г. Волгоград 3а-1/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Фоменко А.А.
с участием прокурора: Бережнова А.И.,
рассмотрев 29 января 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям обществ с ограниченной ответственностью «Арконт шина», «Югтранскомплекс», «Арконт М» и ИП ФИО1, ИП ФИО2 о признании недействующим приказа комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 7 марта 2018 года №25-н «Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год» со дня вступления в законную силу решения суда, а также по административным исковым заявлениям ИП ФИО1, ИП ФИО2 о признании недействующими абзаца 11 пункта 1.6, абзацев 4 и 5 пункта 1.14, пунктов 1.15 и 2.5 порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» в редакции постановления администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 года № 89-п и о признании недействующими пунктов 3, 4, 6 постановления администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 года № 89-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов»,
установил:
постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п (далее - Постановление № 469-п) утвержден порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов (далее Порядок расчета арендной платы, Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован в издании «Волгоградская правда», № 162, 31 августа 2011 года и в настоящее время действует в редакции постановления администрации Волгоградской области от 24 декабря 2018 года № 613-п.
Согласно абзаца 11 пункта 1.6 Порядка коэффициент минимальной доходности земельного участка устанавливается нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ежегодно до 15 февраля текущего года и применяется с 1 января текущего года.
Абзацами 4 и 5 пункта 1.14 указанного выше Порядка установлено, что в случае изменения рыночной стоимости земельного участка, арендная плата за который определена на основании его рыночной стоимости (за исключением случаев изменения рыночной стоимости на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка), арендная плата подлежит перерасчету с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором составлен отчет об определении рыночной стоимости земельных участков, и не позднее шести месяцев с даты составления указанного отчета. Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков включаются в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка, арендная плата подлежит перерасчету с даты начала применения указанной рыночной стоимости при расчете арендной платы, если иное не установлено решением суда.
Согласно пункту 1.15 Порядка в случае неустановления нормативными правовыми актами уполномоченных органов величины коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, предусмотренного абзацем 10 пункта 1.6 указанного Порядка, при расчете арендной платы указанный коэффициент принимается равным единице.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Кмд x Кказ, где: А - величина арендной платы; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.
26 февраля 2018 года администрацией Волгоградской области принято постановление № 89-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» (далее Постановление № 89-п), которым в указанный выше Порядок внесены изменения.
Постановление было опубликовано в издании «Волгоградская правда», № 29, 16 марта 2018 года.
В силу пункта 3 Постановления № 89-п значение коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год устанавливается в порядке, определенном абзацем одиннадцатым пункта 1.6 Порядка (в редакции настоящего постановления), до 31 марта 2018 года и применяется со дня вступления в силу настоящего постановления, в случае если рыночная стоимость земельных участков, указанных в подпункте 1.5.7 Порядка (в редакции настоящего постановления), определена до даты вступления в силу настоящего постановления.
Пунктом 6 Постановления № 89-п предусмотрено, что постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта комитета экономической политики и развития Волгоградской области об установлении коэффициента минимальной доходности земельного участка, за исключением подпункта «б» подпункта 2 пункта 1 и пунктов 3 и 4 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
7 марта 2018 года комитетом экономической политики и развития Волгоградской области издан приказ от 7 марта 2018 года №25н «Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год» (далее - Приказ № 25н), установивший значение коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год в размере 0,0882 в целях определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены объекты недвижимости.
Приказ был опубликован в издании «Волгоградская правда», № 32, 23 марта 2018 года.
7 июня 2018 года ООО «Арконт шина», ООО «Югтранскомплекс», ООО «Арконт М» обратились в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа №25н с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований истцами указано, что размер платы за принадлежащие им на праве аренды земельные участки, рассчитанный в 2018 году с применением коэффициента минимальной доходности земельного участка в размере 0,0882, нарушает их права на уплату арендной платы в экономически обоснованном размере, на извлечение прибыли, поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы.
Кроме того, истцы привели доводы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).
4 июня 2018 года административные истцы ИП ФИО1 и ИП ФИО2 обратились в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа № 25н со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование указали, что администрация Волгоградской области, установив новый порядок расчета арендной платы за земельные участки, не руководствовалась принципом экономической обоснованности, что привело к необоснованному увеличению размера арендной платы и нарушению прав административных истцов.
Определением Волгоградского областного суда от 11 июля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО1 и ИП ФИО2 и административное дело по административному исковому заявлению ООО «Арконт шина», ООО «Югтранскомплекс», ООО «Арконт М» «ВОА» об оспаривании нормативного правового акта объединены в одно производство с присвоением номера дела 3а-400/2018 (т.3 л.д.48-49).
4 июня 2018 года административные истцы ИП ФИО1 и ИП ФИО2 обратились в Волгоградский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзаца 11 пункта 1.6, абзацев 4 и 5 пункта 1.14, пункта 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением № 469-п, а также о признании недействующими пунктов 3, 4, 6 Постановления № 89-п со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Волгоградского областного суда от 4 июля 2018 года административные дела по искам о признании недействующими абзаца 11 пункта 1.6, абзацев 4 и 5 пункта 1.14, пункта 2.5 Порядка расчета арендной платы, пунктов 3, 4, 6 Постановления № 89-п объединены в одно производство с присвоением номера 3а-409/2018 (т. 6 л.д. 102-104).
В дальнейшем определением Волгоградского областного суда от 25 июля 2018 года административные дела № 3а-400/2018 и 3а-409/2018 объединены в одно производство с присвоением номера № 3а-400/2018 (с 01 января 2019 года делу присвоен № 3а-1/2019).
5 сентября 2018 года от административных истцов ИП ФИО1 и ИП ФИО2 поступили заявления о дополнении исковых требований, уточнении предмета искового заявления. В дополнение к заявленным требованиям истцы просят признать недействующим пункт 1.15 Порядка, утвержденного Постановлением № 469-п (т. 8 л.д. 64-65).
Определением Волгоградского областного суда от 5 октября 2018 года производство по административному делу в части требований о признании недействующим пункта 1.15 Порядка, утвержденного Постановлением № 469-п, в части, касающейся применения при расчете арендной платы единицы в случае неустановления нормативными правовыми актами уполномоченных органов величины коэффициентов категории арендаторов и (или) коэффициентов дифференциации, предусмотренных абзацами 3-9 пункта 1.6 указанного Порядка, было прекращено (т. 8 л.д. 147-149).
Определением Волгоградского областного суда от 29 января 2019 года производство по административному делу в части требований о признании недействующим пункта 4 постановления администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 года № 89-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» производство прекращено.
В судебном заседании представители административных истцов ФИО3, ФИО4, ФИО5 поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, заявлениях об уточнении предмета и оснований исков, письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела.
Истцы ФИО1, ФИО2 извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители административного ответчика Администрации Волгоградской области ФИО6, представитель административного ответчика Комитета экономической политики и развития Волгоградской области ФИО7, представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО6, представитель заинтересованного лица Администрации Волгограда ФИО8, представитель заинтересованного лица Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда ФИО9 требования полагали необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий уполномоченными органами в рамках действующего законодательства, не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители заинтересованных лиц УФАС по Волгоградской области и Комитета по финансам Администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Бережнова А.И., полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению в части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, порядок определения размера которой, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Волгоградской области от 7 февраля 2003 года №785-ОД «О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений» установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией отнесено установление порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Уставом (Основным Законом) Волгоградской области, принятым Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 года (в редакции изменений, внесенных Законами Волгоградской области) определено, что Волгоградская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 4).
Согласно положений статьи 9 Закона Волгоградской области «О нормативных правовых актах Волгоградской области от 9декабря2014года № 169-ОД (далее Закон Волгоградской области № 169-ОД) администрация Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений. Постановления администрации Волгоградской области подписывает губернатор Волгоградской области. Порядок подготовки нормативных правовых актов администрации Волгоградской области устанавливается губернатором Волгоградской области.
Согласно положений части 4 статьи 30 Закона Волгоградской области № 169-ОД нормативные правовые акты губернатора Волгоградской области, администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Внесение изменений в нормативный правовой акт Волгоградской области, признание его утратившим силу осуществляется нормотворческим органом Волгоградской области, принявшим (издавшим) этот нормативный правовой акт Волгоградской области (статья 32 Закона Волгоградской области N 169-ОД).
Порядок принятия постановлений установлен Регламентом администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 184 (далее - Регламент).
Согласно пунктов 4.1-4.4 Регламента решения Администрации принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения членов Администрации по решению председательствующего на заседании Администрации может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Администрации. По решению вице-губернатора либо лица, исполняющего его обязанности, решения Администрации могут приниматься путем заочного голосования.
Согласно статье 29 Закона Волгоградской области № 169-ОД официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете «Волгоградская правда» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
В целях реализации своих полномочий администрацией Волгоградской области 22 августа 2011 года издано постановление № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области».
Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и полномочия административного ответчика по его изданию ранее были предметом проверки Волгоградского областного суда, о чем имеется вступившее в законную силу решение от 14 февраля 2014 года по делу № 3-6/2014.
26 февраля 2018 года в указанный нормативный правовой акт Постановлением администрации Волгоградской области № 89-п внесены изменения, оспариваемые истцами в части.
Текст Постановления администрации Волгоградской области № 89-п опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 5 марта 2018 года, а также 16 марта 2018 года в газете «Волгоградская правда», № 29.
Судом установлено, что Постановление администрации Волгоградской области № 89-п принято уполномоченным органом с соблюдением требований Закона Волгоградской области № 169-ОД путем проведения заочного голосования в соответствии с порядком, предусмотренным регламентом администрации Волгоградской области, и официально опубликован в соответствующих средствах массовой информации.
Кроме того, суд установил, что текст приказа Комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 7 марта 2018 года №25-н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 марта 2018 года, а также 23 марта 2018 года в газете «Волгоградская правда», № 32, нормативный правовой акт вступил в силу через 10 дней со дня официального опубликования с 17 марта 2018 года.
Судом установлено, что до 1 апреля 2017 года расчет арендной платы земельных участков, используемых истцами на основании договоров аренды осуществлялся на основании положений подпункта 2.1.1 пункта 2.1 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п в редакции постановления администрации Волгоградской области от 5 октября 2015 года № 599-п и рассчитывался по формуле А = КСЗУ X Кви X Кдп X Ккан, где А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов.
Указанный порядок при расчете арендной платы административных истцов за пользование земельными участками действовал до внесения изменений постановлением администрации Волгоградской области от 20 марта 2017 года № 135-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов».
В период с 1 апреля 2017 года до 17 марта 2018 года расчет арендной платы производился на основании пункта 2.5 указанного выше Порядка в редакции в редакции постановления администрации Волгоградской области от 20 марта 2017 года № 135-п с применением величины рыночной стоимости земельных участков, который в указанной редакции признан утратившим силу в соответствии с пунктом 5 Постановления от 26 февраля 2018 года № 89-п.
Кроме того, решением Волгоградского областного суда от 19 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 26 марта 2018 года, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац четвертый пункта 1.14, пункт 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением № 469-п (в редакции Постановления № 135-п). Согласно положениям названного пункта размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, до признания его недействующим приведённым выше решением суда рассчитывался по формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Р - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
С 17 марта 2018 года арендная плата рассчитывается по новой форме, оспариваемой ИП ФИО2 и ИП ФИО1, определенной в пункте 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением № 469-п (в редакции Постановления № 89-п).
В силу приведённого пункта Порядка размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Кмд x Кказ, где: А - величина арендной платы; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.
Проверив доводы административных истцов о нарушении их прав оспариваемыми положениями нормативного правового акта, доводы представителя заинтересованного лица - Администрации Волгограда об отсутствии факта нарушений прав истцов оспариваемыми положениями, суд установил, что ООО «Арконт шина», ООО «Югтранскомплекс», ООО «Арконт М», ИП ФИО1, ИП ФИО2 на протяжении нескольких лет являются арендаторами различных земельных участков на территории г. Волгограда, относящихся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных без проведения аукциона, арендная плата за которые рассчитывается исходя из их рыночной стоимости с применением оспариваемых положений, что подтверждается договорами аренды, изменениями к договорам, извещениями о размере арендной платы, письмами о наличии задолженности, выписками из ЕГРН, и не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами.
Из расчетов арендной платы за земельные участки, представленных как истцами, так и администрацией Волгограда, следует, что размер годовой арендной платы, рассчитанный с применением новой формулы (произведение рыночной стоимости и коэффициента минимальной доходности) значительно превышает величину арендной платы, рассчитываемой по ранее действующей формуле с применением кадастровой стоимости.
Суд полагает несостоятельными ссылки представителя администрации Волгограда на недоказанность факта нарушения прав истцов ввиду снижения действующих величин арендной платы в сравнении с прежними показателями, рассчитанными исходя из рыночной стоимости на основании пункта 2.5 Порядка в редакции постановления администрации Волгоградской области от 20 марта 2017 года № 135-п, поскольку указанная норма признана недействующей решением Волгоградского областного суда от 19 февраля 2018 года.
Суд также приходит к выводу о том, что в сравнительных расчетах арендной платы следует использовать действующую на момент принятия оспариваемых норм кадастровую стоимость, а не архивную. Тот факт, что утвержденная по результатам массовой кадастровой оценки величина кадастровой стоимости земельных участков была оспорена истцами в порядке, предусмотренном законодательством об оценочной деятельности, с установлением ее в размере рыночной, правового значения не имеет.
Таким образом, приведенные расчеты с использованием архивной кадастровой стоимости не могут быть приняты судом во внимание, а факт увеличения размера арендной платы за используемые истцами земельные участки, порядок расчета которой изменен постановлением № 89-п, подтверждается материалами дела.
Установив перечисленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов затрагивают права административных истцов и регулируют правоотношения с их участием.
В силу абзаца второго части 1 статьи 2 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39.7 ЗК РФ).
К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относятся, в том числе, принцип экономической обоснованности; принцип предсказуемости.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Учитывая, что расположенные на территории Волгоградской области земельные участки, собственность на которые не разграничена, в силу положений части 1 статьи 16 ЗК РФ относятся к государственным землям, механизм расчета арендной платы за такие объекты недвижимости, порядок и периодичность ее изменения не могут противоречить указанным выше принципам определения арендной платы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представители административного ответчика администрации Волгоградской области в обоснование своей позиции указали, что предусмотренная пунктом 2.5 Порядка, утвержденного Постановлением № 469-п, и оспариваемая ИП ФИО1, ИП ФИО2 формула расчета арендной платы за земельные участки отвечает интересам как арендодателя, так и арендаторов.
Суд приходит к выводу о том, что названный пункт Порядка законодательству, имеющую большую юридическую силу, не противоречит, поскольку составными частями формулы расчёта арендной платы являются индивидуальная рыночная стоимость земельного участка, коэффициент минимальной доходности (базовая арендная ставка), ежегодно утверждаемый комитетом экономической политики и развития Волгоградской области, а также коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливаемый нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Таким образом, рыночная стоимость земельных участков определяется на основании соответствующих отчетов, а иные составляющие формулы утверждаются другими нормативными правовыми актами, в связи с чем сама по себе оспариваемая норма не определяет величину арендной платы в каком-либо конкретном размере. Ее окончательная величина зависит от числовых значений коэффициентов, утверждаемых в установленном порядке другими уполномоченными органами.
Суд полагает доводы ответчиков обоснованными и приходит к выводу о том, что оспариваемая формула в целом не нарушает прав административных истцов, поскольку величины двух ее составных частей утверждаются иными уполномоченными органами путем издания нормативных правовых актов, а итоговую величину арендной платы определяют установленные этими положениями цифровые значения, которые должны отвечать определенным Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 принципам, в том числе быть экономически обоснованными.
Таким образом, в удовлетворении требований ИП ФИО1, ИП ФИО2 о признании недействующим пункта 2.5 Порядка надлежит отказать.
Между тем, определенное пунктом 1.15 Порядка положение о возможности применения указанной выше формулы без утверждения в установленном порядке величины одной из составляющих ее частей - коэффициента категории арендатора (абзац 10 пункта 1.6 Порядка) и принятии его равным единице не отвечает принципу экономической обоснованности, какие-либо расчеты в подтверждение своей позиции истцом не представлены.
Допустив без проведения соответствующих расчётов и в отсутствие экономического обоснования возможность фактического установления коэффициента категории арендатора в размере «1», административный ответчик нарушил принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах, определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает применение оспариваемой части Порядка расчета арендной платы в расчетах с арендаторами земельных участков за период с марта 2018 года, которое подтверждается материалами дела и не оспаривается представителями административных истцов, а также возможность восстановления нарушенных прав истцов с учетом положений частей 1 и 2 статьи 216 КАС РФ.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о необходимости признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.15 Порядка в той части, в которой приведённые положения указанной части нормативного правового акта позволяют применять предусмотренную пунктом 2.5 настоящего порядка формулу расчета арендной платы без утверждения в установленном порядке коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливаемого нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 9.
Согласно положениям абзаца 11 пункта 1.6 Порядка коэффициент минимальной доходности земельного участка устанавливается нормативным правовым актом Комитета экономической политики и развития Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ежегодно до 15 февраля текущего года и применяется с 1 января текущего года.
Вместе с тем придание обратной силы данному нормативному правовому акту противоречит принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 582.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Анализ содержания абзаца 11 пункта 1.6 Порядка бесспорно свидетельствует о придании обратной силы данному Порядку в части применения рассчитанного с применением вновь установленного коэффициента минимальной доходности земельного участка за предшествующий его установлению период времени.
Ссылку заинтересованной стороны на статью 37 Закона Волгоградской области от 1 октября 2002 № 736-ОД «О законах и иных областных нормативных правовых актах» в обоснование законности придания обратной силы оспариваемому акту суд находит несостоятельной, так как это не опровергает изложенного выше вывода суда по данному вопросу. Кроме того, данная норма (пункт «в» статьи 37 Закона № 736-ОД) предусматривает случаи, когда придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, в том числе, в случае, если нормативный правовой акт устанавливает обязанности граждан и юридических лиц.
Суд при принятии решения в указанной части учитывает также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях (постановления от 20 июля 2011 года № 20-П, от 22 апреля 2014 года № 12-П).
Суд приходит к выводу об обоснованности требований административных истцов о признании недействующим указанного выше положения в части, касающейся возможности применения коэффициента минимальной доходности земельного участка при расчете арендной платы за период, предшествующий его утверждению, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в этой части, признав положения недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
По этим же основаниям подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и пункт 3 Постановления № 89-п, согласно которому значение коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год устанавливается в порядке, определенном абзацем одиннадцатым пункта 1.6 Порядка (в редакции настоящего постановления), до 31 марта 2018 г. и применяется со дня вступления в силу настоящего постановления, в случае если рыночная стоимость земельных участков, указанных в подпункте 1.5.7 Порядка (в редакции настоящего постановления), определена до даты вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1.14 Порядка в случае изменения рыночной стоимости земельного участка, арендная плата за который определена на основании его рыночной стоимости (за исключением случаев изменения рыночной стоимости на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка), арендная плата подлежит перерасчету с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором составлен отчет об определении рыночной стоимости земельных участков, и не позднее шести месяцев с даты составления указанного отчета. Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков включаются в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно абзацу пятому пункта 1.14 Порядка в случае изменения рыночной стоимости земельного участка на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка, арендная плата подлежит перерасчету с даты начала применения указанной рыночной стоимости при расчете арендной платы, если иное не установлено решением суда.
Анализ приведенных норм Порядка свидетельствует о том, что региональным законодателем арендодателю предоставлено право на применение измененной величины рыночной стоимости для расчета арендной платы один раз в три-пять лет, но в любое время в течение хозяйственного года (с января по декабрь), что, по мнению суда, влечет произвольность в определении даты начала применения новой величины арендной платы и противоречит установленному постановлением Правительства Российской Федерации № 582 принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Обеспечение принципа предсказуемости расчета арендной платы имеет своей целью создание стабильных условий гражданского оборота участниками земельных отношений. Действующее федеральное законодательство не предусматривает возможности изменения арендной платы в одностороннем порядке за истекший период в случае принятия нормативного правового акта, ухудшающего положения арендаторов.
Суд приходит к выводу, что приведёнными нормами Порядка допускается изменение размера арендной платы в сторону её увеличения, в том числе за предшествующий период. Указанное правовое регулирование грубо нарушает права арендаторов и свидетельствует о нарушении принципа предсказуемости размера арендной платы, поскольку допускает возможность ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при перерасчёте размера арендной платы за уже прошедшие периоды.
Принимая во внимание, что приведённые положения пункта 1.14 Порядка до настоящего времени ещё не применялись, Волгоградский областной суд полагает необходимым признать недействующими абзацы четвертый и пятый пункта 1.14 Порядка с момента вступления в законную силу решения суда.
Пунктом 6 Постановления Администрации Волгоградской области от 26.02.2018 № 89-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» определён срок вступления постановления в силу. Из содержания названного пункта следует, что постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта комитета экономической политики и развития Волгоградской области об установлении коэффициента минимальной доходности земельного участка, за исключением подпункта «б» подпункта 2 пункта 1 и пунктов 3 и 4 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Частью 4 статьи 30 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 № 169-ОД (ред. от 17.12.2018) «О нормативных правовых актах Волгоградской области» установлено, что нормативные правовые акты Губернатора Волгоградской области, Администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 5 статьи 8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.
Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 января 2001 года № 2-П, обязательные требования предъявляются не только к форме, процедуре принятия и содержанию закона субъекта Российской Федерации, но и к порядку введения его в действие: в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель субъекта Российской Федерации должен определять разумный срок введения в действие соответствующего закона.
В тоже время специальный срок вступления в силу нормативных актов, включая законы субъектов Российской Федерации, предусмотрен, в частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (пункт 1 статьи 5).
Таким образом, введение в действие части подзаконного нормативного акта, не регулирующего вопросы в области налогообложения, через 10 дней со дня его официального опубликования, а его подпункта «б» подпункта 2 пункта 1 и пунктов 3 и 4 настоящего - со дня официального опубликования постановления не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, сроки ведения в силу постановления с учётом того, что оно не регулирует вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, являются разумными.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований ИП ФИО1, ИП ФИО2 о признании пункта 6 Постановления № 89-п надлежит отказать.
Приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 07 марта 2018 года № 25н «Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год» значение названного коэффициента на 2018 год установлено равным 0,0882.
При этом, из материалов дела следует, что значение указанного коэффициента установлено Комитетом фактически равным среднегодовой ставке по безкупонным облигациям федерального займа (ОФЗ) на срок погашения 30 лет за 2017 год при 251 рабочем дне.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением экспертов <.......> от 06 ноября 2018 года (л.д. 73-110 том 9), согласно выводам которой значения кривой бескупонной доходности бескупонных ОГЗ сроком погашения 30 лет с 01.01.2017 по 31.12.2017 размещенные на сайте ПАО «Московская биржа», были взяты Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области правильно.
Вместе с тем суд полагает, что использование указанного показателя финансового инструмента федерального уровня в формуле расчёта размера арендной платы за земельные участки, расположенные в Волгоградской области, не соответствует принципу экономической обоснованности размера арендной платы.
Невариабильный показатель коэффициента минимальной доходности земельного участка (единственный для всех земельных участков) не отражает их особенностей с точки зрения доходности, поскольку для его определения не учитывались факторы, определяющие ценность земли, такие, например, как плодородие (качество почвы, климат применяемая технология), местоположение, удаленность от рынков сбыта продукции и т.д.
Суд находит обоснованными доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого Приказа №25н принципу экономической обоснованности, поскольку ответчиком не предоставлено доказательств того факта, что при расчете величины коэффициента минимальной доходности принимались во внимание доходность земельных участков, категории земель, к которой отнесены земельные участки, и их разрешенное использование, а также факторы государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Представленные административным ответчиком материалы (пояснительная записка к проекту постановления и финансово-экономическое обоснование) не содержат каких-либо данных, свидетельствующих о проведении исследований по вопросу доходности земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры и их анализе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что значение коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год установлено административным ответчиком неверно, без должного экономического обоснования, отвечающего требованиям Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральным стандартам оценки.
ООО «Арконт шина», ООО «Арконт М», ООО «ЮГТРАНСКОМПЛЕКС» просили взыскать с ответчика в их пользу в счет возмещения судебных расходов госпошлину, уплаченную при подаче искового заявления.
<.......> направлено в суд заявление с просьбой о взыскании судебных расходов, связанных с проведением судебной экспертизы.
Указанная экспертиза была проведена в рамках рассмотрения исковых требований о признании недействующим приказа Комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 7 марта 2018 года №25н «Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год».
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1 части 1 статьи 106 КАС РФ).
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
С учетом изложенного, с административного ответчика - администрации Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области - подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в пользу ООО «Арконт шина», ООО «Арконт М», ООО «ЮГТРАНСКОМПЛЕКС», в размере по 1500 рублей каждому.
Судебные расходы в размере 90000 рублей, связанные с производством экспертизы, подлежат взысканию с административного ответчика Комитета экономической политики и развития Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Волгоградский областной суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Арконт шина», общества с ограниченной ответственностью «Югтранскомплекс», общества с ограниченной ответственностью «Арконт М», удовлетворить.
Административное исковое заявление ИП ФИО1, ИП ФИО2 удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 7 марта 2018 года №25н «Об установлении значения коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год».
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзац 11 пункта 1.6 порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» в части, предоставляющей право на применение коэффициента минимальной доходности земельного участка при расчете арендной платы за период, предшествующий его утверждению.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацы четвертый и пятый пункта 1.14 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» в той части, в которой применение указанных положений нормативного правового акта допускает изменение рыночной стоимости земельного участка в сторону её увеличения.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.15 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» в той части, в которой указанные положения позволяют применять предусмотренную пунктом 2.5 настоящего Порядка формулу расчета арендной платы без утверждения в установленном порядке коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливаемого нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 9 Порядка расчета арендной платы.
В удовлетворении требований о признании недействующим пункта 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» - отказать.
Признать недействующим с момента вступления в силу постановления администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 года № 89-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» пункт 3 названного постановления в части, предоставляющей право на применение коэффициента минимальной доходности земельного участка при расчете арендной платы за период, предшествующий его утверждению.
В удовлетворении требований о признании недействующим пункта 6 постановления администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 года № 89-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» - отказать.
Возложить на администрацию Волгоградской области, комитет экономической политики и развития Волгоградской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации администрации Волгоградской области и в официальном печатном издании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с комитета экономической политики и развития Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей в пользу <.......>
Взыскать с администрации Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в пользу общества с ограниченной ответственностью «Арконт шина» в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Югтранскомплекс» в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Арконт М» в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Судья: /подпись/ И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2019 года
Судья: /подпись/ И.Г. Кубасов
Верно, судья: И.Г. Кубасов