ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2021 от 21.01.2021 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Дело № 3а-1/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь 21 января 2021 года

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Принцева С.А.,

при секретаре Корегиной М.В.,

с участием прокурора Таяновой Е.К., представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей от 29 декабря 2020 года, законного представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа ФИО3, действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года № 83-лг,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании недействительным в части постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» (далее – ООО «Акваника-Певек», Общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее – Комитет), в котором просило признать недействующим постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, № 28-к/4» в части невключения в необходимую валовую выручку ООО «Акваника-Певек» расходов в сумме 3000,0 тыс. рублей.

Определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 6 июля 2020 года дело об оспаривании в части постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, № 28-к/4» передано по подсудности на рассмотрение в суд Чукотского автономного округа.

6 ноября 2020 года вышеуказанное административное дело поступило в суд Чукотского автономного округа.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения в городе Певек. Постановлением Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, № 28-к/4» откорректированы долгосрочные тарифы ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы. Как следует из протокола заседания Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 17, из расчёта необходимой валовой выручки на 2020-2023 годы исключены затраты Общества на ремонт и обслуживание оборудования (водоочистной станции) по договору оказания услуг от 1 июля 2018 года в сумме 3000,0 тыс. рублей. ООО «Акваника-Певек» полагает, что исключение данных расходов из состава необходимой валовой выручки Комитетом не мотивировано, противоречит положениям пунктов 24, 39, 40, 61, 74, 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Основы ценообразования). Доводы о предоставлении Обществу возможности подтвердить экономическую обоснованность расходов административный истец полагает несостоятельными, срок предоставления запрашиваемых документов не соответствует абзацу 2 пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Правила).

В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Комитет просил в удовлетворении административных исковых требований ООО «Акваника-Певек» отказать, так как оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий, в надлежащей правовой форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка введения его в действие, соответствует требованиям действующего федерального законодательства. ООО «Акваника-Певек» с 2018 года осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и реализует питьевую воду по тарифам, установленным Комитетом. Для осуществления регулируемой деятельности Общество арендует установку по очистке воды у общества с ограниченной ответственностью «Чукотская строительно-буровая компания» по договору аренды от 11 декабря 2017 года № 1. В 2018 году ООО «Акваника-Певек» установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019-2023 годы с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (постановление Правления Комитета от 19 декабря 2018 года № 28-к/4). В соответствии с п. 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются. ООО «Акваника-Певек» обратилось в адрес Комитета с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года с приложением обосновывающих материалов и расчёта тарифов, предлагаемых к установлению на 2020-2023 годы. Комитетом проведена экспертиза предложений ООО «Акваника-Певек» о корректировке долгосрочных тарифов, в ходе которой было установлено, что предприятием в состав статьи «Аренда имущества» включены расходы в размере 3000,0 тыс. рублей. В подтверждение данных расходов предприятием представлен договор на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года (стоимость услуг 250,0 тыс. рублей без НДС в месяц, срок действия договора до 31 декабря 2027 года). Предметом данного договора является «проведение технических осмотров оборудования; осуществление текущего ремонта оборудования; выполнение капитального ремонта оборудования, а также отдельных узлов и агрегатов; проведение диагностики технического состояния оборудования по методике, установленной заводом-изготовителем; проведение модернизации или реконструкции оборудования по заявкам Заказчика». Вместе с тем в проекте производственной программы в сфере холодного водоснабжения на 2019 год, предоставленной ООО «Акваника-Певек» в Комитет, отсутствовала информация по мероприятиям в разделе 3, в части «Плана мероприятий по ремонту объектов централизованной системы холодного водоснабжения». В штатное расписание предприятия включен персонал: мастер по ремонту оборудования – 0,5 ед., слесарь по ремонту оборудования – 1 ед., электрик – 1 ед. Комитет пришёл к выводу о том, что расходы по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования экономически не обоснованы, так как в штатное расписание Общества включен ремонтный персонал. На заседании Правления Комитета 1 ноября 2019 года представители ООО «Акваника-Певек» выразили своё несогласие с расчётом корректировки необходимой валовой выручки (НВВ), предложенным Комитетом, даны пояснения, что арендуемое имущество для очистки воды произведено иностранным государством и требует регулярного технического обслуживания. Персонал ООО «Акваника-Певек» не обладает необходимыми навыками, знаниями для обслуживания данного оборудования. По итогам заседания Правления принято решение в срок до 8 ноября 2019 года Обществу представить в Комитет информацию арендодателя о покупке установки очистки воды с целью определения гарантийного срока обслуживания оборудования (договор покупки, инструкцию по эксплуатации); копию журнала, фиксирующего результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, копии актов выполненных работ. Возражений по срокам представления дополнительных материалов от представителей организации не поступало. В установленные сроки указанные документы не были представлены в Комитет. Исходя из представленного дополнительного соглашения от 1 июля 2019 года № 2 к договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года и графика текущего (планового) обслуживания комплекса оборудования очистки природной воды невозможно определить, находится ли установка на гарантийном обслуживании у продавца или арендодателя, установить факт проведения технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды в 2019 году. Во время заседания Правления Комитета, состоявшегося 11 ноября 2019 года, представителями Общества представлены выписка из технической документации по обслуживанию флотационной установки в части периодичности обслуживания установки, но не представлены: информация арендодателя о покупке установки очистки воды с целью определения гарантийного срока обслуживания оборудования (договор покупки, инструкция по эксплуатации), копия журнала, фиксирующего результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, копии актов выполненных работ. Представитель ООО «Акваника-Певек» попросил предоставить возможность направить документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по техническому обслуживанию установки сторонней организацией, в течение дня (11 ноября 2019 года). Членами Правления Комитета принято решение не переносить заседание Правления, поскольку предприятию предоставлялась возможность представления дополнительных материалов для подтверждения необходимости включения в НВВ оспариваемых расходов (экономической обоснованности). Данные расходы не были включены в НВВ. При установлении в 2018 году тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на долгосрочный период регулирования 2019 – 2023 годы оспариваемые расходы также не включались в НВВ, в связи с отсутствием доказательств их экономической обоснованности.

Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 23 декабря 2020 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное предприятие «Чаунское районное коммунальное хозяйство» (далее – МП «ЧРКХ»).

Возражений на административное исковое заявление от заинтересованного лица МП «ЧРКХ» в суд не поступило.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Акваника-Певек» ФИО1 и ФИО2 полностью поддержали административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём, поскольку заявленные Обществом расходы на обслуживание установки по очистке воды подтверждены соответствующими документами. Комитетом был предоставлен Обществу срок на представление дополнительных доказательств в подтверждение экономической обоснованности заявленных расходов менее определённого в Правилах установления тарифов. Просили рассмотреть вопрос о возложении на Комитет обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемое постановление. Уточнили, что ООО «Акваника-Певек» оспаривает постановление Комитета только в части определения объёма финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, на 2020 год.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета ФИО3 просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебном заседании прокурор Таянова Е.К. просила удовлетворить административное исковое заявление ООО «Акваника-Певек».

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МП «ЧРКХ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Суд, руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителей административного истца ООО «Акваника Певек» ФИО1 и ФИО2, представителя административного ответчика Комитета ФИО3, заключение прокурора Таяновой Е.К., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года № 25-ОЗ (далее – Кодекс НПА) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе Комитетом) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, постановления Комитета.

Постановлением Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 внесены изменения в постановление Правления Комитета от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы», в частности, в приложении к постановлению в Разделе 4. «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» столбцы 5-8 изложены в новой редакции, в столбце 5 на 2020 год объём финансовых потребностей определён «83683,9». Также указанным постановление внесены изменения в постановление Правления Комитета от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы», приложение 1 изложено в новой редакции, согласно приложению к оспариваемому постановлению.

Оспариваемое постановление принято на заседании Правления Комитета правомочным составом, подписано исполняющей обязанности председателя Правления Д.М.Г. действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 октября 2019 года № 294-рг (т. 1, л.д. 55).

Оспариваемое постановление Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 корректирует планируемый объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «Акваника-Певек», который впоследствии участвует в формировании тарифа на питьевую воду для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.

