Дело №а-1/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 16 февраля 2016 г.
Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Лотос» к Управлению Росреестра по Пензенской области, Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Парикмахерская «Лотос» (далее – ООО «Парикмахерская «Лотос», общество) обратилось в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Пензенской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области) об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2012.
Требование мотивировало тем, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2012, составляет <данные изъяты> руб., является завышенной, не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 05.05.2015 № по состоянию на 01.01.2012 в размере <данные изъяты> руб., получившим положительное экспертное заключение от 19.05.2015 № Экспертного совета НП СОО «СИБИРЬ».
Кадастровая стоимость земельного участка в размере выше его рыночной стоимости нарушает право общества как плательщика земельного налога.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой, представитель ООО «Парикмахерская «Лотос» требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб., определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Определением Пензенского областного суда от 13.11.2015 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Пензенской области, как орган утвердивший результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Пензенской области; исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области (по ходатайству представителя административного истца).
Так же определением Пензенского областного суда от 02.02.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Каменки Каменского района Пензенской области (по ходатайству заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 23.10.2015 – Бобров В.Н. заявленные требования поддержал (с учетом уточнения), просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области Серикова В.В., действующая на основании доверенности от 30.10.2015, оставила разрешение заявленных требований, с учетом их уточнения после проведенной по делу судебной экспертизы, на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области Савельева Е.В., действующая на основании доверенности от 05.11.2015, разрешение заявленных требований также оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области по доверенности от 01.10.2015 Балакина О.А., и администрации г.Каменки Каменского района Пензенской области по доверенности от 12.01.2016 Таишева Г.К. просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО «Парикмахерская «Лотос» является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый рынок), расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 6-10).
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2013 № 850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» и составляет <данные изъяты> руб.(л.д.137).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее 24.06.2015 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области, решением от 17.07.2015 № отклонено (л.д. 86-89).
При обращении в суд в обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке от 05.05.2015 № (далее – отчет №), подготовленный оценщиком ООО «Региональное Агентство Оценки, Планирования и Консалтинга», согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 составляет <данные изъяты> руб. и положительное экспертное заключение 19.05.2015 № Экспертного совета НП СОО «СИБИРЬ» (л.д. 13-85).
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2013 № 850-пП по состоянию на 01.01.2012.
В этой связи рыночная стоимость данного земельного участка должна быть определена также по состоянию на 01.01.2012.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом по ходатайству представителя ООО «Парикмахерская «Лотос» назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено АНО «Пензенская лаборатория судебных экспертиз» (л.д. 166, 170-171).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 28.01.2016 №, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2012 составила <данные изъяты> руб. (л.д. 181-198).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доводы представителей Правительства Пензенской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области, администрации г.Каменки Каменского района Пензенской области о том, что заключение эксперта не отражает действительной рыночной стоимости земельного участка, а также о том, что экспертом некорректно подобраны объекты-аналоги, которые несопоставимы с объектом оценки, во внимание приняты быть не могут, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
В этой связи оснований для вывода о недостоверности заключения эксперта от 28.01.2016 № не имеется.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость спорного земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта АНО «Пензенская лаборатория судебных экспертиз» от 28.01.2016 № в размере - <данные изъяты> руб.
Согласно положениям абзаца 5 ст. 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона <данные изъяты>. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результатах проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В данном случае общество обратилось в комиссию 24.06.2015, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2015.
Доводы представителей Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области, о том, что указанные органы не являются субъектами спорных правоотношений, следовательно, необоснованно привлечены к участию в деле, судом отклоняются в силу следующего.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, Приказами Росреестра от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
А потому, Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра", сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах следует констатировать необходимость участия в деле в качестве административного ответчика и заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области соответственно.
Ссылка представителя Правительства Пензенской области на то обстоятельство, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не может быть принята во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Утверждение представителя администрации г.Каменки Каменского района Пензенской области и представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к существенному изменению налогооблагаемой базы, следовательно, к уменьшению поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, прямо предусмотрена законом.
Руководствуясь статьями 175, 177 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ООО «Парикмахерская «Лотос» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый рынок), расположенного по адресу: <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> рублей.
Датой подачи ООО «Парикмахерская «Лотос» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 24 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.02.2016.
Судья Н.В. Гордеева