ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2022 от 26.01.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-1/2022

УИД 12 OS 0000-01-2021-000040-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 26 января 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Орловой С.Г.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокуроров Янгабышева С.Г.,

представителей административного истца публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» Краснощекова А.Ю., Кудряшова Г.А.,

представителей административного ответчика Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики
Марий Эл Беляевой Т.В., Петуховой Н.Г., Полубарьева М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Мариэнерго» к Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействующими в части приказов Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29 декабря 2016 года № 199 т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ПАО «МРСК Центра и Приволжья (филиал «Мариэнерго»), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций», от 28 декабря 2020 года № 187 т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021 год»,

установил:

Приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29 декабря 2016 года № 199 т (далее также приказ № 199 т) для публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Мариэнерго») установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2017-2021 годы (л.д. 5-8 т.2).

Приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 185 т (далее также приказ № 185 т) в приказ № 199 т внесены изменения. Приложение № 1 к приказу № 199 т изложено в новой редакции, в частности необходимая валовая выручка филиала «Мариэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2021 год установлена в размере 1 934 931,03 тысяч рублей (л.д.27-28 т.2).

Приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 187 т (далее также приказ № 187 т) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021 год (л.д. 29-42 т.2).

Пунктом 1 приложения № 1 к приказу № 187 т установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год.

В данном пункте в частности содержатся ставки за содержание электрических сетей, ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях по диапазонам напряжения в составе двухставочного тарифа для прочих потребителей на 1 и 2 полугодие 2021 года (подпункты 1.1, 1.1.1, 1.1.2); одноставочный тариф по диапазонам напряжения для прочих потребителей на 1 и 2 полугодие 2021 года (подпункт 1.2).

В приложении № 2 к приказу № 187 т указана необходимая валовая выручка без учета опыты потерь ПАО «МРСК Центра и Приволжья (филиал «Мариэнерго», учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Марий Эл в размере 1 934 931,03 тысяч рублей (пункт 1).

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» переименовано в публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье», о чем 3 августа 2021 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.83-89 т. 3).

Публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Мариэнерго» (далее также ПАО «Россети Центр и Приволжье», общество) обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с даты принятия:

пункты 1-1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 187 т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021 год» в части двухставочного и одноставочного единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой по сетям Республики Марий Эл прочим потребителям, установленного на 1 и 2 полугодия 2021 года в дифференциации по диапазонам напряжения, а также пункт 1 Приложения № 2 к приказу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 187 т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021год», а именно:

ставку за содержание электрических сетей (руб.МВт мес.) на уровне напряжения ВН - 1129193,77 (1 полугодие), 1099257,55 (2 полугодие); на уровне напряжения СН-I - 1281393,82 (1 полугодие), 1285238,00 (2 полугодие); на уровне напряжения СН-II – 1582471,02 (1 полугодие), 1575984,90 (2 полугодие); на уровне напряжения НН – 1824747,00 (1 полугодие), 1832632,81 (2 полугодие),

ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях (руб./МВт ч) на уровне напряжения ВН – 488,10 (1 полугодие), 502,74 (2 полугодие); на уровне напряжения СН-I – 500,39 (1 полугодие), 515,40 (2 полугодие); на уровне напряжения СН-II – 515,62 (1 полугодие), 529,97 (2 полугодие); на уровне напряжения НН – 608,00 (1 полугодие), 626,24 (2 полугодие),

одноставочный тариф (руб./кВт ч) на уровне напряжения ВН – 2,30136 (1 полугодие), 2,25776 (2 полугодие); на уровне напряжения СН-I – 2,61494 (1 полугодие), 2,56166 (2 полугодие); на уровне напряжения СН-II – 3,14222 (1 полугодие), 3,15573 (2 полугодие); на уровне напряжения НН – 3,64907 (1 полугодие), 3,71551 (2 полугодие);

пункт 1 Приложения № 1 к приказу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29 декабря 2016 года № 199 т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ПАО «МРСК Центра и Приволжья (филиал «Мариэнерго»), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» (в редакции приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 185 т) в части необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Мариэнерго») без учёта оплаты потерь, установленной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 1 934 931,03 тысяч рублей;

обязать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее также - Минэкономразвития Республики Марий Эл, Министерство) принять нормативные правовые акты, заменяющие приказы от 28 декабря 2020 года № 187 т, 29 декабря 2016 года № 199 т (в редакции приказа от 28 декабря 2020 года № 187 т) в оспариваемых частях.

В обоснование административного иска указано, что общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче энергии по распределительным электрическим сетям на территории Республики Марий Эл. Оспариваемые положения приказов Министерства, устанавливающие необходимую валовую выручку филиала «Мариэнерго» на 2021 год в размере 1 934 931,03 тысяч рублей, и рассчитанные на её основе единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год не соответствуют действующему законодательству, а именно статьям 21, 23 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 2, 5, 7, 37, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, пункту 11, формулам 7.1, 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, пунктам 48, 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2008 года №20-э/2, нарушают права и законные интересы административного истца, связанные с оказанием регулируемых услуг по передаче электрической энергии на основании экономически обоснованного тарифа.

При установлении необходимой валовой выручки и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год административным ответчиком необходимая валовая выручка (далее также НВВ) в размере 80 597,53 тысяч рублей безосновательно в нарушение пунктов 7, 37 Основ ценообразования в электроэнергетике перераспределена на будущие периоды регулирования (2022-2025 годы), тогда как к филиалу «Мариэнерго», регулируемому методом долгосрочной индексации НВВ, не применимы нормы о возможности перераспределения НВВ по годам долгосрочного периода регулирования; величина выручки в размере 80 597,53 тысяч рублей не является величиной расходов, не учтенных при установлении тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, выявленных на основании статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

Вследствие нарушений, допущенных в расчетах, размер корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности по факту 2019 года Министерством был занижен на сумму 58 339,74 тысяч рублей. Общий размер данной корректировки, подлежащий компенсации филиалу, был определен Министерством в сумме 70 338,69 тысяч рублей, что на 54 622,51 тысяч рублей меньше суммы данной корректировки, рассчитанной административным истцом в размере 124 961,20 тысяч рублей. Поскольку филиал «Мариэнерго» является единственной ТСО в республике, применяющей единые котловые тарифы в отношении потребителей, из фактического объема выручки филиала в части содержания электрических сетей за 2019 год следовало вычесть фактическую величину расходов на оплату услуг в части содержания сетей территориальных сетевых организаций согласно актам оказания услуг. Орган регулирования отказался применять положения формулы 7.1 Методических указаний № 89-э, нарушил порядок расчета фактического объема выручки филиала «Мариэнерго» за услуги по передаче электрической энергии в части содержания электрических сетей, что привело к необоснованному занижению суммы компенсации по факту 2019 года. Исключая в расчетах величину фактических, а не нормативных потерь, орган регулирования изъял достигнутую экономию потерь филиала «Мариэнерго» за 2019 год и провел повторную корректировку по цене потерь, тогда как достигнутая экономия потерь подлежит сохранению за организацией. Применение в расчете Министерства фактической стоимости потерь для определения размера компенсации НВВ на содержание сетей является нарушением базового правила тарифного регулирования о недопустимости повторного учета одних и тех же расходов в рамках установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

При проведении корректировки подконтрольных расходов по факту 2019 года Министерством необоснованно исключены расходы из прибыли, учитывая индексы ИПЦ на 2020-2021 годы, в размере 52 917,12 тысяч рублей, которые не были учтены при установлении базового уровня подконтрольных расходов и не участвовали в тарифном регулировании на 2019 год. Так, Министерством из необходимой валовой выручки исключена сумма затрат в размере превышения фактически понесенных в 2019 году расходов над плановыми расходами, установленными на 2019 год по статьям: конкурсы, семинары по энергетической деятельности; расходы по управлению собственностью; невозмещаемый НДС; услуги банков; прочие расходы исполнительного аппарата, относимые к подконтрольным расходам; материалы прочие; расходы на проживание во время командировок; прочие услуги коммунального характера; рекламные услуги РR, изготовление рекламной продукции; отчисления профсоюзному комитету; расходы на ликвидацию ОС (остаточная стоимость) - в общем размере 10 847 тысяч рублей. Также из НВВ на 2021 года исключены суммы затрат, которые не были предусмотрены при тарифном регулировании на 2019 год, но были понесены по статьям: электроэнергия на производственные и хозяйственные нужды; газ (кроме непосредственно используемого на производстве); спецодежда и средства индивидуальной защиты; материалы на ТО и ремонт производственных объектов; инвентарные и хозяйственные принадлежности; услуги автотранспорта; расходы на проезд к месту командировки; суточные во время командировки; пени, штрафы, неустойки; судебные расходы; госпошлина в суд; реализация МПЗ и ТМЦ; прибыли/убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; задолженности; возмещение материального и морального ущерба; расходы на регистрационные взносы за участие в форумах, конференциях; страхование имущества; добровольное медицинское страхование; работы и услуги сторонних организаций, не вошедшие в другие статьи; прочие не вошедшие в другие статьи - в общем размере 38 647 тысяч рублей. Исключение Министерством из НВВ на 2021 год общей проиндексированной суммы затрат, которые не предполагались филиалом «Мариэнерго» к учету в тарифном регулировании и которые административный истец не просит включить в НВВ и тарифы, являются, по его мнению, повторным исключением одних и тех же расходов в нарушение положений пункта 5 Основ ценообразования.

Общая сумма неучтенных в утвержденной на 2021 год необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» расходов составила 191 854,39 тысяч рублей.

Протокол заседания правления Министерства от 28 декабря 2020 года № 20 в нарушение пункта 28 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, не содержит оснований, по которым филиалу «Мариэнерго» отказано во включении в НВВ отдельных расходов.

В дополнении к административному иску ПАО «Россети Центр и Приволжье» указало, что в нарушение пунктов 7 и 39 Основ ценообразования, пунктов 7, 11 Методических указаний № 98-э административным ответчиком при корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год не учтены недополученные административным истцом за период регулирования методом доходности инвестированного капитала в 2011-2016 годы доходы – сумма накопленного перераспределения необходимой валовой выручки, которая с учетом её частичного возврата в 2018 и 2019 годах составила 2 345 301,4 тысяч рублей. Орган тарифного регулирования при направлении предложений в ФАС России по предельным уровням тарифов на электрическую энергию на 2021 год необоснованно и незаконно занизил предлагаемые филиалом «Мариэнерго» плановые величины необходимой валовой выручки.

Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что оспариваемые приказы приняты в соответствии с действующим законодательством, компетенцией министерства, соблюдением порядка принятия. Необходимая валовая выручка филиала «Мариэнерго» на 2021 год для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл учтена в размере 1 934 931,03 тысяч рублей в целях соблюдения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных по Республике Марий Эл приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года № 1162/20. Принятие правовых актов, заменяющих оспариваемые административным истцом приказы, приведет к нарушению Министерством абзаца 4 пункта 81 Основ ценообразования, а подлежащие установлению в случае удовлетворения требований административного истца единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии превысят предельные максимальные уровни тарифов, установленные приказом ФАС России № 1162/20. Министерство не могло реализовать право на обращение в ФАС России с заявлением о согласовании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на уровне выше максимального, учитывая процедуру, сроки рассмотрения этого вопроса, определенные приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19, а также учитывая необходимость реализации мероприятий, направленных на снижение цен на электроэнергию для потребителей, не относящихся к населению, проводимых в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 927-р, и системный подход ФАС России при расчете предельных уровней тарифов на 2021 год о «заморозке» тарифов в регионах Российской Федерации, превысивших предельный объем перекрестного субсидирования. Помимо этого, рассчитанная Министерством корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности филиала «Мариэнерго» не содержит повторного учета одних и тех же расходов в рамках установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии по республике на 2021 года. Методическими указаниями № 98-э не предусмотрен порядок расчета данной корректировки для «котлодержателя», который оказывает услуги по передаче электрической энергии по единым котловым тарифам (с учетом затрат других сетевых организаций региона). При анализе подконтрольных расходов по статьям затрат за 2019 год Министерством выявлены расходы, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности филиала, в том числе не подтвержденные документами, позволяющими оценить экономическую обоснованность этих расходов (л.д. 12-29 т. 3).

В судебном заседании представители административного истца ПАО «Россети Центр и Приволжье» поддержали требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

Представители административного ответчика Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба представителя для участия в судебном заседании не направила, просила о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Янгабышева С.Г., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2021 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (максимальный и (или) минимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл в сфере государственного регулирования в электроэнергетике в соответствии с Положением о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 года № 49, является Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (л.д. 43-65 т. 2).

В подпункте 26 пункта 9 названного Положения к полномочиям Министерства отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов).

Публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Республики Марий Эл в лице филиала «Мариэнерго».

Согласно представленным материалам тарифного дела, пояснениям сторон ПАО «Россети Центр и Приволжье» 30 апреля 2020 года обратилось в Министерство с заявлением от 28 апреля 2020 года № МР7-МрЭ/02-02/1118 на корректировку тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Мариэнерго», необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» на 2021 год.

В соответствии с приказом Министерства от 10 мая 2018 года № 107 «О правлении Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл» для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней, а также иных вопросов в сфере установления регулируемых цен (тарифов) в Минэкономразвития Республики Марий Эл действует коллегиальный орган регулирования - правление Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Названным приказом утвержден порядок деятельности правления Министерства (л.д.66-74 т.2).

Вопросы о корректировке необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» на 2021 год, установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021 год рассмотрены на заседании правления Министерства, которое состоялось 28 декабря 2020 года (л.д.84-104 т. 2).

Реализуя предоставленные полномочия, Минэкономразвития Республики Марий Эл приняло оспариваемые приказы № 199 т, № 185 т, № 187 т.

Оспариваемые нормативные правовые акты внесены в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл 30 декабря 2016 года (приказ № 199 т), 29 декабря 2020 года (приказы № 185 т и № 187 т), официально опубликованы 30 декабря 2016 года (приказ № 199 т), 29 декабря 2020 года (приказы № 185 т и № 187 т) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф и официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, что соответствует требованиям Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл».

Таким образом, оспариваемые административным истцом, приказы приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий; правила введения в действие, опубликования нормативных правовых актов соблюдены. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.

По мнению административного истца, названные приказы в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, установленные регулирующим органом необходимая валовая выручка для филиала «Мариэнерго» и рассчитанные на её основе единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год являются экономически необоснованными.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Тарифное регулирование филиала «Мариэнерго» осуществляется с 2017 года с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, что следует из материалов дела и пояснений сторон.

Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.

Пунктом 5 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

В соответствии с пунктами 4, 7, 8, 22, 23 Правил регулирования тарифов в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев (в редакции действовавшей до 21 декабря 2021 года).

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономически обоснованных расходов.

Пунктом 28 Правил регулирования тарифов основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельности, указываются в протоколе.

Из материалов дела следует, что, рассмотрев заявление филиала «Мариэнерго» от 28 апреля 2020 года № МР7-МрЭ/02-02/1118 с уточненными тарифными предложениями от 16 октября 2020 года и 18 ноября 2020 года, Министерство 28 декабря 2020 года приняло оспариваемые приказы № 185 т и № 187 т с внесением изменений в приказ № 199 т от 29 декабря 2016 года в части размера установленной необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» на 2021 год – 1 934 931,03 тысяч рублей.

Согласно экспертному заключению по корректировке необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» на 2021 год (л.д. 191-279 т. 2) Министерством с учетом расчетов общей суммы корректировки в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка сформирована в размере 2 015 528,56 тысяч рублей с ростом 101,56% к уровню выручки на 2020 год.

В целях соблюдения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных по Республике Марий Эл, ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года № 1162/20, Министерством для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл учтена валовая выручка филиала «Мариэнерго» на содержание сетей на 2021 год в размере 1 934 931,03 тысяч рублей.

