Дело № 3а-1/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 13 февраля 2017 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А.,
представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Якуниной Е.А., представителей административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Смирновой М.В. и Дождикова А.С., представителя заинтересованного лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Домрачевой О.В., представителя заинтересованного лица администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Гусева А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании недействующим решения тридцать восьмой сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 745-IV «О Генеральном плане городского округа «Город Йошкар-Ола» (с изменениями, внесенными решениями от 14 октября 2011 года № 323-V, от 23 апреля 2014 года № 752-V, от 19 июня 2014 года № 777-V, от 23 сентября 2015 года № 190-VI) в части включения в границы города Йошкар-Ола лесных участков, расположенных на землях лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании недействующим со дня принятия решения тридцать восьмой сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 745-IV «О Генеральном плане городского округа «Город Йошкар-Ола» (с изменениями, внесенными решениями от 14 октября 2011 года № 323-V, от 23 апреля 2014 года № 752-V, от 19 июня 2014 года № 777-V, от 23 сентября 2015 года № 190-VI) в части включения в границы города Йошкар-Ола лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1-8 квартала 11; части выдела 14 квартала 28; выделе 1, части выделов 2, 3 квартала 30; выделах 1-20 квартала 62; выделах 1-17 квартала 63; выделах 1-16 квартала 64; выделах 1-17 квартала 65; части выделов 1, 4, выделов 2, 3, 5-15 квартала 66; части выделов 1, 2, выделах 3-10 квартала 67; выделах 1-27 квартала 68; выделах 1-18 квартала 69; выделах 1-20 квартала 70; выделов 1-23 квартала 71; выделов 1-14 квартала 72; выделов 1-4 квартала 73; части выделов 1, 2, 3 квартала 96; части выделов 1, 3 квартала 97; части выдела 1 квартала 98 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
В обоснование требований административный истец сослался на то, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом Генерального плана городского округа «Город Йошкар-Ола (далее - Генеральный план города Йошкар-Ола), установлено включение указанных выше лесных участков земель лесного фонда в границы городского округа «Город Йошкар-Ола». При принятии оспариваемого решения согласование проекта документа территориального планирования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не производилось. Федеральное агентство лесного хозяйства считает указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» (далее - Положение о согласовании).
Земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ, статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности. Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, о лесных участках и об их границах в соответствии со статьей 91 ЛК РФ содержится в государственном лесном реестре. Лесные участки, включенные оспариваемым решением в границы населенного пункта, являются ранее учтенными объектами недвижимости. На вышеуказанные лесные участки общей площадью 284,43 га зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов в соответствии с положениями ЗК РФ, Федерального закона № 172-ФЗ не осуществлялся. Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях, указанных в статье 25 ГрК РФ. В Положении о согласовании указано, что в случае, если предложения, содержащиеся в проекте документа территориального планирования муниципального образования, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, проект документа территориального планирования подлежит направлению на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа. Таким федеральным органом исполнительной власти в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства»), постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» является Федеральное агентство лесного хозяйства. Несоблюдение установленной процедуры согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Смирнова М.В. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что при подготовке проектных материалов Генерального плана города Йошкар-Ола использовались существующие координаты границы городского округа «Город Йошкар-Ола», границы городского округа определены Законом Республики Марий Эл от 18 июня 2004 года № 15-З «О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов Республики Марий Эл» (далее - Закон № 15-З), другими актами Республики Марий Эл, ранее действовавшим генеральным планом города Йошкар-Олы. Разработка генерального плана обсуждалась на совещании у Президента Республики Марий Эл совместно с Правительством Республики Марий Эл, все необходимые согласования были получены. При принятии решения об утверждении Генерального плана города Йошкар-Ола процедура принятия нормативного правового акта была соблюдена. В случае удовлетворения административного искового заявления Генеральный план города Йошкар-Ола будет противоречить законодательству Республики Марий Эл.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Гусев А.М. выражает несогласие с заявленными требованиями и указывает, что в настоящее время на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» границы муниципального образования установлены Законом № 15-З, указанные границы отображены в Генеральном плане города Йошкар-Ола. В соответствии со статьями 2, 10-12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в состав территории городского круга могут входить, помимо города, территории, предназначенные для развития его инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Включение в состав городского округа какой-либо территории не означает включение ее в территорию населенного пункта, входящего в состав городского округа. В настоящее время границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа «Город Йошкар-Ола», не установлены. Таким образом, утверждение административного истца о включении в населенный пункт земельных участков лесного фонда является необоснованным.
В письменном отзыве на административное исковое заявление руководитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл Цепкина А.Е. указала, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0000000:5549, 12:04:0000000:5883 (условный номер 12-12-07/004/2013-380) из состава земель с категорией «земли лесного фонда» зарегистрировано в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями ЛК РФ, Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно положениям статьи 84 ЗК РФ, статей 24, 25 ГрК РФ включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта предполагало согласование со специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Якуниной Е.А, поддержавшей административное исковое заявление по изложенным в заявлении доводам, представителей Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Смирновой М.В. и Дождикова А.С., возражавших против удовлетворения заявления по доводам письменных возражений и пояснивших, что поскольку Генеральный план города Йошкар-Ола границ населенных пунктов не устанавливал и не изменял, то необходимости согласования в порядке статьи 25 ГрК РФ не имелось, представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Домрачевой О.В., в целом поддержавшей правовую позицию административного истца и полагавшей разрешение дела на усмотрение суда, представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Гусева А.М., возражавшего против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве, а также в связи с тем, что границы земель лесного фонда генеральным планом не изменены, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно требованиям части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.
Положениями части 8 статьи 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступление их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Аналогичная норма закреплена в пункте 26 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как следует из материалов дела, проект Генерального плана города Йошкар-Ола был разработан научно-проектным институтом пространственного проектирования «ЭНКО» (том 2, л.д. 150). В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ по проекту генерального плана были проведены публичные слушания в населенных пунктах, входящих в состав городского округа «Город Йошкар-Ола». Результаты публичных слушаний оформлены протоколами публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования и рекомендациями публичных слушаний (том 2, л.д. 1-132).
В соответствии со статьей 2 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола», принятого решением городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 29 июня 2005 года № 101-IV, представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» является Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (городское Собрание).
Согласно протоколу тридцать восьмой сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» четвертого созыва от 14 июля 2009 года проект Генерального плана города Йошкар-Ола был рассмотрен на данной сессии и принят в целом 28 голосами депутатов из 30 присутствовавших (при установленном числе депутатов - 35) (том 2, л.д. 133-187), опубликован в соответствии со статьей 59 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в газете «Йошкар-Ола», № 27 от 15 июля 2009 года.
Таким образом, решение об утверждении Генерального плана города Йошкар-Ола принято Собранием депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в рамках его компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования «Город Йошкар-Ола», регламентом Городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (том 1, л.д. 87-167).
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункты 9, 21), названное решение тридцать восьмой сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 745-IV является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке и вступившим в силу.
По изложенному выше порядку принятия муниципального правового акта Генеральный план города Йошкар-Ола не оспаривается.
В соответствии с частью 4 и пунктами 1-3 части 6 статьи 23 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действующей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы городского округа, границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границы земель лесного фонда.
Частью 8 статьи 24 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана городского округа подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Генеральный план города Йошкар-Ола состоит из текстовой части (положение о территориальном планировании) и картографического материала, в том числе основной чертеж – «Градостроительное зонирование», содержащий сведения о границе городского округа, другие сведения, предусмотренные частью 6 статьи 23 ГрК РФ.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства с границей города Йошкар-Ола, установленной Генеральным планом города Йошкар-Ола, установлено включение указанных в административном исковом заявлении земельных участков лесного фонда в границы города Йошкар-Ола, общей площадью 285,43 га (том 1, л.д. 23-25).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 июня 2014 года № 1021-р «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» в форме его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» к основным целям деятельности данного учреждения отнесены государственная инвентаризация лесов, в том числе дистанционный мониторинг использования лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков; информационные услуги в области лесных отношений.
В соответствии со статьями 6-8 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Нормами статей 67, 69 и 92 ЛК РФ установлено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кроме того, в отношении лесов ведется государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Указанные в административном исковом заявлении лесные участки земель лесного фонда, а именно: кварталы 11, 28, 30, 62-73, 96-98 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13 мая 2014 года 12-МР 904217, кадастровый номер 12:04:0000000:5549; от 08 февраля 2014 года 12-МР, условный номер 12-12-07/004/2013-380 (том 1, л.д. 26, 27).
