего законодательства проведены работы по комплексному экологическому обследованию участков территории в районе урочища Ласпи, обосновывающие присвоение этим территориям статуса особо охраняемых территорий регионального значения. Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 18 апреля 2017 года № 4, содержащее выводы о соответствии представленной документации экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, возможности реализации указанного объекта государственной экологической экспертизы, утверждено приказом Севприроднадзора от 24 апреля 2017 года № 069-р. Срок действия заключения установлен пять лет (т. 7 л.д. 29-36).

Во исполнение требований абзаца 5 подпункта 1 статьи 14 Закона об экспертизе в составе указанных материалов комплексного эколого-экономического обследования территории содержатся материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), в том числе, протокол общественных слушаний от 23.01.2017г. № 1 (т. 7 л.д. 20-28).

В соответствии со статьей 18 Закона об экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, уготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, основывающих намечаемую в связи е реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы, утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Доводы административных истцов об отсутствии комплексного экологического обследования участков территорий в районе урочища Ласпи площадью 1232,74 га, которая указана в оспариваемом нормативном правовом акте, основаны на неверном понимании закона и не свидетельствуют о нарушении порядка принятия акта, поскольку, как указывалось выше, такое обследование участков территорий в районе урочища Ласпи проведено, материалы комплексного эколого-экономического обследования территории, обосновывающие придание ей статуса заказника, прошли государственную экологическую экспертизу, получившую положительное заключение. Указанная в материалах обследования площадь планируемого ландшафтного заказника 1197,71 га является проектируемой, при том, что, как пояснил в судебном заседании опрошенный в качестве специалиста начальник отдела ФИО2., земельный участок с кадастровым номером (ориентировочно контур 3 в приложении № 1) изначально был включен в границы природного ландшафтного заказника Ласпи и внесен в соответствующий Перечень участков (приложение № 3), в связи с чем права истцов корректировкой площади и границ заказника не нарушены.

Также суд принимает во внимание, что названные изменения заказника (разница в площади заказника составляет 2,9 % в сторону увеличения) являются незначительными, в их результате ранее определенный режим особой охраны проектируемого заказника не изменился, как и степень негативного воздействия объекта на окружающую среду, в связи с чем не нарушена цель государственной экологической экспертизы в отношении настоящего объекта, определенная в статье 1 Закона об экспертизе как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Получение повторного заключения государственной экологической экспертизы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы Законом об экспертизе не предусмотрено.

В силу пункта 8 статьи 18 Закона об экспертизе заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. Однако заключение от 18 апреля 2017 года № 4 не оспорено ни административными истцами, ни другими лицами.

Как видно из материалов административного дела, другого заключения экологической экспертизы, опровергающего выводы вышеназванного заключения, суду первой инстанции в ходе разбирательства представлено не было.

Более того, проект оспариваемого нормативного правового акта о создании заказника Ласпи прошел согласование с Минприроды России, подтвердившего отсутствие необходимости повторного согласования проекта нормативного правового акта, откорректированного по границам и площади заказника.

Указания административных истцов о необходимости согласования проекта оспариваемого Постановления с Минэкономразвития России подлежат отклонению как несостоятельные. Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) была предусмотрена возможность установления до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенностей регулирования отдельных правоотношений по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, нормативных правовых актов Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не устанавливающих особенности нормативно-правового регулирования вышеуказанных отношений, частью 1 статьи 12.1Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ не предусмотрена.

Поскольку порядок создания государственных природных заказников определен специальным Федеральным законом от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», то по вопросам такого создания необходимо руководствоваться содержащимися в нем положениями, в соответствии с которыми необходимость согласования решения о создании государственного природного заказника с иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минэкономразвития России, кроме как в области обороны и безопасности государства, а также в области охраны окружающей среды, Федеральным законом № 33-ФЗ не предусмотрена.

Отсутствие необходимости согласования нормативного правового акта о создании на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» подтверждено сообщением Минэкономразвития России от 12 октября 2018 года в адрес Севастопольского городского суда (т. 8 л.д. 126-128).

Поскольку Федеральный закон № 33-ФЗ иных требований к порядку создания государственных природных заказников не предъявляет, а с уполномоченным федеральным органом такое согласование произведено, утверждения истцов о нарушении в этой части порядка принятия Постановления №66-П от 08 февраля 2018 года следует отклонить.

Ссылки административных истцов в подтверждение нарушения порядка принятия оспариваемого Постановления на то, что Правительство Севастополя при создании заказника не получило согласие граждан, имеющих земельные участки и объекты недвижимости на территории заказника, и фактически распорядилось землями таких граждан, находящихся у них в частной собственности, чем превысило свои полномочия, также подлежат отклонению как основанные на неверном понимании закона.

Согласно оспариваемому нормативному правовому акту, а также материалам комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих создание ООПТ регионального значения города Севастополя государственный природный заказник регионального значения «Ласпи», названный заказник создан на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя Балаклавского муниципального округа, категория земель – земли населенных пунктов, при этом, в границы ООПТ попадают зона лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, зона специальных зеленых насаждений, зона курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также поселения без статуса населенного пункта (курортно-оздоровительные комплексы), охраняемые археологические территории (гора Ильяс-Кая и Скалы Ласпи).

В соответствии с материалами дела, административные истцы являлись собственниками земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона Южного берега Крыма, 14Б/, категория земель – земли населенного пункта, поставленных на государственный кадастровый учет в период с 31.10.2014г. по 28.08.2015г., и зарегистрировавших право на них в период с 13.02.2015г. по 07.06.2017г. согласно документам, представленным истцами и сведениям из Севреестра. На части земельных участков у истцов имеются объекты недвижимости (т. 1 л.д. 136-249, т. 2 л.д. 1-252, т. 3 л.д. 1-91, т. 4 л.д. 3-16, 38-49, т. 8 л.д. 213-214, т. 9 л.д. 43-114).

Впоследствии вступившими в законную силу решениями Балаклавского районного суда города Севастополя у большинства истцов, кроме О.Б., А.Н., И.А., С.В., И.В. и О.В., их земельные участки истребованы в собственность субъекта РФ – города федерального значения Севастополя как полученные в собственность в нарушение требований законодательства Украины и России (т. 4 л.д. 136-262, т. 5 л.д. 1-266, т. 6 л.д. 1-269, т. 8 л.д. 213-214, 230-232, т. 9 л.д. 6-40).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» земли природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения в границах населенных пунктов отнесены к землям населенных пунктов.

Положения статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы, касающиеся понятия земель населенных пунктов и понятия их границ, не исключают наличия в пределах границ населенных пунктов особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное значение.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Положения статей 23, 24 Закона № 33-ФЗ и статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации допускают нахождение заказников на землях собственников, владельцев и иных пользователей.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как указывал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 16 февраля 2012 года № 321-О-О, положения законодательства, допускающие в отдельных случаях возможность нахождения в границах ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, направлены в том числе на реализацию гарантий, установленных статей 36 Конституции российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права и свободы.

Следовательно, само по себе включение земельных участков в границы заказника не может быть рассмотрено как нарушение прав собственников таких земельных участков, при том, что согласно материалам комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих создание ООПТ регионального значения города Севастополя государственный природный заказник регионального значения «Ласпи», а также пояснительной записке к проекту Постановления изъятие земельных участков у собственников, владельцев и пользователей не предусмотрено, что не противоречит пункту 2 статьи 22 Закона № 33-ФЗ, согласно которому объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Тот факт, что в оспариваемом нормативном правовом акте прямо не прописано, что изъятие земель не предусмотрено, не свидетельствует об обратном и не влечет его признание недействующим по данному основанию, поскольку не противоречит положениям статьи 22 Закона № 33-ФЗ.

Более того, законодательством не предусмотрено получение согласия на создание природного ландшафтного заказника, утверждение его границ и правовых режимов со всеми правообладателями земельных участков, находящихся на территории создаваемого заказника, в связи с чем доводы административных истцов в названной части подлежат отклонению.

Доводы административных истцов о незаконном формировании (утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) на принадлежащих им землях земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:1023 с видами разрешенного использования - «отдых (рекреация) и «использование лесов» и последующем оформлении на него права собственности субъекта, правового значения для определения законности порядка принятия оспариваемого Постановления не имеют, так как решение о создании земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:1023 оспариваемым нормативным правовым актом не принималось. Исходя из положений статьи 22 Закона № 33-ФЗ и оспариваемого нормативного правового акта, заказник не является земельным участком, а представляет собой территорию с особым режимом использования.

Ссылки истцов на то, что в приложении № 3 к оспариваемому нормативному правовому акту в Перечне земельных участков, расположенных на территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи», отсутствует указание на принадлежащие им земельные участки, также отмену Постановления не влекут, поскольку, как указывалось выше, создание заказника осуществлено без изъятия земель.

Являются несостоятельными доводы административных истцов о нарушении их конституционных гарантий прав собственников земельных участков в связи с установленными в Положении о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения «Ласпи» (приложение № 2 к Постановлению №66-П от 08 февраля 2018 года) ограничениями в использовании земельных участков и жилых домов.

Свобода реализации правообладателями вещных прав на землю (статья 36 Конституции Российской Федерации, статьи 209, 260, 261, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации) не является абсолютной и может осуществляться только в той мере, которая не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, не противоречит закону и законодательно установленным ограничениям оборота и использования земли.

Возможность ограничения прав и свобод правообладателей, населения, иных лиц при создании особо охраняемых природных территорий прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях.

Согласно пунктам 1, 3 и 5 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Разделом III Положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения «Ласпи» определен режим особой охраны заказника, включающий перечень видов деятельности, запрещенных как противоречащих целям и задачам заказника, а также отдельных видов деятельности, которые этому не противоречат и обеспечивают его функционирование, анализ содержания которых предписаниям федерального законодательства не противоречит.

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При изложенных выше обстоятельствах доводы коллективного административного иска о нарушении порядка создания государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи», а также о несоответствии принятого Постановления нормативным правовым актам высшей юридической силы своего подтверждения не нашли, в связи с чем законные основания для признания недействующим Постановления Правительства Севастополя № 66-ПП от 08.02.2018 года «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» в части включения в границы государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» земельного участка площадью 1 157 042 кв.м. с кадастровым номером отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований О.Ю., Т.Н., В.Г., В.В., С.В., Ю.С., А.К., М.А., И.С., В.Г., С.Н., Г.Н., А.О., С.В., А.В., Е.В., И.Д., Э.Н., Н.Н., А.А., Н.М., А.А., Е.О., А.Ю., О.Б., М.С., Н.С., А.Г., О.В., И.В., И.В., А.Н., И.А., Е.Н. о признании недействующим со дня принятия Постановления Правительства Севастополя № 66-ПП от 08.02.2018 года «О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» в части включения в границы государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» земельного участка площадью 1 157 042 кв.м. с кадастровым номером отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2019 года.

Судья Т.А. Артамонова