В экспертном заключении по корректировке НВВ на 2021 год указано, что сумма в размере 80 597,53 тысяч рублей подлежит компенсации в НВВ филиала «Мариэнерго» на 2022-2025 годы с учетом параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (л.д. 250-251 т. 2).

Вместе с тем экспертное заключение не содержит указаний на нормы права, на основание которых часть суммы экономически обоснованного Министерством размера необходимой валовой выручки распределена на следующий долгосрочный период регулирования.

Из пояснений представителей административного ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что часть суммы экономически обоснованной НВВ в размере 80 597,53 тысяч рублей перераспределена на следующий период с целью сглаживания тарифов в пределах уровней, установленных ФАС России для Республики Марий Эл на 2021 год.

Согласно положениям Основ ценообразования в сфере электроэнергетики механизм сглаживания роста тарифов может осуществляться двумя способами:

в порядке исключения экономически необоснованных расходов и доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; учета экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены; учета доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, предусмотренном пунктом 7 Основ ценообразования;

в порядке перераспределения необходимой валовой выручки, предусмотренном пунктом 37 Основ ценообразования.

Абзацами 14 и 15 пункта 37 Основ ценообразования предусмотрена возможность перераспределения необходимой валовой выручки в целях сглаживания роста тарифов по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования.

Однако, как правильно указывает административный истец, применение этих положений предусмотрено Основами ценообразования в случае установления тарифов методом доходности инвестированного капитала. В данном же случае филиал «Мариэнерго» регулируется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, для которого законодатель не предусмотрел возможность перераспределения необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка определяется с учётом планируемых значений параметров расчета тарифов, в том числе, индекса потребительских цен, определенного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлен порядок расчёта необходимой валовой выручки на базовый и каждый последующий период регулирования. Формула (2) расчета необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования не содержит составляющей, отражающей возможность перераспределения НВВ по годам в пределах долгосрочного периода регулирования, аналогичного механизму перераспределения, применяемому при регулировании методом доходности инвестированного капитала.

Кроме того, как верно отмечено представителями административного истца, методические указания № 98-э не содержат положений о возврате сумм перераспределённой НВВ.

Абзац 10 пункта 7 Основ ценообразования содержит указание на то, что не учтенные экономически обоснованные расходы, недополученные доходы выявляются на основании статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

Формула (3) Методических указаний № 98-э содержит соответствующую составляющую В1распред, которая отражает величину распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, не учтенных расходов, недополученных доходов, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации НВВ или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования (пункт 11).

Также в этом пункте указано, что В1распред включает в себя, в том числе величину перераспределения необходимой валовой выручки, осуществлявшегося в целях сглаживания роста тарифов при применении метода доходности инвестированного капитала до перехода к регулированию методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Из совместного анализа пункта 7 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э, которым установлены понятия величин В1распред, следует, что в целях сглаживания изменения тарифов в течение периода не более 5 лет, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, может осуществляться дополнительный учет неучтенных в предшествующие периоды, недополученных, излишне полученных доходов, а также «сглаживания» НВВ, накопленного до перехода на метод долгосрочной индексации. Плановые расходы текущего периода в этот перечень не входят.

Из представленных материалов, экспертного заключения Министерства, пояснений представителей административного ответчика не следует, что сумма сформированной Министерством необходимой валовой выручки в размере 80 597,53 тысяч рублей является величиной расходов, не учтённых при установлении тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, выявленных на основании статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

В нарушение требований пунктов 23, 28 Правил регулирования тарифов экспертное заключение Министерства, протокол заседания не содержат расчета суммы 80 597,53 тысяч рублей, её составляющих с учетом примененного метода регулирования НВВ, предусмотренных законом оснований включения этой суммы в сглаживание тарифов.

Таким образом, указанная сумма необоснованно исключена Министерством при корректировке необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» и установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2021 год.

Также административный истец указывает, что необходимая валовая выручка на 2021 год для филиала «Мариэнерго» установлена Министерством в экономически необоснованном размере, поскольку регулирующим органом не учтена величина возврата НВВ, перераспределенной в целях сглаживания в период с 2011 по 2016 годы.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что с 2011 года по 2016 год включительно в отношении филиала «Мариэнерго» применялся метод доходности инвестированного капитала (RAB).

В указанный период регулирования методом RAB в отношении филиала «Мариэнерго» органом регулирования применялось перераспределение необходимой валовой выручки в целях сглаживания роста тарифов.

Суммы перераспределения НВВ филиала «Мариэнерго» по годам долгосрочного периода составили в 2011 году - 297 650 тысяч рублей; в 2012 году - 236 570 тысяч рублей; в 2013 году - 101 697 тысяч рублей; в 2014 году - 583 974 тысяч рублей; в 2015 году - 901 803 тысяч рублей; в 2016 году - 938 966 тысяч рублей.

Общая сумма примененного перераспределения НВВ филиала «Мариэнерго» за период 2011-2016 годы составила -2 857 264,96 тысяч рублей.

Пунктами 39, 40 Методических указаний RAB, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, установлен порядок расчета величины перераспределения (изменения) НВВ на последний год долгосрочного периода регулирования, исходя из сумм перераспределения (изменения) НВВ по годам долгосрочного периода с учетом нормы доходности инвестированного капитала, а также с учетом результатов исполнения инвестиционных программ.

