дело № 3а-1/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 3 апреля 2018 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя административного истца акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» ФИО1,
представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл и заинтересованного лица Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО2,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл ФИО3,
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4,
административное дело по административному иску акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 155215750 рублей, по состоянию на 1 октября 2015 года; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 2809391 рубль, по состоянию на 1 октября 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Марийский машиностроительный завод» (далее также административный истец, акционерное общество) обратилось в суд с административным иском к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (с учетом последующего уточнения) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...> в размере его рыночной стоимости 155215750 рублей, по состоянию на 1 октября 2015 года; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 2809391 рубль, по состоянию на 1 октября 2015 года. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.
Акционерное общество является собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12 января 2016 года №№ <...> Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории г. Йошкар-Олы утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 июня 2013 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл». В соответствии с выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества кадастровая стоимость составила: земельного участка с кадастровым номером <...> – 215666837 рублей 12 копеек; земельного участка с кадастровым номером <...> – 3216868 рублей 23 копейки. Датой определения кадастровой стоимости для данных земельных участков является 1 октября 2015 года. Акционерное общество обязано уплачивать земельный налог, исходя из размера стоимости земельных участков, находящихся в его собственности. Согласно Отчету от 15 сентября 2017 года <...> об оценке рыночная стоимость по состоянию на 1 октября 2015 года составляет: земельного участка с кадастровым номером <...> - 104669128 рублей; земельного участка с кадастровым номером <...> - 1662352 рублей. Таким образом, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость.
Акционерное общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Марий Эл. Решением от 19 октября 2017 года Комиссия заявление акционерного общества отклонила.
Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Судом к участию в административном деле привлечены в качестве административного соответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола».
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» ФИО1 (доверенность <...>) административный иск с учетом уточнения поддержала, просила установить рыночную стоимость земельных участков согласно заключению эксперта в размерах 155215750 рублей и 2809391 рубль.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл и заинтересованного лица Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО2 (доверенности <...>) пояснила, что возражений по административному иску с учетом уточнения не имеет.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл ФИО3 (<...>) пояснил, что Управление права и интересы административного истца не нарушало, оспоренную стоимость не определяло.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4 (<...>) оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явился, от данного лица поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя и об отказе в удовлетворении административного иска.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно частям 1, 3 и 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Акционерное общество является собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12 января 2016 года №№ <...>
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена по состоянию на 1 октября 2015 года актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости б/н от 1 октября 2015 года, утвержденным инженером 2 категории кадастрового учета стоимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в Республике Марий Эл Г. Е.А., и составляет: для земельного участка с кадастровым номером <...> - 215666837 рублей 12 копеек; для земельного участка с кадастровым номером <...> - 3216868 рублей 44 копейки.
Согласно представленному административным истцом отчету от 15 сентября 2017 года № <...> об оценке рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков, составленному ООО Юридическая компания «Сенат», рыночная стоимость по состоянию на 1 октября 2015 года составляет:
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...> - 104669128 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...> - 1662352 рубля.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
Судом по ходатайству стороны административного истца была назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков, проверки соответствия отчета от 15 сентября 2017 года № <...> требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению эксперта от 27 февраля 2018 года № <...>, выполненному экспертом ООО <...>И. И.Г., отчет от 15 сентября 2017 года № <...> об оценке рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость по состоянию на 1 октября 2015 года составляет:
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...> - 155215750 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...> - 2809391 рубль.
Как видно из поданных уточнений к административному исковому заявлению, представитель административного истца ФИО1 согласилась с выводами эксперта о размере рыночной стоимости данных земельных участков.
Представителем Правительства Республики Марий Эл ФИО2, представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл ФИО3, представителем ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4 возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков либо доказательства иного размера их рыночной стоимости не представлены.
В силу части 2 статьи 59 КАС РФ заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами.
Как следует из заключения эксперта от 27 февраля 2018 года № <...>, экспертиза по определению рыночной стоимости нежилого здания выполнена на основании материалов административного дела с натурным исследованием земельных участков.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход (метод сравнения продаж). В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.
В частности, при использовании сравнительного подхода эксперт выбрал 6 объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений, размещенных в интернет-ресурсах. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Оснований не доверять выводам эксперта И. И.Г. у суда не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.
Эксперт И. И.Г. имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
От лиц, участвующих в настоящем административном деле, не поступило ходатайства о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, суд определяет кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной заключением эксперта от 27 февраля 2018 года № <...>.
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (пункт 25).
Как следует из решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 19 октября 2017 года № <...>, заявление акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости было подано в комиссию 27 сентября 2017 года.
Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 155215750 рублей, по состоянию на 1 октября 2015 года; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 2809391 рубль, по состоянию на 1 октября 2015 года, подлежит удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 155215750 рублей, по состоянию на 1 октября 2015 года;
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>, в размере его рыночной стоимости 2809391 рубль, по состоянию на 1 октября 2015 года.
Датой подачи заявления считать обращение акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл – 27 сентября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимого имущества:
земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 372488+/-214 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>
земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 5556+/-26 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, для ведения уставной деятельности, адрес: <...>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2018 года