ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2018 от 05.02.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-1/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2018 г. г. Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд: под председательством судьи Богомоловой Ю.А., с участием прокурора Челышевой А.С.,

при секретаре Бичиковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно- коммунальных организаций «ЖКХ-Групп» о признании недействующим Приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 1 августа 2017 г. № 3.10-15-п,

установил:

1 июня 2017 г. министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области издан Приказ № 3.10-8-п «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, «Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский городской округ, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск» (далее - Приказ № 3.10-8-п).

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 14 июля 2017 г. № 3.10-13-п «О признании утратившим силу приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области» (далее - Приказ № 3.10-13-п) Приказ № 3.10-8-п признан утратившим силу.

Приказ № 3.10-13-п опубликован в газете «Губернские ведомости» в № 134(5262) 28 июля 2017 г.

1 августа 2017 г. министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области издан Приказ № 3.10-15-п «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, «Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский городской округ, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск» (далее - Приказ № 3.10-15-п).

Приказ № 3.10-15-п опубликован в газете «Губернские ведомости» в № 142(5270) 9 августа 2017 г.

16 октября 2017 г. саморегулируемая организация некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций «ЖКХ-Групп» (далее - СРО НП «ЖКХ-Групп», Партнерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа № 3.10-13-п, сославшись на его противоречие пунктам 14 и 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306), так как утвержденные Приказом № 3.10-8-п нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме отменены оспариваемым Приказом № 3.10-13-п до истечения трехлетнего срока их действия при отсутствии объективных оснований, перечисленных в пункте 16 Правил. Истец просил также взыскать с министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области судебные расходы по оплате государственной пошлины.

7 ноября 2017 г. СРО НП «ЖКХ-Групп» подано в суд административное исковое заявление о признании недействующим Приказа № 3.10-15-п, взыскании судебных расходов также со ссылкой на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта вышеуказанным пунктам Правил № 306.

Определениями судьи Сахалинского областного суда от 30 октября 2017 г. и от 10 ноября 2017 г. указанные административные исковые заявления приняты к производству суда.

Определением Сахалинского областного суда от 30 ноября 2017 г. административные дела по искам СРО НП «ЖКХ-Групп» объединены в одно производство.

Определением Сахалинского областного суда от 5 февраля 2018 г.
производство по административному делу в части требования о признании
недействующим Приказа № 3.10-13-п прекращено в связи с отказом
административного истца от иска и принятия его судом.

Требование, уточненное в ходе рассмотрения дела, о признании
Приказа № 3.10-15-п недействующим со дня вступления в законную силу
решения суда представитель административного истца ФИО1
поддержала. Дополнительно сослалась на отсутствие у министерства
жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области полномочий на
принятие оспариваемого приказа, а также на его противоречие положениям
подпункта «б» пункта 4(1), пунктов 11, 29 Правил № 306 и пункта 37
приложения № 1 к Правилам № 306. В обоснование иска оспаривает
правомерность произведенного министерством расчета нормативов
потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества
многоквартирных домов, куда не включен расход электроэнергии дверными
запирающими устройствами, усилителями телеантенн, насосным и иным
оборудованием многоквартирных домов, не учтены нормативные
технологические потери электроэнергии, неправильно определена общая
площадь, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Считает, что вышеизложенное привело к необоснованному занижению
величины нормативов по каждой из определенных Приказом № 3.10-15-п
категорий многоквартирных домов, что нарушает права управляющих
организаций.

Представители министерства жилищно-коммунального хозяйства
Сахалинской области ФИО2, ФИО3 и ФИО4
согласились с требованием административного истца о признании Приказа № 3.10-15-п недействующим в связи с невключением в расчет норматива расхода электроэнергии по иным группам оборудования, кроме осветительных установок, и ошибками в указании общей площади, входящей в состав общего имущества отдельных домов. Привели довод об исключении из расчетов нормативов потребления электроэнергии нормативных технологических потерь ввиду отсутствия методики их определения во внутридомовых электрических инженерных системах многоквартирных домов. Указали, что решение об изменении первоначально утвержденных Приказом № 3.10-8-п нормативов принято в связи с тем, что были допущены технические ошибки в расчетах.

Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и ответчика, пояснения специалистов К.А.В. и Г.З.В., заключение участвующего в деле прокурора Челышевой А.С. об удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме
принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ, от 03 июля 2016 г. № 267- ФЗ, от 29 июля 2017 № 258-ФЗ) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, куда включена плата за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, отведение сточных вод), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2).

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498, вступившим в силу с 1 января 2017 г., в связи с внесением изменений в акты федерального законодательства по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого постановления.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве жилищно- коммунального хозяйства Сахалинской области (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 25 января 2016 г. № 21, министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере жилищно- коммунального хозяйства Сахалинской области.

Основными задачами министерства является проведение на территории Сахалинской области единой государственной политики в сфере жилищно- коммунального хозяйства, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (пункты 2.1, 2.3).

В соответствии с пунктом 3.5.7 Положения (в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 17 мая 2017 г. № 211) к полномочиям министерства отнесено утверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пунктам 1.4, 2.1, 4.1, 4.2 Постановления Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 г. № 12 «Об утверждении Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования» органы исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющие функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в установленных актами Правительства Сахалинской области сферах деятельности, по вопросам своей компетенции принимают (издают) правовые акты в виде приказов, носящих нормативный характер, которые подлежат опубликованию в газете «Губернские ведомости» или размещаются на официальном интернет-сайте органа исполнительной власти Сахалинской области.

Учитывая изложенное, оспариваемый Приказ № 3.10-15-п, которым утверждены нормативы потребления электроэнергии, как одного из видов коммунальных ресурсов, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, принят министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в пределах его полномочий в сфере жилищно- коммунального хозяйства, опубликование нормативного правового акта произведено в установленном порядке.

Проверяя по существу законность утвержденных министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области нормативов, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 Правил № 306 под «нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам (пункт 11 Правил № 306).

Согласно таблице 10 приложения № 2 к Правилам № 306 для установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены следующие категории многоквартирных домов:

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период;

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода.

При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены (пункт 11 Правил).

При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электроэнергии учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем (подпункт «б» пункта 4(1) Правил).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно разделу II приложения № 1 (абзац 2 пункта 13, абзац 2 пункта 19, пункт 43 Правил).

Согласно пункту 37 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:

осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;

силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;

системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.

Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле (формула 34):

,

где:

Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);

12 - количество месяцев в году.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 29 Правил ; 306).

Оспариваемым Приказом № 3.10-15-п министерство жилищно- коммунального хозяйства Сахалинской области утвердило с применением расчетного метода нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, «Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский городской округ, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Утвержденные нормативы изложены в приложении к Приказу № 3.10- 15-п и определены в отношении 5 категорий многоквартирных домов, а именно:

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в которых отсутствует электрическая внутридомовая инженерная система на чердаке (техническом этаже) и в подвале (техническом подполье) (далее - 1 категория);

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и

электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в которых отсутствует электрическая внутридомовая инженерная система на чердаке (техническом этаже) и присутствует электрическая внутридомовая инженерная система в подвале (техническом подполье) (далее - 2 категория);

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в которых присутствует электрическая внутридомовая инженерная система на чердаке (техническом этаже) и отсутствует электрическая внутридомовая инженерная система в подвале (техническом подполье) (далее - 3 категория);

многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в которых присутствует электрическая внутридомовая инженерная система на чердаке (техническом этаже) и в подвале (техническом подполье) (далее - 4 категория);

многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее - 5 категория).

Анализ представленных министерством жилищно-коммунального хозяйства расчетных материалов (таблиц) к оспариваемому Приказу № 3.10- 15-п показал, что при расчетах нормативов потребления электроэнергии по всем 5 категориям многоквартирных домов уполномоченным органом учтен лишь суммарный расход электрической энергии имеющихся в домах осветительных установок.

В нарушение абзаца 2 пункта 13, абзаца 2 пункта 19, пункта 43 Правил № 306 и пункта 37 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306 расход электрической энергии по иным группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирных домов и включенным в расчетные таблицы, а именно: силового оборудования лифтов, дверных запирающих устройств,

усилителей телеантенн, насосного оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также систем отопления и другого оборудования, в расчет нормативов потребления электроэнергии не вошел.

Указанное следует из пояснений специалиста Г.З.В., данных из расчетных таблиц, где обозначена графа «норматив на освещение (кВтч/м2 общ.имущества)» и представителями административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Помимо изложенного, неправильность произведенного расчета норматива по 3 категории многоквартирных домов подтверждает и тот факт, что Sои - общая площадь помещений, принятых к расчету, в многоквартирном доме № по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске (строка 18 данной таблицы) указана в размере 9449,3 кв.м, тогда как согласно открытым данным, размещенным на сайте https://www.reformagkh.ru, общая площадь указанного дома составляет всего 1330 кв.м, из них общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества - 101,9 кв.м.

По 1 категории многоквартирных домов общая площадь помещений, принятых к расчету, в многоквартирном доме № по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске (строка 2 данной таблицы) указана в размере 1151,7 кв.м, тогда как согласно данным сайта общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 174,7 кв.м.

Таким образом, при определении норматива административным ответчиком использована необоснованно завышенная площадь помещений,

входящих в состав общего имущества. Соответственно, завышен знаменатель в формуле расчета норматива, что привело к неправомерному занижению итоговой величины норматива.

Суд также считает противоречащим положениям пункта 11, подпункту «б» пункта 4(1) Правил № 306, установленную Приказом № 3.10-15-п дифференциацию многоквартирных домов, которые разграничены не с учетом их конструктивных и технических параметров (количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем) и степени благоустройства, а по критерию наличия либо отсутствия электрических внутридомовых инженерных систем на чердаке и в подвале, то есть фактически исходя из различия в общей площади помещений, включаемых в состав общего имущества в многоквартирных домах, что не является основанием для дифференциации.

Также установлено, что в нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах не включены нормативные технологические потери электрической энергии (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), что противоречит императивным требованиям пункта 29 Правил № 306.

Доказательств невозможности расчета нормативных технологических потерь во внутридомовых инженерных системах многоквартирных домов представителями административного ответчика не представлено, тогда как возможность их определения следует из пояснений опрошенного в качестве специалиста К.А.В., имеющего квалификацию инженера по специальности «Электроснабжение», и согласуется с письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 января 2018 г., согласно которым при расчете технологических потерь электроэнергии во внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома допускается использовать методы расчета потерь электроэнергии в отдельных элементах электрической сети - методы оперативных расчетов и средних нагрузок, разработанные Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 326.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области допущены нарушения вышеуказанных положений федерального законодательства при расчете нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, что является основанием для признания Приказа № 3.10-15-п недействующим.

В силу пунктов 14 и 16 Правил № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных

ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

В пункте 16 перечислены случаи изменения нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме до истечения трехлетнего срока, которые связаны с изменениями конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных домов, изменениями в нормативном регулировании.

Оснований для вывода о противоречии оспариваемого Приказа № 3.10- 15-п положениям пунктов 14 и 16 Правил № 306 суд не усматривает, поскольку указанные нормы подлежат применению в случае законно и обоснованно установленных нормативов, тогда как выявление ошибок при расчетах не лишает уполномоченный орган права на их устранение путем отмены нормативного правового акта и принятия нового.

Оспариваемый Приказ № 3.10-15-п применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» он подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В целях исключения правовой неурегулированности правоотношений в сфере установления нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий Приказ № 3.10-15-п, признанный судом недействующим.

Суд также взыскивает с министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в пользу СРО НП «ЖКХ-Групп» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 1 августа 2017 г. № 3.10-15-п «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области: «Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский городской округ, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 1 августа 2017 г. № 3.10-15-п «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме потребителями, проживающими в многоквартирных домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, «Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский городской округ, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Губернские ведомости».

Взыскать с министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в пользу саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно- коммунальных организаций «ЖКХ-Групп» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 12 февраля 2018 г.

Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова