ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/19 от 29.01.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-1/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А.А.

при секретаре Калинкович И.С.

с участием прокурора Распоповой О.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 о признании недействующими пунктов 320, 321, 323, 324, 325, 329, 330, 333, 339, 347, 348, 351, 354, 356, 359 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533,

установил:

ФИО1, ФИО12, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 351, 333, 324, 354, 348, 329, 359, 347, 320, 350, 323, 356, 339, 330 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533.

ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 325 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533.

ФИО10 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 305 и 321 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533.

Определениями суда от 26.01.2018, 09.02.2018 административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование требований указано, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений в здании с кадастровым номером 11:05:0106041:22, расположенного по адресу: <...>. Административные истцы считают, что здание с кадастровым номером 11:05:0106041:22 не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, их помещения необоснованно включены в оспариваемый перечень; земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером 11:05:0106041:22, в котором расположены помещения административных истцов, относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для размещения многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями; часть здания, в котором расположены помещения административных истцов, связана общими коммуникациями с частью, в которой расположены жилые помещения; зданию присвоен один почтовый адрес с жилым домом.

Определением суда от 09.02.2018 принят отказ представителя административного истца ФИО10 ФИО14 от административного искового заявления о признании недействующим пункта 305 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533, а также от административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании недействующими пунктов 305, 321 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533. В указанной части производство по административному делу прекращено. ФИО10 возвращена уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

Определением суда от 09.02.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.

Определением суда от 10.01.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО ГО «Сыктывкар».

Определением суда от 29.01.2019 принят отказ административного истца ФИО13 и его представителя ФИО15 от административного искового заявления о признании недействующим пункта 350 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533. В указанной части производство по административному делу прекращено.

Определением суда от 29.01.2019 производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО12 о признании недействующим пункта 353 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533, прекращено.

В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО12, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО10, представитель административного истца ФИО2- ФИО16 не явились.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что разрешение административных исковых требований Управление оставляет на усмотрение суда.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

В судебном заседании административные истцы ФИО2, ФИО4 административные исковые требования поддержали.

Представитель административных истцов ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО11 - ФИО15 административные исковые требования поддержала.

Представитель административного истца ФИО10 – ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства экономики Республики Коми в лице представителя Министерства финансов Республики Коми ФИО17 против удовлетворения административных исковых требований возражала.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения участников дела, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Распоповой О.Л., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 25-34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В пункте 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом Республики Коми от 27.10.2014 № 123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2015 года.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1).

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 382.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.

Советом муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25.11.2014 № 29/2014-406 принято решение «О введении на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» налога на имущество физических лиц».

В силу пункта 1 указанного решения установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» налог на имущество физических лиц.

Согласно пунктам 2.2., 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3. указанного решения на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» определен с 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц в размере 2,0 процентов в отношении: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ; объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ; объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 6 июня 2018г. № 30/2018-420 внесены изменения в решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25.11.2014 № 29/2014-406 «О введении на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» налога на имущество физических лиц», согласно которым пунктами 2.3., 2.3.1. определен на 2017, 2018 и 2019 годы налог на имущество физических лиц в размере 1,5 процентов в отношении: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 решения Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 6 июня 2018 г. № 30/2018-420 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Распоряжением Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (в редакции, действовавшей до 27.07.2017), Министерство экономического развития Республики Коми определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство экономического развития Республики Коми переименовано в Министерство экономики Республики Коми.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 27.07.2017 № 356-р внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р, согласно которым Министерство финансов Республики Коми с 27.07.2017 определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Следовательно, Министерство экономики Республики Коми до 27.07.2017 являлось уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, в том числе и по определению на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

К полномочиям Министерства экономики Республики Коми в силу пункта 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, распоряжения Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» также отнесены функции по направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещение указанного перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533 определен на 2017 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень), который опубликован 28.12.2016 на официальном сайте министерства www.econom.rkomi.ru, в «Бюллетене органов исполнительной власти Республики Коми» 12.01.2017 № 1, ст. 34.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что приказ Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке.

Оспариваемые положения нормативного правового акта затрагивают законные интересы административных истцов, поскольку влияют на размер подлежащих к уплате налоговых платежей.

Поддерживая заявленные требования, административные истцы и их представители считают, что здание с кадастровым номером 11:05:0106041:22, в котором расположены их нежилые помещения, не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а именно не является отдельно стоящим нежилым зданием. Их помещения являются встроенно-пристроенными к жилому дому.

Как следует из представленного административным ответчиком отзыва на административный иск и дополнений к нему, объяснений представителя Министерства экономики Республики Коми, основанием для включения в Перечень объектов недвижимости – помещений, принадлежащих административным истцам на праве собственности, явились данные Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о назначении здания как торгового центра, а также нежилых помещений в соответствии с их назначением согласно кадастровым паспортам и (или) документам технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества. Указанные данные были предоставлены в адрес Министерства в 2016 году в электронном виде.

Обследование объектов недвижимости административных истцов и нежилого здания в целом с целью установления вида фактического использования не проводилось.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.12.2004 № 12/4358 зарегистрирован факт ввода заказчиком ЗАО «Стройматериалы-К» в эксплуатацию объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными торгово-офисными помещениями (жилая часть по первому этапу) по ул. Советская - Коммунистическая», почтовый адрес - ул. Коммунистическая, 7 (л.д. 64, т.1).

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.08.2005 № 8/2767 зарегистрирован факт ввода заказчиком ЗАО «Стройматериалы-К» в эксплуатацию объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными торгово-офисными помещениями (встроено-пристроенные торгово-офисные помещения по первому этапу) по ул. Советская -Коммунистическая», почтовый адрес - Коммунистическая, 7 (л.д. 67, т. 1).

Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.10.2017 следует, что по адресу: <...> расположено здание с кадастровым номером 11:05:0106041:22, назначение: нежилое, наименование: торгово-офисное здание, общей площадью 7538,7 кв. м (л.д. 192, т. 1).

Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.10.2017 следует, что по адресу: <...> расположено также здание с кадастровым номером 11:05:0106041:23, назначение: многоквартирный дом, общей площадью 6884,2 кв. м (л.д. 197, т. 1).

Из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми следует, что оснований для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о многоквартирном доме и торгово-офисном здании как о едином объекте недвижимости не имелось, поскольку сведения о здании (торгово-офисное), расположенном по адресу: <...> были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13.11.2011 на основании информации, переданной филиалом ФГУП «Федеральное БТИ - Ростехинвентаризация» по Республике Коми в рамках Госконтракта от 30.09.2010 № 120Д и фотообраза технического паспорта здания инв. № 00.03.00016, составленного по состоянию на 02.02.2006. Зданию был присвоен кадастровый номер 11:05:0106041:22.

Сведения о здании (многоквартирный дом), расположенном по адресу: <...> были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13.11.2011 на основании информации, переданной филиалом ФГУП «Федеральное БТИ - Ростехинвентаризация» по Республике Коми в рамках Госконтракта от 30.09.2010 № 120Д и фотообраза технического паспорта здания инв. № 00.03.00016, составленного по состоянию на 07.04.2006. Зданию был присвоен кадастровый номер 11:05:0106041:23.

В соответствии с Приложением Б к СП 31-107-2004 «Свод правил по проектированию и строительству. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий», одобренному и рекомендованному Письмом Госстроя России от 28.04.2004 № ЛБ-131/9, встроенно-пристроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 м.

Согласно представленному суду инвентарному делу на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, хранящемуся в архиве филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Коми № 87:401:003:000000160, состоящему из двух томов, технического паспорта на жилой дом, находящегося в первом томе и составленного по состоянию на 21.02.2005, а также технического паспорта на встроенно-пристроенные торгово-офисные помещения, находящегося во втором томе и составленного по состоянию на 02.02.2006, следует, что часть встроенно-пристроенных торгово-офисных помещений располагается в габаритах жилого здания, а часть объемов вынесена за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 м.

Из представленных суду постановлений главы администрации МО ГО «Сыктывкар» об утверждении границ земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома, о разрешении строительства объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными торгово-офисными помещениями по ул. Советской - Коммунистической», о вводе законченных строительством объектов, актов приемки законченных строительством объектов, проектной документации архитектурной мастерской «Модулор» следует, что жилой дом и встроенно-пристроенные помещения, расположенные по адресу: <...>, имеют общие коммуникации, общую точку ввода и врезки труб, расположены на одном земельном участке с кадастровым номером 11:05:0106041:10, имеют единое архитектурное решение.

Наличие у встроенно-пристроенных помещений и жилого дома общих коммуникаций, общих точек ввода и врезки труб, а также то, что они расположены на одном земельном участке, выделенном для строительства и эксплуатации многоквартирного жилого дома, указывает, что встроенно-пристроенные помещения не являются самостоятельным объектом недвижимости, отдельно стоящим зданием.

Анализ представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что здание с кадастровым номером 11:05:0106041:22, расположенное по адресу: Российская Федерация, <...> не отвечает признакам торгового центра в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости как торгового центра в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

Между тем из материалов дела следует, что в пункт 320 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:115, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение № 007 принадлежит ФИО5 на праве собственности и расположено в осях 1п-3п-Жп-К/1п; 1п-1/1п-К/1п-Лп (торговое), назначение: нежилое, общей площадью 111,7 кв. м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: <...> (л.д. 96, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 109,2 кв. м и вспомогательного помещения площадью 2,5 кв. м (л.д. 136-137, т. 2).

В пункт 321 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:116, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение № 34 принадлежит ФИО10 и расположено на 4 этаже, в осях 2п-2/1п-Лп-Л/2п; 1п-2/1п-Л/2п-Рп, (торгово-офисное), площадью 85,5 кв. м, с кадастровым номером 11:05:0106041:116, адрес объекта: <...> (л.д. 173, т. 2).

Из технического паспорта на встроенно-пристроенные торгово-офисные помещения, находящегося во втором томе инвентарного дела № 87:401:003:000000160 следует, что указанное нежилое помещение состоит из торгового зала площадью 85,5 кв. м (л.д. 166, 174, т.3).

Из технического паспорта данного торгово-офисного нежилого помещения следует, что оно состоит из помещения площадью 85,5 кв. м (л.д. 229-332, т. 4)

В пункт 323 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:118, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/4 этаж - нежилое помещение № 37 (по плану БТИ № 21) в осях 3/1п-4/2п-Ж/1п-Ип; 4/2п-5п-Ип-Кп (торговое), площадью 35,4 кв. м, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО6 (л.д. 84, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 35,4 кв. м (л.д. 142-143, т. 2).

В пункт 324 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:119, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/2 этаж- нежилое (торговое) помещение № 12 (в осях 3/1п-5п-Еп-Жп; 5п-6п-Еп-Е/1п), площадью 75,5 кв. м, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО3 (л.д. 108, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 62,1 кв. м, примерочных площадью 5,1 кв. м и вспомогательного помещения площадью 8,3 кв. м (л.д. 123-124, т.2).

В пункт 325 оспариваемого Перечня включено нежилое помещение/3 этаж - нежилое помещение № 27, в осях 3/1п-6п-Гп-Дп, (торговое), площадью 83,2 кв. м, с кадастровым номером 11:05:0106041:136, адрес объекта: <...>.

Указанное нежилое торговое помещение принадлежит ФИО11 на праве собственности (л.д. 5, 9, т. 2).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 75,3 кв. м, вспомогательного помещения площадью 7,9 кв. м (л.д. 233-236, т. 4).

В пункт 329 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:154, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное торговое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 74,2 кв. м, этаж 4, адрес объекта: <...>, принадлежит ФИО5 (л.д. 99, т. 1).

Из кадастрового паспорта данного нежилого помещения следует, что его наименование - торговое помещение площадью 74,2 кв. м (л.д. 131, т. 2).

В пункт 330 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:155, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/3 этаж - торговое помещение № 22, площадью 60,3 кв. м, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО9 (л.д. 79, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 60,3 кв. м (л.д. 127-128, т.2).

В пункт 333 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:159, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/3 этаж - нежилое помещение № 21, площадью 89,6 кв. м, с кадастровым номером, адрес объекта: <...> принадлежит ФИО2 (л.д. 71, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 89,6 кв. м (л.д. 119-120, т. 2).

В пункт 339 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:168, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/2 этаж - торговое помещение № 9, площадью 56,6 кв. м, с кадастровым номером, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО8 (л.д. 76, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 56,6 кв. м (л.д. 117-118, т. 2).

В пункт 347 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:209, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное торговое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 81,5 кв. м, этаж 4, адрес объекта: <...>, принадлежит ФИО5 (л.д. 97, т. 1).

Из кадастрового паспорта данного нежилого помещения следует, что его наименование - торговое помещение площадью 81,5 кв. м (л.д. 132, т. 2).

В пункт 348 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:215, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/3 этаж – торговое помещение № 29 в осях 3п-6п; Ап-Вп; 4п-4/1п; Вп-В/2п, площадью 118,4 кв. м, с кадастровым номером 11:05:0106041:215, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО4 (л.д. 104, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 97,8 кв.м. и вспомогательных помещений площадью 20,6 кв. м (л.д. 140-141, т. 2).

В пункт 351 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:232, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное помещение, назначение: нежилое, общей площадью 123,9 кв. м, этаж 4, адрес объекта: <...>, принадлежит ФИО1 (л.д. 114, т. 1).

Из кадастрового паспорта данного нежилого помещения следует, что его наименование - торговое помещение площадью 123,9 кв. м (л.д. 133, т. 2).

В пункт 354 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:260, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/3 этаж - торговое помещение № 28 в осях 4/1п-6п; Вп-Гп, площадью 53,2 кв. м, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО4 (л.д. 105, т. 1).

Из технического паспорта на встроенно-пристроенные торгово-офисные помещения, находящегося во втором томе инвентарного дела № 87:401:003:000000160 следует, что указанное нежилое помещение состоит из торгового зала площадью 53,2 кв. м (л.д. 165 (оборот), 173, т. 3).

В пункт 356 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:71, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное нежилое помещение/3 этаж - торговое помещение № 17, площадью 90,0 кв. м, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7, принадлежит ФИО7 (л.д. 81, т. 1).

Из технического паспорта данного нежилого помещения следует, что оно состоит из торгового зала площадью 69,1 кв. м и вспомогательных помещений площадью 20,9 кв.м (л.д. 121-122, т. 2).

В пункт 359 Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером 11:05:0106041:92, расположенное в здании с кадастровым номером 11:05:00106041:22, расположенном по адресу: <...>.

Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права указанное торговое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 84,8 кв. м, этаж 4, адрес объекта: <...>, принадлежит ФИО5 (л.д. 98, т. 1).

Из кадастрового паспорта данного нежилого помещения следует, что его наименование - торговое помещение площадью 84,8 кв. м (л.д. 109, т. 2).

Анализ представленных доказательств, свидетельств о регистрации права, технических паспортов и кадастровых паспортов позволяет суду прийти к выводу, что назначение, разрешенное использование и наименование всех указанных нежилых помещений, принадлежащих административным истцам, предусматривает размещение торговых объектов, офисов.

Следовательно, указанные нежилые торговые и торгово-офисные помещения административных истцов подлежали включению в оспариваемый Перечень на 2017 год по их назначению, разрешенному использованию или наименованию в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы представителей административных истцов ФИО14 и ФИО16 о неверном включении в оспариваемый Перечень нежилых помещений административных истцов, неприменении на территории Республики Коми положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Законом Республики Коми от 24.11.2003 № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции от 26.09.2014) к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, относятся административно-деловые центры и торговые центры общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи.

Статьей 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 26 сентября 2014 года № 97-РЗ) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Частью 1 указанной статьи определено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определил виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предоставив субъекту Российской Федерации право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении:

- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

- нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

- жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.

На территории Республики Коми такая особенность (по площади) установлена только в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), следовательно, в отношении иных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 о признании недействующими пунктов 320, 321, 323, 324, 325, 329, 330, 333, 339, 347, 348, 351, 354, 356, 359 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533, не подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административными истцами государственной пошлины при подаче административного искового заявления, прихожу к следующему.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При установленных обстоятельствах уплаченная при подаче административного иска государственная пошлина относится на административных истцов.

Руководствуясь 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 о признании недействующими пунктов 320, 321, 323, 324, 325, 329, 330, 333, 339, 347, 348, 351, 354, 356, 359 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26.12.2016 № 533, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 01.02.2019.

Судья- А.А.Голиков