ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2018 от 13.02.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-1/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ <...>

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,

при секретаре Сунцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений решения от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края»,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложения *** к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края».

В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края в рамках предоставленных ему законных полномочий. Вместе с тем Приложение *** к нему противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила). Так, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу пункта 3 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пунктом 20 Правил закреплено, что нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода. Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются с использованием формул согласно Приложению *** к Правилам. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации (пункт 13). В норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек по каждому направлению использования коммунальной услуги включается расход коммунального ресурса на единицу величины показателя, характерного для каждого направления использования коммунальной услуги (пункт 30). Согласно пункту 28 Приложения *** к Правилам при расчете норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка по формуле 27 учитывается количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, устанавливаемому уполномоченным органом с учетом климатических условий субъекта Российской Федерации. Между тем, в соответствии с экспертным заключением об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административным ответчиком расход воды на полив земельного участка определен на основании пункта 5.3 Свода правил «*** Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, а период использования холодной воды на полив земельного участка на территории Алтайского края установлен равным четырем месяцам (май, июнь, июль, август) на основании пункта 5.1.1 Ведомственных норм технологического проектирования ***, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***. В то же время указанные документы предназначены для использования при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем водоснабжения населенных пунктов и не подлежат применению для расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек. При этом Правила не предусматривают возможности установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек с использованием климатических параметров, применяемых для строительства и реконструкции систем водоснабжения. В то же время управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов при утверждении нормативов не запрашивались и не анализировались данные климатических условий Алтайского края (сведения о средних суточных температурах наружного воздуха, количестве выпавших осадков), которые бы позволяли сделать вывод о том, что на территории Алтайского края такой норматив подлежит применению с мая по август включительно. Кроме того, в соответствии с пунктом 49 Правил норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: полив земельного участка; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных; водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке; водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов. При этом Правилами не предусмотрена возможность установления регулирующим органом норматива потребления по указанным отдельным направлениям по своему выбору. В нарушение указанной правой нормы оспариваемым решением норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определен лишь по двум направлениям использования коммунального ресурса: на полив земельного участка и на водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных.

В судебном заседании прокурор <данные изъяты> поддержала исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и дополнила, что прокурор оспаривает в целом Приложение 1 к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края», поскольку норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек при поливе земельного участка рассчитан административным ответчиком исходя из периода, равного четырем месяцам с мая по август включительно, без учета климатических условий Алтайского края, а норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определен лишь по двум направлениям.

Представители административного ответчика <данные изъяты> в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, указав, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек при поливе земельного участка рассчитан на основании пункта 5.1.1 Ведомственных норм технологического проектирования ВНТП-Н-97, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, которым определен период поливного сезона в Алтайском крае с мая по август. При этом специалист управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов проанализировав сведения, представленные Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», пришел к выводу о том, что указанный период установлен обоснованно. Для определения нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по водоснабжению открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, а также по водоснабжению иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов, в Правилах отсутствует формула, поэтому их установление регулирующим органом невозможно.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Ранее представитель заинтересованного лица <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска первого заместителя прокурора Алтайского края по доводам, изложенным представителем административного ответчика.

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения прокурора и представителей административного ответчика, показания свидетеля и пояснения экспертов, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Из пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов в случае, если они приняты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными указанными в законе органами и должностными лицами в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.

На основании части 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд.

В судебном заседании установлено, что органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ДД.ММ.ГГ принято решение *** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края» (далее - Решение), которым утверждено Приложение *** «Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек» (далее - Приложение ***).

Анализ данного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены пунктами 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края.

Следовательно, Приложение *** может быть оспорено первым заместителем прокурора Алтайского края в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4.37 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, закреплено, что органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг на территории Алтайского края, является административный ответчик.

С учетом изложенного суд соглашается с позицией прокурора и представителей административного ответчика о том, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

На основании части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О системе органов исполнительной власти Алтайского края» в редакции, которая действовала на момент принятия оспариваемого Решения, управление Алтайского края являлось органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг.

Из пункта 5.4 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, следует, что управление с целью реализации своих полномочий принимает нормативные и иные правовые акты в форме решений или приказов.

Материалами административного дела подтверждается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в форме решения, то есть в соответствии с изложенными нормативными предписаниями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

Согласно части 1 и пункту 6 части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГ нормативные правовые акты органов исполнительной власти Алтайского края входили в систему нормативных правовых актов Алтайского края.

В силу части 3 статьи 30, части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» в редакции, которая действовала на момент принятия Решения, органы исполнительной власти Алтайского края самостоятельно обеспечивали направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю копий нормативных правовых актов, принятых (изданных) этими органами, в семидневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой экспертизы. Нормативные правовые акты Алтайского края подлежали публикации. Официальным опубликованием считалась первая публикация их полных текстов в газете «Алтайская правда», Сборнике законодательства Алтайского края или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с пунктом 9 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней создается коллегиальный орган - правление - общей численностью не более 9 человек. Начальник Управления является председателем правления и утверждает персональный состав правления, а также порядок его деятельности.

Приложением *** и разделом 4 приложения *** к приказу управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «О правлении управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» в редакции приказа от ДД.ММ.ГГ*** установлен порядок работы правления административного ответчика и определен его состав на момент принятия оспариваемого Решения.

Из повестки заседания правления административного ответчика и протокола заседания правления от ДД.ММ.ГГ*** следует, что ДД.ММ.ГГ состоялось заседание указанного органа, на котором присутствовало 5 из 9 членов правления, что составляло большинство от установленной численности членов правления (пункт 4.1). По результатам рассмотрения вопроса об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края членами правления принято решение *** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края» и утверждено Приложение *** «Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек» (л.д. 92-104, том 1, л.д. 32-39, том 2). При этом требования приказа управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «О правлении управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» к численности и составу членов правления, к кворуму и порядку принятия решения были соблюдены.

Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке в газете «Алтайская правда» от ДД.ММ.ГГ*** и внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГ под № ***. Данные обстоятельства подтверждаются приобщенным к делу ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (л.д. 40, том 2).

В связи с этим суд считает, что требования закона о регистрации и опубликовании нормативного правового акта применительно к оспариваемому решению соблюдены.

Также судом не установлено нарушений процедуры принятия решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых правовых актах управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов», которым внесены изменения в оспариваемое Решение (л.д. 40, 92-94, том 2).

Проверяя соответствие Решения в части Приложения *** положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 3 которых установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13 и 20 Правил нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно Приложению *** к Правилам. При этом норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 30 Правил норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек по каждому направлению использования коммунальной услуги включается расход коммунального ресурса на единицу величины показателя, характерного для каждого направления использования коммунальной услуги.

На основании пункта 28 Приложения *** к Правилам при расчете норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка по формуле 27 учитывается расход воды на полив земельного участка (куб.м. в год на 1 кв.м. земельного участка), определяемый уполномоченным органом, а также количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, устанавливаемому уполномоченным органом с учетом климатических условий субъекта Российской Федерации.

Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** в Приложении *** утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при поливе земельного участка в размере 0,09 куб.м. на один кв.м. в месяц исходя из количества месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды, равного четырем месяцам с мая по август включительно. При этом данный период установлен административным ответчиком на основании пункта 5.1 «Ведомственные нормы технологического проектирования. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ***», утвержденного протоколом Минсельхозпрода РФ от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому поливной сезон для расчета средневзвешенных поливных норм сельскохозяйственных культур на приусадебных участках ручным и дождевальным методом в Алтайском крае установлен с мая по август включительно. Расход воды на полив земельного участка определен с учетом расчетных расходов воды на поливку в населенных пунктах и на территории промышленных предприятий, установленных в пункте 5.3 Свода правил *** Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

Прокурор полагает, что оспариваемое Приложение *** является незаконным, поскольку при расчете норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка по формуле 27 административным ответчиком количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, установлено без учета климатических условий Алтайского края.

Между тем из экспертного заключения об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, из протокола заседания правления Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ***, из объяснений представителей административного ответчика и показаний свидетеля <данные изъяты>. следует, что при принятии оспариваемого акта расход воды на полив земельного участка утвержден с учетом расчетных расходов воды на поливку в населенных пунктах и на территории промышленных предприятий, установленных в пункте 5.3 Свода правил *** Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», а период использования холодной воды на полив земельного участка определен в соответствии с пунктом 5.1 «Ведомственные нормы технологического проектирования. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ***», который для Алтайского края установлен с мая по август. При этом поливной период последним актом определен индивидуального для каждого субъекта Российской Федерации в отношении наиболее распространенных сельскохозяйственных культур.

Преамбулами Свода правил *** Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и Ведомственных норм технологического проектирования. Норм расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения подтверждается, что содержащиеся в них сведения (расчетные данные, нормы расходов, поливные нормы и прочее) являются научно обоснованными и практически апробированными, а также проверенными и утвержденными уполномоченными государственными органами (Минсельхозпродом Российской Федерации и Минрегионразвития Российской Федерации).

Соответственно, оснований полагать, что нормы расходов воды при поливе на приусадебных участках указанными актами определены произвольно, в том числе без учета климатических условий отдельных регионов России, у суда не имеется. Поэтому применение административным ответчиком при принятии Решения пункта 5.1 «Ведомственные нормы технологического проектирования. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ***» и пункта 5.3 Свода правил *** Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» судом признается допустимым.

Доводы прокурора о том, что исходя из сферы действия данные документы предназначены для использования при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем водоснабжения населенных пунктов и не подлежат применению для расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек, судом не принимаются, так как запрета на их использование в региональном подзаконном нормотворчестве не имеется.

Кроме того, судом для определения периода поливного сезона в Алтайском крае, для определения возможности установления нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов, а также для установления правильности расчета норматива потребления указанной коммунальной услуги проведена судебная экспертиза.

Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГ*** и дополнением к нему, а также показаниями экспертов <данные изъяты> в судебном заседании подтверждается, что поливной период в Алтайском крае длится четыре месяца с мая по август. Данный вывод сделан на основе анализа трех суждений: 1) с учетом анализа климатических условий в Алтайском крае, представленных Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за период с мая по сентябрь 2012 - 2016 годы, а также информации о минимальном месячном количестве осадков, необходимых для увлажнения почвы для роста сельскохозяйственных культур на приусадебных участках; 2) с учетом анализа изменения климатических условий на территории Алтайского края за период с момента введения в действие Ведомственных норм технологического проектирования, норм расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения до момента проведения экспертного исследования, согласно которому средняя температура наружного воздуха на территории Алтайского края в период с мая по сентябрь увеличилась в среднем на +0,5 °С, а среднее количестве выпавших осадков в период с апрель по октябрь увеличилось на 2,5 %, то есть параметры климата на территории Алтайского края изменились незначительно; 3) с учетом анализа нормативных правовых актов различных субъектов Российской Федерации, поливной период в которых установлен в соответствии с пунктом 5.1 Ведомственных норм технологического проектирования, норм расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения.

В судебном заседании свидетель <данные изъяты> показал, что им проведен анализ материалов, представленных Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», по результатам которого подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГ, содержащее вывод о том, что поливной сезон на территории Алтайского края длится с мая, когда высаживаются ранние культуры, по августа включительно, когда вызревают поздние культуры. Поэтому его вывод в этой части, содержащийся экспертном заключении об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, соответствует заключению от ДД.ММ.ГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период использования холодной воды на полив земельного участка на территории Алтайского края с мая по август установлен без нарушения Правил.

Первый заместитель прокурора Алтайского края также полагает противоречащим Приложение *** пункту 49 Правил в связи с тем, что оспариваемым решением норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определен лишь по двум направлениям использования коммунального ресурса: на полив земельного участка и на водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных.

В силу п. 49 Правил норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: полив земельного участка; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных; водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке и водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.

Приложением *** нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в Алтайском крае установлены только для полива земельного участка, а также для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных.

Из объяснений представителей административного ответчика и показаний свидетеля <данные изъяты> следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по водоснабжению открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, а также по водоснабжению иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов, управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не установило из-за того, что в Правилах отсутствует соответствующая формула, а полномочиями по ее разработке оно не наделено.

Между тем, в письме от ДД.ММ.ГГ*** Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации административному ответчику разъяснено, что нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для использования земельного участка и надворных построек должны быть установлены на основании таблицы - формы, приведенной в приложении *** к Правилам.

Кроме того, в заключении от ДД.ММ.ГГ*** эксперты по результатам проведенной судебной экспертизы пришли к выводу о том, что на основании действующей нормативно-технической документации, в том числе с учетом формул и форм, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», возможно определить нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек отдельно для водоснабжения отрытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельной стоящих на общем с жилым домом земельном участке и для водоснабжения иных надворных построек, в том теплиц (зимних садов), иных объектов. При этом определить нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению гаражей при использовании земельного участка и надворных построек не представляется возможным.

Следовательно, причины, препятствующие установить нормативы для указанных направлений использования коммунальной услуги по холодному водоснабжению, вопреки доводам административного ответчика, отсутствуют.

В то же время пункт 49 Правил обязывает уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по каждому из четырех направлений использования.

Тот факт, что невозможно определить нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению гаражей при использовании земельного участка и надворных построек, не является препятствием для установления в целом норматива для водоснабжения иных надворных построек, который также можно будет применять в отношении как гаражей, так и надворных построек.

Также заключением экспертов от ДД.ММ.ГГ*** подтверждается, что нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка и для приготовления пищи для сельскохозяйственных животных рассчитан правильно.

Таким образом, Приложение *** не соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 49 Правил в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, и для водоснабжения иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При рассмотрении административного дела судом установлено частичное несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в этой части недействующим.

При таких обстоятельствах административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края, оспаривающего Приложение ***, заслуживают внимания и подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся с ДД.ММ.ГГ, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» нормативные правовые акты Алтайского края подлежат официальной публикации. Официальным опубликованием считается опубликование их текстов в газете «Алтайская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить частично.

Признать Приложение *** «Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек» к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, а также для водоснабжения иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Р.В. Знаменщиков

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.