ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2024 от 26.01.2024 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-1/2024

УИД 57OS0000-01-2023-000047-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2024 года город Орел

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.

при секретаре Смирновой А.Ю.

с участием прокурора Воробьевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Черкизово-Растениеводство» к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области, администрации Знаменского района Орловской области о признании недействующим в части приложения к решению Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС «Об установлении ставок арендной платы за земельные участки на территории Знаменского района Орловской области, предоставленные без проведения торгов»,

установил:

приложением к решению Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС «Об установлении ставок арендной платы за земельные участки на территории Знаменского района Орловской области, предоставленные без проведения торгов» (далее – решение от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС) установлены ставки арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Знаменского района Орловской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Знаменского района Орловской области, предоставленных без проведения торгов с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».

В частности, для земельных участков, находящихся в категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство» (код по классификатору 1.0) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код по классификатору 1.2) установлены ставки арендной платы в размере 6,5 % от кадастровой стоимости.

Решение от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС вместе с приложением официально опубликовано в Знаменской районной газете «Земля Родная» № 8 (4783) от 3 марта 2023 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Черкизово-Растениеводство» (далее – ООО «Черкизово-Растениеводство»), являющееся арендатором земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного использования, расположенных на территории Знаменского района Орловской области, на основании договоров аренды, заключенных с администрацией Знаменского района Орловской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения к решению от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС в части установления ставок арендной платы для земельных участков с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство)» (код по классификатору 1.0) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код по классификатору 1.2).

По мнению административного истца, предусмотренные оспариваемым нормативным правовым актом ставки арендной платы не имеют экономического обоснования, в связи с чем противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее – Основные принципы определения арендной платы).

В подтверждение этого довода административный истец ссылается на то, что положенный в основу оспариваемого нормативного правового акта отчет о финансово-экономическом обосновании арендной ставки общества с ограниченной ответственностью «Оценка+» от 4 июля 2022 года (далее – отчет ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года), выполнен с грубыми нарушениями действующего законодательства, содержит недостоверную информацию, что среди прочего подтверждено составленными в отношении него рецензиями.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зайцев Д.В. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно просил критически отнестись к представленным со стороны административных ответчиков документам в подтверждение соблюдения принципа экономического обоснования арендной ставки, поскольку эти документы не принимались во внимание при принятии оспариваемого нормативного правового акта, а проанализированы административными ответчиками лишь в ходе судебного разбирательства.

Представитель администрации Знаменского района Орловской области по доверенности Милинтеева Г.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Полагала, что оспариваемая ставка арендной платы установлена с соблюдением требований всех нормативных правовых актов и основана в том числе на принципе экономической обоснованности, что подтверждается не только отчетом ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года, но и представленными суду расчетами и документами, свидетельствующими о проведении многофакторного анализа доходности земельных участков.

Знаменский районный Совет народных депутатов, извещенный о дате и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил. На основании положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного органа местного самоуправления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Орловской области Воробьевой Ю.В. о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что административный истец является арендатором земельных участков, расположенных на территории Знаменского района Орловской области, предоставленных без проведения торгов из земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования.

Арендная плата за земельные участки начисляется административному истцу в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года № 443, и решением от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС.

С учетом изложенного, оспариваемыми нормативными положениями затрагиваются права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, в связи с чем он вправе обратиться с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия установленной правотворческой процедуре, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.

Из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 18 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» вопросы управления и распоряжения собственностью области отнесены к полномочиям Правительства Орловской области.

30 декабря 2014 года постановлением Правительства Орловской области № 443 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области.

Пунктом 2.2 данного Порядка предусмотрено, что размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленными в аренду без торгов, на территории Орловской области, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленными для сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле:

А = КС x С x Ки, где:

А – арендная плата за земельный участок;

КС – кадастровая стоимость земельного участка;

С – ставка арендной платы;

Ки – инфляционный коэффициент, изменяющий размер арендной платы за земельный участок исходя из прогнозируемого уровня инфляции, который определяется путем последовательного умножения ежегодных индексов инфляции Иi начиная с года, следующего за годом, по состоянию на который определена кадастровая стоимость.

Пунктом 2.4 названного Порядка предусмотрено, что установление (изменение) размера ставок арендной платы (показатель «С») и коэффициентов категории арендаторов (показатель «Ка») осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Орловской области, уполномоченными на их определение (изменение) муниципальными правовыми актами, на территории которых расположены земельные участки, предоставляемые в аренду без торгов, из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Из статей 22, 23 и 43 Устава Знаменского муниципального района Орловской области следует, что Знаменский районный Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления района и уполномочен на принятие по вопросам местного значения муниципального района муниципальных правовых актов в форме решений. Знаменский районный Совет народных депутатов состоит из 21 депутата, и его заседания правомочны, если на них присутствуют не менее 50 процентов от избранной численности депутатов. Решения районного Совета народных депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета народных депутатов, если иное не установлено федеральным законом. Решение, принятое районным Советом народных депутатов, в течение 10 дней направляется Главе района для подписания и обнародования.

В силу пункта 5 статьи 47 Устава Знаменского муниципального района Орловской области официальное опубликование муниципальных правовых актов района осуществляется в районной газете «Земля Родная».

В судебном заседании установлено, что решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС единогласно принято на 38 заседании Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области, на котором присутствовало 17 депутатов, подписано главой Знаменского района Орловской области и 3 марта 2023 года надлежащим образом опубликовано в районной газете «Земля Родная», а также размещено на официальном сайте Знаменского района Орловской области.

Исходя из этого, решение от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС принято правомочным органом местного самоуправления Знаменского района Орловской области в рамках установленной правотворческой процедуры.

Проверив соответствие оспариваемых нормативных положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основными принципами определения арендной платы предусмотрено, что размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О указал, что орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Методическими рекомендациями по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710, установлено, что в целях применения названного принципа при установлении порядка определения размера арендной платы следует предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы (пункт 2).

Пунктом 4 данных Методических рекомендаций указано, что при установлении ставки арендной платы рекомендуется учитывать в том числе: положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка; наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон); возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка; необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке; наличие права арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьим лицам (например, право на предоставление земельного участка в субаренду, передачу его в залог влияет на увеличение размера арендной платы); субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке; обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В судебном заседании установлено, что приложением к решению от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС Знаменским районным Советом народных депутатов Орловской области для земельных участков, расположенных вне населенных пунктов, с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство)» (код по классификатору 1.0) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код по классификатору 1.2) установлены ставки арендной платы в размере 6,5 % от кадастровой стоимости.

При экономическом обосновании данных ставок арендной платы Знаменский районный Совет народных депутатов руководствовался отчетом ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года, из которого следует, что такие ставки арендной платы установлены сравнительным методом. При этом оценщиком были отобраны три земельных участка, расположенных на территории Знаменского района Орловской области, из которых два – с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» и один – с видом разрешенного использования «Для сельскохозяйственного использования», сведения о сдаче в аренду которых размещены в Государственной информационной системе «Торги» (www.torgi.gov.ru). Установив, что для этих земельных участков применялась ставка арендной платы в размере 7 %, 6,25 % и 6,25 % соответственно, оценщик вывел среднюю ставку арендной платы в размере 6,5 %.

Допрошенный в судебном заседании оценщик Торсуков С.С. подтвердил выводы своего исследования, дал по нему необходимые пояснения.

В частности, из отчета ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года и пояснений оценщика ФИО8. в судебном заседании установлено, что многофакторный анализ доходности земельных участков при подготовке данного отчета не проводился. Анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, данный отчет не содержит.

Кроме этого, из представленных административным истцом рецензий следует, что отчет ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года не отвечает установленным действующим законодательством требованиям.

В частности, в рецензии общества с ограниченной ответственностью «КОНТИ» № ОТД-135340 от 7 июля 2023 года указано, что рассчитанная оценщиком ставка арендной платы не является проверяемой, поскольку копии интернет-страниц торгов в отчете отсутствуют, а при переходе на приведенные в отчете ссылки какие-либо сведения не отображаются.

Также административным истцом представлена рецензия Ассоциации «Русское общество оценщиков», членом которой является оценщик ФИО9. В данной рецензии от 12 декабря 2023 года, составленной оценщиком, судебным экспертом ФИО10., помимо приведенных выше недостатков указано, что при подготовке отчета ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года использована кадастровая стоимость объектов-аналогов по состоянию на 1 января 2019 года, в то время как по состоянию на 1 января 2022 года данная кадастровая стоимость уже имела иные размеры. Если бы оценщик использовал актуальную кадастровую стоимость данных объектов-аналогов, то средняя ставка арендной платы составляла бы не 6,5 %, а 6,05 %.

Помимо этого, в судебном заседании установлено, что с 1 января 2023 года по результатам массовой оценки начала действовать новая кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Правительства Орловской области от 5 октября 2022 года № 594 и уже применявшаяся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта. Вместе с тем, как следует из объяснений представителя административного ответчика, корректировка ставки арендной платы по данному основанию при приятии решения от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС не производилась.

Из объяснений представителя административного ответчика и представленных им расчетов следует, что изменение с 1 января 2023 года кадастровой стоимости земельных участков находится в пределах роста уровня инфляции, в связи с чем рассчитанная оценщиком ставка арендной платы не подлежала корректировке. Однако в судебном заседании установлено, что представленный административным ответчиком расчет основан в том числе на кадастровой стоимости переданных административному истцу земельных участков без учета решения Орловского областного суда от 5 февраля 2021 года, которым в отношении части из этих земельных участков кадастровая стоимость установлена в размере рыночной стоимости. Принимая во внимание данное обстоятельство, согласно представленному административным истцом контррасчету изменение с 1 января 2023 года кадастровой стоимости расположенных на территории Знаменского района Орловской области земельных участков привело к увеличению арендной платы не в пределах уровня инфляции, а в значительно более высоких размерах.

Судом также установлено, что в отчете ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года рассчитывалась ставка арендной платы земельных участков с видами разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства», «для сельскохозяйственного использования», расположенных за пределами населенных пунктов (пункт 1.3 отчета), в то время как оспариваемым нормативным правовым актом на основании данного отчета установлены ставки арендной платы применительно к 18 видам разрешенного использования земельных участков (коды по классификатору 1.0 – 1.18), в том числе и оспариваемых в настоящем деле видов разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство)» и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур».

Следовательно, расчет ставки арендной платы для земельных участков сельскохозяйственного назначения производился без учета особенностей видов их разрешенного использования.

Между тем приведенными выше положениями Основных принципов определения арендной платы предусмотрено, что принцип экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предполагает исследование доходности земельного участка в том числе с учетом категории земель, к которой он отнесен, и его разрешенного использования.

Такой подход, основанный на учете различий в видах разрешенного использования, соответствует экономической природе складывающихся имущественных отношений, поскольку эти виды существенным образом влияют на кадастровую стоимость земельного участка, а также его экономическую привлекательность с точки зрения аренды, определяемые, в частности, исходя из возможности возведения и эксплуатации определенных типов зданий, сооружений в коммерческих или иных целях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2022 года № 3099-О).

Таким образом, суд приходит к выводу, что отчет ООО «Оценка+» от 4 июля 2022 года не может служить основанием для обоснования установленных решением от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС ставок арендной платы, оспариваемых в настоящем деле, поскольку такие арендные ставки установлены в отсутствие необходимого экономического обоснования, содержащего анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство)» и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», и рассчитываемых для них значений арендных ставок.

В ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика в подтверждение расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также проведения многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков сельскохозяйственного использования, расположенных на территории Знаменского района Орловской области, приведены ссылки на аналитические материалы, представленные структурными подразделениями администрации Знаменского района Орловской области, согласно которым доходы от использования имущества (аренда земельных участков) занимают значительную долю при формировании бюджета муниципального района, и за рассматриваемый период имеется тенденция к их уменьшению. В связи с этим возникает необходимость выравнивания доходов бюджета муниципального района с его расходами.

Кроме этого, представителем административного ответчика в судебное заседание представлены расчеты доходности земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и для личного подсобного хозяйства, которые, однако, не содержат в себе арифметических действий, по результатам применения которых можно было бы установить ставку арендной платы в отношении спорных земельных участков в размере 6,5 % от кадастровой стоимости. К тому же эти расчеты выполнены только в ходе судебного разбирательства и предметом изучения представительным органом местного самоуправления при принятии оспариваемого нормативного правового акта не являлись.

В силу статей 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (принцип относимости доказательств); обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (принцип допустимости доказательств).

По результатам изучения представленных административным ответчиком доказательств суд приходит к выводу, что они приведенным требованиям относимости и допустимости не отвечают.

Вопреки положениям приведенных выше Основных принципов определения арендной платы и Методических рекомендаций по их применению представленные административным ответчиком документы содержат лишь общие сведения о финансовой и социально-экономической ситуации в муниципальном районе без конкретных выводов об экономической обоснованности спорных ставок арендной платы. Не приведено в этих документах и многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе экономического анализа рынка сдачи в аренду земельных участков с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство» и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», оценки факторов, влияющих на уровень доходности таких земельных участков, который означал бы, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности таких земельных участков.

С учетом этого суд приходит к убеждению, что оспариваемые ставки арендной платы установлены в отсутствие необходимого экономического обоснования, то есть в отсутствие обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и рассчитываемых значений арендных ставок.

При таких обстоятельствах заявленные ООО «Черкизово-Растениеводство» административные исковые требования подлежат удовлетворению с признанием недействующим приложения к решению 28 февраля 2023 года № 16-04-РС в части ставок арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Знаменского района Орловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Знаменского района Орловской области, предоставленных без проведения торгов с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство» (код по классификатору 1.0) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код по классификатору 1.2).

Поскольку эти нормативные положения ранее применялись и на их основе были реализованы права граждан и организаций, они подлежит признанию недействующими с даты вступления настоящего решения в силу (абзац третий пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Земля Родная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ввиду того, что заявленные административные исковые требования удовлетворены, с учетом положений статьи 111, части 3 статьи 178 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные им расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Поскольку Знаменский районный Совет народных депутатов Орловской области, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, не имеет лицевого счета в Федеральном казначействе, такие судебные расходы подлежат взысканию с администрации Знаменского района Орловской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Черкизово-Растениеводство» удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления в силу настоящего решения приложение к решению Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 28 февраля 2023 года № 16-04-РС «Об установлении ставок арендной платы за земельные участки на территории Знаменского района Орловской области, предоставленные без проведения торгов» в части ставок арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Знаменского района Орловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Знаменского района Орловской области, предоставленных без проведения торгов с видами разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование (сельскохозяйственное производство» (код по классификатору 1.0) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код по классификатору 1.2).

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в районной газете «Земля Родная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Знаменского района Орловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Черкизово-Растениеводство» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 5 февраля 2024 года.

Председательствующий А.В. Чуряев