На основании данных положений Министерством зафиксировано, что величина накопленного изменения НВВ филиала «Мариэнерго» в целях сглаживания роста тарифов на последний год долгосрочного периода регулирования составляет 2 765 901,36 тысяч рублей, что следует из экспертного заключения (л.д. 215-216 т.2).

Согласно пояснениям сторон, экспертному заключению по корректировке НВВ на 2021 год Министерством в течение пятилетнего срока 2017-2021 годы осуществлялась частичная компенсация накопленной величины перераспределённой НВВ. При тарифном регулировании на 2018 год учтена сумма 379 448,93 тысяч рублей, при тарифном регулировании на 2019 год – 41 151,02 тысяч рублей. В 2017, 2020, 2021 годах возврат ранее накопленной величины перераспределённой НВВ не производился.

В экспертном заключении указано, что величина компенсации накопленного изменения НВВ в целях сглаживания роста тарифов (сглаживания НВВ) составила 2 345 301,40 тысяч рублей. С учетом утвержденных приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года № 1162/20 предельных минимальных и максимальных уровней цен на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению, на 2021 год возможность компенсации ранее накопленного изменения НВВ в целях сглаживания роста тарифов при установлении необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» на 2021 год отсутствует. Таким образом, общая величина накопленного изменения НВВ в целях сглаживания роста тарифов (сглаживания НВВ) в объеме 2 345 301,40 тысяч рублей подлежит компенсации при установлении НВВ филиала «Мариэнерго» на 2022 год и на следующий долгосрочный период.

Абзацем 2 пункта 39 Основ ценообразования предусмотрено, что при изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год.

Как отмечено выше, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов может осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет (пункт 7 Основ ценообразования).

Из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пункта 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия «период регулирования» как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более 5 лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены. При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.

Таким образом, недополученные административным истцом в целях сглаживания изменения тарифов доходы за период с 2011-2016 годы в размере 2 345 301,4 тысяч рублей подлежали включению в НВВ не позднее 2021 года. Распределение указанной суммы на 2022 год и следующий долгосрочный период, как это указано в экспертном заключении, не основано на законе.

Доводы административного ответчика о невозможности включения суммы необходимой валовой выручки 80 597,53 тысяч рублей, а также компенсации накопленной в целях сглаживания роста цен тарифов необходимой валовой выручки в сумме 2 345 301,4 тысяч рублей в размер скорректированной на 2021 год необходимой валовой выручки, поскольку это привело бы к превышению предельного максимального уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденного для Республики Марий Эл приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года № 1162/20 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящихся к населению и приравненных к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год», не принимаются во внимание ввиду следующего.

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на установление тарифа с превышением минимального или максимального уровня.

Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 21 Правил регулирования тарифов Федеральная антимонопольная служба утверждает регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.

Приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 утвержден Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее Порядок).

Как установлено в судебном заседании, Министерство в Федеральную антимонопольную службу за согласованием решения об установлении для ПАО «Россети Центр и Приволжье» цен (тарифов) на уровне выше максимального не обращалось.

Ссылка административного ответчика на установленные Порядком сроки и процедуру согласования и с их учетом отсутствие возможности такого согласования ввиду недостатка времени не освобождает от обязанности неукоснительного исполнения действующих законов и не свидетельствует о законности принятых нормативных правовых актов в оспариваемой части. Более того, административным ответчиком не приняты меры для обращения за таким согласованием в ФАС России.

Также следует отметить, что в направленных в орган регулирования Республики Марий Эл 16 октября 2020 года уточненных предложениях филиала «Мариэнерго» о размере цен (тарифов) на 2021 год заявлена величина скорректированной НВВ на 2021 год в размере 4 741 780,70 тысяч рублей, сформированная, в том числе, с учетом компенсации накопленной задолженности по ранее перераспределенной НВВ (л.д. 230-235 т. 3, стр. 331 т.3 тарифного дела).

В предложениях органа тарифного регулирования, направленных в ФАС России 2 ноября 2020 года, заявлена величина НВВ филиала «Мариэнерго» по сумме I и II полугодия, учтённая в расчёте единых котловых тарифов, в размере 1 935 840,79 тысяч рублей (л.д.110-111 т.2, л.д. 140 т. 3).

Согласно пункту 16 Правил государственного регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в ФАС России предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования - заявление об установлении цен (тарифов) с приложением обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил, основанных на данных регулируемых организаций и с учетом предложений регулируемой организации.

Выражая несогласие со скорректированной Министерством на 2021 год величиной необходимой валовой выручки для филиала «Мариэнерго» административный истец также указывает на неверный расчет органом тарифного регулирования корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, не соответствующий формуле 7.1 Методических указаний № 98-э.

По мнению административного истца, при осуществлении корректировки НВВ по доходам регулятором неверно определен фактический объем выручки за услуги по передаче электроэнергии за 2019 год в части содержания электрических сетей. Исключая в расчете величину фактических, а не нормативных потерь, орган регулирования изымает достигнутую экономию потерь филиала «Мариэнерго» за 2019 год, а также проводит повторную корректировку по цене потерь.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку необходимой валовой выручки, установленной на долгосрочный период регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности определяется по формуле 7.1, изложенной в пункте 11 Методических указаний №98-э, как разница между необходимой валовой выручкой в части содержания электрических сетей, установленной на год i-2 (НВВсодi-2), и фактическим объемом выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемым исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг (НВВфi-2):

? НВВсодi = НВВсодi-2 – НВВфi-2.

По расчетам административного истца (л.д. 151 т. 1) корректировка необходимой валовой выручки по доходам составила 124 022,70 тысяч рублей:

124 022,70 = 2 077 395,05 (НВВ в части содержания электрических сетей на 2019 год) – 1 925 430,85 (выручка филиала «Мариэнерго» в 2019 году).

Согласно экспертному заключению Министерства сумма корректировки НВВ филиала «Мариэнерго» по доходам от осуществления регулируемой деятельности по указанной формуле составила 70 388,69 тысяч рублей:

70 338,69 = 2 077 392,05 - 2 007 053,36.

В экспертном заключении отмечено, что Методическими указаниями № 98-э не предусмотрен порядок расчета данной корректировки для «котлодержателя», который оказывает услуги по передаче электрической энергии по единым котловым тарифам (с учетом затрат других сетевых организаций региона).

Фактический объем товарной выручки филиала «Мариэнерго» за 2019 год определен Министерством исходя из следующих параметров:

- общая фактическая валовая выручка по данным формы № 46-ээ 4 410 908,191 тысяч рублей с учетом НДС (прямые договоры, ГП, ЭСО, ЭСК);

- расходы филиала на оплату потерь в РСК за 2019 год по данным Стандартов раскрытия информации в форме приложения № 2 к приказу ФСТ от 24.10.2014 № 1831-э - 463 066 тысяч рублей без учета НДС;

- товарная выручка территориальных сетевых организаций (за исключением Филиала «Мариэнерго») 1 205 637,47 тысяч рублей, определенная на основании счетов-фактур за 2019 год помесячно в разрезе территориальных сетевых организаций.

Товарная выручка Филиала «Мариэнерго» (без учета расходов на оплату потерь) за 2019 год:

4 410 908,191/1,20 – 463 066 – 1 205 637,47 = 2 007 053,36 тыс. рублей, где 1,20 - коэффициент, учитывающий ставку налога на прибыль.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителей административного истца по делу была назначена судебная экономическая экспертиза, которая проведена Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее - НИУ ВШЭ) (л.д. 156-243 т.4).

Судом перед экспертами, в том числе ставился вопрос об экономической обоснованности учтенного Министерством в составе НВВ филиала «Мариэнерго» на 2021 год размера корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в сумме 70 338,69 тысяч рублей.

Эксперты, проанализировав способ расчета Министерством величины фактической выручки за услуги по передаче электрической энергии, пришли к выводу о том, что примененный Министерством подход к расчету фактического объема выручки филиала «Мариэнерго» за 2019 год - НВВфi-2 противоречит примечаниям, предусмотренным формулой 7.1 Методических указаний № 98-э, согласно которым фактический объем выручки определяется исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии.

Согласно заключению экспертов НИУ ВШЭ филиал «Мариэнерго», являясь «котлодержателем», формирует товарную выручку от оказания услуги по передач электрической энергии с учетом утвержденных единых (котловых) тарифов. Товарная выручка отражается в статистической бухгалтерской учетности в полном объеме с учетом оплаты услуг прочих территориальных сетевых организаций (ТСО) и расходов на плату потерь электрической энергии и отражает полный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности.

Фактический объем «котловой» выручки за услуги по передаче электрической энергии включает в себя выручку, формируемую по прочим потребителям, рассчитывающимся за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу, и выручку по населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых устанавливаются только одноставочные тарифы.

Учет положения филиала «Мариэнерго» в качестве «котлодержателя» достигается вычитанием фактической величины расходов на оплату услуг в части содержания сетей прочих ТСО, согласно актам оказания услуг из фактического объема выручки филиала «Мариэнерго» в части содержания электрических сетей, то есть расходы на содержание ТСО определяются также расчетным путем, исходя из установленных на 2019 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Величина фактической выручки на содержание для расчета величины корректировки определяется расчетным методом по утвержденной формуле 7.1 Методических указаний № 98-э.

Исходными данными для такого расчета являются: ставки на содержание сетей по видам напряжений (руб./МВт в мес.) в утвержденном размере; одноставочные тарифы (руб./МВт в мес.) по видам напряжений в утвержденном размере; величина полезного отпуска (млн.кВт.ч) в соответствии с данными формы 46-ээ; величина полезного отпуска мощности (МВт) в соответствии с актами об оказании услуг; фактическая величина расходов на услуги ТСО в части содержания (определяемая на основании утвержденных индивидуальных тарифов и фактического полезного отпуска).

Поскольку эксперты пришли к выводу о том, что величина корректировки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, учтенная Министерством на 2021 год, не является экономически обоснованной, в заключении экспертизы с учетом поставленных судом перед экспертами вопросов произведен расчет величины корректировки по доходам на основании вышеизложенных исходных данных в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э.

Экспертами произведен расчет выручки на содержание (котел), согласно которому НВВфi-2 филиала «Мариэнерго» составила 2 776 854,12 тысяч рублей.

Расходы на содержание прочих ТСО за 2019 год составили по расчетам экспертов 824 423,27 тысяч рублей.

Согласно заключению НИУ ВШЭ учет положения филиала «Мариэнерго» в качестве «котлодержателя» достигается вычитанием фактической величины расходов на оплату услуг в части содержания сетей прочих ТСО:

НВВфi-2 = 2 776 854,12 - 824 423,27 = 1 952 430,85 тысяч рублей.

Таким образом величина корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности по расчетам экспертов составляет 124 961,20 тысяч рублей:

? НВВсодi = НВВсодi-2 – НВВфi-2:

124 961,20 = 2 077 392,05 – 1 952 430,85.

Расчеты, изложенные в экспертном заключении НИУ ВШЭ являются подробными и мотивированными, произведенными на основании анализа документов, в том числе предоставленных судом дополнительно по запросу НИУ ВШЭ.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при расчете корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности орган регулирования тарифов рассчитал показатель НВВфi-2 (показатель фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей) в нарушение формулы 7.1 Методических указаний № 98-э, что привело к неверному расчету размера указанной корректировки.

Кроме того, ПАО «Россети Центр и Приволжье» указано на неправомерное исключение Министерством при проведении корректировки подконтрольных расходов по факту 2019 года расходов из прибыли, в размере 52 917,12 тысяч рублей, которые не были включены в НВВ на 2019 год.

По доводам административного истца указанные расходы не могут быть признаны экономически необоснованными, и исключены органом тарифного регулирования в нарушение положений пунктов 5 и 7 Основ ценообразования, в соответствии с которыми при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности (пункт 5); к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности, а также учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы), за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов (пункт 7).

Из экспертного заключения Министерства (л.д. 204-207 т. 2) следует, что подконтрольные расходы за 2019 год заявлены филиалом «Мариэнерго» в размере 1 068 935 тысяч рублей, из которых регулятором признаны экономически обоснованными 886 520,95 тысяч рублей.

В результате проведенного анализа фактических подконтрольных расходов Филиала «Мариэнерго» по статьям затрат
за 2019 год, Министерством выявлены не связанные с осуществлением регулируемой деятельности и покрытые за счет поступлений
от регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии расходы в размере 49 494,3 тысяч рублей.

Министерством со ссылкой на положения пункта 7 Основ ценообразования исключены в составе операционных расходов подконтрольные расходы из прибыли в размере 49 494,3 тысяч рублей, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020-2021 годы (ИПЦ 103,2 и 103,6 % соответственно) – 52 917,12 тыс. рублей.

Так, Министерством из необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» исключена сумма затрат в размере превышения фактически понесенных в 2019 году расходов над плановыми расходами, установленными на 2019 год по статьям: конкурсы, семинары по энергетической деятельности; расходы по управлению собственностью; невозмещаемый НДС; услуги банков; прочие расходы исполнительного аппарата, относимые к подконтрольным расходам; материалы прочие; расходы на проживание во время командировок; прочие услуги коммунального характера; рекламные услуги РR, изготовление рекламной продукции; отчисления профсоюзному комитету; расходы на ликвидацию ОС (остаточная стоимость) - в размере 10 846 тысяч рублей. Также из НВВ на 2021 год исключены суммы затрат, которые не были предусмотрены при тарифном регулировании на 2019 год, но были понесены по статьям: электроэнергия на производственные и хозяйственные нужды; газ (кроме непосредственно используемого на производстве); спецодежда и средства индивидуальной защиты; материалы на ТО и ремонт производственных объектов; инвентарные и хозяйственные принадлежности; услуги автотранспорта; расходы на проезд к месту командировки; суточные во время командировки; пени, штрафы, неустойки; судебные расходы; госпошлина в суд; реализация МПЗ и ТМЦ; прибыли/убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; задолженности; возмещение материального и морального ущерба; расходы на регистрационные взносы за участие в форумах, конференциях; страхование имущества; добровольное медицинское страхование; работы и услуги сторонних организаций, не вошедшие в другие статьи; прочие не вошедшие в другие статьи - в размере 38 647 тысяч рублей.

Перед экспертами НИУ ВШЭ судом поставлен вопрос о том, является ли экономически обоснованным исключение Министерством из НВВ филиала «Мариэнерго» на 2021 год расходов из прибыли в размере 52 917,12 тысяч рублей.

Экспертами НИУ ВШЭ проведен анализ экспертного заключения Министерства, по результатам которого эксперты установили, что при расчете НВВ филиала «Мариэнерго» на 2021 год Министерством в составе статьи «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования» учтено исключение экономически не обоснованных расходов из прибыли в составе подконтрольных расходов за 2019 год в размере 49 494,3 тысяч рублей.

Эксперты отметили, что по сути Министерством проведена корректировка подконтрольных расходов на основании анализа отклонения фактических расходов от плановых, при этом только по одной статье «прочие подконтрольные расходы из прибыли».

Методическими указаниями № 98-э определен порядок расчета различного рода корректировок, выполняемых по результатам анализа деятельности организаций за истекший период регулирования, подлежащих учету в следующем периоде регулирования, перечень которых является закрытым.

Расчет корректировки по подконтрольным расходам за истекший период осуществляется по формулам 5 и 6 пункта 11 Методических указаний № 98-э:

(5)

(6),

где ПРустi-3 и ПР устi-2 – общая величина подконтрольных расходов, установленных на позапрошлый и прошлый периоды соответственно (в рассматриваемом случае это 2018 и 2019 годы соответственно);

УЕфi-2, УЕфi-3 – фактическое количество условных единиц, относящихся к регулируемой организации соответственно в i-2-ом и i-3-ем году долгосрочного регулирования;

Хi – индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в процентах;

ИПЦi-2 – фактические значения индекса потребительских цен в году i-2;

ИКАi – индекс изменения количества активов, установленный в процентах на год i при расчете долгосрочных тарифов.

Данная корректировка подконтрольных расходов (по формулам 5 и 6) проведена Министерством при расчете НВВ филиала «Мариэнерго» на 2021 год в разделе экспертного заключения «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов» и определена в размере (-) 1 874,20 тысяч рублей по итогам 2019 года.

Экспертами НИУ ВШЭ отмечено, что положениями Методических указаний № 98-э не предусмотрены корректировки подконтрольных расходов истекшего периода помимо указанной выше.

Экспертами НИУ ВШЭ с учетом положений Основ ценообразования и Методических указаний № 98-э сделан вывод об отсутствии положений закона, определяющих возможность проведения дополнительных корректировок подконтрольных расходов, в том числе корректировки, проведенной Министерством по статье «Прочие подконтрольные расходы из прибыли» на сумму -52 917,12 тысяч рублей.

Дополнительно экспертами отмечено, что общая экономически обоснованная величина фактических подконтрольных расходов филиала «Мариэнерго» за 2019 год определена Министерством в размере 886 520,95 тысяч рублей (с учетом исключения 49 494,3 тысяч рублей по «прочим подконтрольным расходам из прибыли»), а без учета данного исключения 936 015,25 тысяч рублей. При этом при утверждении тарифов для филиала «Мариэнерго» на 2019 год Министерством была установлена величина подконтрольных расходов на 2019 год в размере 930 122,53 тысячи рублей (без учета расходов на обслуживание заемных средств). Таким образом превышение фактических подконтрольных расходов над плановыми составило 5 892,72 тысячи рублей.

Экспертами НИУ ВШЭ также с учетом положений письма ФАС России от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17, в соответствии с которым результаты анализа отклонений фактических подконтрольных расходов от плановых в течении долгосрочного периода регулирования должны быть учтены при установлении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования, указано на то, что Министерством учтены результаты неполного анализа (не по всем статьям затрат) при установлении тарифов на очередной год текущего долгосрочного периода регулирования, что не соответствует положениям Основ ценообразования и Методических указаний № 98-э.

При изложенных обстоятельствах экспертами сделан вывод о том, что исключение Министерством из НВВ филиала «Мариэнерго» на 2021 год расходов из прибыли в размере 52 917,12 тысяч рублей является экономически необоснованным.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 данного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оснований не доверять выводам экспертов НИУ ВШЭ у суда не имеется, так как они обоснованы и мотивированы. Экспертиза была назначена судом, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.

Эксперты имеют достаточные квалификацию и стаж работы в области тарифного регулирования, что подтверждается представленными документами.

Заключение экспертов соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение размера необходимой валовой выручки.

Суждения экспертов достаточно мотивированы и корректны, не являются произвольными, сделаны на основе информации, содержащейся в материалах тарифного дела и настоящего административного дела. В заключении присутствуют ссылки на источники информации. Заключение экспертов ВШЭ отвечает требованиям относимости, допустимости, является надлежащим доказательством.

Судом принимаются выводы экспертов НИУ ВШЭ, как экономически обоснованные.

На основании изложенного суд приходит к выводу о допущенном Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл при корректировке необходимой валовой выручки филиала «Мариэнерго» и установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2021 год нарушении действующего тарифного законодательства.

При этом необходимость выполнения мероприятий, на которые ссылаются представители Министерства, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 927-р, которое в силу части 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не имеет силу нормативного правового акта, не может служить оправданием нарушения Министерством действующих положений Основ ценообразования, Правил государственного регулирования цен (тарифов), Методических указаний, в соответствии с требованиями которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике. Кроме того, очевидно, что разработка механизма по снижению цен на электроэнергию для потребителей, не относящихся к населению, указанная в распоряжении Правительства Российской Федерации в качестве одного из мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы, не предполагает применения для достижения поставленной цели способов, противоречащих действующему законодательству.

Учитывая изложенное, суд констатирует противоречие оспариваемых в части приказов Министерства положениям нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

Таким образом, требования административного истца о признании недействующими в оспариваемой части приказов № 199 т (в редакции приказа № 185 т), № 187 т подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, то признание отдельных их положений не действующими с момента вступления в силу решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию не действующим в оспариваемой части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд возлагает на административного ответчика обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.

Во исполнение требования, указанного в пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск публичного акционерного общества
«Россети Центр и Приволжье» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия:

пункт 1 Приложения № 1 к приказу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29 декабря 2016 года № 199 т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для ПАО «МРСК Центра и Приволжья (филиал «Мариэнерго»), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» (в редакции приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 185 т) в части установленной на 2021 год необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Мариэнерго») без учёта оплаты потерь в размере 1 934 931,03 тысяч рублей;

пункты 1-1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 187 т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021 год» в части двухставочного и одноставочного единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой по сетям Республики Марий Эл прочим потребителям, установленного на 1 и 2 полугодия 2021 года;

пункт 1 Приложения № 2 к приказу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 28 декабря 2020 года № 187 т «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2021 год» об учтенной при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Марий Эл необходимой валовой выручке ПАО «МРСК Центра и Приволжья (филиал «Мариэнерго») без учета опыты потерь в размере 1 934 931,03 тысяч рублей.

Возложить на Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Орлова

Мотивированное решение составлено 7 февраля 2022 года.

Решение16.02.2022