Принимая во внимание, что постановление Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 является нормативным правовым актом, оно может быть обжаловано в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ), Основами ценообразования, Правилами, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее по тексту - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду, утверждение производственных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

В силу пункта 1.1, подпункта 12 пункта 2.2, пункта 2.23 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года № 75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведение; утверждает производственные программы и осуществляет контроль за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статьям 12 (1), 40, частям 1-3 статьи 41 Кодекса НПА Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме постановлений и приказов (распоряжений) или отдельных их положений, которые содержат государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.

Оспариваемое постановление официально опубликовано в приложении к газете «Крайний Север» 15 ноября 2019 года № 45 (2211) (Ведомости от 15 ноября 2019 года № 45/1 (935/1)).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят Комитетом во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме, порядок его опубликования соблюдён.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которого возложено на Министерство юстиции Российской Федерации (п. 1). Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы (п. 2).

Как пояснила в судебном заседании председатель Комитета ФИО3, оспариваемое постановление в органы Министерства юстиции Российской Федерации для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не направлялось.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу. При этом следует учитывать, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Порядок подготовки, принятия решений об установлении тарифов урегулирован Правилами, Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э (далее – Регламент), а также Административным регламентом Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Государственное регулирование цен и тарифов», утверждённым постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 20 мая 2016 года № 1 (далее – Административный регламент).

Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем, требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением установлены Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 (далее – Правила от 29 июля 2013 года № 641).

Долгосрочные тарифы устанавливаются методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, установленным пунктом 33 Основ ценообразования.

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. Регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации (пункты 58, 74, 75, подпункт «а» пункта 79 Основ ценообразования).

Проверив соблюдение административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы (т. 1 – л.д. 84-86). Постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019-2023 годы с календарной разбивкой и долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на 2019-2023 годы с использованием метода индексации для ООО «Акваника-Певек» (т. 1, л.д. 87-89).

В силу пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

На основании заявления ООО «Акваника-Певек» от 29 апреля 2019 года исх. № 54 о корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, поступившего в Комитет 30 апреля 2019 года, приказом Комитета от 13 мая 2019 года № 30-д, от 7 мая 2019 года № 30-ут открыто дело от 30 апреля 2019 года № 30 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020–2023 годы», назначен уполномоченный по данному делу.

В указанном заявлении ООО «Акваника-Певек» просило произвести корректировку тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года.

Извещение от 13 мая 2019 года № 30 об открытии дела о корректировке долгосрочных тарифов направлено ООО «Акваника-Певек» 13 мая 2019 года исх. № 387/05-16, то есть с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 2.4.2 Административного регламента, получено генеральным директором ООО «Акваника-Певек» 15 мая 2019 года.

Извещением от 25 октября 2019 года № 15 административный истец был уведомлен о том, что заседание Комитета с повесткой дня, включающей рассмотрение вопроса о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы состоится 1 ноября 2019 года в 10.00 часов.

Расчёт тарифов и проект постановления Комитета направлены административному истцу в предусмотренный пунктом 3.5.5 Административного регламента срок (25 октября 2019 года) в электронном виде на адрес электронной почты.

Согласно протоколу заседания Правления Комитета от 1 ноября 2019 года № 16 в результате проведённой Комитетом экспертизы расчёта корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы в числе прочего установлено, что Обществом при расчёте НВВ в составе неподконтрольных расходов (расходов на арендную плату) на 2020 год включены расходы по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года в сумме 3000,0 тыс. рублей, стоимость услуг 250,0 тыс. рублей в месяц (без НДС), срок действия договора до 31 декабря 2027 года. Данные расходы Комитет полагает экономически необоснованными расходами. Предметом указанного договора является: проведение технических осмотров оборудования; осуществление текущего ремонта оборудования; выполнение капитального ремонта оборудования, а также отдельных узлов и агрегатов; проведение диагностики технического состояния оборудования по методике, установленной заводом-изготовителем; проведение модернизации или реконструкции оборудования по заявкам Заказчика. Вместе с тем в штатном расписании организации имеются мастер по ремонту оборудования – 0,5 ед., слесарь по ремонту оборудования – 1 ед., электрик – 1 ед. По мнению Комитета, указанный договор от 1 июля 2018 года не соответствует п. 51 Основ ценообразования. На заседании Правления выступила представитель ООО «Акваника Певек» К.Л.Ф., которая пояснила, что организация не согласна на исключение из необходимой валовой выручки расходов по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года – 3000,0 тыс. рублей, так как арендуемое имущество для очистки воды произведено иностранным государством и требует регулярного технического обслуживания. Работники организации не обладают необходимыми навыками, знаниями для обслуживания данного оборудования. Комитетом было предложено представить дополнительные материалы и документы, в частности информацию арендодателя о покупке установки очистки воды с целью определения гарантийного срока обслуживания оборудования. Председателем Правления Комитета Д.М.Г. предложено перенести рассмотрение данного вопроса до следующего заседания Правления. Правление решило: ООО «Акваника-Певек» в срок до 8 ноября 2019 года представить в Комитет, в том числе, информацию арендодателя о покупке установки очистки воды с целью определения гарантийного срока обслуживания оборудования (договор покупки, инструкцию по эксплуатации); копию журнала, фиксирующего результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, копии актов выполненных работ. Следующее заседание Правления Комитета по вопросу рассмотрения корректировки долгосрочных тарифов ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы назначено на 11 ноября 2019 года в 10-00 часов (том 1, л.д. 115-122).

Извещением от 7 ноября 2019 года № 17 административный истец был уведомлен о том, что заседание Комитета с повесткой дня, включающей рассмотрение вопроса о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы состоится 11 ноября 2019 года в 10.00 часов.

Письмом от 8 ноября 2019 года исх. № 111 ООО «Акваника-Певек» для урегулирования спорных вопросов по установлению долгосрочных тарифов на питьевую воду направило в Комитет, в том числе, копию дополнительного соглашения № 2 от 1 июля 2019 года к договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года.

Из протокола заседания Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 17 следует, что 8 ноября 2019 года ООО «Акваника-Певек» представила в Комитет нарочно с сопроводительным письмом дополнительное соглашение от 1 июля 2019 года № 2 к договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, а также посредством электронной почты график текущего (планового обслуживания комплекса оборудования очистки природной воды. По результатам рассмотрения представленных документов Комитетом сделан вывод о невозможности определить, находится ли установка на гарантийном обслуживании у продавца или арендодателя и невозможности установить факт проведения технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды в 2019 году. Во время заседания Правления предприятием представлены: выписка из технической документации по обслуживанию флотационной установки в части периодичности обслуживания установки (письмо от 8 ноября 2019 года № 247 ООО «Чукотская строительно-буровая компания»). Представитель ООО «Акваника-Певек» К.Л.Ф. пояснила, что журнал, фиксирующий результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды имеется в наличии у арендодателя, но копии журнала плохого качества, поэтому на заседание Правления не представлены. Представитель ООО «Акваника-Певек» ФИО1 просил предоставить организации возможность направить документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по техническому обслуживанию установки сторонней организацией, в течение дня (11 ноября 2019 года). Член Правления Комитета С.И.В. пояснила, что ООО «Акваника-Певек» не представлено документов, подтверждающих необходимость регулярного технического обслуживания установки сторонней организацией, фиксирующих результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, копии актов выполненных работ. Председатель Правления Д.М.Г. отметила, что представители организации присутствовали на заседании Правления 1 ноября 2019 года. Решение о предоставлении дополнительных материалов, с целью доказательства необходимости (экономической обоснованности) включения в валовую выручку оспариваемых расходов и срок их представления обсуждался открыто. Копия протокола заседания Правления от 1 ноября 2019 года № 16 направлена организации. Основания для переноса заседания Правления отсутствуют. Организации предоставлялась возможность направить в срок до 8 ноября 2019 года документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов. В ходе обсуждения решили: не включать в расчёт необходимой валовой выручки на 2020-2023 годы расходы по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года – 3000,0 тыс. рублей; принять в расчёт тарифов на питьевую воду расходы и необходимую валовую выручку в размере, предложенном Комитетом, с учётом расходов на аренду автомобиля (т. 1, л.д. 105-108).

Выписка из протокола заседания Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 17 и копия постановления Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 направлены в ООО «Акваника-Певек» письмом от 12 ноября 2019 года за № 913/05-06 (т. 1, л.д. 11), что соответствует положениям п. 31 Правил.

Как следует из договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, заключенного между ООО «Чукотская строительно-буровая компания» (Исполнитель) и ООО «Акваника-Певек» (Заказчик) (с учётом изменений, внесённых дополнительным соглашением от 29 декабря 2018 года № 1 и дополнительным соглашением от 1 июля 2019 года № 2), Исполнитель обязуется по заданию Заказчика осуществлять техническое обслуживание, диагностику и ремонт установки очистки природной воды из поверхностного источника, производительностью 40 м3/час, изготовленной для работы по технологии напорной флотации для очистки воды до соответствия требованиям СанПиН, предъявляемых к питьевой воде, в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к договору) и графиком текущего (планового) обслуживания комплексного оборудования очистки природной воды (Приложение № 2 к договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги (п. 1.1). Услуги, указанные в п. 1.1. данного договора включают в себя: проведение технических осмотров оборудования; осуществление текущего ремонта оборудования; проведение диагностики технического состояния оборудования по методике, установленной заводом-изготовителем (п. 1.2). Вознаграждение Исполнителя по договору составляет 250000 рублей в месяц без учёта НДС (п. 3.1). Данный договор действует до 31 декабря 2027 года (п. 2.1) (т. 1, л.д. 147-153, 154, т. 2, л.д. 2-5).

Как следует из протокола заседания Правления Комитета от 19 декабря 2018 года № 30, расходы по указанному договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года также не были учтены Комитетом при расчёте необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы (т. 1, л.д. 69-83).

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, помимо прочего, являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; (пункты 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил от 29 июля 2013 года № 641, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9, 10 указанных Правил).

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил, пункт 15 Регламента).

Вместе с тем, реализация тарифным органом своего полномочия по анализу и проверке заявленных регулируемой организацией затрат на предмет их экономической обоснованности не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения тарифного органа и не предполагает произвольных действий данных органов, то есть уменьшение или увеличение размера заявленных затрат должно быть подтверждено соответствующим экономическим и правовым обоснованием, в частности, принятие или исключение какой-либо величины в указанном диапазоне валовой выручки.

Согласно пункту 30 Правил отказ во включении в тарифы отдельных расходов организации допускается лишь в случае, если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В соответствии с пунктами 13, 17, 18, 20 Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. К заявлению об установлении тарифов прилагаются помимо прочего следующие обосновывающие материалы: расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии). По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

Вместе с тем в нарушение положений пункта 20 Правил, предложив на заседании Правления Комитета 1 ноября 2019 года административному истцу представить дополнительные обосновывающие материалы, Комитет установил срок на их представление менее 7 рабочих дней (фактически, на четвёртый рабочий день, поскольку 2, 3 ноября являлись выходными, 4 ноября – праздничный день).

Даже на день рассмотрения тарифов 11 ноября 2019 года срок в семь рабочих дней не истёк, поскольку окончание этого срока приходилось на 0 часов 14 ноября 2019 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении Комитетом пункта 20 Правил в части установления срока на представление дополнительных обосновывающих материалов.

Вопреки доводу административного ответчика, анализ содержания текста пункта 20 Правил не свидетельствует о том, что данный пункт относится только к запросам дополнительных данных, влияющих на принятие решения об открытии или отказе в открытии тарифного дела.

Из содержания названного пункта следует, что необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для отказа в открытии дела об установлении тарифов. Вместе с тем установленный минимальный срок для представления дополнительных сведений, необходимых для уточнения предложения об установлении тарифов, относится также к запросам органа регулирования тарифов после открытия тарифного дела.

Доводы представителя административного ответчика Комитета ФИО3 о том, что инициатива предоставления дополнительных документов, обосновывающих необходимость включения в НВВ расходов организации, исходила от ООО «Акваника-Певек», что Общество не возражало против установленного Комитетом срока не свидетельствуют о законности действий административного ответчика в рассматриваемом случае.

Как указано выше, из протокола заседания Правления Комитета от 1 ноября 2019 года № 16 следует, что после высказывания возражений представителя ООО «Акваника-Певек» по поводу исключения из НВВ предлагаемых Обществом расходов, именно Правление Комитета предложило организации представить дополнительные материалы и именно Правление установило срок их предоставления.

Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы установления регулируемых тарифов, не предусматривают возможности установления срока на представление дополнительных сведений по согласованию с регулируемой организацией менее установленного в пункте 20 Правил.

Учитывая изложенное, установление Комитетом срока на представление ООО «Акваника-Певек» дополнительных материалов до 8 ноября 2019 года, нарушило право Общества на обоснование своей позиции по величине НВВ, а, следовательно, на установление экономически обоснованных тарифов. В связи с этим на заседании Правления Комитета 11 ноября 2019 года ООО «Акваника-Певек» необоснованно было отказано в предоставлении Обществу возможности представить документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по техническому обслуживанию установки по очистке воды в течение дня 11 ноября 2019 года.

При этом суд принимает во внимание, что возможность отложения заседания Правления 11 ноября 2019 года имелась, после заседания Правления Комитета ООО «Акваника-Певек» в тот же день (до истечения семи календарных дней после запроса сведений) представило в Комитет дополнительные документы, подтверждающие фактическое исполнение договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, что подтверждается письмом генерального директора Общества от 11 ноября 2019 года исх. № 117 с отметкой о поступлении его в Комитет 11 ноября 2019 года.

В ответ на данное письмо 12 ноября 2019 года Комитет сообщил, что дополнительные материалы представлены организацией 11 ноября 2019 года в 15-38 часов, в связи с чем не могут быть приобщены к материалам дела от 30 апреля 2019 года № 30 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы».

В связи с тем, что ООО «Акваника-Певек» представило дополнительные материалы в обоснование расходов по техническому обслуживанию оборудования 11 ноября 2019 года (до истечения семи календарных дней со дня запроса), принимая во внимание, что на заседании 11 ноября 2019 года Правление Комитета не рассматривало и не учло при установлении НВВ и тарифа дополнительно представленные Обществом 11 ноября 2019 года документы, а также наличие срока (не позднее 20 декабря) для рассмотрения этих документов, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения дел об установлении тарифов, соответственно, постановление от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 нельзя признать законным.

Поскольку судом установлено, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования порядка его принятия, влекущие признание акта недействующими, суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления ООО «Акваника-Певек».

Принимая во внимание, что административным истцом постановление Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 оспаривается только в части невключения в объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, на 2020 год расходов в размере 3000,0 рублей, суд, рассматривая дело в пределах заявленных административных исковых требований, приходит к выводу о признании обжалуемого нормативного акта недействующими в оспариваемой части.

Определяя момент, с которого оспариваемое постановление Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 подлежит признанию не действующим, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учётом того, что оспариваемое постановление Правления Комитета применялись до вынесения решения суда и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд приходит к выводу о том, что оно подлежит признанию недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В связи с этим суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - газете «Крайний Север».

Согласно части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Как следует из разъяснений, приведённых в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом не действующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчётах неопределённого круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закреплённой законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Принимая во внимание, что условия, при которых суд возлагает на государственный орган обязанность по принятию новых нормативных правовых актов, в настоящем деле имеются, в целях исключения возникновения правовой неопределенности суд возлагает на Комитет обязанность принять новый нормативный акт о корректировке производственной программы ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы, в результате чего в дальнейшем, при необходимости скорректировать тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для данной организации.

Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчётов за истекший период действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечения стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учётом фактических обстоятельств дела суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком обязанности по принятию нового нормативного правового акта, один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Как усматривается из материалов дела, административным истцом при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей (том 1, л.д. 10).

При таких обстоятельствах с Комитета в пользу ООО «Акваника-Певек» подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина за подачу административного искового заявления в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании недействительным в части постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» – удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части внесения изменения в столбец пятый раздела 4. «Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» приложения к постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы».

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4».

Взыскать с Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 3000 (трёх тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы, представления через суд Чукотского автономного округа.

Судья С.А. Принцев