ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2022 от 01.02.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

№ 3a-1/2022 (3а-208/2021)

УИД 75OS0000-01-2021-000409-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 февраля 2022 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Петровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.Е.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

установил:

29 ноября 2021 года Д.Е.Г. обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 27 141 кв.м., расположенного по адресу<адрес> по состоянию на <Дата> в размере, равном его рыночной стоимости, - 2 829 721 рубль; земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 712 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 28 августа 2019 года в размере, равном его рыночной стоимости, - 1 217 885 рублей.

В обоснование требований представитель указал, что земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , установленная в размере 38 299 750,74 рублей по состоянию на 28 августа 2019 года, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке № 247/21/1 от 28 октября 2021 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установленная в размере 13 704 991,68 рублей по состоянию на 28 августа 2019 года, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке 247/21/2 от 28 октября 2021 года. Данные обстоятельства нарушают права административного истца как плательщика налога на имущество, поскольку ведут к необоснованному увеличению налогов, уплачиваемых им за указанные объекты недвижимости.

Определением Забайкальского краевого суда от 17 января 2022 года административные исковые требования административного истца были уточнены, изменен предмет административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью 9 712 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в части указания размера рыночной стоимости – 1 217 885 рублей по состоянию на 15 ноября 2019 года.

В судебное заседание административный истец Д.Е.Г., его представитель Литалина Е.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в лице представителя по доверенности Беляева Ю.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав в письменных возражениях, что оценка отчета на его соответствие предъявляемым требованиям входит в полномочия суда. Определенная в отчете об оценке рыночная стоимость существенно отличается от кадастровой стоимости объекта. Полагала, что заявленные требования являются незаконными и необоснованными.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Заинтересованные лица администрация городского поселения «Чернышевское», Н.Р.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств не представили.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1).

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3).

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действующей при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществлялась на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно статье 66 Земельного кодекса (в редакции, действующей при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки до 1 января 2020 года был регламентирован, в том числе Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления размера уплачиваемого собственниками земельных участков земельного налога.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, физическое лицо – собственник земельного участка, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной в том случае, если его кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения в качестве налоговой базы по земельному налогу.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, Д.Е.Г. по праву общей долевой собственности (1/2) принадлежат следующие земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером , площадью 27 141 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы, расположенный по адресу: <адрес>; объект недвижимости поставлен на учет 15 августа 2019 года;

земельный участок с кадастровым номером , площадью 9 712 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания магазина, расположенный по адресу: <адрес>; объект недвижимости поставлен на учет 15 августа 2019 года;

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 27 141 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы, расположенный по адресу: <адрес> в размере 38 299 750,74 рублей определена по состоянию на 28 августа 2019 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9712 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания магазина, расположенный по адресу: <адрес> в размере 32 691 271,84 рублей определена по состоянию на 15 ноября 2019 года.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета в части с образованием двух земельных участков.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 1 сентября 2021 года № 34/НПА утверждены результаты очередной государственной кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на 1 января 2021 года в размере – 19 648 726,95 рублей, датой начала ее применения определено 1 января 2022 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на 1 января 2021 года в размере – 13 265 629,84 рублей, датой начала ее применения определено 1 января 2022 года.

Из изложенного следует, что оспариваемые кадастровые стоимости земельных участков, определенные по состоянию на 28 августа 2019 года и 15 ноября 2019 года, на момент рассмотрения дела являются архивными.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

В абзаце первом статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.

Пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Как следует из содержания административного искового заявления и установлено судом, права административного истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты налога на имущество за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости принадлежащего Д.Е.Г. земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 августа 2019 года, следовательно, установленный законом пятилетний срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером не пропущен.

Сведения о кадастровой стоимости принадлежащего Д.Е.Г. земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 ноября 2019 года, следовательно, установленный законом пятилетний срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером не пропущен.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке № 247/21/1 от 28 октября 2021 года, составленный оценщиком АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» Бояркиной К.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (регистрационный № 1488.38 от 28 декабря 2016 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – СОАО «ВСК» (страховой полис № 21570В4001391, период действия договора – с 3 ноября 2021 года по 2 ноября 2022 года). К проведению оценки и подготовке отчета также привлекалась оценщик Помешкина Т.А., являющаяся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный № 008973 от 18 апреля 2014 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – СПАО «РЕСО-Гарантия», период действия договора – со 2 апреля 2021 года по 1 апреля 2022 года (страховой полис № SYS1922757928). Ответственность АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» застрахована в СОАО «ВСК» (страховой полис № 21570В4001152, период действия договора – с 7 июня 2021 года по 6 июня 2022 года).

Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате № 011100-1 от 24 апреля 2018 года.

В отчете приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объекта оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемого объекта недвижимости, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Отказываясь от применения затратного подхода, оценщик указал на то, что специфика земельных участков исключает определение стоимости замещения или воспроизводства, так как они являются природными ресурсами и не могут быть воспроизведены человеком. Рассмотрение затратной позиции стоимости земли приводит к занижению стоимости более продуктивных и завышению менее продуктивных земель. Кроме того, существует методологическое противоречие в определении объекта оценки: оценщик оценивает сам земельный участок, а не производимые на нем улучшения.

Основанием для отказа от применения доходного подхода к оценке рыночной стоимости земельного участка указано на отсутствие достоверной информации о рыночных ставках арендной платы, а также данных о расходах, связанных со строительством объекта, способного приносить доход на оцениваемом участке, что свидетельствует о затруднительности и нецелесообразности применения данного метода.

В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости земельных участков оценщиком избран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, представляющего собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

При реализации указанного подхода к оценке выбрано четыре объекта-аналога, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.

На основании примененной методики рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером с учетом допущений и ограничений определена по состоянию на 28 августа 2019 года в размере 2 829 721,00 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч семьсот двадцать один) рубль.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке № 247/21/2-1 от 28 октября 2021 года, составленный оценщиком АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» Бояркиной К.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (регистрационный № 1488.38 от 28 декабря 2016 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – СОАО «ВСК» (страховой полис № 21570В4001391, период действия договора – с 3 ноября 2021 года по 2 ноября 2022 года). К проведению оценки и подготовке отчета также привлекалась оценщик Помешкина Т.А., являющаяся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный № 008973 от 18 апреля 2014 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – СПАО «РЕСО-Гарантия», период действия договора – со 2 апреля 2021 года по 1 апреля 2022 года (страховой полис № SYS1922757928). Ответственность АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» застрахована в СОАО «ВСК» (страховой полис № 21570В4001152, период действия договора – с 7 июня 2021 года по 6 июня 2022 года).

Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате № 011100-1 от 24 апреля 2018 года.

В отчете приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объекта оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемого объекта недвижимости, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Отказываясь от применения затратного подхода, оценщик указал на то, что специфика земельных участков исключает определение стоимости замещения или воспроизводства, так как они являются природными ресурсами и не могут быть воспроизведены человеком. Рассмотрение затратной позиции стоимости земли приводит к занижению стоимости более продуктивных и завышению менее продуктивных земель. Кроме того, существует методологическое противоречие в определении объекта оценки: оценщик оценивает сам земельный участок, а не производимые на нем улучшения.

Основанием для отказа от применения доходного подхода к оценке рыночной стоимости земельного участка указано на отсутствие достоверной информации о рыночных ставках арендной платы, а также данных о расходах, связанных со строительством объекта, способного приносить доход на оцениваемом участке, что свидетельствует о затруднительности и нецелесообразности применения данного метода.

В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости земельных участков оценщиком избран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, представляющего собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

При реализации указанного подхода к оценке выбрано четыре объекта-аналога, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.

На основании примененной методики рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером с учетом допущений и ограничений определена по состоянию на 15 ноября 2019 года в размере 1 217 885,00 (один миллион двести семнадцать тысяч восемьсот восемьдесят пять) рублей.

Довод представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о занижении оценщиком рыночной стоимости земельных участков по отношению к кадастровой стоимости, суд признает не основанным на материалах дела, поскольку со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица подтвержденных сомнений в правильности выводов оценщика, ходатайств о проведении по делу экспертизы заявлено не было, не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика либо позволяющих усомниться в их правильности. Рыночная стоимость земельных участков, определенная оценщиком в отчетах, по существу не оспаривается.

Иных возражений от участвующих в деле лиц против принятия отчетов об оценке №№ 247/21/1, 247/21/2-1 от 28 октября 2021 года в качестве доказательства заявленной величины рыночной стоимости земельных участков не поступило. Данных о том, что рыночная стоимость земельных участков является иной, нежели отражено в отчетах об оценке, суду не представлено.

При таком положении, оценив отчеты об оценке рыночной стоимости по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 28 августа 2019 года подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, – 2 829 721,00 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч семьсот двадцать один) рубль; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 15 ноября 2019 года подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, –1 217 885,00 (один миллион двести семнадцать тысяч восемьсот восемьдесят пять) рублей.

Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Д.Е.Г. обратился 29 ноября 2021 года.

Данных о том, что Д.Е.Г. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Д.Е.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 27 141 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы, расположенный по адресу: <адрес> в размере, равном его рыночной стоимости: 2 829 721,00 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч семьсот двадцать один) рубль по состоянию на 28 августа 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9712 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания магазина, расположенный по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: 1 217 885,00 (один миллион двести семнадцать тысяч восемьсот восемьдесят пять) рублей по состоянию на 15 ноября 2019 года.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 29 ноября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Решение изготовлено 1 февраля 2022 года.