ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2021 от 16.02.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–1/2021

УИД 26OS0000-04-2020-000029-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 16 февраля 2022 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.,

с участием: административного истца Л.Г.Г.,

представителя административного ответчика Правительства Ставропольского края Д.Н.Г., Ю.В.И.,

представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края М.Ю.С.,

прокурора отдела обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края И.А.А., Л.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Л.Г.Г. к Правительству Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Л.Г.Г. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Правительству Ставропольского края, в котором просил суд: признать несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2369-О и недействующим с момента принятия полностью раздел 4 «Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п;

признать несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2369-О и недействующим с момента принятия полностью постановление Правительства Ставропольского края от 26 января 2022 года № 36-п «О внесении изменений в Раздел 4 Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п;

признать несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2369-О и недействующим с момента принятия полностью постановление Правительства Ставропольского края от 07 июня 2021 года № 231-п «О внесении изменений в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п.

В обоснование административных исковых требований указано, что Постановлением Правительства Ставропольского края 28 октября 2009 года № 280-п утвержден «Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае». Указанный документ имеет все признаки нормативно правового акта, издан уполномоченным лицом, без срока действия, направлен на установление, изменение и отмену правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц.

Его раздел 4 определяет правовые основы политики Ставропольского края, направленной на негативное воздействие на особо охраняемые природные территории, полное уничтожение условий для обитания и воспроизводства исчезающего биологического разнообразия объектов растительного и животного мира, природных ресурсов и создание угрозы экологической опасности в Ставропольском крае, а следовательно создание угрозы причинения вреда здоровью человека.

Обжалуемый раздел не воспроизводит положения вышестоящих нормативно правовых актов Российской Федерации и Ставропольского края, в противоречие с ними вступил со времени принятия и ранее не обжаловался.

Административный ответчик обжалуемым разделом 4 установил нормы, согласно которых при возникновении ситуации, которая влечет предусмотренные законом вредные последствия окружающей среде, а следовательно здоровью человека, не принимать меры, предусмотренные вышестоящими нормами в такой ситуации сохранять исчезающее биологическое разнообразие и здоровье человека, объявляя такую территорию особо охраняемой, а напротив, бесспорно, уничтожить оставшиеся объекты растительного, животного мира и места их обитания, путем исключения такой территории из особой охраны, создавая уничтожением среды обитания угрозу причинения вреда здоровью человека.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда и отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам. К этому непосредственно действующему и постоянно применяемому административным истцом праву, относится наличие воздуха, воды, земель, на которых, либо над, или под которыми, находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды, присущие субъекту Российской Федерации и особо охраняемой природной территории, где административный истец проживает и ей пользуется и которая непосредственно воздействует на его здоровье.

Таким образом, разрешение обжалуемого раздела после установления экологического нарушения не восстановить, а до конца уничтожить исчезающие объекты растительного и животного мира и места их обитания, ухудшив тем самым качество окружающей среды, нарушило право административного истца на здоровье.

Решение, нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца на природу и окружающею среду, являющейся непосредственным условием его здоровья, по правилам части 2 статьи 46 Конституции, статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» и части 4 статьи 3 Устава (Основного закона) Ставропольского края, предоставляет административному истцу право в течение всего срока действия нормативного правового акта обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим.

Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм, и не может быть принят, а принятий должен быть отменён либо изменён. Данная конституционная гарантия защищает граждан от провинциального произвола попирающего законность правового государства.

Согласно положения статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан её сохранять и бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни, здоровья и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Во исполнение этих требований, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в его части 3 статьи 58 закреплено, что государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

Как установлено Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Во исполнение части 1 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются защитные и охранные зоны.

Статья 5 Устава (Основной закон) Ставропольского края гарантирует административному истцу, что земля и другие природные ресурсы Ставропольского края являются основой жизни и деятельности его жителей и не могут использоваться в ущерб интересам населения Ставропольского края.

Таким образом, особо охраняемые природные территории Ставропольского края, образуют, наряду с другими регионами, природно-заповедный фонд Российской Федерации и являются общенациональным достоянием.

