ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2022 от 10.03.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000257-92

Дело № 3а-1/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.,

при секретаре Каско Н.С.,

с участием прокурора Прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., представителя административного истца ФИО1 ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя административных истцов общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Автодан», ФИО3, общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Д» ФИО4, действующей на основании доверенностей, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края ФИО5, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску ФИО1, общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Автодан», ФИО3, Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Д к Правительству Пермского края о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п, от 19 февраля 2020 года № 79-п, от 23 июня 2021 года № 420-п

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Постановление опубликовано 30 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 51 (том 2).

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», в том числе в отношении межмуниципальных маршрутов №№ 104 «г. Пермь-Гамово», 147 «п.Горный-г.Пермь (центральный рынок)», 148 «п.Горный-г.Пермь» (комсомольская площадь)», 150 «Конец Бор-г.Краснокамск-Пермь», которое вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования постановления, то есть 27 июня 2020 года.

Постановлением Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 7 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «п.Горный-г.Пермь (Комсомольская площадь)», изложена в следующей редакции: «01 сентября 2020 года»; строка 10 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «Конец Бор- г.Краснокамск-г.Пермь» изложена в редакции «01 сентября 2020г.».

Постановлением Правительства Пермского края от 19 февраля 2020 года № 79-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 6 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «г.Пермь-с.Гамово», изложена в следующей редакции: «в день вступления в силу постановления Правительства Пермского края, предусматривающего внесение изменений в настоящую строку», строка 41 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «г.Пермь-Лобаново» изложена в следующей редакции «01.06.2021».

Постановлением Правительства Пермского края от 23 июня 2021 года № 420-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» строка 41 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «г.Пермь-Лобаново» изложена в следующей редакции «01 марта 2022г.».

ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующей строку 41 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019г. № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июня 2021 года№ 420-п в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 01 марта 2022 года.

ФИО3 обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующими строку 7 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п в редакции постановления Правительства Пермского края 490-п от 08.07.2020 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01.09.2020; строку 8 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020-п в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – через 180 дней со дня вступления в силу постановления правительства Пермского края.

ООО «Бизнес-Д» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании не действующей со дня принятия строку 6 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае от 30.12.2019 № 1020-п в редакции постановления Правительства Пермского края №79-п от 19.02.2020 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 27.06.2020.

ООО «Автодан» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании не действующим со дня принятия строку 10 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1020 в редакции постановления Правительства 490-п от 08.07.2020 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01.09.2020г..

В обоснование заявленных требований ФИО1, ООО «Автодан», ООО «Бизнес-Д», ФИО3 указали, что являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.

ФИО1 осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 121 «г.Пермь-с.Ст.Лобаново» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства серии 000001 № 000509 об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 21 ноября 2019 года по 21 ноября 2024 года.

ООО ТК «Автодан» осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 150 «г.Краснокамск (Конец Бор)-г.Пермь) на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 21 июля 2017 года по 21 июля 2022 года.

ООО «Бизнес-Д» осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 104 «г.Пермь-с.Гамово) на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000111, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 09 февраля 2017 года по 09 февраля 2022 года.

ФИО3 осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам № 147 сообщением «п.Горный-г.Пермь» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000136, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 20 февраля 2017 года по 20 февраля 2022 года, а также по маршруту № 148 сообщением «п.Горный-г.Пермь (Комсомольская площадь)» на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000137, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 20 февраля 2017 года по 20 февраля 2022 года.

Вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров административными истцами по указанным маршрутам по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по данным маршрутам по регулируемому тарифу, в связи с чем административные истцы будут лишены права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам №№ 104, 121, 147, 148, 150, то есть значительно ранее срока, указанного в свидетельствах. Полагают, что решение об изменении вида регулярных перевозок в отношении обслуживаемых ими маршрутов не могло вступить ранее окончания срока действия свидетельств. По мнению административных истцов, оспариваемые положения приняты в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и предусматривающих, что изменение вида регулярных перевозок с вида «по нерегулируемым тарифам» на вид «по регулируемым тарифам» допускается только после окончания действия свидетельства, если иной срок не согласован с перевозчиком.

Административные дела по административным искам ООО ТК «Автодан», ООО «Бизнес-Д», ФИО1, ФИО3 объединены в одно производство.

Представители административных истцов ФИО2, ФИО4 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в исковых заявлениях (с учетом уточненных административных исковых заявлений).

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованных лиц ГКУ «Организатор пассажирских перевозок», ПКГУП «Автовокзал», ООО «Автобизнессистемы» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, федеративное устройство которого основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 11, часть 3).

Как указано в Федеральном законе от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» пункта 1 статьи 1).

Государственное регулирование деятельности транспорта включает систему мер организационно-правового характера, финансово-экономического и другого ресурсного обеспечения. В соответствии со статьей 71 (пункт «и») Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения. Непосредственно Конституцией Российской Федерации сами вопросы транспортного обслуживания населения не отнесены ни к ведению Российской Федерации, ни к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статьи 71 и 72).

На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 220-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь субъектом правоотношений, регулируемых приведенным федеральным законом, осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 121 «Пермь-с.ст.Лобаново» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 №000509, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 21 ноября 2019 года по 21 ноября 2024 года.

ФИО3 осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 147 «п.Горный-г.Пермь (центральный рынок)» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 №000136, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 20 февраля 2017 года по 20 февраля 2022 года, а также по маршруту № 148 «п.Горный-г.Пермь (Комсомольская площадь)» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 №000137, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 20 февраля 2017 года по 20 февраля 2022 года.

ООО ТК «Автодан», осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 150 «Краснокамск (Конц Бор)-г.Пермь» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000401, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 21 июля 2017 года по 21 июля 2022 года.

ООО «Бизнес-Д» осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 104 «г.Пермь-с.Гамово» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000111, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 09 февраля 2017 года по 09 февраля 2022 года.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. В силу части 10 статьи 4, статьи 19 Закона № 220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам, а также предусмотрены соответствующие процедуры для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок:

по регулируемым тарифам - заключение государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ;

по нерегулируемым тарифам - выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях (части 2, 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, свидетельство является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.

Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации транспортного обслуживания населения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пределах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

В целях формирования единого рынка муниципальных и межмуниципальных автотранспортных услуг, приведения системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономикина территории субъекта Российской Федерации, упорядочения деятельности, связанной с организацией муниципальных и межмуниципальных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, развития транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации, разрабатываются законы и (или) иными нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для урегулирования отношений по организации регулярных перевозок, не урегулированных нормативными правовыми актами федерального уровня.

В частности, к таким нормативным правовым актам высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в силу Закона № 220-ФЗ отнесена к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления, относится документ планирования регулярных перевозок (пункт 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

Документ планирования регулярных перевозок, являясь нормативным правовым актом, подготавливается в соответствии с Порядком подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее по тексту – Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п, на основании части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ, части 2 статьи 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края».

Указанный Порядок определяет перечень мероприятий по подготовке документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее соответственно - Документ планирования, регулярные перевозки) (пункт 1 Порядка).

Пунктом 2 Порядка определены цели подготовки Документа планирования, к которым относятся: определение направлений развития регулярных перевозок (п. 2.1); улучшение качества транспортного обслуживания населения Пермского края на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок (п. 2.2).

Уполномоченным органом на подготовку Документа планирования является Министерство транспорта Пермского края (далее - Уполномоченный орган). Документ планирования утверждается Правительством Пермского края (пункт 3 Порядка).

Из положений пункта 4 Порядка следует, что документ планирования содержит: основания для установления того или иного вида регулярных перевозок при установлении, изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (пункт 4.1); решение об изменении вида регулярных перевозок по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 4.2); перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок (пункт 4.3); значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (пункт 4.4).

Исходя из анализа указанного порядка, с учетом положений Закона № 220-ФЗ, следует, что решение об изменении вида регулярных перевозок изначально принимается документом планирования, в котором устанавливается срок вступления в силу указанного решения.

Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Постановление опубликовано 30 декабря 2019 года в издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 51 (том 2).

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае №104 «г.Пермь-с.Гамово», №148 «п.Горный-г.Пермь (Комсомольская площадь)», № 147 «п.Горный-г.Пермь (Центральный рынок)», № 150 «Конец Бор –г.Краснокамск-г.Пермь) с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Постановления.

Постановлением Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 7 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «п.Горный-г.Пермь (Комсомольская площадь)», изложена в следующей редакции: «01 сентября 2020 года»; строка 10 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «Конец Бор- г.Краснокамск-г.Пермь» изложена в редакции «01 сентября 2020г.».

Постановлением Правительства Пермского края от 19 февраля 2020 года № 79-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 6 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «г.Пермь-с.Гамово», изложена в следующей редакции: «в день вступления в силу постановления Правительства Пермского края, предусматривающего внесение изменений в настоящую строку», строка 41 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту «г.Пермь-Лобаново» изложена в следующей редакции «01.06.2021».

Постановлением Правительства Пермского края от 23 июня 2021 года № 420-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» внесены изменения в Приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок в Пермском крае, в том числе строка 41 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок по маршруту № 121 «г.Пермь-Лобаново» изложена в следующей редакции «01 марта 2022г.».

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в одном из официальных источников.

Административные истцы, не оспаривая безусловное право административного ответчика на принятие решения об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, относящиеся к его компетенции, полагают, что указанное решение может вступить в силу только после окончания действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, а не в установленный административным ответчиком срок, который наступил ранее окончания срока действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, в связи с чем оспариваемое положение, по мнению административных истцов противоречит федеральному законодательству Российской Федерации, в частности положениям части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, поэтому подлежит признанию недействующим.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований, административный ответчик и заинтересованное лицо, указали, что в рамках настоящего спора положения части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ применению не подлежат, поскольку имеется специальная норма, имеющая приоритетное значение, – статья 18 Закона № 220-ФЗ, которая предусматривает уведомление о решении об изменении вида регулярных перевозках не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в законную силу.

Частью 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Аналогичные положения по своему содержания и смыслу содержатся в нормативных правовых актах субъекта Пермского края.

Так, пунктом 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» предусмотрено, что после утверждения изменения вида регулярных перевозок в документе планирования регулярных перевозок уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

При этом пунктом 7 Постановления Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» также предусмотрено, что если документом планирования предусматривается отмена межмуниципального маршрута регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок, Уполномоченный орган уведомляет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества об отмене межмуниципального маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за 180 дней до дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края о внесении изменений в Документ планирования.

Проанализировав указанные положения, суд приходит к выводу, что после утверждения изменения вида регулярных перевозок в документе планирования регулярных перевозок уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края (Министерство транспорта Пермского края) обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Таким образом, сроки уведомления уполномоченным органом юридического лица, осуществляющего регулярные перевозки по соответствующему маршруту, зависят от вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок. При этом следует отметить, что ни положения статьи 18 Закона № 220-ФЗ, ни положения пункта 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края», ни положения пункта 7 Постановления Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» не содержат порядок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, а содержат лишь порядок уведомления перевозчика уполномоченным органом о предстоящем вступлении в силу указанного решения.

Тем самым, из содержания положений статьи 18 Закона № 220-ФЗ следует, что наряду с соблюдением документов планирования регулярных перевозок, она определяет минимальные сроки уведомления о таком решении до дня вступления его в законную силу – 180 дней. Из числа условий вступления в силу решения в данной статье содержится отсылочное правовое предписание о внесении таких сведений в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

Условия вступления в силу изменений муниципального маршрута, межмуниципального маршрута регулярных перевозок определены статьей 12 Закона № 220-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, изменением маршрута регулярных перевозок является изменение сведений, предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.

Пунктом 8 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе вид регулярных перевозок, под которым, в силу пункта 16 статьи 3 Закона № 220-ФЗ, понимается регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, изменение сведений о виде регулярных перевозок (регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам) является изменением маршрута регулярных перевозок.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с административными истцами, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, меньшие сроки вступления в силу решения об изменении соответствующего маршрута не согласованы. При таких обстоятельствах, изменение маршрутов № 104, 121, 147, 148, 150 произведено документом планирования в период действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок без согласования с административными истцами меньших сроков, чем указанных в свидетельствах об осуществлении перевозок.

Федеральный законодатель, разрешая вопрос о возможности изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок до истечения заключенного перевозчиком контракта на их осуществление, в части 3 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ указал, что такие изменения вступают в силу по окончании срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, если меньшие сроки не согласованы с заинтересованными субъектами предпринимательской деятельности.

При этом статьей 18 Федерального закона № 220-ФЗ, имеющей специальный характер по отношению к части 3 статьи 12 названного федерального закона, предусмотрено правовое регулирование на случай изменения одного из параметров маршрута регулярных перевозок - вида регулярных перевозок.

Согласно названной статье изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок (часть 1); уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2); сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3).

В силу пункта 6 части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при вступлении в силу предусмотренного статьей 18 указанного федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и о начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Следовательно, положения пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ подлежат применению при условии, если возможность принятия решения об изменении вида регулярных перевозок по установленному маршруту и, как следствие, прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок вытекают из документа планирования регулярных перевозок, предоставляющего возможность принятия такого решения, до истечения срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Разрешая вопрос о праве уполномоченного органа на внесение изменений в документ планирования регулярных перевозок в части вида тарифов перевозок по отдельным маршрутам и определения времени вступления их силу, следует учитывать следующее.

Согласно пункту 27 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с названным федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

При этом, как правило, указанный документ планирования разрабатывается на средне- и долгосрочную перспективы на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного, территориального, социально экономического планирования, в том числе программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года и другие). При этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования.

Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года № 19- П «По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Горизонт»). Хотя экономическая свобода в её конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти (постановление от 2 июля 2013 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина»).

Таким образом, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, правовой природы документа планирования регулярных перевозок, изменение в документе планирования регулярных перевозок маршрута регулярных перевозок в части установления на нём перевозок по регулируемым тарифам вместо перевозок по нерегулируемым тарифам с определенного времени, безусловно, является правом уполномоченного в этой сфере органа власти, однако должно быть предсказуемым и во всяком случае распространяться исключительно на перевозчиков, заключивших соответствующие контракты на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам в тот период, когда возможность изменения вида регулярных перевозок по их маршрутам уже была предусмотрена документом планирования, в связи с чем, учитывая, что субъекты предпринимательской деятельности должны иметь возможность предвидеть наступление вероятных негативных последствий на момент заключения контракта, в отношении перевозчиков, на день заключения контрактов с которыми в документе планирования отсутствовали положения, предусматривающие возможность такого изменения до истечения контракта на перевозки по нерегулируемым тарифам, применению подлежит общее правило, закрепленное в части 3 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ.

Такой подход направлен на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобные перевозки, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 января 2015 года № 225-0. Иное означало бы несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности перевозчиков, отсутствие сохранения разумной стабильности правового регулирования в сфере регулярных перевозок пассажирским транспортом, возможности предоставления заинтересованным лицам переходного периода в целях адаптации к вносимым изменениям, что создало бы угрозу нарушения нормального режима хозяйствования субъектов данной сферы деятельности.

Принимая во внимание, что оспариваемые положения вступили в силу ранее срока окончания свидетельств заявителей об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, контракт на осуществление которых был заключен до внесения оспариваемых изменений в Документ планирования, административный ответчик вышеприведенные условия не выполнил.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает прав административных истцов, являются несостоятельными, поскольку определенный в нем срок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок влечет досрочное прекращение действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок в нарушении процедуры его прекращения. Возможность участия в конкурсе по выбору перевозчика не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административных истцов принятым нормативным правовым актом в части определения срока вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, поскольку не гарантирует другие условия хозяйствования.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемое положение в части является датой вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, и изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок со дня принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемого положения в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Автодан», ФИО3 общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Д», ФИО1, удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия

строку 10 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01 сентября 2020 года.

строку 7 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01 сентября 2020 года.

строку 8 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок «через 180 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края»

строку 6 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 19 февраля 2020 года № 79-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок «в день вступления в силу постановления Правительства Пермского края, предусматривающего внесение изменения в настоящую строку».

строку 41 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июня 2021 года № 420-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01 марта 2022 года.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022