ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2016 от 20.02.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2016 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Филатовой К.П.

С участием прокурора Хлебниковой Е.В.

Представителя административного истца ООО «Старт» Липской И.А.

Представителя Правительства Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области Сараева И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/16 по административному иску ООО «Старт» о признании частично недействующим постановления Правительства Самарской области № 769 от 10.12.2014г. «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Старт» обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Самарской области № 769 от 10.12.2014г. « О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», указав, что Обществу на праве собственности принадлежат 3 земельных участка: площадью <данные изъяты> кв.м. – кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м. – кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м. – кадастровый номер , в отношении которых постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 установлена кадастровая стоимость, однако постановлением Правительства Самарской области № 769 от 10.12.2014г. внесены изменение в постановление № 610, согласно которых изменилась в сторону увеличения кадастровая стоимость принадлежащих им земельных участков – а именно: в пункте 122951 сумму « 5 374 092,60» заменили суммой « 43 786 978,40», в пункте 122952 сумму «1 797 597,20» заменили суммой «14 648 307,48», в пункте 122953 сумму «1 848 707,80» заменили суммой «15 062 742,02». Полагают, что внесение таких изменений без принятия соответствующих решений органа кадастрового учета, является необоснованным.

В ходе рассмотрения дела судом административный истец дополнили требования и просили также признать недействующим п.3 постановления Правительства в части вступления его в силу для целей налогообложения с 01.01.2014г. в случае увеличения кадастровой оценки земельных участков.

Определением суда от 06.08.2015г. производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Верховным Судом РФ апелляционной жалобы Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 19.05.2015г., которым удовлетворено заявление ЗАО «СВИФТ» о признании недействующим п.3 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2014г. №769.

Определением Верховного Суда РФ от 10.12.2015г. решение Самарского областного суда от 19.05.2015г. оставлено без изменения.

Определением суда от 18.01.2016г. производство по делу возобновлено.

Определением суда от 03.03.2016г. прекращено производство по данному делу в части оспаривания п. 3 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2014г. № 769 в связи тем, что он уже признан недействующим в части вступления его в силу для целей налогообложения с 01 января 2014 года, в случаях увеличения кадастровой стоимости земельных участков со дня его принятия.

В судебном заседании представитель заявителя Липская И.А., действующая на основании доверенности от 22.06.2015г. заявление в оставшейся части поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, указав, что нарушена процедура исправления кадастровой ошибки, поскольку отсутствует протокол выявления кадастровой ошибки, не извещен собственник земельного участка о ее установлении. Право изменения вида разрешенного использования принадлежит только собственнику.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области Сараев И.С., действующий на основании доверенностей от 29.12.2015г. и от 26.0.2016г. соответственно, полагает, что иск не подлежит удовлетворению и с учетом исследованных в судебном заседании доказательств полагал, что исправление недостатков отчета об оценке осуществлено в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту, в связи с чем не требуется соблюдения процедуры выявления кадастровой ошибки.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили, ранее в письменном отзыве просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили, ранее в письменном отзыве просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель ООО «Группа комплексных решений» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом. Причин не явки суду не сообщили, письменного отзыва не направили.

Прокурор Хлебникова Е.В. полагает, что в рамках настоящего спора отсутствуют основания для удовлетворения административного иска, поскольку процедура принятия нормативно-правового акта соблюдена.

В соответствии с требованиями ч5 статьи 213 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч.6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Судом установлено, что в соответствии с положениями государственного контракта от 10.09.2013г. № 1/К, заключенного между министерством имущественных отношений Самарской области и ООО «Группа комплексных решений», последние приняли на себя обязательства по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области.

13.11.2013г. Правительством Самарской области принято постановление № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", в основу которого положен отчет об оценке, выполненный ООО «Группа комплексных решений», о чем имеется ссылка во вводной части постановления.

Постановление опубликовано в изданиях: Официальный сайт Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 14.11.2013, "Волжская коммуна", N 387(28803) 26.11.2013 (городской округ Самара).

Административным истцом порядок принятия выше указанного постановления не оспаривается.

Как установлено судом, ООО «Старт» является собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером 63<данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена по состоянию на 01.01.2013г. постановлением Правительства № 610.

Земельные участки отнесены к 13 виду групп разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройства транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

10.12.2014г. Правительством Самарской области принято постановление № 769 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", в рамках которого внесены изменения в части определения кадастровой стоимости ряда земельных участков, как в сторону ее увеличения, так и в сторону снижения.

Постановление опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.12.2014,"Волжская коммуна", N 327(29179), 11.12.2014г.

Из указанного постановления следует, что произошло изменение в сторону увеличения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцу, а именно : в пункте 122951 сумма "5 374 092,60" заменена суммой "43 786 568,34"; в пункте 122952 сумма "1 797 597,20" заменена суммой "14 646 307,48"; в пункте 122953 сумма "1 848 707,80" заменена суммой "15 062 742,02".

Обращаясь в суд и прося признать недействующим с момента принятия постановление № 769 от 10.12.2014г. в части изменения кадастровой стоимости спорных земельных участков, административный истец указывает, что данный нормативно-правовой акт противоречит федеральному законодательству, а именно Федеральному закону № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», а именно нарушена процедура принятия решения о выявлении и исправлении кадастровой ошибки, поскольку органом кадастрового учета не выносился протокол о выявлении кадастровой ошибки и сообщение о ней не направлено собственнику земельного участка.

Оценивая основания оспаривания постановления, суд полагает, что административным истцом дано неверное толкование требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель урегулирован Федеральным законом № 135 от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а именно главой 3.1 данного закона.

Пункт 1 статьи 24.12 выше указанного закона закрепляет, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Статья 24.15 устанавливает порядок определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

Статья 24.16 предусматривает, что исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение сорока пяти рабочих дней с даты представления такого отчета в эту саморегулируемую организацию оценщиков.

В соответствии с положениями статьи 24.17 ФЗ № 135 в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При этом процедура рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости определена положениями ст.24.18 выше указанного закона, в соответствии с требованиями которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ( в редакции от 04.11.2014г.) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В соответствии с положениями ч.4 и ч.5 ст. 28 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007г. (ред. от 04.06.2011) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Анализируя вышеуказанные положения закона, суд полагает, что определенная законом процедура государственной кадастровой оценки, порядка утверждения полученных результатов и их оспаривания, не предполагает наделение органов кадастрового учета полномочиями по квалификации наличия или отсутствия ошибки в сведениях о кадастровой стоимости, поскольку законом установлен иной порядок оспаривания кадастровой стоимости. В данном случаи внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости является следствием утверждения уполномоченным органом результатов государственной кадастровой оценки, осуществленной оценщиком и представленной в виде отчета об оценке, получившего положительное заключение.

Проверяя процедуру принятия постановления № 769, судом установлено, что она не нарушена.

Из материалов дела следует, что проверка обоснованности отнесения спорных земельных участков к 13 группе видов разрешенного использования начата в связи с обращением представителя ООО «Старт» 22.07.2013г. и 19.07.2013г. в Управление Росреестра по Самарской области по вопросу несогласия с данным фактом.

В свою очередь в целях проверки указанных обращений Управлением направлен запрос в Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, из ответа на который от 07.11.2013г. № Д 05-0101/8578-0-1, следует, что спорные земельные участки необходимо отнести к 7 виду разрешенного использования - как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения».

19.03.2014г заместитель Управления Росреестра по Самарской области направил в адрес директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области (полномочного на ведение ГКН) соответствующее обращение, в котором предложено органу кадастрового учета принять соответствующее решение.

25.03.2014г. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области приняты решения (в отношении каждого из земельных участков отдельно) о необходимости исправления кадастровой ошибки и направлены в министерство имущественных отношений Самарской области.

03.04.2014г. заместитель министра имущественных отношений Самарской области направил в адрес исполнителя государственного контракта, а именно ООО «Группа комплексных решений» обращения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в том числе и в отношении спорных земельных участков, для дальнейшей работы.

Из представленной суду копии государственного контракта от 10.09.2013г. следует, что п.6.4. предусматривает, что при обнаружении недостатков в выполненных работах Исполнитель обязан безвозмездно их устранить, т.е. у исполнителя работ имеются гарантийные обязательства по устранению выявленных недостатков.

12.05.2014г. ООО «Группа комплексных решений» в рамках госконтракта осуществило пересчет кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из 7 вида разрешенного использования и результаты пересчета направила заказчику работ - министерству имущественных отношений Самарской области.

10.12.2014г. уполномоченный орган, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки, а именно Правительство Самарской области, внесло изменения в ранее принятый нормативно-правовой акт в части размера кадастровой стоимости, в том числе спорных земельных участков, поскольку исполнителем работ признаны необоснованными ее расчет исходя из иной группы видов разрешенного использования.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемое постановление № 769 от 10.12.2014г. принято с соблюдением требований закона о порядке его принятия, поскольку исполнителем работ в рамках гарантийных обязательств осуществлено исправление обнаруженных недостатков, что позволяет Правительству Самарской области внести изменения в ранее принятый нормативно-правовой акт.

Суд полагает несостоятельными ссылки представителя истца о том, что для принятия оспариваемого постановления необходимо выявления органом кадастрового учета кадастровой ошибки, составление соответствующего протокола и направление его собственнику земельного участка, поскольку установленная кадастровая стоимость не является результатом воспроизведения в государственном кадастре недвижимости ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Аналогичная позиция изложена в ответе на запрос суда от 12.02.2016 № 4121 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, согласно которому органом кадастрового учета не принимались решения о выявлении кадастровой ошибки и сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в ГКН в порядке информационного взаимодействия на основании акта уполномоченного органа-постановления Правительства Самарской области от 10.12.2013г. №769.

При этом суд принимает во внимание, что вводная часть оспариваемого постановления не содержит указаний на то, что исправляются какие-либо кадастровые ошибки, следовательно, нет оснований для осуществление проверки данного акта на предмет его соответствия Федеральному закону № 221-ФЗ.

Доводы истца о том, что суду представлены решения кадастрового органа о необходимости исправления кадастровой ошибки от 25.03.2014г. не могут служить основанием к отмене постановления № 769 в оспариваемой части, поскольку обоснованность их принятия не является предметом спора в рамках данного судебного разбирательства.

Представитель административного ответчика действительно указывал на то, что ранее они учитывали разъяснения, изложенные в письме Минэкономразвития РФ от 03.04.2009г. № 3-1324-ГЕ.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что данные разъяснения отменены письмом от 29.12.2014г. № 15-исх/15320-МС/14 и признана необоснованной позиция о необходимости соблюдения процедуры выявления и устранения кадастровой ошибки в случаи необоснованного отнесения земельного участка оценщиком в рамках государственной кадастровой оценки к тому или иному виду разрешенного использования, поскольку законом установлена иная процедура устранения таких несоответствий.

Не могут служить основанием для удовлетворения требований и доводы о том, что право на изменение вида разрешенного использования земельного участка принадлежит только его собственнику, поскольку в рамках государственной кадастровой оценки оценщиком осуществляется отнесение земельных участков, исходя из сведений об виде разрешенного использования, к соответствующей группе видов разрешенного использования, определяемых в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года № 39. Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе определенных данными указаниями видов разрешенного использования.

При этом суд принимает во внимание, что административный истец не оспаривает в ином порядке отнесение спорных земельных участков к группе видов разрешенного использования, а также их кадастровую стоимость исходя из рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного иска следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 215, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ООО «Старт» о признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Самарской области № 769 от 10.12.2014г. « О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» в части пункта 1 раздела «Городской округ Самара» в пункте 122951 сумму «5 374 092,60» заменить суммой « 43 786 978,40», в пункте 122952 сумму «1 797 597,20» заменить суммой «14 648 307,48», в пункте 122953 сумму «1 848 707,80» заменить суммой «15 062 742,02» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.

Решение суда в окончательно форме изготовлено 25.02.2016г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь