ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/20 от 09.06.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-1/20

Решение

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А., помощнике судьи Дорошкове Л.Е.

с участием прокурора Полещук Р.С.,

представителей:

административных истцов: Воробьева В.А., Мирзикашвили Ш.Д., Парфенова Е.Г., Сивкова Д.В, Степанова С.В., Васильева Д.А., ООО «Автотранс», ООО «Ориент-Авто», ООО «Тверьавтотранс» - Щербакова В.А., Густова В.Ф., Перцева А.С.; ООО «Родные просторы» Кулик Т.М.,

административных ответчиков: Правительства Тверской области и Губернатора Тверской области Мельничук А.А., Министерства транспорта Тверской области Новожиловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам ООО «ИНТЕРШИНА», Воробьева В.А., Мирзикашвили Ш.Д., Парфенова Е.Г., Сивкова Д.В, Степанова С.В., Васильева Д.А., ООО «Автотранс», ООО «Ориент-Авто», ООО «Тверьавтотранс», ООО «Родные просторы» об оспаривании постановления Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Тверской области «Калининский район»,

установил:

постановлением Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп, опубликованным на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2019 года, в газете «Тверские ведомости» от 7-13 августа 2019 года № 32, утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Тверской области «Калининский район».

Разделом 1 «Муниципальные маршруты регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципального образования Тверской области «Калининский район» и разделом 2 «Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в Тверской области» данного Документа планирования в отношении ряда маршрутов предусмотрены мероприятия по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом путем изменения в первом квартале 2020 года вида регулярных перевозок с регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на регулярные перевозки по регулируемым тарифам и заключения государственных контрактов в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в четвертом квартале 2019 года. 06 сентября 2019 года ООО «ИНТЕРШИНА» обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 18, 22, 27, 30, 31 раздела 1 данного Документа, предусматривающих проведение указанных мероприятий в отношении маршрутов: № 35 «Южный – Сахарово» (пункт 18), № 2 «Южный - Мигалово» (пункт 22), № 10 «улица 3-я Интернациональная - Химинститут» (пункт 27), № 19 «Сахарово - завод Центросвар» (пункт 30), № 24 «Торговый центр «Метро» - улица 1-я за линией (пункт 31).

Заявленные требования мотивированы тем, что изменение вида регулярных перевозок с регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на регулярные перевозки по регулируемым тарифам является изменением маршрута регулярных перевозок, которое оспариваемым постановлением предполагается осуществить до окончания срока действия (июль 2021 года) выданных ООО «ИНТЕРШИНА» свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 35, 2, 10, 19, 24, что, по мнению истца, противоречит части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, истец считает, что при подготовке оспариваемого нормативного правового акта допущены нарушения пунктов 13.1, 14, 18 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 19 августа 2014 года № 410-пп, поскольку при наличии отрицательных отзывов участников публичных консультаций по проекту данного постановления согласительное совещание его разработчиком проведено не было, причины отказа от поступивших предложений при доработке проекта нормативного акта не указаны, доработанный проект на информационном портале не размещен, сводный отчет не соответствует требованиям раздела IV Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014года №159.

01 октября 2019 года с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп не действующим полностью по приведенным выше основаниям обратились следующие административные истцы, в отношении которых предусмотрено изменение вида регулярных перевозок, осуществляемым по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

- ООО «Тверьавтотранс» (маршрут № 177 «Лебедево-Тверь-Дачи», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 10 ноября 2023 года, пункт 42 раздела 2 постановления),

- Воробьев В.А. (маршрут № 55 «Южный – площадь Конституции», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 12 июля 2021 года, пункт 20 раздела 1 постановления),

- Парфенов Е.Г. (маршрут № 6 «Юность (Молодежный жилой комплекс) – Мамулино», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 07 июля 2022 года, пункт 24 раздела 1 постановления),

- ООО «Ориент-Авто» (маршруты: № 204 «поселок Мамулино – поселок Заволжский», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 04 августа 2021 года, № 228 «поселок Аввакумово – микрорайон «Южный», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 07 августа 2021 года, № 9 «Юность – Мигалово», срок действия свидетельства - до 24 июля 2021 года, пункты 44, 53 раздела 2 и пункт 26 раздела 1 постановления),

- Мирзикашвили Ш.Д. (маршрут № 51 «Торговый центр «Метро» - Литвинки», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 20 августа 2020 года, пункт 32 раздела 1 постановления),

- Степанов С.В. (маршрут № 106 «Эммаусс (школа-интернат) - Тверь - Эммаусс (школа-интернат)», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 01 августа 2021 года, пункт 5 раздела постановления),

- Сивков Д.В. – (маршрут № 233 «поселок Химинститута - деревня Николо-Малица», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 03 августа 2021 года, пункт 54 раздела 2 постановления),

- ООО «Автотранс» - (маршрут № 223 «Боровлево-1 - Южный - Черногубово», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 03 апреля 2024 года, пункт 50 постановления),

- Васильев Д.А. - (маршрут № 211 «поселок Мигалово – поселок 1-е Мая – Отрадное», срок действия свидетельства об осуществлении перевозок - до 07 августа 2021 года, пункт 48 раздела 2 постановления).

Кроме того, истцы считают, что отличие содержания утвержденного нормативного правового акта от проекта, обсуждавшегося в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, свидетельствует о том, что оспариваемое постановление данную процедуру не проходило, как и антикоррупционную экспертизу, что свидетельствует о нарушении порядка его принятия.

20 января 2020 года с административным иском о признании недействующим пункта 49 раздела 2 того же Документа, предусматривающего изменение вида регулярных перевозок в отношении межмуниципального маршрута регулярных перевозок № 222 (деревня Никулино – улица Артюхиной, 17»), в суд обратилось ООО «Родные просторы», являвшееся перевозчиком по данному маршруту, имеющее свидетельство об осуществлении перевозок сроком действия до 06 мая 2024 года.

В обоснование заявленных требований Общество, как и другие административные истцы, сослалось на нарушение части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при принятии решения об изменении маршрута регулярных перевозок, а также указало, что в части муниципальных маршрутов оспариваемое постановление принято с нарушением компетенции органов местного самоуправления города Твери и Калининского района Тверской области и превышением полномочий Правительства Тверской области, поскольку Закон Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области», предусматривающий перераспределение полномочий в данной сфере между органами местного самоуправления и органами государственной власти Тверской области должен вступить в силу только 01 января 2020 года.

Также Общество указало, что оспариваемые положения противоречат статьям 15, 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку направлены на исключение действующих перевозчиков из числа хозяйствующих субъектов на рынке соответствующих услуг, нарушают стабильность экономических отношений.

Отсутствие конкретной даты, с которой изменится вид регулярных перевозок, по мнению административного истца, создает неопределенность для участников данного рынка, вызывает неоднозначное толкование и является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.

Определениями суда от 09 октября 2019 года и от 01 июня 2020 года указанные административные дела объединены в одно производство (дело № 3а-122/2019, т. 2, л.д. 15, дело № 3а-42/2020, т. 2, л.д. 122).

В судебное заседание административный истец ООО «ИНТЕРШИНА», заинтересованное лицо - Министерство экономического развития Тверской области своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представители административных истцов: Воробьева В.А., Мирзикашвили Ш.Д., Парфенова Е.Г., Сивкова Д.В., Степанова С.В., Васильева Д.А., ООО «Автотранс», ООО «Ориент-Авто», ООО «Тверьавтотранс» - Щербаков В.А., Густов В.Ф., Перцев А.С., ООО «Родные просторы» Кулик Т.М. заявленные требования поддержали.

Представители административных ответчиков: Правительства Тверской области и Губернатора Тверской области Мельничук А.А., Министерства транспорта Тверской области Новожилова А.В. возражали против удовлетворения административных исковых требований на основании доводов, приведенных в письменных отзывах.

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора Полещук Р.С. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопроса организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении.

Пунктом 6 части 1 статьи 15 и пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 и части 4 статьи 2 данного Федерального закона документом планирования регулярных перевозок является нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления. Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 11 данного Федерального закона полномочиями по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах одного городского округа наделены уполномоченные органы местного самоуправления соответствующего городского округа, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района – уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона:в отношении муниципальных маршрутов - муниципальными нормативными правовыми актами;в отношении межмуниципальных маршрутов - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 12 того же Федерального закона).

Аналогичным образом закреплены полномочия по ведению реестров маршрутов регулярных перевозок: реестра муниципальных маршрутов - органом местного самоуправления, реестра межмуниципальных маршрутов - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1, 2 статьи 25 поименованного Федерального закона).

Таким образом, по общему правилу, организация регулярных перевозок, а, следовательно, и подготовка и принятие документа планирования регулярных перевозок, относится: в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам - к компетенции уполномоченных органов местного самоуправления, в отношении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок - к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, установленных федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность перераспределения законом субъекта Российской Федерации полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такое перераспределение отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» и органами государственной власти Тверской области произведено Законом Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» с учетом изменений, внесенных Законом Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО «О внесении изменений в Закон Тверской области «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области».

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 данного регионального закона Правительство Тверской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе полномочия по утверждению порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок (в том числе внесению в него изменений) и утверждению документа планирования регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок (в том числе внесению в него изменений).

На основании части 2 статьи 7 этого же Закона Тверской области Правительство Тверской области в течение переходного периода, установленного с 24 июля 2019 года до 1 января 2020 года, наделено полномочием по принятию необходимых для этого правовых актов, к числу которых относится оспариваемое постановление.

Законность приведенных положений данного регионального Закона проверена судом в рамках административного дела № 3а-121/2019 по административному иску ООО «ИНТЕРШИНА» об оспаривании Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» и Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО «О внесении изменений в Закон Тверской области «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области». Вступившим в законную силу решением Тверского областного суда от 15 ноября 2019 года в удовлетворении данного иска отказано.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках полномочий, предоставленных Правительству Тверской области приведенными нормами федерального и регионального законодательства.

Федеральный закон от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам, то есть перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункты 16-18 части 1 статьи 3).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17).

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются на основании заключенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта и выданной на срок его действия карты маршрута регулярных перевозок (части 2 и 8 статьи 14).

В соответствии с частью 1 статьи 18 названного Федерального закона изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

Часть 2 этой же статьи устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, установивших муниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов, заключающихся в развитии регулярных перевозок и эффективном решении органами государственной власти и местного самоуправления относящихся к их компетенции вопросов надлежащего транспортного обслуживания населения, в том числе посредством государственного регулирования тарифов на перевозки и предоставления всех утвержденных льгот, и частных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В данном случае установленный постановлением Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп период, в течение которого предусмотрено изменение вида регулярных перевозок – первый квартал 2020 года, с учетом даты опубликования оспариваемого постановления, соблюсти указанный срок позволяет.

Как следует из материалов дела, 05 августа 2019 года Министерством транспорта Тверской области в адрес административных истцов направлены уведомления об изменении вида регулярных перевозок в первом квартале 2020 года, но не ранее 03 февраля 2020 года.

При этом, вопреки доводам ООО «Родные просторы», указание такого временного периода неоднозначного толкования не вызывает, о неопределенности нормативного правового акта не свидетельствует, но в то же время с учетом необходимости организации и проведения конкурсов с целью заключения государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволяет исключить возможные перерывы в осуществлении транспортного обслуживания населения на соответствующих маршрутах, а хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на таких маршрутах, предоставляет возможность заблаговременно подготовиться к предстоящим изменениям.

Утверждение административных истцов о том, что изменение вида регулярных перевозок допустимо только по истечении срока действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также ссылки на часть 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок решение об изменении соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченных органов принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства, ошибочны, поскольку вопросы изменения вида перевозок данная норма не регулирует.

Согласно пункту 6 части 1, части 6 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам является основанием для прекращения уполномоченными органами действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.

На основании части 2 статьи 29 названного Федерального закона с момента наступления предусмотренных пунктом 6 части 1 обстоятельств действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается, а действие карт маршрута регулярных перевозок прекращается со дня прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту (часть 6 той же статьи).

Таким образом, в силу прямого указания закона принятие уполномоченным органом решения об изменении вида регулярных перевозок в рамках реализации полномочий по решению вопросов в сфере организации транспортного обслуживания населения на соответствующей территории, предполагает последующее принятие решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок вне зависимости от срока его действия.

Нельзя согласиться и с доводом административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в части проведения оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта.

Обязательность проведения такой оценки в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрена пунктом 1.1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 данной статьи, Законом Тверской области от 26 марта 2014 года № 17-ЗО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Тверской области» Правительство Тверской области постановлением от 19 августа 2014 года № 410-пп утвердило Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области.

Уполномоченным органом на методологическое обеспечение проведения оценки регулирующего воздействия, осуществляющим подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия по проектам нормативных правовых актов, является Министерство экономического развития Тверской области (пункт 2 постановления Правительства Тверской области от 19 августа 2014 года № 410-пп, подпункт «б» пункта 5 утвержденного им Порядка).

Согласно пункту 6 указанного Порядка проведение оценки регулирующего воздействия включает в себя следующие стадии:

а) проведение разработчиком публичных консультаций по проекту нормативного правового акта;

б) подготовка разработчиком свода предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций, и формирование сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Тверской области, предусматривающего введение правового регулирования, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

в) доработка проекта нормативного правового акта по результатам проведения публичных консультаций (при необходимости);

г) направление проекта нормативного правового акта и Сводного отчета в Уполномоченный орган;

д) подготовка Уполномоченным органом заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.

Целью проведения публичных консультаций является определение качества подготовки проекта нормативного правового акта, обоснованности выбора варианта предлагаемого правового регулирования, соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования, определения достижимости цели предлагаемого правового регулирования, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования (пункт 7 названного Порядка).

19 июля 2019 года в соответствии с установленной процедурой проект оспариваемого постановления, пояснительная записка к нему, перечень вопросов для участников публичных консультаций, проведенных в период с 20 по 28 июля 2019 года, были размещены на информационном портале «Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов Тверской области» (www.orv.tver.ru) (дело 3а-122/2019, т. 3, л.д. 9-25).

Согласно пункту 13 Порядка разработчик проекта нормативного акта рассмотрел все предложения, поступившие в ходе проведения публичных консультаций, в установленный срок подготовил Свод предложений, в котором приведены сведения об авторе и содержании каждого предложения, об их учете и причинах отклонения, и сформировал Сводный отчет, размещенный на информационном портале 31 июля 2019 года (дело № 3а-122/2019, т. 1, л.д. 185-259, т. 2, л.д. 1-9, т. 3, л.д. 41-164).

В данном Сводном отчете указано, что количество замечаний и предложений, полученных в ходе публичных консультаций, составило 76. Из них учтено полностью 2, частично 24 (пункт 1.8).

26 июля 2019 года проект постановления был рассмотрен на согласительном совещании, как это предусмотрено пунктом 13.1 вышеуказанного Порядка. По итогам совещания был составлен протокол, из содержания которого следует, что Министерством транспорта Тверской области учтены предложения уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области и председателя общественного совета при Министерстве – текст проекта изложен в новой редакции, исключающей мероприятия, связанные с отменой и установлением маршрутов, уточняющей мероприятия по изменению вида регулярных перевозок и график заключения государственных контрактов (дело 3а-122/2019, т. 1, л.д. 145).

Дополнительное согласительное совещание по проекту оспариваемого постановления было проведено 30 июля 2019 года. Как следует из протокола данного совещания, являвшиеся предметом обсуждения замечания и предложения были аналогичны предложениям, поступившим ранее и уже рассмотренным на согласительном совещании 26 июля 2019 года, в связи с чем какие-либо решения относительно изменений проекта не принимались (дело 3а-122/2019, т. 1, л.д. 177).

В заключении Министерства экономического развития Тверской области об оценке регулирующего воздействия оспариваемого нормативного правового акта, размещенном на информационном портале 30 июля 2019 года, отмечено, что на рассмотрение Министерства был представлен проект данного постановления и Сводный отчет, проанализировав которые уполномоченный орган пришел к выводу об отсутствии в проекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета Тверской области (дело 3а-122/2019, т. 3, л.д. 169, дело 3а-134/2019, т. 1, л.д. 175-178).

Неразмещение на информационном портале доработанного проекта нормативного акта, как это предусмотрено пунктом 18 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 19 августа 2014 года № 410-пп, чьих-либо прав не нарушает и, учитывая, что информация о характере изменений, внесенных в первоначальный проект по результатам публичных консультаций, содержится в вышеуказанном Своде предложений, о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, являющемся основанием для признания его недействующим, не свидетельствует.

Не подтверждают наличие таких существенных нарушений и доводы административных истцов о том, что пункты 7, 7.1, 9 Сводного отчета не содержат указания на изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предполагаемого правового регулирования, связанных с ним дополнительных расходов (доходов), а также решения проблем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, поскольку доводы административных истцов в этой части сводятся к их субъективному представлению о содержании сводного отчета. К тому же Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014года № 159, на которые ссылаются истцы в обоснование заявленных требований, носят рекомендательный, а не обязательный характер.

Антикоррупционная экспертиза проекта оспариваемого постановления была проведена правовым управлением аппарата Правительства Тверской области в соответствии с пунктом 7 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов Тверской области и проектов нормативных правовых актов Тверской области в исполнительных органах государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 01 августа 2012 года № 444-пп, о чем в материалы дела представлено соответствующее заключение от 25 июля 2019 года.

Кроме того, согласно справке начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Тверской области от 24 января 2020 года проект оспариваемого постановления являлся предметом антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры, уполномоченных в силу пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Данными уполномоченными органами, а также судом в ходе настоящего судебного разбирательства, наличие в содержании оспариваемого нормативного правового акта предусмотренных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пунктом 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010года №96, коррупциогенных факторов не установлено.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Вопреки доводам административных истцов, существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не допущено.

Нельзя согласиться и с утверждением ООО «Родные просторы» о противоречии оспариваемого постановления части 1 статьи 15, статье 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которыми установлен запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку норм, вводящих необоснованные ограничения запреты и препятствия в отношении создания хозяйствующих субъектов или осуществления деятельности в сфере регулярных перевозок, данное постановление не содержит. Напротив, в соответствии с указанным постановлением Правительства Тверской области любой хозяйствующий субъект вправе принять участие в проведении конкурентных процедур с целью заключения государственного контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Из информации Тверского УФАС России, представленной на запрос суда, следует, что нарушения названного Федерального закона в содержании постановления Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп антимонопольным органом не выявлялись. 28 ноября 2019 года Управлением Министерству транспорта Тверской области было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем установления требований к характеристикам транспортных средств, обеспечивающим возможность участия в аукционах на право осуществления регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам, либо путем обеспечения возможности осуществлять перевозки по действующим свидетельствам об осуществлении перевозок. Дело по признакам нарушения статьи 15 указанного Федерального закона не возбуждалось (дело № 3а-42/2020, т. 2, л.д. 7).

Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административных истцов, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ООО «Интершина», Воробьева В.А., Мирзикашвили Ш.Д., Парфенова Е.Г., Сивкова Д.В, Степанова С.В., Васильева Д.А., ООО «Автотранс», ООО «Ориент-Авто», ООО «Тверьавтотранс», ООО «Родные просторы» об оспаривании постановления Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Тверской области «Калининский район» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 15 июня 2020 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова