Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2021 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бушманова А.П.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
с участием прокурора Пряхиной И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Аполлон» о признании не действующими со дня принятия пункта 1 и Приложения №1 приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20 марта 2020 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157-пр/т», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Аполлон» (далее – ООО «Аполлон», Общество, регулируемая организация) обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что на основании договора аренды от 31 декабря 2019 года ООО «Аполлон» с 01 января 2020 года осуществляет выработку тепловой энергии на муниципальных объектах теплосетевого имущества, принадлежащих ЗАТО Циолковский на праве муниципальной собственности. Основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 35.30.14). Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2, 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» реализация тепловой (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. 22 января 2020 года Общество обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения. По результатам рассмотрения и анализа представленного пакета документов в пункте 1 Приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года № 19-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 г. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 № 157-пр/т» установлены тарифы на тепловую энергию на 2020 год согласно указанной в Приложении № 1 к приказу календарной разбивке для ООО «Аполлон» (г. Циолковский): одноставочный (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) на 2020: с 20.03.2020 по 30.06.2020 в размере 4002,33 руб./Гкал; с 01.06.2020 по 31.12.2020 в размере 4002,33 руб./Гкал; население (тарифы указываются с учетом НДС) на 2020: с 20.03.2020 по 30.06.2020 в размере 4802,80 руб./Гкал; с 01.06.2020 по 31.12.2020 в размере 4802,80 руб./Гкал. С пунктом 1 и Приложением № 1 Приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года № 19-пр/т Общество несогласно, полагает, они не соответствуют Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжения, Методическим указаниям по расчету регулируемых (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э), другим федеральным законам. В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации. Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) по расчетам ООО «Аполлон» определена в размере - 345 814,22 тыс. руб. (пояснительная записка прилагается). Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям составляет 58203,60 Г/кал. Таким образом, экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, вырабатываемую Обществом в 2020 году, рассчитанный как отношение необходимой валовой выручки к объему полезного отпуска составляет, как заявлено Обществом к утверждению: 5 941,35 руб./Гкал. Между тем, в отсутствие на то достаточных оснований регулирующим органом установлен тариф 4002,33 руб./Гкал, то есть значительно ниже экономически обоснованных затрат Общества, что противоречит Федеральному закону «О теплоснабжении» и принятым во исполнение казанного закона подзаконным нормативным актам. Все экономически обоснованные расходы ООО «Аполлон» подтверждены документально со ссылками на нормы действующего законодательства и приведены в пояснительной записке к расчетам.
На основании изложенного, ООО «Аполлон» просит суд:
1) Признать не действующими со дня принятия пункт 1 и Приложение №1 приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20 марта 2020 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157-пр/т»;
2) В качестве восстановления нарушенного права возложить на управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Аполлон» на 2020 год методом экономически обоснованных рас ходов (затрат) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Аполлон» ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и дополнениях на административное исковое заявление, согласно которым, в соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая (но не ограничивая) расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей. Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в соответствии с пунктами 11, 12 которого нормативный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Запасы топлива для Общества утверждены Приказом Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года №18-пр/н, в соответствии с которым Общество обязано создать на 1 октября 2020 запас топлива в размере 1989 тонн. Таким образом, создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и должны включаться в необходимую валовую выручку. Расходы, связанные с истребованием задолженности по оплате коммунальной услуги и коммунального ресурса, снятием показаний приборов учета, содержанием информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранением данных о платежах за коммунальную услугу и коммунальный ресурс, выставлением платежных документов на оплату коммунальной услуги и коммунальный ресурс являются прямыми расходами регулируемой организации - ООО «Аполлон», поскольку на территории ЗАТО Циолковский в отношении всего жилищного фонда приняты решения о заключении «прямых» договоров предоставления коммунальных услуг (документы, подтверждающие данный факт имеются в материалах тарифного дела), соответственно, указанная обязанность лежит непосредственно на ресурсоснабжающей организации, а значит, указанные расходы могут быть включены в состав необходимой валовой выручки теплоснабжающей организации. Выражает несогласие с выводами Управления о частичном включении либо полном исключении из НВВ расходов по статьям: «оплата труда и отчисления на социальные нужды»; «ремонт и техническое обслуживание» «прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции» (предоставление услуг аварийно-спасательного формирования, служебные командировки, обучение персонала, расходы по охране труда и технике безопасности, страхование производственных объектов, канцелярские товары). В отношении численности персонала ООО «Аполлон» Общество в полном объеме поддерживает позицию, изложенную в заключение эксперта ЗАО «Амурский дом аудита».
В судебном заседании представитель административного ответчика управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – Управление, регулирующий орган) ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему, согласно которым, оспариваемые положения приказов приняты управлением в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. В соответствии с приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Топливо из НЭЗТ может использоваться для выработки тепловой энергии не только в условиях введения ограничений поставок основного вида топлива, поскольку в действующем законодательстве отсутствует какая-либо норма, содержащая прямой запрет теплоснабжающей организации использовать топливо из НЭЗТ в условиях отсутствия перебоев с поставками основного вида топлива. Таким образом, НЭЗТ может быть использован на плановую выработку тепловой энергии, следовательно, эти расходы (конкретно - списание топлива) в бухгалтерском учете ООО «Аполлон» будут отнесены на расходы, связанные с производством (отражены по Дебету счета 20 «Основное производство» и Кредиту счета 10.3 «Топливо (мазут) и отражены, соответственно, в фактических затратах по статье «Топливо». Кроме того, согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. приказом ФСТ РФ от 13 июня 2013 года №760-э) (далее – Методические указания) расходы, связанные с созданием нормативного запаса топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств для этих целей, учитываются в необходимой валовой выручке в составе внереализационных расходов, то есть расходов не связанных с реализацией. Существенным в данной формулировке является, что указанные расходы названы, как расходы, связанные с созданием нормативного запаса топлива, которые согласуются с понятием внереализационных расходов, а не расходы на создание нормативного запаса топлива, которые бы конкретно указывали на необходимость их определения путем умножения нормативного запаса топлива на экономически обоснованную цену его приобретения. Состав расходов, относимых к внереализационным, регламентирован статьей 265 Налогового Кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, ООО «Аполлон» документально не подтверждены: расходы (заемные средства) на приобретение топлива сверх его нормативного количества для выработки планового объема тепловой энергии; расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для приобретения топлива в целях создания нормативных запасов, управлением расходы на создание нормативного запаса топлива, рассчитанные ООО «Аполлон» как произведение ОНЗТ на планируемую (ничем не подтвержденную) цену его приобретения, экономически не обоснованными и не подлежащими включению в необходимую валовую выручку. Расходы, связанные с истребованием задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, снятием показаний приборов учета, содержанием информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранением данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставлением платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 10 Методических указаний и позицией ФАС РФ, не подлежат включению в НВВ, поскольку ООО «Аполлон» не является организацией, оказывающей коммунальные услуги. По статье расходов, связанных с оплатой труда, отчислениями на социальные нужды, выражает несогласие с заключением эксперта ЗАО «Амурский дом аудита», подготовленным по результатам проведенной судебной экспертизы, поскольку эксперт наряду с проверкой правильности расчета нормативной численности персонала должен был проверить на основании данных бухгалтерских документов достоверность и реальность понесенных фактических расходов по оплате труда ООО «Аполлон» в 2020 году. Однако в экспертном заключении такие данные не отражены.
На основании изложенного, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Позицию административного истца подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля заместителя директора по экономическим вопросам ООО «Городские энергетические сети» ФИО3, которая осуществляла подготовку документов к заявлению ООО «Аполлон» об установлении тарифа на тепловую энергию для предоставления в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Позицию представителя административного ответчика подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей заместитель начальника управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО4, ведущий консультант отдела регулирования и анализа тарифов на тепловую энергию ФИО5, начальник отдела регулирования и анализа тарифов на тепловую энергию ФИО6
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, эксперта, предупрежденных об уголовной ответственности, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования в части признания оспариваемых положений приказа регулирующего органа не действующими, отказав в остальной части требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении»), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В силу пунктов 1.1, 3.15 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (утв. постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года № 491) управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
К полномочиям управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области отнесено установление цены (тарифа) на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Аполлон» является сетевой организацией, оказывающей услуги по производству и передаче тепловой энергии в виде горячей воды на территории ЗАТО Циолковский Амурской области, и в силу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» данный вид деятельности (реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя) подлежит тарифному регулированию.
22 января 2020 года ООО «Аполлон» обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год.
На основании приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 03 февраля 2020 года №1-д/т открыто дело №199-20/т об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Аполлон» (ЗАТО Циолковский) на 2020 год с 03 февраля 2020 года методом экономически обоснованных расходов.
Управлением проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
По итогам проведенной экспертизы экономической обоснованности величины расходов, необходимых для осуществления деятельности Общества в сфере теплоснабжения, Управлением определена необходимая валовая выручка в размере 232 949,75 тыс.руб., расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям – 58 203,60 Гкал. Тариф, рассчитанный как отношение необходимой валовой выручки к объему полезного отпуска для ООО «Аполлон» (котельные ГП 201, №72 ЗАТО Циолковский) на 2020 год, составил 4002,33 руб./Гкал (без НДС, для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (одноставочный)), 4802,80 руб./Гкал (с НДС, для населения (одноставочный)).
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года № 19-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 г. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 № 157-пр/т» установлены тарифы на тепловую энергию на 2020 год согласно указанной в Приложении № 1 к приказу календарной разбивке для ООО «Аполлон» (г. Циолковский):
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (одноставочный, без НДС) на 2020 год: с 20 марта 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 4002,33 руб./Гкал; с 01 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 4002,33 руб./Гкал;
- для населения (одноставочный, с НДС) на 2020 год: с 20 марта 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 4802,80 руб./Гкал; с 01 июня 2020 по 31 декабря 2020 года в размере 4802,80 руб./Гкал.
В рамках настоящего дела административный истец, оспаривая приказ Управления от 20 марта 2020 года № 19-пр/т в части пункта 1 и Приложения №1 к приказу, считает установленный регулирующим органом тариф на тепловую энергию экономически необоснованным, принятым с нарушением норм права в области регулирования тарифов.
Поскольку оспариваемый приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является ООО «Аполлон», данная организация была вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением в пределах компетенции, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 марта 2020 года.
В судебном заседании установлено, что административный истец не согласен с расчетом регулирующего органа величины необходимой валовой выручки по статьям расходов: «оплата труда и отчисления на социальные нужды»; «внереализационные расходы», связанные с созданием нормативного запаса топлива; «ремонт и техническое обслуживание» (по программе энергосбережения и энергетической эффективности); «прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции» (предоставление услуг аварийно-спасательного формирования, служебные командировки, обучение персонала, расходы по охране труда и технике безопасности, страхование производственных объектов, канцелярские товары, заправка картриджей, оплата услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам и нанимателям жилых помещений).
По остальным статьям расходов административный истец не спорит.
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами, в том числе: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (часть 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении»).
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний №760-э по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями (пункты 11, 12 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Пунктом 33 Основ ценообразования установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
Рассматривая довод ООО «Аполлон» о необоснованном снижении Управлением экономически обоснованных расходов по статье затрат «оплата труда и социальные нужды», суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пояснительной запиской ООО «Аполлон» к тарифу на тепловую энергию на 2020 год у Общества отсутствуют фактические расходы по оплате труда основного производственного персонала за предшествующий расчетный период регулирования, подтвержденные данными бухгалтерского учета, так как Общество ранее не оказывало регулируемые виды деятельности, поэтому для определения заработной платы применяется Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – ОТС), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Коллективным договором ООО «Аполлон» на 2020-2022 годы.
ООО «Аполлон» является участником Отраслевого тарифного соглашения Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, что подтверждается письмом председателя Областной организации профсоюзов от 14 января 2020 года.
Из экспертного заключения по делу №199-20/т об установлении тарифов на производство тепловой энергии для потребителей ООО «Аполлон» (далее – экспертное заключение №199-20/т) следует, что расходы на оплату труда и социальные нужды включены заявителем в необходимую валовую выручку в сумме 91 891,11 тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда – 70 576, 89 тыс.руб., отчисления на социальные нужды – 21 314,22 тыс.руб.
При этом сумма экономически обоснованных расходов на оплату труда и социальные нужды, включенных Управлением в необходимую валовую выручку, составила 39 359,24 тыс.руб., в том числе расходы на оплату труда – 30 229,83 тыс.руб., расходы на социальные нужды – 9129,41 тыс.руб.
Численность работников рассчитана Управлением в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей», утвержденными Приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 (далее - Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства).
Среднегодовая нормативная численность составила – 37,93 ед. на год, в том числе: оператор котельной – 10,63 ед., сливщик-разливщик – 2,67 ед., машинист насосных установок - 11,57 ед., лаборант – 0,7 ед., слесарь по ремонту котельного оборудования и вспомогательного котельного оборудования – 9,24 ед., слесарь по ремонту тепловых сетей – 3,12 ед.
В расходах учтены доплаты и надбавки, выплачиваемые за счет себестоимости, компенсационные доплаты, в том числе за вредные условия труда – 4% и премиальные выплаты – 50%. Районный коэффициент к заработной плате принят в размере 30%, надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных в районах Дальнего Востока – 30 %.
Расходы скорректированы в сторону снижения в связи с корректировкой производственной программы, что повлекло за собой снижение нормативной численности персонала. Теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей осуществляется от котельной ГП-201, котельная №72 используется для функционирования мазутного хозяйства и для нужд горячего водоснабжения в летний период, соответственно, снижается нормативная численность производственного персонала. Кроме того, изменилась величина удельного расхода топлива, потерь в тепловых сетях и расход на собственные нужды котельной в сравнении с предложением заявителя. В то время как производственная программа в предложении заявителя предусматривала эксплуатацию котельных №72 и ГП-201 в одинаковой степени.
Кроме того, расходы сложились ниже, так как не включались при расчете расходов на оплату труда выплаты по итогам года ООО «Аполлон» в размере 33%, т.к. договор аренды недвижимого имущества муниципальной собственности от 31 декабря 2019 года №б/н заключен на 11 месяцев. Компенсационные выплаты за вредные условия учтены в минимальном размере 4%, а не 12% (нет проведенной специальной оценки рабочих мест).
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний №760-э Управлением исключен фонд оплаты труда работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за коммунальные услуги на 2020 год.
Принимая во внимание, что тариф на теплоснабжение, установленный для ООО «Аполлон» на 2020 год, определен с учетом размера расходов, направляемых на оплату труда, который Управлением значительно снижен от заявленного Обществом, в связи со снижением величины нормативной численности промышленно - производственного, цехового и административно - управленческого персонала ООО «Аполлон», а вопрос экономической обоснованности такого снижения требует специальных познаний, судом на основании статьи 77 КАС РФ была назначена по ходатайству административного истца судебная финансово-экономическая экспертиза, производство которой поручалось ЗАО «Амурский дом аудита».
Согласно заключению эксперта ЗАО «Амурский дом аудита» Бокач С.Б. от 30 ноября 2020 года, величина нормативной численности персонала рассчитана на основании Таблицы №1 Приказа Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (вместе с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий»), Приказа Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (вместе с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей»), с учетом технического состояния и технологического процесса производства тепловой энергии на котельных №72 и ГП-201, арендуемых ООО «Аполлон», и материалов настоящего административного дела.
По результатам проведенной экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что сводная нормативная численность производственного персонала составляет: 60,18 ед., в том числе: операторы котельной – 12,65 ед., сливщики-разливщики – 4,3 ед., машинист насосных установок – 8,33 ед., лаборант – 6,8 ед., слесарь тепловых сетей – 6,9 ед., оператор теплопункта – 7,7 ед., слесарь по ремонту котлов и запорной арматуры – 5,2 ед., слесарь по ремонту вспомогательного котельного и насосного оборудования – 8,3 ед.
Нормативная численность административно-управленческого персонала (Таблица №1 Рекомендаций по нормированию труда Приказа №74 на основании рассчитанной численности основного производственного персонала при среднесписочной численности работников предприятия, - 60,18 ед.) составляет 20,62 ед., в том числе: общее руководство – 2 ед. (директор, главный инженер), бухгалтерский учет – 3 ед., комплектование и учет кадров – 0,5 ед., материально-техническое снабжение – 1 ед., надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством – 1 ед., общее делопроизводство – 1 ед., охрана труда – 1 ед., технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы – 1 ед., программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники – 1 ед., химический надзор за работой теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей и защита их от коррозий – 0,2 ед., правовое обслуживание – 1,08 ед., контроль за снятием показаний приборов учета – 2,21 чел, численность работников, занятых расчетом и приемом платежей за коммунальные услуги – 1,067 чел, сторож – 4 ед., уборщик служебных помещений – 0,56 ед.
Нормативная численность цехового персонала – ИТР составляет 23,94 ед., в том числе: инженер (техник) по организации подготовки производства – 1 ед., оперативно-диспетчерское обслуживание (старший диспетчер, диспетчер) – 6 ед., инженер (техник) по организации ремонта и наладки оборудования сооружений - 2 ед., энергонадзор – 1 ед., сбыт – 1 ед., начальник участка (котельной) – 1 ед., мастер участка (котельной) – 3,54 ед., обходчик водопроводной сети, слесарь-ремонтник водопроводной сети – 3,2 ед., оператор водозаборных сооружений – 1,1 ед., водитель – 1 ед., уборщик производственных помещений (котельная ГП-201 – 1,05 ед., котельная №72 – 1,05 ед.) – 2,1 ед., дворник – 1 ед.
Общая нормативная численность персонала составляет 104,74 ед.
Заключение эксперта ЗАО «Амурский дом аудита» Бокача С.Б. принимается судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Вопреки доводам административного ответчика, оснований ставить под сомнение результаты финансово-экономической экспертизы, изложенные в заключение от 30 ноября 2020 года, не имеется. Экспертиза проведена в установленном законом порядке квалифицированным экспертом, который предупреждался об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Сведений о заинтересованности эксперта в исходе настоящего дела не установлено, и материалы дела таковых доказательств не содержат. Результаты финансово-экономической экспертизы способствовали установлению юридически значимых обстоятельств по делу.
Кроме того, выводы эксперта согласуются с показаниями свидетеля ФИО3, а также подтверждены экспертом ФИО7 в судебном заседании, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Учитывая, что размер экономически обоснованных расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, напрямую зависит от нормативной численности персонала регулирующей организации, которая была значительно снижена Управлением, и это снижение подтверждено заключением эксперта по результатам финансово-экономической экспертизы, суд приходит к выводу о необоснованном включении в необходимую валовую выручку расходов по статье «оплата труда» в размере 30 229,83 тыс.руб.
Поскольку статья расходов «отчисления на социальные нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требует, то расходы по данной статье затрат в принятом Управлением размере 9129,41 тыс.руб. также не являются экономически обоснованными.
Согласно подпунктам «д», «е», «з» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
С учетом изложенного, суд находит экономически необоснованным размер затрат, учтенных Управлением по статьям расходов «обучение персонала», «служебные командировки», «канцелярские товары», «заправка картриджей», «расходы по охране труда и технике безопасности», поскольку он скорректирован в сторону снижения в связи с изменением численности персонала и в данном случае подлежит корректировке.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся, в том числе расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.
В ходе разрешения настоящего спора установлено, что Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области исключены из необходимой валовой выручки расходы ООО «Аполлон», связанные с созданием нормативного запаса топлива.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В силу подпункта 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
В силу пунктов 3 и 4 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
На основании приведенных положений суд приходит к выводу, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации, следовательно, для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться данные расходы организации.
Обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения является одним из принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, нарушение которого может привести к дестабилизации производственной деятельности организации и повлиять на качество и надежность оказываемых потребителям услуг.
Неснижаемый нормативный запас топлива (мазут) на источниках тепловой энергии ООО «Аполлон» (ЗАТО Циолковский) на 2020 год утвержден приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 марта 2020 года №18-пр/н и составляет 0,514 тыс. тонн, общий запас топлива – 1989 тыс. тонн.
Как следует из материалов дела, на основании протокола № 1 от 20 декабря 2019 года по результатам конкурентной процедуры с ООО «Аполлон» 31 декабря 2019 года заключен договор аренды муниципального теплосетевого имущества ЗАТО Циолковский сроком на 11 месяцев.
При этом нормативный запас топлива по договору аренды ООО «Аполлон» не передавался, в ведомостях основных средств не учтен, в связи, с чем суд находит не состоятельным довод регулирующего органа о наличии у Общества остатков топлива по состоянию на 31 декабря 2019 года, сохранившегося от предыдущей теплоснабжающей организации Муниципального жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Циолковский.
Позиция административного ответчика о завышении стоимости приобретаемого топлива (мазута) не нашла своего подтверждения в ходе разрешения настоящего спора.
Довод стороны административного ответчика о том, что расходы, связанные с созданием нормативного запаса топлива, не приняты Управлением, в том числе по причине непредставления регулируемой организацией документов, подтверждающих расходы на приобретение топлива за счет заемных средств, а также подтверждающих расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, основан на неверном толковании подпункта «б» пункта 47 Основ ценообразования, из буквального толкования которого не следует, что расходы, связанные с созданием нормативного запаса топлива, относящегося к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, ставятся в зависимость от фактического наличия заемных средств на приобретение топлива и расходов по обслуживанию этих средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для исключения заявленных Обществом расходов на создание нормативного запаса топлива у тарифного органа не имелось.
Суд также не может согласиться с позицией регулирующего органа в части полного исключения из необходимой валовой выручки расходов, связанных с поверкой и сервисным обслуживанием узлов учета по договорам с ООО «ПНФ «Востокпромавтоматика» от 01 января 2020 года №1-СО-УУ-Аполлон на сервисное техническое обслуживание, ремонт, поверку оборудования коммерческих и технологических узлов учета отпуска и потребления энергоносителей на объектах ООО «Аполлон» на общую сумму на основании локальных смет 1315,02 тыс.руб. и от 01 января 2020 года №1/М-УУ-Ц на оказание услуг по удаленному мониторингу работы оборудования узлов учета потребителей тепловой энергии установленного на жилых домах и объектах ЗАТО Циолковский на общую сумму 148,80 тыс. руб.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Пунктом 44 Основ ценообразования закреплено, что в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются:
а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями;
б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).
Как установлено в ходе разрешения настоящего спора на объектах теплосетевого хозяйства ООО «Аполлон» установлены приборы учета тепловой энергии. Услуги по поверке и сервисному обслуживанию узлов учета подтверждены документально и направлены на осуществление регулируемого вида деятельности Общества, следовательно, расходы на их оплату не могут рассматриваться как экономически необоснованные. Исключение данных расходов из НВВ в полном объеме не основано на действующем законодательстве, регулирующем спорные правоотношения.
Не основан на требованиях закона и вывод Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об исключении из необходимой валовой выручки расходов, связанных с предоставлением услуг по аварийно-спасательному формированию в режиме дежурного ожидания на месте постоянной дислокации в г. Свободный по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций по договору с ООО «Центр ликвидации разливов нефтепродуктов» в размере 420,0 тыс.руб.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе (пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
Согласно доводам административного истца собственной аварийно-спасательной службы ООО «Аполлон» не имеет, поскольку вероятность разлива нефтепродуктов невысока, экономически целесообразно привлечение в данном случае третьего лица, на профессиональной основе оказывающего данный вид услуги.
Руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, ООО «Аполлон» правомерно заключило договор с ООО «Центр ликвидации разливов нефтепродуктов» от 01 января 2020 года №47-19-АСФ на услуги по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных разливами нефтепродуктов.
Ссылка Управления на пункты 8 и 24 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения - несостоятельна, поскольку ЗАТО Циолковский наделен статусом городского округа («ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (Том 8. Дальневосточный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст)), а не городского поселения.
Данный вид расходов подлежит включению в необходимую валовую выручку и не может рассматриваться как экономически необоснованный при том документальном подтверждении, которое было предоставлено в регулирующий орган (договор от 01 января 2020 года№47-19-АСФ), с учетом действующих норм в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно пункту 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Рассматривая довод ООО «Аполлон» о необоснованном снижении расходов на страхование производственных объектов, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом «ж» статьи 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного федерального закона владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
Из материалов тарифного дела усматривается, что в регулирующий орган в обоснование расходов на страхование производственных объектов было предоставлено два договора, заключенных с ООО Страховая Компания «Гелиос»: договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 17 января 2020 года №б/н (опасный производственный объект – котельные ООО «Аполлон»), в размере 9,0 тыс.руб., и договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 17 января 2020 года №GELX11973420022000 (опасный производственный объект – площадка хранения мазутного топлива), в размере 154,4 тыс.руб.
Судом установлено, что Управлением исключены расходы по договору от 17 января 2020 года №GELX11973420022000, поскольку наименование договора не содержит формулировку «обязательное страхование».
Однако указанное обстоятельство не может служить основанием для исключения указанных расходов из НВВ, поскольку из содержания договора следует, что он заключен на основании статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», статей 931, 935-937 Гражданского кодекса Российской федерации, Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (утв. Банком России 28 декабр2016 года №574-П).
При таком положении расходы по данной статье затрат признаются судом экономически обоснованными в полном объеме, их исключение из состава НВВ ООО «Аполлон» противоречит принципам государственного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Рассматривая довод административного истца о необоснованности исключения из необходимой валовой выручки расходов по программе энергосбережения и энергетической эффективности, суд приходит к следующему.
Из экспертного заключения управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в отношении ООО «Аполлон» следует, что Общество планирует в 2020 году затраты на проведение ремонта тепловых сетей в сумме 1773, 94 тыс.руб.
В качестве обоснования представлена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «Аполлон» на 2020 год, в соответствии с которой планируется замена минеральной изоляции трубопроводов тепловой сети 1964 года постройки протяженностью 270 м диаметром 377 мм.
Между тем, заявленные Обществом расходы на ремонт тепловых сетей исключены в полном объеме, поскольку в проектных материалах, представленных в Управление, сети 1964 года постройки диаметром 377 мм отсутствуют.
Однако в судебном заседании установлено, что в пункте 2 дополнительного соглашения №1 от 17 января 2020 года к договору аренды от 31 декабря 2019 года в части указания года ввода в эксплуатацию сетей теплоснабжения г. Циолковский Амурской области с кадастровым номером 28:28:010106:3060 «1963» допущена техническая ошибка.
Год ввода в эксплуатацию сетей теплоснабжения «1964» подтверждается актуализированной схемой теплоснабжения ЗАТО Циолковский, утвержденной содержащимся в материалах тарифного дела постановлением Администрации ЗАТО Циолковский от 14 августа 2019 года №684 и размещенной на официальном сайте Администрации ЗАТО Циолковский, согласно которой 100% тепловых сетей проложены в 1964 году. Аналогичная информация содержится в Едином государственном реестре недвижимости в отношении объекта тепловые сети с кадастровым номером 28:28:010106:3060 и технической документации на указанный объект, предоставленной в регулирующий орган для цели расчетов технологических потерь при подаче тепловой энергии.
Кроме того, согласно пункту 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.
Однако регулирующим органом в нарушение приведенных положений дополнительные сведения у ООО «Аполлон» запрошены не были, самостоятельно общедоступная информация не проверена, что привело к принятию необоснованного решения об исключении указанных расходов из НВВ.
Довод Управления о нецелесообразности замены минеральной изоляции трубопровода, который эксплуатируется 56 лет, и необходимости полной его замены по согласованию с собственником этого имущества, судом отклоняется, поскольку такое обстоятельство, согласно экспертному заключению по делу №199-20/т», не указывалось регулирующим органом в качестве основания для исключения данного вида расходов из НВВ.
При этом суд находит обоснованным на момент проведения экспертизы документов для последующего установления тарифа на тепловую энергию и принятия оспариваемого приказа вывод Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в части исключения из необходимой валовой выручки расходов, связанных с истребованием задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, снятием показаний приборов учета, содержанием информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставлением платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э (ред. от 29.08.2019) «Об утверждении», прямо предусмотрено, что при установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2011, N 22, ст. 3168; официальный интернет-портал правовой информации http://www/pravo/gov/ru, 12.04.2013, N 00012013041200014; 2013, N 21, ст. 2648).
Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 05 ноября 2019 года №ВК/96594/19.
Между тем, учитывая, что при установлении тарифа регулирующим органом не были учтены заявленные Обществом в указанной выше части расходы, это привело к установлению тарифа на уровне ниже экономически обоснованных расходов.
Кроме того, экспертное заключение №199-20/т не содержит конкретных выводов относительно экономической необоснованности большей части вышеуказанных расходов ООО «Аполлон».
При таких обстоятельствах, требования ООО «Аполлон» о признании не действующими со дня принятия пункта 1 и Приложения №1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20 марта 2020 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157-пр/т», подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то для цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, приведенные положения приказа подлежат признанию не действующими с момента их принятия.
Доводы Управления относительно несогласия с требованием административного истца о возложении на него обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт подлежат отклонению.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Суд исходит из того, что нормативный правовой акт, принимаемый регулирующим органом в целях замены акта, признанного судом не действующим, не нарушает принцип запрета придания тарифам обратной силы. Принятие такого акта, по смыслу приведенных разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчетов за истекший период действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5 и 7 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Таким образом, в связи с признанием приказа №19-пр/т от 20 марта 2020 года не действующим на Управление надлежит возложить обязанность принять новый нормативный правовой акт, его заменяющий, в течение двух месяцев (административным истцом заявлено в течение 1 месяца) со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Аполлон» удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня принятия пункт 1 и Приложение №1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20 марта 2020 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157-пр/т».
Возложить обязанность на Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 26 января 2021 года.
Председательствующий А.П. Бушманов
1версия для печатиДело № 3а-1/2021 (3а-69/2020;) ~ М-71/2020 (Решение)