Дело №3а-1/2021 Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021
(с учетом выходных дней)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2021 года город Мурманск
Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Мурашовой Н.Ю.,
с участием: прокурора Павловой И.А.,
административного истца Ахмедова Р.Щ. и его представителя по доверенности Сотник Т.В.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области по доверенности Дороховой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахмедова Раджаба Шамхаловича об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов,
у с т а н о в и л:
25 декабря 2018 года Министром имущественных отношений Мурманской области издан приказ № * «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - приказ от 25.12.2018 № *).
26 декабря 2019 года Министерством имущественных отношений Мурманской области издан приказ № * «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - приказ от 25.12.2018 № *).
Приказы от 25.12.2018 № * и от 26.12.2019 года № * размещены на официальном сайте Правительства Мурманской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области http://property.gov-murman.ru соответственно 26.12.2018 и 26.12.2019.
Объект недвижимости с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., включен в пункт 103 Перечня к приказу от 25.12.2018 № *, пункт 40 Перечня к приказу от 26.12.2019 № *.
Объект недвижимости с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., включен в пункт 424 Перечня к приказу от 25.12.2018 № *, пункт 359 Перечня к приказу от 26.12.2019 № *.
Ахмедов Р.Ш. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 103, 424 Перечня к приказу от 25.12.2018 № *, пунктов 40, 359 Перечня к приказу от 26.12.2019 № *.
В обоснование заявленных требований, с учетом дополнений правовой позиции (том 2 л.д.199-204), административный истец указал, что является собственником здания – многоквартирного жилого дома, с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, в состав которого входят шесть жилых помещений – квартиры с кадастровыми номерами * – * и нежилые помещения с кадастровым номером *.
Включение в Перечни здания и нежилых помещений является незаконным, поскольку само здание имеет назначение: «многоквартирный жилой дом», то есть не соответствует условиям, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, имеет вид разрешенного использования «под общежитие»
Также обращает внимание на несоответствия в представленных административным ответчиком доказательствах, подтверждающих правомерность включения указанных объектов недвижимости в Перечени.
Поскольку включение в Перечни принадлежащих ему объектов недвижимости влечет увеличение размера налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, то приказы от 25.12.2018 года № * и от 26.12.2019 № * в оспариваемой части, по мнению административного истца, являются незаконным, нарушают его права и законные интересы.
В судебном заседании административный истец Ахмедов Р.Ш. и его представитель по доверенности Сотник Т.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области по доверенности Дорохова М.А. в судебном заседании административный иск не признала, указав на отсутствие нарушений прав административного истца.
Полагала, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку более 20 процентов их площади используются под торговые помещения и офисы. В материалы дела представлены письменные возражения (том 2 л.д.57-58).
Административный ответчик - Министр имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще. В письменных возражениях с административным иском не согласился (том 2 л.д.192-198).
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению в части объекта с кадастровым номером *, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Законом Мурманской области от 18 ноября 2016 года № 2057-01-ЗМО «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действующим в спорный период пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Мурманской области от 02 июня 2016 года № 266-ПП «О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» предусмотрено, что Министерство имущественных отношений Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным на: определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно действующему в спорный период Положению о Министерстве имущественных отношений Мурманской области (далее – Министерство), утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 01 декабря 2008 № 579-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, формированию и реализации государственной политики Мурманской области в сфере управления государственным имуществом Мурманской области.
Министерство является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление мероприятий по формированию и утверждению перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 1.1).
Проанализировав вышеназванные положения во взаимосвязи, а также представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25.12.2018 № * и от 26.12.2019 № * являются нормативными правовыми акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятыми в пределах полномочий Мурманской области и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и порядку опубликования нормативного правового акта.
Соблюдение порядка и процедуры принятия и опубликования указанных нормативных правовых актов также подтверждено вступившим в законную силу решением Мурманского областного суда от 26 мая 2020 года по административному делу № 3а-14/2020.
Проверяя приказы в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В силу пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Пунктом 33 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пп.1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп.2).
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания для отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО (в редакции Закона от 21.11.2016 N 2058-01-ЗМО) «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 500 квадратных метров и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения общей площадью свыше 500 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2); административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 3); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов (подпункт 4).
На основании пункта 3 статьи 1-1 вышеназванного Закона Мурманской области вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным Правительством Мурманской области, в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Мурманской области с учетом положений пунктов 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Ахмедову Р.Ш. с 01 октября 2004 года принадлежит на праве собственности объект недвижимости - здание, назначение – «многоквартирный дом», наименование – «жилой дом», количество этажей 4, в том числе подземных-1, общей площадью * кв.м, инв. № *, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер *, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 2 л.д.25-27).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от 10 ноября 2020 года и записям в ЕГРН в состав принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером * входят следующие помещения, состоящие на кадастровом учете с 29 июня 2012 года: 6 жилых помещений - квартиры с кадастровыми номерами с * по *, находящиеся на четвертом этаже, а также нежилые помещения с кадастровым номером * площадью * кв.м, находящиеся с первого по третий этажи; (том 2 л.д. 28-43).
В ходе судебного разбирательства установлено, что собственником всего здания с находящимися в нем помещениями является административный истец Ахмедов Р.Ш.
Из представленных административным истцом документов следует, что здание площадью 2819,3 кв.м при передаче в собственность Ахмедову Р.Ш. имело наименование «здание общежития», 09 июня 2005 года административным истцом получено разрешение на реконструкцию здания: первый и второй этажи - под торговый комплекс с пивным баром, третий и четвертый этажи - под квартиры, 16 июля 2008 года получено разрешение на изменение вида разрешенного использования третьего этажа под офисы (том 2 л.д.207-214).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 21 августа 2014 года № * объект недвижимости с кадастровым номером * имеет наименование жилой дом с торговым комплексом, назначение: многоквартирный жилой дом (том 2 л.д.215).
В соответствии с решением Совета депутатов МО город Мончегорск от 24 ноября 2016 года № * (в редакции решения Совета депутатов МО город Мончегорск от 31.10.2019 № *) «Об установлении на территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией налога на имущество физических лиц» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 1 процент от кадастровой стоимости (пункт 3.7).
Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 02 июня 2016 года № 266-ПП (далее – Порядок), установлены мероприятия по подготовке к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений осуществляются в следующем порядке: получение информации об объектах недвижимости, подлежащих включению в перечень объектов, в отношении которых налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (далее - Перечень), в органах государственной и муниципальной власти и от юридических и физических лиц; формирование предварительного списка объектов недвижимости на основании полученной информации; направление запросов в федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для получения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по объектам, в налоговые органы, иные государственные и муниципальные органы, в которых могут храниться сведения об объектах недвижимости и их правообладателях; проведение обследования при имеющихся разночтениях в сведениях об объекте недвижимости, не позволяющих однозначно определить объект недвижимости как подлежащий включению в Перечень, а также в случае обращения лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения; передача документов, подготовленных в результате указанных выше мероприятий, в том числе актов обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, в Комиссию для принятия решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - Комиссия, Акт обследования).
При этом в силу пункта 3.1 Порядка, обследование объекта недвижимости осуществляется: в случае если по результатам получения и анализа исходной информации имеются разночтения в сведениях об объектах недвижимости, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяющие однозначно определить правомерность включения объекта недвижимости в Перечень; в случае обращения лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2016 года произведено обследование фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером *, площадью * кв.м, в ходе которого установлено использование его помещений в качестве торговых, сделан вывод о соответствии объекта критериям, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей особенности объектов недвижимости, подлежащих включению в перечень и обследуемых в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (том 3 л.д.21-25).
Протоколом заседания Комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Комиссия) от 24 ноября 2016 года № *, вид фактического использования принадлежащего Ахмедову Р.Ш. нежилого помещения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., определен к соответствующим видам, указанным в части 1 статьи 1.1. Закона Мурманской области «О налоге на имущество организаций», в связи с чем данный объект включен в Перечень (том 3 л.д.26-28).
Доводы административного истца о необоснованности включения объекта с кадастровым номером * в Перечни на 2019 и 2020 годы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
По сведениям из технического паспорта и экспликации поэтажного плана объекта недвижимости «жилой дом с торговым комплексом», находящегося по адресу: ..., на 1- 3 этажах здания размещены помещения с различным назначением, при этом площадь помещений торгового назначения (торговые залы, залы, магазины, администрация) составляет * кв.м (*), то есть 46,47% от общей площади объекта с кадастровым номером * и 31,56 % от площади всего здания с кадастровым номером *.
Актами обследования от 23 апреля 2018 года и от 18 июня 2020 года подтверждается факт использования помещений площадью * кв.м, входящих в состав объекта с кадастровым номером * и расположенных на 1-3 этажах в качестве торговых площадей торгового центра «ТЦ «Весна» и объекта бытового обслуживания (ремонт и пошив одежды) (том 2 л.д.76-79, 126-128).
Использование помещения с кадастровым номером * в целях размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания и офисов также подтверждается объяснениями административного истца Ахмедова Р.Ш. в судебном заседании, согласно которым на первом и втором этаже находятся торговые помещения и продовольственный магазин, на третьем этаже арендуются офисы юридической и туристической фирмами. Доводов о том, что доля помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, составляет менее 20 процентов общей площади, административный истец не приводил.
Приведенные доказательства являются допустимыми и относимыми, бесспорно подтверждают, что принадлежащее Ахмедову Р.Ш. помещение с кадастровым номером * является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, более 20 процентов площади которого фактически используется под размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерном включении помещения с кадастровым номером * в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019 и 2020 годы, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований в указанной части надлежит отказать.
Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимания доводы административного истца о неправомерном включении в перечень самого здания с кадастровым номером *.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия «отдельно стоящее нежилое здание», не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений.
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов административного дела, принадлежащее Ахмедову Р.Ш. здание, является жилым, находится на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешенного использования – «под общежитие, для иного использования» (том 2 л.д.188-190).
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что здание состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
То обстоятельство, что из технического паспорта на принадлежащий административному истцу «жилой дом с торговым комплексом» следует, что здание помимо жилых помещений включает также помещения торгового и канцелярского назначения («кабинеты»), не имеет правового значения для правильного разрешения заявленных требований, поскольку принадлежащие административному истцу нежилые помещения в здании, используемые под торговые объекты не являются отдельно стоящим нежилым зданием, а входят в состав жилого дома.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем доказательства, подтверждающие, что спорное здание является нежилым, административным ответчиком в материалы дела не представлены.
Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие соответствие спорного здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения принадлежащего административному истцу здания в перечни объектов недвижимого имущества, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2019 и 2020 годы.
При таком положении, пункт 424 Перечня к приказу от 25.12.2018 № * и пункт 359 Перечня к приказу от 26.12.2019 № * следует признать несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1-1 Закона Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО «О налоге на имущество организаций».
Пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку пункт 424 Перечня к приказу от 25.12.2018 № * и пункт 359 Перечня к приказу от 26.12.2019 № * не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в момент их принятия, то суд признает их не действующими и не подлежащими применению с момента принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Ахмедова Раджаба Шамхаловича об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов удовлетворить частично.
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента принятия пункт 424 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25.12.2018 № *, пункт 359 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26 декабря 2019 года № *.
В удовлетворении исковых требований о признании недействующими пункта 103 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25.12.2018 № *, пункта 40 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26 декабря 2019 года № *, отказать.
Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья: