РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань |
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,
при помощнике судьи Курбановой В.А.,
с участием:
прокурора Стромаковой Е.А.,
представителя административного ответчика – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании недействующим приказа от 28.10.2020 № 91 «Об утверждении границ территории объекта археологического наследия федерального значения «Кораблинское селище», XI-XIII вв.»,
УСТАНОВИЛ:
Приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 28.10.2020 № 91 «Об утверждении границ территории объекта археологического наследия федерального значения «Кораблинское селище», XI-XIII вв.» утверждены границы территорий и требования к осуществлению деятельности в границах территории указанного объекта археологического наследия.
Приказ размещен на официальном сайте государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (https://iokn.ryazangov.ru/upload/iblock/55a/91.png) 28.10.2020.
Административный истец ФИО2 обратилась в Рязанский областной суд с административным иском, в котором просила признать названный приказ недействующим как не соответствующий законодательству Российской Федерации.
В обоснование своих требований с учётом уточнений административный истец указала, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <28 номеров>, расположенных по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Горетово.
На основании оспариваемого Приказа на указанные участки наложен ряд ограничений и запретов по осуществлению хозяйственной деятельности, что нарушает её права как собственника.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее также инспекция, инспекция по охране объектов культурного наследия) требования административного истца полагал необоснованными. По мнению представителя инспекции, оспариваемый приказ принят в соответствии с требованиями законодательства, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Представители заинтересованных лиц Министерства культуры РФ, ООО Научно-производственный центр «Черноземье» просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав доводы сторон и материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Пунктами 1 и 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено: отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнести к объектам культурного наследия регионального значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее - Постановление) в Приложении N 1 утвержден Список памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения (далее - Приложение N 1).
В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации Президентом Российской Федерации 20 февраля 1995 года издан Указ N 176, пунктом 2 которого установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (Приложение N 1) с дополнениями согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624.
Судом установлено, что Постановлением Совета министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, включено Кораблинское селище XI-XIII вв, расположенное в с. Кораблино Рязанского района Рязанской области.
Приказом Министерства культуры РФ от 11.08.2017 № 100340-р объект культурного наследия федерального значения «Кораблинское селище», XI- XIII вв. зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера № 621740967220006.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 28.10.2020 № 91 утверждены границы территории объекта археологического наследия федерального наследия «Кораблинское селище» XI-XIII вв.».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в соответствии со статьей 33 данного закона Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
В соответствии с п. 1 Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 8 июля 2015 г. N 162 государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Федеральным законом N 73-ФЗ в статье 3.1 определены требования об установлении границ территории объекта археологического наследия.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункт 3).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 7).
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, в котором закреплено, что разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 3, 3.1).
К археологическим полевым работам отнесены археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения (пункт 7 статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ).
Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого сроком не более чем на один год федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук (пункты 1 и 2 статьи 45.1 Федерального закона об объектах культурного наследия).
Согласно приказу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 28.10.2020 № 91 «Об утверждении границ территории объекта археологического наследия федерального наследия «Кораблинское селище», XI-XIII вв.» расположение указанного объекта определено следующим образом: Рязанская область, Рязанский район, в 0,3 км к югу от южной окраины с. Кораблино, в 0,75 км к юго-юго-востоку от церкви Ильи Пророка в с. Кораблино, в 75 м к юго-востоку от моста на трассе, восточнее автодороги Рязань - Вышгород.
Границы территории объекта археологического наследия определены на основании археологических полевых работ ООО НПЦ «Черноземье» в ходе выполнения государственного контракта на проведение данных работ.
Археологические полевые работы проводились сотрудником ООО НПЦ «Черноземье» археологом ФИО3 на основании Открытого листа №0943-2020 от 6 июля 2020 г. По результатам составлен отчёт, согласно которому данные работы осуществлялись с использованием Методики определения границы территории объекта археологического наследия, рекомендованной к применению письмом Министерства культуры Российской Федерации от 27 января 2012 года N 12-01-39/05-АБ, и Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук РАН от 20.05.2018 года N 32 на основе сбора, систематизации и анализа информации о данном объекте, а также по результатам проведенных полевых археологических исследований.
В ходе работ проведены архивно-библиографичекие изыскания, исследованы паспорт памятника археологии «Кораблинское селище. 1949 г., учётная карточка объекта археологического наследия «Кораблинское селище». 1982 г., Отчет о разведках и раскопках на территории Рязанского и Кораблинского районов Рязанской области в 1982 г. ФИО4, проведено натурное обследование памятника, произведён комплекс археологических и топографо-геодезических работ по определению границ объекта археологического наследия.
При подготовке отчета выявлены неточности в приказе Министерства культуры РФ от 11.08.2017 № 100340-р, где указано, что памятник расположен в Рязанском районе Рязанской области в 1,6 км к юго-западу от с.Кораблино и одновременно на берегу р. Ока. Также уточнена датировка объекта археологического наследия.
Оспаривая правильность установления границ объекта, ФИО2 ссылалась на нарушение при проведении археологических полевых работ Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, полагала, что археологические полевые работы проводились ООО НПЦ «Черноземье» не по историческому местоположению данного объекта археологического наследия, которое было установлено в 1949 г. археологом ФИО5 и в 1982 г. археологом ФИО4. Также ФИО2 полагает, что не были учтены исторические размеры объекта археологического наследия «Кораблинское селище».
В связи с возникшими вопросами в отношении местоположения, площади, датировки объекта археологического наследия «Кораблинское селище XI-XIII вв», судом по ходатайству административного истца назначена по делу судебная историко-культурная а проведение которой поручено Федеральному Государственному Бюджетному учреждению науки Институт археологии РАН.
Научным сотрудником Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт археологии Российской академии наук» (далее ИА РАН), государственным экспертом по проведению историко-культурной экспертизы (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2019 № 708) ФИО6, (образование высшее, археолог, кандидат исторических наук, стаж работы по профилю экспертизы 24 года) на основании разрешения (открытого листа) № 1543- 2021, выданного Министерством культуры РФ 16 июля 2021 г. проведен комплекс археологических исследований по уточнению сведений об объекте археологического наследия. В том числе проведены полевые археологические работы по определению, уточнению и фиксации технического состояния, основных характеристик, параметров объекта археологического наследия, его отдельных частей, обработка и анализ полученных данных, определение границы объекта археологического наследия.
По заключению проведённой судебной экспертизы от 14 декабря 2021 года объект культурного наследия федерального значения «Кораблинское селище» располагается в описанных ООО НПЦ «Черноземье» в ходе выполнения государственного контракта границах и координатах поворотных точек. Вид указанного ОКН - памятник. Вся описанная в указанных границах территория относится к одному памятнику - ОКН «Кораблинское селище». При этом датировка объекта по актуальным данным - XVI-XVII вв.
Данные о местоположении ОКН «Кораблинское селише», содержащиеся в паспорте памятника и учетной карточке данного объекта археологического наследия соответствуют данным, полученным ООО НПЦ «Черноземье» в ходе выполнения государственного контракта и подтвержденным в ходе настоящих исследований ИА РАН в 2021 г. Данные о границах и размерах объекта, содержащиеся в паспорте памятника и учетной карточке данного объекта, не соответствуют данным, полученным ООО НПЦ «Черноземье» в ходе выполнения государственного контракта и подтвержденным в ходе настоящих исследований ИА РАН в 2021 г. и не могут быть признаны удовлетворительными из-за несоответствия методов их установления современным методическим требованиям.
В экспертном заключении отмечено, что данные о местоположении объекта в приказе Министерства культуры РФ от 11.08.2017 № 100340-р и реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, где указано, что памятник расположен в Рязанском районе Рязанской области в 1,6 км к юго-западу от с. Кораблино, на берегу р. Ока, следует признать ошибочными.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют. Выводы экспертного заключения участвующими в деле лицами не оспаривались.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у инспекции имелись основания для утверждения границ объекта культурного наследия федерального значения «Кораблинское селище» в описанных ООО НПЦ «Черноземье» границах.
Оспариваемый приказ был принят в полном соответствии с полномочиями органа исполнительной власти, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В связи с этим в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании недействующим приказа от 28.10.2020 № 91 «Об утверждении границ территории объекта археологического наследия федерального значения «Кораблинское селище», XI-XIII вв.» отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Рязанский областной суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года