ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2018 от 26.01.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2018 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тульской области к Собранию представителей муниципального образования Заокский район Тульской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 27.05.2011 года № 23/3 утвержден Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района.

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района.

Решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 26.12.2012 года № 44/2 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района.

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/236 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» утверждены: текстовая часть «Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области» (приложение № 1); графическая часть: карты градостроительного зонирования и ограничений использования территории (приложение № 2), а также протокол публичных слушаний (приложение № 3) и заключение публичных слушаний (приложение № 4).

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 11.11.2016 года № 45/260 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» утверждены: текстовая часть «Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области» (приложение № 1); графическая часть: карты градостроительного зонирования и ограничений использования территории (приложение № 2), а также протокол публичных слушаний (приложение № 3) и заключение публичных слушаний (приложение № 4).

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» утверждены: текстовая часть «Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области» (приложение № 1); графическая часть: карты градостроительного зонирования и ограничений использования территории (приложение № 2), а также протокол публичных слушаний (приложение № 3) и заключение публичных слушаний (приложение № 4).

Кроме того, статьей 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района (приложение № 1 к решению Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288) установлены градостроительные регламенты для зоны особо охраняемых территорий – «Ох».

Согласно пункту 4 части 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288, установлено, что на территории зоны охраняемого ландшафта с условиями режима без согласования с администрацией музея-усадьбы ФИО1 и органами охраны памятников истории, культуры и природы не допускается строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов; прокладка дорог; добыча полезных ископаемых, включая стройматериалы; проведение строительных и других работ, которые могут способствовать развитию эрозии; повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов; выемка грунта; рубка леса, кроме санитарных рубок, рубок ухода, мероприятий по лесовосстановлению и лесовосстановительных рубок; порча и изменение растительного состава (видового); уничтожение или повреждение почвозащитной и берегозащитной растительности; изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава и водотоков, естественного уровня водного зеркала; затопление искусственными водоемами; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий.

Заместитель прокурора Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» в части приложения № 2: карта границ населенных пунктов, карта функциональных зон, карта зон с особыми условиями и использования территории, карта ОКС местного значения, где земельные участки с кадастровыми номерами: <...>, расположенные в д. Митино Заокского района,

земельные участки с кадастровыми номерами <...>, расположенные в д. Кошкино Заокского района,

земельные участки с кадастровыми номерами: <...>, расположенные в д. Тяпкино Заокского района, включены в земли населенных пунктов, в функциональную зону – жилая зона (Ж).

- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/236 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района», решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 11.11.2016 года № 45/260 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района», решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» в частях приложений № 2: карт градостроительного зонирования и ограничений использования территорий, которыми вышеназванные земельные участки, расположенные в д. Митино, д. Кошкино, д. Тяпкино Заокского района, включены в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), а также приложение № 1 решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» в части пункта 4 части 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что решением Исполнительного Комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235 (далее – решение от 14.06.1991 года № 9-235), утверждены зоны охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, а также правила застройки, благоустройства, содержания и использования заповедной, охранной зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта. Все указанные выше земельные участки расположены в зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника ФИО1, в которой запрещается строительство (возведение) новых капитальных построек.

Включение вышеназванных земельных участков, расположенных в д. Митино, д. Кошкино, д. Тяпкино Заокского района, в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), а также установление пунктом 4 части 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района приложения № 1 решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 возможности по согласованию с администрацией музея-усадьбы ФИО1 и органами охраны памятников истории, культуры и природы, в том числе, строительства капитальных хозяйственных промышленных сооружений, административных и жилых объектов, противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктам 11, 18, 20, 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972, пунктам 3.3.1 и 3.3.2 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 года № 33, приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 2221 «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район и Калужская область Тарусский район», поскольку в нарушение установленной процедуры изменяют режим использования земель в зоне охраняемого природного ландшафта, приводит к нецелевому использованию земельных участков.

Определением Тульского областного суда от <...> года прекращено производство по данному административному делу в части требований об оспаривании решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/236 и решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 11.11.2016 года № 42/260 в частях приложений № 2: карт градостроительного зонирования и ограничений использования территорий, в части включения перечисленных выше земельных участков, расположенных в д. Митино, в д. Кошкино, в д. Тяпкино Заокского района, в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).

В судебном заседании прокуроры Алисин М.М., ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Заокский район по доверенностям ФИО3, ФИО4, ФИО5 с заявленными требованиями не согласились, считая их необоснованными, указав, что оспариваемые административным истцом в части решения приняты Собранием представителей муниципального образования Заокский район в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречат и права не нарушают, в связи с чем в удовлетворении административного иска просили отказать.

Представители заинтересованных лиц – Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия и Министерства культуры и туризма Тульской области по доверенностям ФИО6, ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1» по доверенности ФИО7 в судебном заседании поддержали заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворить заявленные прокурором требования.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Проверив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

Согласно статьям 1, 2, пункту 1.14 статьи 5 Устава муниципального образования Заокский район, к вопросам местного значения муниципального образования Заокский район, в состав которого входит сельское поселение Страховское Заокского района, относится утверждение схем территориального планирования муниципального образования, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории.

Как следует из положений статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 20, 26, 28 Устава муниципального образования Заокский район, Собрание представителей муниципального образования Заокский район является представительным органом муниципального образования, принимает акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в виде решений, которые вступают в законную силу со дня их подписания, а решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации.

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 08.11.2011 года № 29/223 общественно-политическая газета «Заокский вестник» является официальным печатным изданием органов местного самоуправления муниципального образования Заокский район для опубликования муниципальных правовых актов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования Заокский район.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района.

Вышеуказанный нормативный правовой акт подписан главой муниципального образования Заокский район и опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник» № 22 (10431) от 08 июня 2016 года.

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» утверждены: текстовая часть «Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области» (приложение № 1); графическая часть: карты градостроительного зонирования и ограничений использования территории (приложение № 2), а также протокол публичных слушаний (приложение № 3) и заключение публичных слушаний (приложение № 4).

Вышеуказанный нормативный правовой акт подписан главой муниципального образования Заокский район и опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник» № 13 (10473) от 29 марта 2017 года.

Судом установлено, что решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 и от 24.03.2017 года № 51/288 были приняты на заседаниях простым большинством голосов от установленной численности депутатов муниципального образования Заокский район.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые административным истцом в части решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов; порядок принятия, опубликования и введения их в действие не нарушен, что лицами, участвующими по делу, не оспаривается.

Проверяя доводы заместителя прокурора Тульской области о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов в части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения, внесены дом ФИО1, расположенный в деревне Поленово Заокского района, в доме – мемориальный музей ФИО1, а также могила ФИО1 (1844-1927), расположенная в селе Бехово.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 января 1983 года № 5 «О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР ФИО1» Государственный музей-усадьба ФИО1 преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1. В границы Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 включены территории Государственного музея-усадьбы ФИО1 и прилегающих к ней земельных участков, ограниченных левым берегом реки Скнижки, правым берегом реки Оки от устья реки Скнижки до Беховского кладбища, территории Беховского кладбища, участка земли государственного лесного фонда площадью 13 гектаров, участка земли, ограниченного линией шоссе Поленово - Бехово, за исключением территории, занятой жилыми домами дома отдыха «Поленово». Тульскому и Калужскому облисполкомам поручено осуществить корректировку и утвердить до 1 марта 1983 г. в установленном порядке охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1; обеспечить режим в зонах охраны музея-заповедника в строгом соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В 1990 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 мая 1990 года № 161 музей был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1, который Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2014 года № 1583-р выявленный объект культурного наследия «Поленово», расположенный в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта – достопримечательное место.

Приказом Минкультуры России от 19 сентября 2014 года № 1637 «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Поленово», расположенного в Тульской и Калужской областях, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия федерального значения «Поленово», принятый на государственную охрану распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2014 года № 1583-р, зарегистрирован в Реестре и ему присвоен регистрационный номер <...>.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому наряду с Российской Федерацией органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе регулировать отношения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанные с образованием памятников регионального значения и их охранных зон.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Исходя из преамбулы названного федерального закона, объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что зоной охраняемого природного ландшафта является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Как следует из материалов дела, в соответствии с ранее действующей статьей 33 Закона РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и разработанным институтом «Спецпроектреставрация» в 1991 году проектом зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, решением Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235 утверждены границы территории музея-заповедника (площадью 992 га), его охранной зоны (площадью 340 га), зон регулирования застройки (площадью 160 га) и охраняемого природного ландшафта (5774 га); правила застройки, благоустройства, содержания и режима использования охранных зон.

Согласно правилам застройки, благоустройства, содержания и режима использования зон Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 (раздел IV), утвержденным названным решением Исполкома, на территории зоны охраняемого ландшафта с условиями режима без согласования с администрацией музея-усадьбы ФИО1 и органами охраны памятников истории, культуры и природы не допускается: строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов; прокладка дорог; добыча полезных ископаемых, включая стройматериалы; проведение строительных и других работ, которые могут способствовать развитию эрозии; повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов; выемка грунта; рубка леса, кроме санитарных рубок, рубок ухода, мероприятий по лесовосстановлению и лесовосстановительных рубок; порча и изменение растительного состава (видового); уничтожение или повреждение почвозащитной и берегозащитной растительности; изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава и водотоков, естественного уровня водного зеркала; затопление искусственными водоемами; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий.

Согласно пунктам 3.3.2 и 4.3.2 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 24 января 1986 года № 33 и действующей на момент принятия решения Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235 на территории зоны охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, если эта деятельность не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения новых капитальных построек, в соответствии с условиями режима на определенных участках зоны охраняемого ландшафта возможны сенокос, выпас скота, полевые и огородные работы и пр. Зоны охраны ландшафта включают территории, в пределах которых должна быть сохранена или воссоздана характерная природная среда (рельеф, водные системы, леса, поля, луга и т.д.), связанная с исторической архитектурно - планировочной композицией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым установлены, в том числе требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны (далее – Положение о зонах охраны).

В соответствии с пунктом 11 Положения о зонах охраны режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);

б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;

в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;

д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

В соответствии с положениями пункта 21 Положения изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением.

При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны этого объекта культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон. При необходимости изменение зон охраны такого объекта культурного наследия и их утверждение осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3.1, пунктам 2, 3 статьи 5.1 и статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 года № 2221 «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район и Калужская область Тарусский район» утверждены требования к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам в границах территории указанного достопримечательного места.

Согласно данным требованиям на земельных участках, для которых установлен режим использования Р6, запрещается размещение объектов капитального строительства, а также прокладка новых наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций), кроме линий уличного освещения, а на земельных участках с режимом использования Р3 запрещается выделение новых участков для размещения объектов капитального строительства, в том числе индивидуальной жилой застройки, прокладка новых высоковольтных линий электропередач и размещение новых линейных объектов (транспортные коммуникации, газопроводы высокого давления, нефтепроводы и другие технические сооружения), а также наземных сооружений и объектов инфраструктуры.

Таким образом, земельные участки, находившиеся в зоне охраняемого природного ландшафта, и находящиеся в зонах с режимами использования Р6 и Р3 объекта культурного наследия федерального значения «Поленово», могут быть использованы только с учетом запретов, установленных вышеперечисленным законодательством в области охраны и использования объектов культурного наследия, согласно которым в границах названной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства.

Как следует из пояснений привлеченной в качестве специалиста И.., согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования Страховское Заокского района, утвержденной решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 27.05.2011 года № 23/3, земельные участки, расположенные в д. Митино Заокского района, с кадастровыми номерами: <...> образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...> и внесенные в Единый государственный реестр недвижимости 01.12.2016 года, относились к функциональной зоне сельскохозяйственного использования – растениеводство.

Земельный участок, расположенный в д. Кошкино, с кадастровым номером <...> и контур многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 30947,58 кв.м, относились к функциональной зоне сельских населенных пунктов – территория малоэтажной застройки, а контур многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 4317,28 кв.м - к функциональной зоне природоохранного значения – леса.

Земельные участки, расположенные в д. Тяпкино Заокского района, с кадастровыми номерами: <...>, и с кадастровыми номерами <...>, образованными путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, относились к функциональной зоне сельскохозяйственного использования – фермерских хозяйств.

Согласно карте границ населенных пунктов, карте функциональных зон, карте зон с особыми условиями и использования территории, карте ОКС местного значения, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 (приложение № 2), все вышеуказанные земельные участки, расположенные в д. Митино, д. Кошкино и д. Тяпкино Заокского района, включены в категорию – земли населенных пунктов и в функциональную зону – жилая зона (Ж).

В соответствии с картами градостроительного зонирования и ограничений использования территорий, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 26.12.2012 года № 44/2 (приложение № 2), рассматриваемые земельные участки, расположенные в д. Митино, относились к функциональной зоне сельских поселений населенных пунктов – территории малоэтажной застройки (Ж-1); земельные участки, расположенные в д. Тяпкино, относились к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения – фермерское хозяйство (СХ-5); земельные участки, расположенные в д. Кошкино с кадастровым номером <...> и контур многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 30947,58 кв.м, относились к функциональной зоне сельских населенных пунктов – территории малоэтажной застройки (Ж-1), а контур многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 4317,28 кв.м относился к функциональной зоне природоохранного рекреационного назначения – земли лесного фонда (Р-1) или земли лесов сельскохозяйственного назначения (Р-2) (однозначно установить не представляется возможным).

Согласно картам градостроительного зонирования и ограничений использования территории (приложение № 2), утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288, все вышеуказанные земельные участки, расположенные в д. Митино, д. Кошкино и д. Тяпкино Заокского района, относятся к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).

Все спорные земельные участки расположены в границах зоны охраняемого ландшафта, утвержденных решением Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235, а также в утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 2221 границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район и Калужская область Тарусский район. При этом на перечисленные выше земельные участки, включенные оспариваемыми решениями Собрания представителей муниципального образования Заокский район в состав населенных пунктов д. Митино и д. Кошкино, распространяется режим Р6, а на земельные участки, включенные в состав населенного пункта д. Тяпкино, – режим Р3, установленные названным приказом Минкультуры России.

Ссылка представителей Собрания муниципального образования Заокский район о том, что решением Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235 не установлены границы зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 является необоснованной.

Как следует из решения Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235, границы территории музея-заповедника, охранной зоны, зон регулирования застройки и охраняемого ландшафта музея утверждены в соответствии с проектом зон охраны, разработанным институтом «Спецпроектреставрация» 16.05.1991 года инв. № 9192.

Суд считает, что в силу требований Федерального закона № 73-ФЗ и Приказа Минкультуры СССР от 24.01.1986 года № 33 текстовая часть (пояснительная записка) названного проекта зон охраны музея является документом, содержащим описание границ зон охраны с изложением режима использования территории зон охраны. Карта (чертеж) должна отображать содержание текстовой части (пояснительной записки) проекта зон охраны.

Из описания границ, изложенного в решении Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235 и полностью соответствующего текстовой части имеющегося в материалах дела проекта зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, разработанного институтом «Спецпроектреставрация» в 1991 году в совокупности с чертежами проекта, следует, что спорные земельные участки, расположенные в деревнях Митино, Кошкино и Тяпкино, находятся в зоне охраняемого природного ландшафта поименованного выше музея. Доказательств обратного суду не представлено.

Несостоятельными являются доводы административного ответчика о том, что решение Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235 на момент принятия оспариваемого решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 являлось недействующим в силу пункта 1 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ, поскольку основаны на неправильном толковании положений названного федерального закона. Пунктом 5 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Таким образом, охранные зоны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, их содержание и использование были сохранены и прекратить свое действие такие зоны могут только в порядке, установленном Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972.

В соответствии с градостроительными регламентами, содержащимися в статье 35 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288, основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) являются: индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка, объекты гаражного назначения, размещение объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания, бытового обслуживания, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, для общественного управления, делового управления, банковской и страховой деятельности, спорта, общего пользования; к условно разрешенным видам использования, помимо прочего - размещение малоэтажного многоквартирного дома, высотой до 4 этажей, а также объектов капитального строительства, предназначенных для организации постоянной или временной торговли, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка, ведение садоводства и дачного хозяйства.

При этом, учитывая отсутствие обозначения в картах границ населенных пунктов, функциональных зон, зон с особыми условиями и использования территории, ОКС местного значения, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 (приложение № 2 в части установления функциональной зоны для вышеперечисленных спорных земельных участков), карт градостроительного зонирования и ограничений использования территорий, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» (приложение № 2 в части установления территориальной зоны для вышеперечисленных земельных участков) утвержденных границ зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, статьей 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288, установлено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки только в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников и ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия.

Между тем, согласно пункту 18 Положения о зонах охраны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

Пунктом 16 Положения о зонах охраны установлено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Кроме того, устанавливая пунктом 4 части 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288, правила застройки, благоустройства, содержания и использования территории зоны охраняемого ландшафта музея-усадьбы ФИО1, административным ответчиком не учтено, что пункт 5 статьи 3.1, пункт 3 статьи 5.1, пункт 2 статьи 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ относит утверждение границы территории объекта культурного наследия, включаемого в Реестр и установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Таким органом в силу пункта 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590, является Минкультуры России. Кроме того, подпунктом 5.3.7 пункта 5.3 указанного Положения предусмотрено, что границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, утверждает Минкультуры России.

На момент принятия оспариваемого решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 действовал приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 года № 2221, которым утверждены иные и разные требования к осуществляемой деятельности и градостроительные регламенты для спорных земельных участков в границах территории достопримечательного места «Поленово».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 и от 24.03.2017 года № 51/288 в части включения спорных земельных участков, расположенных в д. Митино, д. Кошкино и д. Тяпкино Заокского района, в функциональную зону – жилая зона (Ж), и в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), а также решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 и от 24.03.2017 года № 51/288 в части пункта 4 части 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, противоречат федеральному законодательству, обладающему большей юридической силой, а именно Федеральному закону от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктам 11, 18, 20, 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972, пунктам 3.3.1 и 3.3.2 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 года № 33, приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 года № 2221 «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район и Калужская область Тарусский район», как не направленные на сохранение (регенерацию) природного ландшафта и исторически сложившегося облика населенных пунктов, в нарушение установленной процедуры изменяют границы и режим использования земель территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенного в Заокском районе Тульской области.

Обжалуемые нормативные правовые акты затрагивают интересы Российской Федерации в сфере обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде; нарушают права неопределенного круга лиц на доступ к объекту культурного наследия музею-заповеднику ФИО1 в его исторической среде, на доступ к культурным ценностям, в целях популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты до вынесения судом настоящего решения применялись, и на их основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать их недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

В порядке п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Заокский район в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Собрания представителей муниципального образования Заокский район. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечению указанного срока в ближайшем номере такого издания.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд

решил:

административные исковые требования заместителя прокурора Тульской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» в части приложения № 2: карта границ населенных пунктов, карта функциональных зон, карта зон с особыми условиями и использования территории, карта ОКС местного значения, в части включения земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, расположенных в д. Митино Заокского района,

земельных участков с кадастровыми номерами <...>, расположенных в д. Кошкино Заокского района,

земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, расположенных в д. Тяпкино Заокского района, в земли населенных пунктов, в функциональную зону – жилая зона (Ж);

- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» в части приложения № 1, которым в пункте 4 части 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района устанавливается, что на территории зоны охраняемого ландшафта режима - без согласования с администрацией музея-усадьбы ФИО1 и органами охраны памятников истории, культуры и природы не допускается строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов; прокладка дорог; добыча полезных ископаемых, включая стройматериалы; проведение строительных и других работ, которые могут способствовать развитию эрозии; повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов; выемка грунта; рубка леса, кроме санитарных рубок, рубок ухода, мероприятий по лесовосстановлению и лесовосстановительных рубок; порча и изменение растительного состава (видового); уничтожение или повреждение почвозащитной и берегозащитной растительности; изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава и водотоков, естественного уровня водного зеркала; затопление искусственными водоемами; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий; и приложения № 2: карты градостроительного зонирования и карты ограничений использования территорий в части включения земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, расположенных в д. Митино Заокского района,

земельных участков с кадастровыми номерами <...>, расположенных в д. Кошкино Заокского района,

земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, расположенных в д. Тяпкино Заокского района, в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Заокский район в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Собрания представителей муниципального образования Заокский район. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечению указанного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Голомидова