В соответствии с кадастровыми выписками о земельном участке от 5 июля 2016 года № 12/5001/2016-148676, 10 января 2017 года № 12/ИСХ/17-911 земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0000000:5549, 12:04:0000000:5883 (условный номер 12-12-07/004/2013-380) относятся к землям лесного фонда (том 3, л.д. 113-169).
На момент принятия генерального плана право собственности Российской Федерации на указанные участки лесного фонда было зарегистрировано на основании свидетельств о государственной регистрации права от 09 августа 2005 года АБ 0035820 и от 09 августа 2005 года АБ 0035819 (том 3, л.д. 101-102). Факт отнесения указанных в настоящих свидетельствах участков лесного фонда к Кортинскому лесному участку Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл подтверждается приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июня 2008 года № 182 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Марий Эл и установлении их границ» (пункт 20 приложения) и приказом данного агентства от 18 апреля 2012 года № 150 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июня 2008 года № 182 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Марий Эл и установлении их границ» (том 3, л.д. 102-107).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Доводы административного истца об отнесении указанных в заявлении лесных участков в установленных границах к землям лесного фонда, месте нахождения данных участков подтверждаются также сведениями, содержащимися в информации из государственного лесного реестра с перечнем лесных кварталов и картами-схемами расположения границ земельного участка; лесохозяйственным регламентом Куярского лесничества Учебно-опытного участкового лесничества Республики Марий Эл, содержащим данные о распределении по видам целевого назначения и категориям защитных лесов, планшетами по материалам лесоустройства 2001 года (том 3, л.д. 170-187), описаниями лесотаксационных выделов соответствующих кварталов Кортинского лесного участка (том 2, л.д. 221-249).
Пунктами 2-4, подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Положения о согласовании (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта) предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования. Заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), в том числе в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Из пояснений представителей административного ответчика и администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» следует, что заказчиком разработки проекта Генерального плана города Йошкар-Ола являлась администрация городского округа.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно соответствующему Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта), являлось данное министерство.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 и действовавшего в период принятия оспариваемого муниципального правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого муниципального правового акта Федеральное агентство лесного хозяйства в силу закона было уполномочено осуществлять рассмотрение в установленном порядке проектов генеральных планов городских округов, с подготовкой соответствующих заключений.
Следовательно, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы города Йошкар-Олы при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Между тем, из материалов дела следует, что действия по согласованию проекта Генерального плана города Йошкар-Ола заказчиком совершены не были. Следовательно, в отсутствие необходимой в силу закона согласительной процедуры проект оспариваемого генерального плана представляться на утверждение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и утверждаться им не мог.
В настоящее время указанные выше полномочия по согласованию документов территориального планирования закреплены за Федеральным агентством лесного хозяйства на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства»).
Представители Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и администрации городского округа «Город Йошкар-Ола в обоснование возражений против иска ссылаются на положения пункта 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ, согласно которым установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Правовые нормы, предусматривающие, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, закреплены в части 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ.
В связи с этим и поскольку Генеральным планом города Йошкар-Ола не установлены границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа «Город Йошкар-Ола», то, по мнению представителей административного ответчика и заинтересованного лица, доводы административного истца о включении лесных участков в границы города Йошкар-Ола применительно к границам населенных пунктов, нельзя признать основанными на изложенных выше нормах ЗК РФ и Федерального закона № 172-ФЗ.
Суд приходит к выводу, что данные доводы представителей стороны административного ответчика подлежат отклонению, поскольку положения части 1 статьи 25 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия Генерального плана города Йошкар-Ола, не содержали в качестве необходимого условия для совершения процедуры согласования проекта генерального плана городского округа предусмотренное указанным проектом включение земельных участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа. Вместе с тем фактическое включение указанных административным истцом земельных участков лесного фонда в границы города Йошкар-Ола (городского округа «Город Йошкар-Ола») подтверждается выполненным ФГБУ «Рослесинфорг» картографическим наложением материалов лесоустройства с границей города Йошкар-Ола на основном чертеже – «Градостроительное зонирование». Согласно данному чертежу включенные в границы города Йошкар-Ола земли лесного фонда обозначены, как зона лесопарков, городских лесов и зона городских парков, скверов, садов, бульваров.
Также подлежат отклонению доводы стороны административного ответчика о том, что спорные лесные участки были включены в границы городского округа на основании нормативных правовых актов Республики Марий Эл, устанавливающих границы муниципальных образований, изданных до утверждения оспариваемого генерального плана, поскольку в рамках настоящего дела проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит Генеральный план города Йошкар-Ола, утвержденный решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 745-IV, а не иные нормативные правовые акты.
При этом по смыслу исковых требований и настоящего решения границы муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола», установленные ранее Законом № 15-З, Законом Республики Марий Эл от 12 марта 2002 года № 2-З «О границах муниципальных образований в Республике Марий Эл», Указом Президиума Верховного Совета Республики Марий Эл от 14 октября 1993 года № 514-П «Об установлении границы между городом Йошкар-Ола и Медведевским районом Республики Марий Эл», а также границы пригородной зоны города Йошкар-Олы, установленные Законом Республики Марий Эл от 20 октября 2008 года № 49-З «О границах и правовом режиме пригородной зоны города Йошкар-Олы», не затрагиваются.
Являются несостоятельными доводы стороны административного ответчика, основанные на сведениях, содержащихся в акте проведения проверки исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, и расходования средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций, составленном Федеральным агентством лесного хозяйства 25 ноября 2011 года.
Как следует из данного документа, он не является актом правового характера, устанавливающим, изменяющим либо прекращающим отношения в сфере собственности на земли лесного фонда, по существу является актом реализации федеральным органом исполнительной власти контрольных полномочий в области лесных отношений. Содержащееся в пункте 3.5 акта (страница под № 228) предложение инициировать процедуру перевода земельного участка площадью 0,3 тыс. га, расположенного в Учебно-опытном лесничестве, находящегося в границах города Йошкар-Олы, из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов согласно объяснениям представителей участвующих в деле лиц реализовано не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О выразил позицию, согласно которой лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принимаемые по вопросам местного значения, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку административным ответчиком не доказано соответствие закону муниципального нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства подлежит удовлетворению. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 745-IV «О Генеральном плане городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежит признанию недействующим в части включения в границы города Йошкар-Ола лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1-8 квартала 11; части выдела 14 квартала 28; выделе 1, части выделов 2, 3 квартала 30; выделах 1-20 квартала 62; выделах 1-17 квартала 63; выделах 1-16 квартала 64; выделах 1-17 квартала 65; части выделов 1, 4, выделов 2, 3, 5-15 квартала 66; части выделов 1, 2, выделах 3-10 квартала 67; выделах 1-27 квартала 68; выделах 1-18 квартала 69; выделах 1-20 квартала 70; выделов 1-23 квартала 71; выделов 1-14 квартала 72; выделов 1-4 квартала 73; части выделов 1, 2, 3 квартала 96; части выделов 1, 3 квартала 97; части выдела 1 квартала 98 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл.
Принимая во внимание, что Генеральный план города Йошкар-Ола применялся до настоящего времени, на основании него были реализованы права и обязанности граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в оспоренной части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьей 59 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» сообщение о настоящем решении подлежит размещению (опубликованию) в газете «Йошкар-Ола» и на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года № 745-IV «О Генеральном плане городского округа «Город Йошкар-Ола» в части включения в границы города Йошкар-Ола лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1-8 квартала 11; части выдела 14 квартала 28; выделе 1, части выделов 2, 3 квартала 30; выделах 1-20 квартала 62; выделах 1-17 квартала 63; выделах 1-16 квартала 64; выделах 1-17 квартала 65; части выделов 1, 4, выделов 2, 3, 5-15 квартала 66; части выделов 1, 2, выделах 3-10 квартала 67; выделах 1-27 квартала 68; выделах 1-18 квартала 69; выделах 1-20 квартала 70; выделов 1-23 квартала 71; выделов 1-14 квартала 72; выделов 1-4 квартала 73; части выделов 1, 2, 3 квартала 96; части выделов 1, 3 квартала 97; части выдела 1 квартала 98 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении разместить (опубликовать) в газете «Йошкар-Ола» и на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл Братухин В.В.
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2017 года.