ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2021 от 29.07.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -1/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вердыш М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» (далее – ООО «ЗМЗ», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ Челябинской области, Министерство), с учетом уточнения административных исковых требований просит признать недействующим со дня принятия Приложение № 1 и Приложение № 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Златоустовского городского округа и долгосрочных параметров регулирования об установлении тарифов на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, Приложения № 1 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13 декабря 2019 года № 94/124, которым внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59 (том 1, л.д. 2-5, том 13, л.д. 22-27, том 24, л.д. 1-2).

В обоснование заявленных требований сослались на то, что ОАО «ЗМЗ» является покупателем теплоносителя в виде горячей воды и пара для производственных нужд предприятия. Постановлением Министерства от 13 декабря 2019 года № 94/124 в Приложение № 1 к постановлению Министерства тарифного регулирования Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/89 внесены изменения, согласно которым МУП «Коммунальные сети» ЗГО установлен тариф на воду в размере 1 529,47 рублей с 01 января 2020 года. При этом МУП «Коммунальные сети» ЗГО не имеют на территории предприятия тепловых сетей, технологическое присоединение невозможно. Постановление от 13 декабря 2019 года № 94/124 нарушает права Общества, так как позволяет МУП «Коммунальные сети ЗГО» получать денежные средства в завышенном размере, поскольку расходов по доставке тепла не несет. Тарифный орган необоснованно принял в качестве экономически обоснованных расходов расходы МУП «Коммунальные сети» ЗГО в виде резерва по сомнительным долгам в размере 16 157,57 тыс.руб., утвердил расходы на сбыт в размере 13 759,55 рублей в части неподконтрольных расходов, а также расходы на сбыт в размере 73 349,37 рублей в части подконтрольных расходов. Указанные расходы завышены и документально не подтверждены. Представленное в материалы дела экспертное заключение от 10 декабря 2019 года не отвечает требованиям пунктов 28, 29, 32 Правил регулирования № 1075, в выписке из протокола от 13 декабря 2019 года № 94 тарифным органом не указаны основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов.

При смене в регулируемом периоде теплоснабжающей организации в отношении источников тепловой энергии и тепловых сетей, которыми владела предыдущая теплоснабжающая организация, в расчетах с потребителями подлежит применению тариф, установленный для прежней ресурсоснабжающей организации, в пределах периода его действия.

Определением суда от 14 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Златоустовского городского округа Челябинской области (том 28, л.д. 122).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от 11 декабря 2020 года (том 13, л.д. 4), на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представители административного ответчика МТРиЭ Челябинской области ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей от 11 января 2021 года (том 13, л.д. 109, том 27, л.д. 257), в удовлетворении административных исковых требований просили отказать.

В отзывах на административное исковое заявление указали, что постановлением от 13 декабря 2019 года № 94/124 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59» скорректированы тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунальные сети» ЗГО потребителям Златоустовского городского округа на 2020 год. Постановление от 13 декабря 2019 года № 94/124, а также выписка из протокола заседания Правления Министерства в установленном порядке размещены на официальном сайте МТРиЭ Челябинской области в сети интернет, а также опубликовано в газете «Южноуральская панорама» от 14 января 2020 года. МУП «Коммунальные сети ЗГО» до 01 января 2021 года осуществляло деятельность по поставке тепловой энергии в качестве единой теплоснабжающей организации потребителям Златоустовского городского округа. Арбитражным судом Челябинской области и Восемнадцатым арбитражным судом отказано в удовлетворении требований ООО «ЗМЗ» о признании недействительным Приложения № 1 к постановлению от 09 декабря 2019 года № 478-П «О внесении изменений в постановление администрации от 20 марта 2013 года № 92-П «Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа» в части наделения МУП «Коммунальные сети» ЗГО статусом единой теплоснабжающей организации на базе <данные изъяты>, возложении обязанности восстановить ранее существующую схему теплоснабжения.

Пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что ЕТО поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей. В соответствии с пунктом 134 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности ЕТО и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунальные сети ЗГО», рассчитаны с учетом объемов полезного отпуска тепловой энергии потребителей, включая ООО «ЗМЗ», и должны применяться в отношении всех потребителей, находящихся в зоне теплоснабжения МУП «Коммунальные сети» ЗГО.

Расходы на сбыт в сумме 13 759,55 тыс.руб. учтены Министерством в составе НВВ на 2020 года во исполнение требований подпункта «в» пункта 93 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, подпункта «в» пункта 134 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в качестве отдельной составляющей расходов, а не в составе неподконтрольных расходов по утверждению истца, в соответствии с пунктом 10 Методических указаний в НВВ на 2020 года по статье «Расходы на сбыт» в составе Основных показателей деятельности МУП «Коммунальные сети» ЗГО по поставке тепловой энергии потребителям ЗГО на 2020 год, отраженных в таблице 2 Приложении 10.94 к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 13 декабря 2019 года № 94.

По предложению Общества расходы на сбыт составили 16 626, 59 тыс.руб. с ростом от плана 2019 года на 21%, определены экспертами в размере 13 759,65 тыс.руб.

Расходы в сумме 73 349,37 тыс.руб. относятся к операционным расходам в составе НВВ на 2020 год и связаны с деятельностью МУП «Коммунальные сети» ЗГО по передаче тепловой энергии. Размер операционных расходов по предложению организации составил 73 634,23 тыс.руб., по расчету Министерства расходы составили 73 349,37 тыс.руб.. Базовый уровень операционных расходов – операционные расходы на 2019 год определены в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, расчет представлен в Экспертном заключении от 14 декабря 2018 года по делу № 06/19-ПТ-2019 «Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Коммунальные сети» ЗГО на 2019-2023 гг.

Расходы по сомнительным долгам заявлены предприятием в размере 17 470,34 тыс.руб., рассчитаны экспертами в размере 16 157,57 тыс.руб. исходя из фактической дебиторской задолженности населения с учетом положений пункта 47 Основ ценообразования, исходя и не превышения 2% необходимой валовой выручки 2019 года в доле объемов населения по льготным тарифам.

Амортизация основных средств и нематериальных активов заявлена в сумме 2 052,48 тыс.руб.. Экономически обоснованные расходы определены экспертами в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования на основании ведомости амортизационных отчислений по состоянию на 31 декабря 2018 года, максимального срока эксплуатации по классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года № 1, с исключением основных средств, не участвующих в передаче тепловой энергии, в размере 1 089,65 тыс.руб..

Экспертные заключения Министерства на 2019-2023 гг и на 2020 год составлены в соответствии с требованиями пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В приложениях к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 18 декабря 2018 года № 85 и приложении к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 13 декабря 2019 года № 94 отражены основания, по которым предприятию отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией.

В связи с изменением зоны теплоснабжения, постановлением Министерства от 17 декабря 2020 года № 63/2 в отношении МУП «Коммунальные сети ЗГО» утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей, находящихся в зоне теплоснабжения, оспариваемое постановление от 18 декабря 2018 года в редакции постановления от 13 декабря 2019 года № 94/124 отменено постановлением Министерства от 28 декабря 2020 года № 68/66 (том 2, л.д. 1-5, том 24, л.д. 19-27, 153-163).

Представитель заинтересованного лица МУП «Коммунальные сети» ЗГО ФИО4, действующий на основании доверенности от 26 июля 2021 года (том 28, л.д. 149-152), административные исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица администрации Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, является МТРиЭ Челябинской области.

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 17 ноября 2011 года № 425-П «О единой теплоснабжающей организации в Златоустовском городском округе» МУП «Коммунальные сети» ЗГО определено единой теплоснабжающей организацией Златоустовского городского округа (том 2, л.д. 91).

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 20 марта 2013 года № 92-П утверждена схема теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года, присвоен статус единых теплоснабжающих организаций (том 3, л.д. 74)

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 13 апреля 2018 года в постановление от 20 марта 2013 года № 92-П внесены изменения, МУП «Коммунальные сети» ЗГО определена единой теплоснабжающей организацией, в том числе, для <данные изъяты>-Энерго» (том 3, л.д. 78-80).

Постановлением МТРиЭ Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунальные сети» ЗГО потребителям Златоустовского городского округа и долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2019-2023 гг для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунальные сети» ЗГО потребителям Златоустовского городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов (том 2, л.д. 6-8).

Постановлением МТРиЭ Челябинской области от 13 декабря 2019 года № 94/124 «О внесении изменения в постановление МТРиЭ Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59» приложение 1 к постановлению от 18 декабря 2018 года № 85/59 года № 90/102 изложено в новой редакции, внесены изменения в размер тарифа для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на 2020-й год: для МУП «Коммунальные сети» ЗГО на период с 01 января по 30 июня 2020 года установлен тариф в размере 1 529,47 руб/Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года в размере 1 584,19 руб/Гкал (том 2, л.д. 9-10).

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы на официальном сайте Министерства и в газете «Южноуральская панорама» (том 2, л.д. 39-42), по этим основаниям не оспариваются.

Постановлением МТРиЭ Челябинской области от 28 декабря 2020 года № 68/66 постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59 (в редакции постановления от 13 декабря 2019 года № 94/124) признано утратившим силу с 01 января 2021 года (том 24, л.д. 28) в связи с присвоением статуса ЕТО в зонах деятельности котельных, ранее относившихся к МУП «Коммунальные сети» ЗГО, иной организации (том 2, л.д. 37).

В соответствии с частью 2 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает, так как нормативный правовой акт к административному истцу применялся, ООО «ЗМЗ» несет обязанность по оплате тепловой энергии по установленному тарифу.

ООО «ЗМЗ» оспаривает экономическую обоснованность тарифа на 2020 год для потребителей в части включения в НВВ расходов МУП «Коммунальные сети» ЗГО: на резерв по сомнительным долгам в размере 16 157,57 тыс.руб., на сбыт в размере 13 759,55 рублей в части неподконтрольных расходов, а также расходы на сбыт в размере 73 349,37 рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая основания административного иска, заявленные требования подлежат рассмотрению как требование об оспаривании основных нормативных положений в действующей редакции.

Согласно пунктам 13, 15, 16 Правил регулирования регулируемая организация до 01 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

В соответствии с пунктами 12 и 14 Правил регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций не по предложению организации, а по инициативе органа регулирования на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

Как следует из материалов дела, МУП «Коммунальные сети» ЗГО не представило в Министерство в установленный Правилами регулирования срок предложение о корректировке тарифов на 2020 год на тепловую энергию с полным пакетом документов и материалов, в том числе расчет НВВ с приложением экономического обоснования исходных данных, дело в отношении Общества о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировкой долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения открыто по инициативе МТРиЭ Челябинской области (том 28, л.д. 139, 141).

Специалистами МТРиЭ Челябинской области проведена экспертиза представленных обществом документов, составлено экспертное заключение от 10 декабря 2019 года по делу 06/28-ПТ-2020 «О пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочного тарифа на 2020-й год, в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Коммунальные сети» ЗГО (поставка тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа) (том 2, л.д. 16-38).

Экспертное заключение соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 29 Правил регулирования.

Дело об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Коммунальные сети» ЗГО на 2019-2023 также было открыто по инициативе Министерства с составлением экспертного заключения от 14 декабря 2018 года по делу № 06/19-ПТ-2019 «Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Коммунальные сети» ЗГО на 20196-2023 года» (поставка тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа) (том 24, л.д. 38-61).

Позиция МТРиЭ Челябинской области по оспариваемым расходам отражена в экспертном заключении.

Определением Челябинского областного суда от 11 февраля 2021 года по ходатайству административного истца по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (том 24, л.д. 170-172).

Согласно выводам экспертов, учет МТРиЭ Челябинской области при корректировке НВВ МУП «Коммунальные сети» ЗГО на услуги по реализации тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа на 2020 год расходов в размере 73 349,37 тыс.руб. на операционные (подконтрольные) расходы является экономически обоснованным.

Учет Министерством при корректировке НВВ МУП «Коммунальные сети» ЗГО на услуги по реализации тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа на 2020 год расходов на сбыт в размере 13 759,65 тыс.руб. на сбыт экономически обоснованным не является, так как МУП «Коммунальные сети» ЗГО при подаче тарифной заявки не заявляли расходы на связь, интернет, юридические и прочие общехозяйственные расходы в составе расходов на сбыт. Экономически обоснованный размер составляет 9 687,70 тыс.руб. При этом величина расходов на связь и интернет, юридические и прочие общехозяйственные расходы, включенных в состав расходов на вид деятельности «сбыт тепловой энергии» на основании величины фактически понесенных расходов в 2018-м году с применением базы распределения – величина фонда оплаты труда определена на экономически обоснованном уровне, но данные расходы подлежат учету по соответствующим статьям подконтрольных расходов, а не в составе расходов на сбыт.

Учет Министерством расходов МУП «Коммунальные сети» ЗГО по сомнительным долгам в размере 16 157,57 тыс. руб. является экономически обоснованным.

Учет МТРиЭ Челябинской области при корректировке НВВ МУП «Коммунальные сети» ЗГО на услуги по реализации тепловой энергии потребителям Златоустовского городского округа на 2020 год расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов в размере 1 089,65 тыс. руб. экономически обоснованным не является. Экономически обоснованный размер – 1 127,35 тыс. руб. (том 28, л.д. 24-105).

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (пункт 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (пункт 2).

Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования и итоговые выводы по поставленным вопросам. Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, мотивировано, основано на исследовании материалов тарифного дела, представленного в распоряжение экспертов. Экспертное заключение подготовлено лицами, обладающими соответствующей квалификацией и опытом работы, в том числе, в области тарифного регулирования, что документально подтверждено. Предусмотренных законом оснований для отвода экспертов судом не установлено, наличие необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эксперт ФИО11, допрошенный в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, выводы, изложенные в заключении, подтвердил, дал ответы на вопросы, связанные с проведенной экспертизой.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования:

1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний;

2) индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом утвержденной для нее инвестиционной программы. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим указаниям;

3) нормативный уровень прибыли, устанавливаемый органом регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических указаний (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

Согласно пункту 35 Методических указаний до начала долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и иных прогнозных параметров регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле (9).

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Согласно пункту 36 Методических указаний операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле (10).

Из материалов дела следует, что величина подконтрольных расходов на 2019 год, являющийся первым годом долгосрочного периода регулирования, составила 71 932,31 тыс.руб.. Расчетным путем, исходя из прогнозной величины индекса потребительских цен, величина подконтрольных расходов на 2020 год как МТРиЭ Челябинской области (пункт 4.3.1. экспертного заключения) так и экспертами определена в размере 73 349,37 тыс.руб..

В соответствии с подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Согласно экспертному заключению МТРиЭ Челябинской области, в подтверждение указанных расходов Обществом представлена информация, раскрывающая состав сомнительных долгов и списанной дебиторской задолженности, материалы, подтверждающие данную задолженность, в том числе первичная бухгалтерская отчетность: документ, подтверждающий статус ЕТО, расчет расходов, относимых к статье «Расходы по сомнительным долгам», документы бухгалтерского учета, подтверждающие осуществление проводок по балансовым (забалансовым) счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности, приказы о создании резервов по сомнительным долгам или списании безнадежной дебиторской задолженности, восстановлении резервов; перечень потребителей, имеющих просроченную задолженность с указанием номера договора и предпринятых мер, направленных на работу с дебиторской задолженнолстью; справка из Златоустовского городского отдела судебных приставов об исполнительных производствах, оконченных с актом о невозможности взыскания; реестр исполнительных производств, оконченных с актом о невозможности взыскания.

На основании представленных ООО «ЗМЗ» документов экспертами Министерства произведен расчет, размер экономически обоснованных расходов по сомнительным долгам определен в размере 16 157,57 тыс.руб., исходя из расчета 2% от выручки по населению в 2019-м году в сумме 807 878,66 тыс.руб., что меньше предложения Общества на 1 312,77 тыс.руб..

Соглашаясь с выводами экспертов в части экономической обоснованности величины подконтрольных расходов на 2020 год, расходов по сомнительным долгам, суд учитывает, что экспертами МТРиЭ Челябинской области и экспертами в ходе проведения судебной экспертизы расчеты произведены исходя из представленных обществом документов, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций и Основ ценообразования.

Собственный расчет, опровергающий значения, определенные МТРиЭ Челябинской области и экспертами в результате судебной экспертизы, иные доказательства в подтверждение своих доводов об их экономической необоснованности ООО «ЗМЗ» не представлены.

С выводами экспертов об экономической необснованности учтенных МТРиЭ Челябинской области расходов МУП «Коммунальные сети» ЗГО на амортизацию основных средств и нематериальных активов в размере 1 089,65 тыс.руб. суд согласиться не может.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно пункту 9 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается.

Согласно материалам дела, Обществом в составе расходов на амортизацию основных средств заявлены амортизационные отчисления по объектам основных средств базы отдыха «Яхонт» (ведомость амортизации основных средств, том 9, л.д. 3-6), которые для осуществления регулируемой деятельности не используются и обоснованно исключены МТРиЭ Челябинской области при определении экономически обоснованной величины расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, основания для учета в качестве экономически обоснованной суммы амортизационных отчислений на 2020 год в размере всей фактически начисленной амортизации в размере 1 127,35 руб. у административного ответчика отсутствовали.

Эксперт ФИО11 в судебном заседании показал, что в связи с отсутствием в распоряжении экспертов материалов тарифного дела, дать пояснения по данному вопросу не представляется возможным, однако расходы на амортизацию базы отдыха не могут быть отнесены к расходам на регулируемый вид деятельности.

Оснований для признания экономически необоснованными расходов МУП «Коммунальные сети» ЗГО на услуги банков, связь, интернет, юридические и прочие общехозяйственные расходы в сумме 4 071,94 тыс.руб. по причине того, что МУП «Коммунальные сети» ЗГО на 2020 год таких расходов не заявляло, суд не усматривает.

Как установлено в судебном заседании, при обращении с предложением об установлении цен (тарифов) МУП «Коммунальные сети» ЗГО расчет НВВ с приложением экономического обоснования исходных данных не представило, в связи с чем дело об установлении тарифов открыто по инициативе Министерства.

Расходы в указанной части определены МТРиЭ Челябинской области на основании результатов проверки хозяйственной деятельности МУП «Коммунальные сети» ЗГО, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования в соответствии с пунктами 12, 14 Правил регулирования.

Выводы экспертов НИУ «ВШЭ» о необходимости отнесения указанных расходов по соответствующим статьям подконтрольных расходов, а не в составе расходов на сбыт, на размер установленных тарифов и законность оспариваемого нормативного правового акта не влияют, что подтверждено также экспертом в ходе допроса в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования МУП «Коммунальные сети» ЗГО ведет раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе по передаче тепловой энергии и теплоносителя, сбыту тепловой энергии и теплоносителя.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам РФ, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пунктам 12 и 13 Единой системы классификации, утвержденной приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 года № 91, расходы регулируемой организации подразделяются на прямые расходы, которые распределяются по соответствующим регулируемым видам деятельности, а также косвенные расходы, распределение которых производится в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 93 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, рассчитываются с учетом расходов на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Расходы на услуги банков по приему платежей потребителей коммунальных услуг являются прямыми расходами и отнесены Министерством к расходам на сбыт, как относящиеся только к данному виду деятельности.

Расходы на связь, интернет, юридические и прочие общехозяйственные расходы являются косвенными расходами и распределены МТРиЭ Челябинской области в соответствии с учетной политикой МУП «Коммунальные сети» ЗГО пропорционально прямым затратам, включающим в себя заработную плату основных рабочих.

С позицией административного ответчика по отнесению указанных расходов на сбыт суд соглашается.

Экономически обоснованный размер указанных расходов подтвержден экспертами в результате судебной экспертизы, административным истцом доказательств обратного не представлено.

С административным исковым заявлением ООО «ЗМЗ» обратилось в период действия оспариваемого нормативного правового акта - постановления от 13 декабря 2019 года № 94/124, основания для рассмотрения вопроса о восстановлении срока обжалования в соответствии с положениями части 6 статьи 208 КАС РФ отсутствуют.

Проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу, что постановление МТРиЭ от 18 декабря 2018 года № 85/59 в редакции постановления от 13 декабря 2019 года № 94/124 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований открытого акционерного общества «Златоустовский металлургический завод» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим со дня принятия Приложения № 1 и Приложения № 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Златоустовского городского округа и долгосрочных параметров регулирования об установлении тарифов на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, признании недействующим со дня принятия Приложения № 1 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13 декабря 2019 года № 94/124, которым внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 85/59, отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года