Согласно нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу (часть 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», имеющие большую юридическую силу, регулирующие создание особо охраняемых территорий, их развитие и ограничения, не предусматривают случаи изменения категории, профиля, особой охраны, площади, границы особо охраняемой природной территории и (или) границ ее функциональных зон, признание особо охраняемой природной территории утратившей правовой статус и иные случаи прекращения охраны земель природно-заповедного фонда России, региона или муниципалитета.

На основании части 2 статьи 76 Конституции, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено что, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вопрос полномочий по особо охраняемым природным территориям, в данном случае Ставропольского края, урегулирован вышестоящим Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в части 1 статьи 1 которого закреплено что, законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, вопрос полномочий Ставропольского края по охране природы урегулирован частью 1 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепившего что, разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с частью 1 пункт д, статьи 72 Конституции, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Как следует из пункта «д» статьи 16 Устава (Основной закон) Ставропольского края, в совместном ведении Российской Федерации и Ставропольского края находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Таким образом, Ставропольский край, не обладая всей полнотой государственной власти по природопользованию; охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемым природным территориям; охране памятников истории и культуры, вправе принимать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие указанные отношения, которые не могут противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Указанная норма закреплена в части 2 статьи 11 Устава Ставропольского края, в которой указано, что законы и иные правовые акты Ставропольского края не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и Уставу (Основному Закону) Ставропольского края.

А равно закреплена в пункте 35 Постановления Правительства Ставропольского края от 19 февраля 2008 года № 20-п, утвердившего «Регламент аппарата Правительства Ставропольского края», по правилам которого была принята оспариваемая Глава, что проекты правовых актов Губернатора, Правительства должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации и иным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, законам Ставропольского края.

Из положения статьи 41 Устава (Основной закон) Ставропольского края, следует что, Губернатор Ставропольского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, законов Ставропольского края издает постановления и распоряжения. Они обязательны для всех на территории Ставропольского края.

Из анализа приведенных норм и оспариваемого раздела 4, административный истец делает вывод, что «Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае», утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края 28 октября 2009 года за № 280-п, в части его раздела 4, противоречит приведенным в иске нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу, с момента принятия.

07 июня 2021 года по основанию признания судом нормативного правового акта, на котором основан спорный Раздел 4, не действующим, административный ответчик постановлением от 07 июня 2021 года № 231-п, внес изменения в Раздел 4.

26 января 2022 года административный ответчик постановлением от 26 января 2022 года за № 36-п внес изменения в оспариваемый Раздел 4.

Административный истец полагает, что в редакции от 26 января 2022 года, положение части 4.2 повторяет, следует и основано на статье 4 части 8, 33 - краевого закона Ставропольского края «Об особо охраняемых природных территориях», признанной по делу № 3а-139/2020, не действующим полностью.

Подпункт 1 и 2 пункта 4.2 о «нецелесообразности их сохранения» и «необходимость изменения режима ООПТ», является формулировкой с не ясным, неопределённым содержанием, допускающими различные коррупционные трактовки в нарушение положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года №172-ФЗ.

В частях 4.1, 4.21, 4.3 в нарушение статьи 125 Конституции России и статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года №1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», не прописаны указания для правоприменителя, на итоговое определение Конституционного суда от 27 сентября 2018 года № 2369-0, о соответствии Конституции России и определённости части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ о сохранении границ особо охраняемых природных территории и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 года. Указанные обстоятельства позволяет правоприменителям каким-либо иным образом толковать и применять в ином смысле итоговое определение Конституционного суда.

Административный ответчик в нарушение статьи 213 КАС РФ, части 2 статьи 13 закона «Об охране окружающей среды» не привел доказательств тому, что спорные нормы во всех редакциях спорного раздела постановления были предметом обсуждения с населением или референдума.

С момента принятия спорного раздела во всех редакциях, единственное опубликование было в мае 2021 года, в разделе антикоррупционная экспертиза, без общественного обсуждения, что не может считаться соблюдением процедуры Порядка принятия НПА по нормам федерального закона и краевым нормам.

Раздел 4 в редакции от 26 января 2022 года за № 36-п, как и в предыдущих редакциях, с момента принятия, кроме вышеуказанного, противоречит положениям статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, по мнению административного истца, раздел 4 не соответствует федеральному закону от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении спорными положениями прав административного истца на использование особо охраняемых природных территорий и ее компонентами в пределах ранее установленной границы на благоприятную окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, что указано в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, что указано статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и защищается «Правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды...», что указано в части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и требованиями Конституции Российской Федерации, согласно которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 41 и 42)».

В представленных в материалы дела письменных возражениях на административный иск представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Х.А.Г. просит административные исковые требования оставить без удовлетворения. Считает, что Порядок принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерацией и в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Ставропольского края, а также соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Представитель Правительства Ставропольского края Д.Н.Е. в возражениях на административный иск указывает, что само по себе установление порядка принятия решения об изменении категории, профиля, режима особой охраны, площади, границы особо охраняемой природной территории, а также порядка признания особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой территории краевого значения определяют лишь механизм принятия решения по указанным вопросам в целях реализации Закона Ставропольского края № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях» и не может рассматриваться, как нарушающее права, свободы и законные интересы заявителя на природу и благоприятную окружающую среду. Иных доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо угрозы их нарушения в исковом заявлении не содержится.

Оспариваемые нормы приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, обладают признаками определенности, ясности, однозначного толкования, в дополнительном правовом регулировании не нуждаются, что само по себе исключает угрозу нарушения прав, свобод и заочных интересов административного истца.

В чем заключается противоречие положений главы 4 Порядка нормативным правовым актам, процитированным в административном исковом заявлении, административным истцом не указано.

В дополнениях к возражениям на административный иск представители Правительства Ставропольского края Д.Н.Е. Ю.В.И. просят отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Указывают, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 года отменено решение Ставропольского краевого суда от 13 августа 2020 года и принято новое решение о признании недействующей со дня принятия части 8 статьи 4 Закона Ставропольского края от 06 мая 2014 года № 33- кз «Об особо охраняемых природных территориях».

Положениями части 8 статьи 4 Закона 33-кз устанавливаются лишь случаи полной утраты особо охраняемыми территориями регионального значения своего правового статуса. Вместе с тем, оспариваемой административным истцом Главой 4 Порядка, кроме процедуры признания особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей свой статус, также устанавливаются процедура изменения категории, профиля, режима особой охраны, площади, границы природных территорий и их функциональных зон. Следовательно, Глава 4 Порядка имеет более широкий предмет правового регулирования. Преюдициальное значение решение суда по делу об оспаривании части 8 статьи 4 Закона № 33-кз имеет только в отношении пункта 4.5 Порядка (которая основана на части 8 статьи 4 Закона № 33-кз и из нее вытекает), в то время, как другие нормы главы 4 Порядка с признанными недействующими нормами Закона № 33-кз не связаны и, как следствие, должны быть предметом самостоятельного рассмотрения в судебном порядке на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Также несостоятельна ссылка административного истца на решение Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 года, которым исковые требования по административному делу № 3а-17/20 по административному исковому заявлению Зениной и коллективному исковому заявлению о признании недействующими постановления № 276-п и постановления № 38-п были удовлетворены в полном объеме.

Указанное решение еще не вступило в законную силу и по апелляционной жалобе представителя административного ответчика будет рассматриваться судом апелляционной инстанции. Кроме того, данное решение суда принято в отношении лишь отдельных решений Правительства Ставропольского края принятых в отношении конкретно взятой особо охраняемой природной территории. При этом, судом первой инстанции давалась оценка обоснованности принятия Правительством края соответствующих решений, в том числе в части соблюдения установленного постановлением Правительства края № 280 Порядка.

Таким образом, решение Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 года по административному делу № 3а-17/20 также не может иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела.

В возражениях на уточненное административное исковое заявление представитель Правительства Ставропольского края Д.Н.Е. полагает, что доводы административного истца основаны на неверном толковании норм права и не имеют доказательственной базы.

Само по себе установление порядка принятия решения об изменении категории, профиля, режима особой охраны, площади, границы особо охраняемой природной территории не может рассматриваться как нарушающее права, свободы и законные интересы заявителя на природу и благоприятную окружающую среду, поскольку определяет единый механизм принятия решения по указанным вопросам.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю Ю.Е.С. представила в материалы дела возражения на административный иск и заявление об уточнении требований, согласно которым постановление Правительства Ставропольского края №280-п не противоречит положениям федерального и регионального законодательства.

Полагает, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По результатам проведенной экспертизы в постановлении Правительства Ставропольского края № 280-п не выявлено норм, способствующих проявлению коррупции, и положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления Правительства Ставропольского края №231-п, а также принятого постановления № 231-п в Главное управление не поступало.

В имеющихся в материалах дела возражениях на административный иск представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации М.И.Ю. просит отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объеме. Указывает, что апелляционным определением от 26 ноября 2020 года по делу № 3а-139/20 признана недействующей со дня принятия часть 8 статьи 4 Закона Ставропольского края от 06 мая 2014 года № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях», которая отразилась только в п.п. 4.4, 4.5 главы 4 Порядка. Все остальные пункты главы 4 порядка не были предметом рассмотрения в других административных процессах, и соответственно, не могут быть обстоятельством, установленным вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу. Таким образом, заявление истца о преюдициальном значении обстоятельств, исследуемых в других административных процессах, не имеет правовых оснований.

Представитель считает, что оспариваемые нормы приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, обладают признаками определенности, ясности, однозначного толкования, в дополнительном правовом регулировании не нуждаются, что само по себе исключает угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В возражениях на заявление об уточнении требований представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Миронова Ю.С. указывает, что при подготовке проекта постановления Правительства Ставропольского края от 07 июня 2021 года № 231-п проведены все необходимые согласования, в том числе проект был размещен на региональном интернет-портале проектов нормативных правовых актов Ставропольского края для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Доводы административного истца не подтверждены нормами права и доказательствами.

Считает, что постановлением от 07 июня 2021 года № 231-п устранены все противоречия законодательства, возникшие после вынесения решения по делу № 3а-139/2020.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть заявленные административные исковые требования в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание лица в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Л.Г.Г. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске и уточнениях.

Представители административного ответчика Правительства Ставропольского края, представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края требования административного иска не признали и просили отказать в их удовлетворении по доводам представленных в материалы дела возражений.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края И.А.А., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме с учетом имеющейся судебной практики, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец проживает на территории Ставропольского края, является субъектом регулируемых оспариваемым нормативно-правовым актом правоотношений, а потому вправе обжаловать данный акт, затрагивающий его законные права и интересы.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «д» статьи 16 Устава (Основного Закона) Ставропольского края вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ставропольского края.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов н иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.В соответствии с частями 1 - 3 статьи 4 Закона Ставропольского края 06 мая 2014 года № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях» Правительством Ставропольского края осуществляется создание особо охраняемых природных территорий краевого значения в устанавливаемом им порядке и утверждаются их границы. Особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым Правительством Ставропольского края.

Таким образом, постановление Правительства Ставропольского края №280-п принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совестного ведения с Российской Федерацией и в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Ставропольского края, установленных положениями вышеназванных законов.

Согласно статье 41 Устава Ставропольского края Правительство Ставропольского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, иных законов Ставропольского края издает постановления и распоряжения.

Кроме того, полномочия и процедура принятия нормативных правовых актов, предусмотренных статьей 41 Устава Ставропольского края, также урегулированы статьей 23 Закона Ставропольского края от 06 ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» и разделами 1 и 3 Регламента Правительства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 23 августа 2001 года № 189-п, действующего на день принятия постановления 280-п, и разделами I и IV Регламента Правительства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года № 419-п, действующего при принятии постановлений Правительства Ставропольского края о внесении изменений в постановление 280-п.

В целях реализации Закона Ставропольского края № 33-кз принято постановление Правительства Ставропольского № 280-п.

Следовательно, Правительством Ставропольского края при принятии постановления Правительства Ставропольского края № 280-п соблюдены требования к форме и виду, в которых высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты.

В соответствии с пунктом 39 Регламента Правительства Ставропольского края (до вступления в силу постановления Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года № 419-п), а также в соответствии с пунктом 87 Регламента Правительства Ставропольского края (относительно постановлений о внесении изменений в постановление 280-п) право внесения проектов правовых актов в Правительство принадлежит членам Правительства, главам муниципальных образований Ставропольского края, а также иным должностным лицам, если такое право предусмотрено федеральным законодательством и (или) законодательством Ставропольского края.

Проект постановления Правительства Ставропольского края «Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в Ставропольском крае», а в последующем также проекты правовых актов о внесении изменений в него были внесены первым заместителем председателя Правительства Ставропольского края, который в соответствии со статьей 39 Устава (Основного Закона) Ставропольского края, постановлениями Губернатора Ставропольского края от 11 июня 22 июня 2008 года № 448, от 03 октября 2014 года № 531 «О составе Правительства Ставропольского края» является членом Правительства Ставропольского края.

Поскольку предметом правового регулирования оспариваемого нормативного правового акта являлся вопрос, не предусмотренный статьей 28 Закона 32-кз (регламентирующей перечень вопросов, решения по которым принимаются Правительством Ставропольского края исключительно на заседаниях Правительства Ставропольского края), в соответствии с пунктом 90 Регламента Правительства Ставропольского края оспариваемый правовой акт был принят методом опроса членов Правительства Ставропольского края.

До внесения на рассмотрение Правительства проект правового акта согласован и завизирован согласно пункту 41 Регламента Правительства Ставропольского края, а также согласно требованиям пункта 92 Регламента Правительства Ставропольского края (относительно проектов правовых актов о внесении изменений в постановление 280-п) первым заместителем председателя Правительства, вносящим проект правового акта, руководителем аппарата Правительства, начальником государственно-правового управления Губернатора и Правительства, начальником управления делопроизводства и архива аппарата Правительства, министром финансов Ставропольского края.

В соответствии с требованиями пункта 94 Регламента Правительства Ставропольского края решение о проведении голосования по проекту правового акта Правительства методом опроса членов Правительства принято руководителем аппарата Правительства, на визовом экземпляре проекта постановления проставлена соответствующая отметка.

В соответствии с пунктом 97 Регламента Правительства Ставропольского края голосование методом опроса членов Правительства осуществлено путем визирования всеми членами Правительства проекта правового акта Правительства (при том, что в соответствии с пунктом 100 Регламента Правительства Ставропольского края проект правового акта Правительства считается принятым по итогам голосования методом опроса членов Правительства, если за решение, указанное в проекте правового акта Правительства, проголосовали не менее двух третей от общего числа членов Правительства).

Правовой акт Правительства, принятый путем голосования методом опроса членов Правительства в соответствии с пунктом 101 Регламента Правительства Ставропольского края подписан Губернатором.

Таким образом, требования к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме.

При принятии оспариваемого постановление 280-п, а также изменений внесенных в него соответствующими постановлениями Правительства Ставропольского края, соблюдена процедура их официального опубликования и вступления в силу.

В соответствии со статьей 23 Закона № 32-кз, Законом Ставропольского края от 09 июня 1994 № 1-кз «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края» (действовавшими в период принятия Постановления 280-п), официальное опубликование законов Ставропольского края, других нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края осуществляется в газете «Ставропольская правда» или в информационном бюллетене «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края».

Постановление Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года №280-п вступает в силу со дня принятия и опубликовано в издании «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края», 25 декабря 2009 года, № 27, ст. 8522.

В соответствии со статьей 23 Закона № 32-кз и Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» (действующими в период внесения изменений в Постановление 280-п) официальным опубликованием постановления Правительства Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет – портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru). Днем официального опубликования постановления Правительства Ставропольского края считается день первого опубликования его полного текста в указанных источниках.

Постановление Правительства Ставропольского края от 17 июля 2014 года № 278-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п «Об утверждении порядков определения особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в Ставропольском крае» вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования и опубликовано в издании «Ставропольская правда», №204-205, 05 августа 2014 года.

Постановление Правительства Ставропольского края от 15 мая 2015 года№ 182-п «О внесении изменения в пункт 1.1 Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года №280-п» вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 06 мая 2015 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06 мая 2015 года.

Постановление Правительства Ставропольского края от 13 октября 2016 года №435-п «О внесении изменений в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п» вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования и опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 18 октября 2016 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 октября 2016 года.

Постановление Правительства Ставропольского края от 20 июня 2017 года № 243-п «О внесении изменений в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае», утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п» вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования и опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации Ставропольского края wvw.pravo.stavregion.ru, 23 июня 2017 года и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 июня 2017 года.

Постановление Правительства Ставропольского края от 19 октября 2018 года №452-п «О внесении изменений в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 г. № 280-п» вступает в силу на следующий день после дня официального опубликования и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 22 октября 2018 года, официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 октября 2018 года.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июня 2021 года № 231-п, вступили в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru – 08 июня 2021 года.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Ставропольского края от 26 января 2022 года № 36-п, вступили в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru – 27 января 2022 года.

Таким образом, требования нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок введения в действие оспариваемого постановления, не нарушены.

Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Закон об охране окружающей среды.

Регулирование отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения осуществляется Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В целях реализации положений Закона № 33-ФЗ, принят Закон Ставропольского края от 06 мая 2014 года № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановление Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п «Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае».

Раздел 4 Порядка наделяет органы государственной власти Ставропольского края полномочиями по изменению категории, профиля, режима особой охраны, площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ ее функциональных зон, признание особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения.

Наделяя органы власти правом принятия решений по вопросам особо охраняемых природных территорий, Закон № 33-ФЗ лишь делегирует возможность установления не предусмотренных частью 2 статьи 2 данного Федерального закона иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; создания особо охраняемых природных территорий регионального значения; изменения режима их особой охраны; установления охранных зон; утверждения их границ; оформления охранных обязательств, паспортов и других документов; софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Определяя целью сохранение и восстановление особо охраняемых природных территорий, Закон № 33-ФЗ не рассматривает и не допускает возможности упразднения особо охраняемых природных территорий либо утраты ими своего правового статуса.

Кроме того, в соответствии со ст. 58 и 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Согласно положениям п. 3 и 4 ст. 58 Закона № 7-ФЗ, ст. 95 ЗК РФ изменение целевого назначения земельных участков в пределах земель особо охраняемых природных территорий, их изъятие для нужд, противоречащих назначению, не допускается.

Аналогичная позиция отражена в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 апреля 2020 года № 09-15-29/10105 «Об ООПТ регионального значения Ставропольского края», в соответствии с которым, органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании и об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения с Минприроды России, а также то, что законодательством Российской Федерации уменьшение площади, изменение границ, в результате которого исключаются территории, ранее входящие в состав ООПТ, или изъятие части ООПТ регионального значения не предусмотрено.

Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03 июля 2020 года на имя Губернатора Ставропольского края, следует, что законодательством Российской Федерации допускается изменение площади ООПТ только в сторону расширения.

Более того, согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 сентября 2020 года, направленного в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, изменение границ и исключение участков из ООПТ является изменением и ослаблением установленного режима особой охраны ООПТ вплоть до полного снятия ограничений хозяйственной деятельности и противоречит действующему законодательству.

При создании особо охраняемой природной территории устанавливается режим особой охраны для соответствующей территории, на режим указанной территории влияет, в том числе изменение границ созданной особо охраняемой природной территории, что подлежит согласованию с Минприроды России.

Таким образом, действующим федеральным законодательством, а именно ч. 6 ст. 2, ч. 2 ст. 23 Закона № 33-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия только в части создания особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников), изменения режима их особой охраны, создания охранных зон.

Отсутствие в Законе № 33-ФЗ прямого запрета на упразднение особо охраняемых природных территорий, равно как и четкой регламентированной процедуры снятия правового статуса, изменения границ таких территорий, влечет возникновение в правоприменительной практике случаев уменьшения площади названных территорий на основании только решения государственного органа исполнительной власти субъекта.

Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено упразднение, изменение границ, в результате которых исключаются территории, ранее входящие в состав ООПТ, или изъятие части ООПТ регионального значения, а также допускается изменение площади особо охраняемых природных территорий только в сторону расширения.

Некоторые положения оспариваемого раздела 4 Порядка не соответствуют общеправовому критерию формальной определенности и устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, исключая, по сути, сферу спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, позволяя органам власти Ставропольского края в более упрощенном порядке, нежели создание такой зоны и определение границ ее охраны, решать вопрос об утрате такого статуса.

Такое правовое регулирование также противоречит положениям части 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ, согласно которой решение об изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Положения раздела 4 Порядка не имеют объективных критериев применения и допускают возможность произвольного выбора процедуры утраты территорией статуса особо охраняемой.

Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Так, пунктом 4.1. Порядка в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 26 января 2022 года № 36-п предусмотрено, что решение об изменении категории, профиля и режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения принимается Правительством Ставропольского края по представлению уполномоченного органа.

Пунктом 4.2 предусмотрены случаи изменения категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения.

в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

В силу пункта 4.21 для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения уполномоченный орган в случаях, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, направляет в установленном порядке в Правительство Ставропольского края проект правового акта Правительства Ставропольского края об изменении категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения, к которому должны быть приложены материалы комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории краевого значения, обосновывающие необходимость изменения категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 19 октября 2018 года № 452-п)

Для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения уполномоченный орган направляет: 1) в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 3.5 настоящего Порядка, - проект постановления Правительства Ставропольского края о внесении изменений в положение об особо охраняемой природной территории краевого значения либо об утверждении нового положения об особо охраняемой природной территории краевого значения;

2) в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 3.5 настоящего Порядка, и в органы местного самоуправления - проект постановления Правительства Ставропольского края о внесении изменений в положение о природном парке либо об утверждении нового положения о природном парке (п. 4.3).

Пункты 4.4, 4.5 Порядка утратили силу на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 07 июня 2021 года № 231-п.

Пункты 4.31 - 4.33 утратили силу - Постановление Правительства Ставропольского края от 26 января 2022 года № 36-п.

Отмеченные положения раздела 4 Порядка не соответствуют общеправовому критерию определенности и устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, исключая, по сути, сферу спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, позволяя органам власти Ставропольского края в более упрощенном порядке, нежели создание такой зоны и определение границ ее охраны, решать вопрос об утрате такого статуса.

Такое правовое регулирование также противоречит положениям Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Конституции Российской Федерации.

По каким критериям и в каком порядке будут возникать случаи утраты особо охраняемыми природными территориями краевого значения своего правового статуса при ряде предусмотренных частью 8 статьи 4 Закон Ставропольского края от 06 мая 2014 года № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях» условиях, для того, чтобы сделать вывод о соблюдении указанной нормой федерального законодательства и ее правовой определенности, сторона административного ответчика не привела.

Как и не определено, кто будет выступать с такой инициативой и в каком порядке она будет реализована, механизм применения не ясен, что указывает о ее неопределенном характере применения, а также о том, что оспариваемая норма не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.

Аналогичная правовая позиция приведена в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 года, оставленном без изменения кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2021 года по делу №3а-139/2020, которым признана недействующей со дня принятия часть 8 статьи 4 Закона Ставропольского края от 06 апреля 2014 года № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях», которой предусмотрены случаи утраты своего правового статуса особо охраняемой природной территории краевого значения. Указанный судебный акт имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Тогда как сторона административного ответчика такое соответствие оспариваемого нормативного акта, в том числе по доводам административного иска, не доказала.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Признание отдельных положений оспариваемого Порядка недействующими со дня принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В соответствии с частью 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» официальным опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Первоначально Постановление Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года №280-п опубликовано в издании «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края», 25 декабря 2009 года, № 27, ст. 8522.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о возложении на Правительство Ставропольского края обязанности опубликовать в официальных средствах массовой информации сообщение о принятии настоящего судебного решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Л.Г.Г. к Правительству Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить.

Признать несоответствующим с момента принятия полностью раздел 4 «Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п.

Признать несоответствующим с момента принятия полностью постановление Правительства Ставропольского края от 26 января 2022 года № 36-п «О внесении изменений в Раздел 4 Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п;

Признать несоответствующим момента принятия полностью постановление Правительства Ставропольского края от 07 июня 2021 года № 231-п «О внесении изменений в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года № 280-п.

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность опубликовать в официальных средствах массовой информации сообщение о принятии настоящего судебного решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.02.2022 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко