ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2016 от 25.02.2016 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело № 3а-1/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2016 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.,

при секретаре Убушиевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Калмыкия о ликвидации Местной религиозной организации ***,

установил:

Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что местная религиозная организация *** (далее - МРО или Организация), зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия *** года и включена в Единый государственный реестр юридических лиц *** года за основным государственным регистрационным номером ***. Председателем комитета МРО *** является Ю.

Согласно уставу организации ее целями и задачами являются совместное исповедание и распространение веры, ознакомление людей со Священным писанием, библейскими учениями, принципами и нормами, обучение религии и религиозное воспитание. К числу основных форм деятельности отнесены подготовка и проведение богослужений и других религиозных мероприятий, получение, приобретение, экспорт, импорт, хранение, предоставление, распространение религиозной литературы, печатных, аудио-видеоматериалов, иных предметов религиозного назначения.

Прокуратурой Республики Калмыкия установлены факты неоднократного нарушения МРО законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

Так, в ходе проверки, проведенной Прокуратурой республики по обращению М. от 23 июня 2015 года, установлены факты хранения и распространения Организацией 5 экземпляров книг, включенных в федеральный список экстремистских материалов. По результатам этой проверки прокурором республики 06 июля 2015 года в адрес МРО вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, которое в тот же день вручено председателю комитета Организации. Данное предупреждение в установленном законом порядке не обжаловалось.

В дальнейшем постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2015 года, оставленным без изменения решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 09 ноября 2015 года, МРО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ.

Несмотря на получение официального предупреждения и привлечение к административной ответственности, МРО не приняло мер к исключению из своей деятельности нарушений законодательства о противодействии экстремизму, что подтверждается результатами гласного оперативно-розыскного мероприятия по обследованию принадлежащего Организации здания и земельного участка, проведенного совместно сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия и УФСБ по Республике Калмыкия 06 декабря 2015 года. В ходе этого мероприятия в чердачном помещении здания Организации обнаружена и изъята литература, включенная в федеральный список экстремистских материалов под номерами 519, 2455, 2493 и 2224 соответственно: 1 экземпляр книги «Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?», 3 экземпляра брошюры «Как развить близкие отношения с Богом», по 2 экземпляра брошюр «Как достичь счастья в жизни» и «Добрая весть от Бога».

Полагает, что приведенные обстоятельства являются основанием для признания Организации экстремистской и ее ликвидации с обращением в собственность РФ принадлежащего ей имущества в виде нежилого деревянного здания молельного дома площадью 251, 02 кв.м. с кадастровым (условным) номером ***, земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером *** и земельного участка площадью 560 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: Республика Калмыкия, ***.

В судебном заседании прокурор К. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчика - председатель Комитета МРО Ю. и представители МРО по доверенности Н., Ч. и К. иск не признали, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения иска.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия Х. высказалась за удовлетворение иска прокурора.

Проверив материалы дела, изучив представленные сторонами доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд признает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Местная религиозная организация *** зарегистрирована решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия *** года и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц *** года за основным государственным регистрационным номером ***. На момент рассмотрения дела в суде по данным МРО в организации значится 10 человек.

МРО *** входит в структуру централизованной религиозной организации - Управленческого центра ***, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации.

Решением руководящего комитета Управленческого центра *** от 21 марта 2014 года председателем Комитета МРО *** Ю.

Согласно пункту 2.1 Устава Организации ее целями и задачами является совместное исповедание и распространение веры, удовлетворение духовных потребностей, осуществление совместного и личного богослужения, основанного на Священном Писании (Библии), ознакомление людей со Священным Писанием, библейскими учениями, принципами и нормами, обучение религии и религиозное воспитание, поддержка деятельности религиозной конфессии ***.

В силу п. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Пунктами 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" установлено, что в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением) деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений определяются законом. Таким законом для религиозных организаций является Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ст. 14 которого предписано, что религиозная организация может быть ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Защита прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которым также определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона экстремистская деятельность (экстремизм) выражается, в том числе, в массовом распространении заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовлении или хранении в целях массового распространения.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (ст. 3 названного Федерального закона).

Статьей 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ установлено, что общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном данным Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации.

В ст. 9 указанного Федерального закона установлено, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном ч. 4 ст. 7 приведенного Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой установленную законом ответственность. Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими вносит их в федеральный список экстремистских материалов (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ).

Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора Республики Калмыкия в суд с настоящими требованиями послужили неоднократные факты хранения и распространения МРО *** экстремистских материалов.

Так, в результате проверки по жалобе М. установлено, что МРО *** осуществляется хранение и распространение экстремистских материалов в принадлежащем организации помещении, расположенном по адресу: ***.

В частности, установлено, что в феврале 2015 года М. в ходе групповых и индивидуальных занятий, проводимых МРО, была вручена для ознакомления и изучения религиозная литература, в числе которой включенные в федеральный список экстремистских материалов книги «Чему на самом деле учит Библия?» и «Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?».

В ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», проведенного сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия 25 июня 2015 года в принадлежащем Организации здании по адресу: *** и на прилегающем к нему земельном участке обнаружены и изъяты 2 экземпляра книги «Чему на самом деле учит Библия?» и 1 экземпляр книги «Моя книга библейских рассказов».

Перечисленные книги включены в федеральный список экстремистских материалов под номерами 510 («Чему на самом деле учит Библия?»), 518 («Моя книга библейских рассказов») и 519 («Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?»).

По этим фактам Прокурором Республики Калмыкия 06 июля 2015 года в адрес МРО вынесено письменное Предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, которое было объявлено председателю Комитета МРО Ю. в тот же день с разъяснением сущности Предупреждения и права на его обжалование.

Данное Предупреждение в установленном порядке в суд не обжаловано, незаконным не признано.

Постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2015 года МРО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа за массовое распространение и хранение в целях массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Указанное постановление суда оставлено без изменения решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 09 ноября 2015 года. Жалоба Организации на эти судебные акты также оставлена без удовлетворения постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия от 25 декабря 2015 года.

Несмотря на примененные к нему меры правового воздействия, ответчик не исключил из своей деятельности нарушений законодательства о противодействии экстремизму, что подтверждается представленными суду доказательствами.

Так, в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», проведенного совместно сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия и УФСБ по Республике Калмыкия 06 декабря 2015 года, в чердачном помещении принадлежащего Организации здания по адресу: *** обнаружена и изъята религиозная литература: 1 экземпляр книги «Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?», 3 экземпляра брошюры «Как развить близкие отношения с богом», по 2 экземпляра брошюр «Как достичь счастья в жизни» и «Добрая весть от бога» от 2012 года.

Перечисленные печатные издания в установленном порядке признаны экстремистскими и включены в федеральный список экстремистских материалов под номерами 519 (решение Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года), 2455 (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 05 августа 2014 года), 2493 (решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 июля 2014 года) и 2224 (решение Ленинского районного суда г. Владимира от 23 октября 2014 года) соответственно.

При исследовании в судебном заседании печатных изданий, изъятых в ходе оперативно-розыскного мероприятия 06 декабря 2015 года и приобщенных к материалам дела в качестве вещественных доказательств, представители ответчиков подтвердили, что им известно о том, что перечисленные книга и брошюры включены в федеральный список экстремистских материалов.

Данный факт подтверждается также и представленными ответчиком протоколами заседаний Совета МРО от 21 января 2011 года, 12 и 19 октября 2014 года, 31 марта, 24 мая, 16 июня 2015 года, согласно которым члены Совета регулярно знакомились с перечнем изданий, признанных экстремистскими.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что, несмотря на принятые в отношении Организации меры прокурорского реагирования в форме письменного предупреждения от 06 июля 2015 года, МРО продолжала заниматься экстремисткой деятельностью и в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения – 11 сентября 2015 года была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, после чего правоохранительными органами 06 декабря 2015 года был выявлен новый факт хранения в целях массового распространения экстремистских материалов.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.

Доводы представителей ответчика об отсутствии в деятельности МРО нарушений закона, служащих основанием для удовлетворения иска прокурора, опровергаются исследованными судом доказательствами.

Так, ссылки представителя МРО Н. на то, что предупреждение прокурора от 06 июля 2015 года и постановление Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении вынесены по одним и тем же фактам и не могут рассматриваться как самостоятельные нарушения закона, противоречат материалам дела.

Как видно из содержания указанных документов, предупреждение в адрес МРО вынесено прокурором Республики Калмыкия 06 июля 2015 года на основании проверки, проведенной по заявлению М. о событиях, состоявшихся в феврале 2015 года, а также по результатам оперативно-розыскного мероприятия, проведенного 25 июня 2015 года.

Дело же об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 КоАП РФ, по которому вынесено постановление Элистинского городского суда РК от 11 сентября 2015 года, было возбуждено не только по этим фактам, но и фактам, установленным на основании обращения С. в июле 2015 года, из которого следовало, что при проведении занятий МРО использовалась литература, включенная в федеральный список экстремистских материалов.

Довод ответчика о незаконности вынесенного прокурором Предупреждения суд находит несостоятельным, поскольку оно произведено в строгом соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Из содержания Предупреждения следует, что председателю Комитета МРО своевременно был разъяснен установленный законом порядок его обжалования, что подтверждается личной подписью Ю. в Предупреждении. Однако, как пояснили в данном судебном заседании представители ответчика, до настоящего времени Организация этим правом не воспользовалась.

Указание представителей ответчика на несоответствие закону и фактическим обстоятельствам постановления Элистинского городского суда РК от 11 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 КоАП РФ, также не может быть признано обоснованным, поскольку данное постановление вступило в законную силу. При этом оно было обжаловано МРО в установленном законом порядке и оставлено без изменения вышестоящими судебными инстанциями.

Ссылки ответчика на незаконность гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», проведенного совместно сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия и УФСБ по Республике Калмыкия 06 декабря 2015 года также не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Как пояснили представители МРО, проведение указанного оперативно-розыскного мероприятия безрезультатно оспаривалось ими различными правовыми способами - в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ и на момент рассмотрения дела данное процессуальное действие и его результаты не признаны в установленном порядке незаконным.

Доводы ответчика о том, что МРО не может нести ответственности за найденную в его здании экстремистскую литературу, ввиду того, что это здание в основное время используется не самой МРО, которая проводит в нем лишь три мероприятия в год, а по договору аренды религиозной группой, регулярно проводящей в нем свои богослужения, также признаются судом несостоятельными. Ответчиком не приведено никаких доказательств, свидетельствующих о принадлежности указанной литературы религиозной группе. Кроме того, из показаний председателя комитета МРО Ю. и свидетеля Г. следует, что религиозная группа использует для своих целей помещение здания, не его чердак, доступ к которому ограничен.

Ссылки представителей ответчика на то, что обнаруженная в ходе оперативно-розыскного мероприятия 06 декабря 2015 года литература, была кем-то подброшена на чердак принадлежащего Организации здания, не подтверждены никакими достоверными доказательствами.

Факт срабатывания 3 и 4 декабря 2015 года установленного в здании Организации прибора охранной сигнализации в отсутствие данных о причинах включения сигнализации и о каких-либо следах проникновения на чердачное помещение сам по себе не может служить таким доказательством. Кроме того, из показаний представителя МРО Ю. и свидетелей С. и Г. следует, что после поступления сигналов с прибора охраны, здание и прилегающая к нему территория обследовались Ю. и Г., которые не обнаружили ничего подозрительного и не стали обращаться по этому поводу в правоохранительные органы.

Указание представителей ответчика на то, что количество обнаруженных 06 декабря 2015 года печатных изданий не может расцениваться как хранение экстремистских материалов в целях массового распространения и прокурором не доказано наличие у МРО цели массового распространения экстремистских материалов, опровергается материалами дела.

Принимая во внимание следующие из представленных сторонами доказательств (Устав МРО, Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики религиозной организации, показания представителей МРО) сущность деятельности МРО по осуществлению распространения своего вероучения, методы его проповедования, способы реализации уставных целей, суд признает обнаружение у ответчика множественных экземпляров печатных изданий, заведомо для него отнесенных к экстремистским, хранением экстремистских материалов в целях их массового распространения.

При таких данных ссылки представителей ответчика на то, что вероучение организации не содержит проявлений экстремизма, что все мероприятия проводятся организацией в спокойной, доброжелательной атмосфере, а приверженцы проповедуемого МРО учения являются законопослушными и достойными членами общества, что при регистрации религиозной организации Минюстом России в 1999 году получено положительное заключение государственной религиоведческой экспертизы и за весь период деятельности МРО у Управления Минюста РФ по Республике Калмыкия не было никаких замечаний по поводу деятельности Организации не опровергают установленные судом факты неоднократного массового распространения и хранения с целью массового распространения экстремистских материалов.

Довод ответчика о несоразмерности заявленных прокурором мер в виде признания организации экстремистской и ее ликвидации допущенным Организацией нарушениям, не могут быть признаны судом обоснованными.

Деятельность МРО по распространению экстремистской литературы представляет реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, причинение вреда личности, здоровью граждан, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству, поскольку в названных печатных материалах содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство по принципу отношения к религии и элементы пропаганды исключительности одной религии над другой, т.е. информация, содержащаяся в указанной литературе, оскорбляет религиозные чувства, провоцирует конфликты на межрелигиозной почве, разжигает религиозную рознь, что представляет особую опасность в Российской Федерации как многоконфессиональном, светском государстве, народу которого гарантируется свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Выявление фактов неоднократного массового распространения МРО экстремистских материалов, заведомо для МРО признанной экстремистской и запрещенной в Российской Федерации, свидетельствует о целенаправленной экстремистской деятельности этой организации, попытки сокрытия этой деятельности, не прекращенной после соответствующих предупредительных мер воздействия, что приводит к выводу о неэффективности предупредительных мер и необходимости применения крайней меры, такой как ликвидация религиозной организации.

Оценивая соразмерность применяемых мер, суд учитывает, что ликвидируемая организация не является многочисленной – на момент рассмотрения дела в ней состоят 10 участников, общие религиозные мероприятия проводятся МРО, как следует из показаний ее представителей, лишь 3 раза в год. Все остальное время регулярные богослужения и иные религиозные и просветительские мероприятия проводятся религиозной группой, которая осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Учитывая изложенное, суд признает соразмерным ограничение прав 10 членов МРО на совместное исповедание и распространение веры, удовлетворение духовных потребностей, осуществление совместного и личного богослужения, основанного на Священном Писании (Библии), ознакомление людей со Священным Писанием, библейскими учениями, принципами и нормами, обучение религии и религиозное воспитание, поддержку деятельности религиозной конфессии, что согласно пункту 2.1 Устава Организации является ее целями и задачами, для достижения публичных целей гарантированности защиты прав и свобод человека и гражданина от угрозы причинения вреда личности, здоровью, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству, которая реально возникает при массовом распространении литературы, имеющей экстремистское содержание, унижающее человеческое достоинство по принципу отношения к религии и элементы пропаганды исключительности одной религии над другой, оскорбляющее религиозные чувства, что провоцирует конфликты на межрелигиозной почве, разжигает религиозную рознь, создает реальную угрозу социальному миру и безопасности неопределенно массового круга лиц.

Кроме того, суд принимает во внимание, что такое решение не нарушает права каждого из членов МРО исповедовать избранную ими религию и осуществлять самостоятельное отправление религиозных культов, не связанное с распространением религиозной литературы экстремистского содержания, совершением публичных действий, нарушающих права иных лиц, не исповедующих данное вероучение.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемых общественного или религиозного объединения либо иной организации подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Согласно представленным истцом выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 июня, 19 сентября и 16 декабря 2015 года следует, что ответчику на праве собственности принадлежат нежилое деревянное здание молельного дома площадью 251, 02 кв.м. с кадастровым (условным) номером *** и два земельных участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером *** и площадью 560 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: ***, которые в силу закона подлежат обращению в доход государства после удовлетворения требований кредиторов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264, 265, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Административное исковое заявление Прокурора Республики Калмыкия о ликвидации Местной религиозной организации *** удовлетворить.

Признать экстремистской и ликвидировать с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц Местную религиозную организацию ***, расположенную по адресу: ***.

Обратить в собственность Российской Федерации имущество, принадлежащее Местной религиозной организации ***, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в виде нежилого деревянного здания молельного дома площадью 251, 02 кв.м. с кадастровым (условным) номером ***, земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером *** и земельного участка площадью 560 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***.

В части прекращения деятельности Местной религиозной организации *** решение подлежит немедленному исполнению.

Принятые по делу меры предварительной защиты сохранить до вступления в силу настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Б.Т. Сангаджиева