Дело № 3а-2 (2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Хорошайло В.В.
с участием прокурора Свита М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Г. Н. к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими отдельных положений приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области»,
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 31 мая 2017 г. № 61/27 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области. Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 31 мая 2017 г.
В строке 2 таблицы приложения № 1 к приказу РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска, из расчета на одного проживающего 0,243 куб. м. в месяц, 2,920 куб. м. в год; 60,225 кг. в месяц, 722,7 кг. в год.
Приказом РЭК Омской области от 20 декабря 2019 г. № 560/86, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 20 декабря 2019 г., в строку 2 таблицы приложения № 1 к приказу РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 внесены изменения, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены в размере 0,122 куб. м. в месяц, 1,460 куб. м. в год; 22,289 кг. в месяц, 267,472 кг. в год из расчета на одного проживающего. Уточненные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска вступили в силу в соответствии с пунктом 2 приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2019 г. № 560/86 – через десять дней после его официального опубликования.
Яковлева Г.Н. обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области» в части строки 2 таблицы «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения» приложения № 1 в редакции, действовавшей до вступления в силу приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2019 г. № 560/86, указывая в обоснование, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям пунктов 4, 7, 13, 15-22 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269, Инструкции по взаимодействию Региональной энергетической комиссии Омской области, организаций, осуществляющих вывоз твердых коммунальных отходов (включая крупногабаритный мусор), представителей собственников помещений многоквартирных домов (квартальных) и организаций, включенных в выборку для проведения замеров твердых коммунальных отходов при организации и проведении первичных замеров массы и объема твердых коммунальных отходов в городе Омске, утвержденной 12 мая 2016 г. на заседании рабочей группы по определению и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Административный истец полагает, что принятый нормативный правовой акт нарушает её права как собственника неблагоустроенного жилого дома, проживающего на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, на предоставление коммунальных услуг.
Нормативны накопления твердых коммунальных отходов для одного проживающего в неблагоустроенном многоквартирном и жилом доме в городе Омске в размере 0,243 куб. м. в месяц, 2,920 куб. м. в год; 60,225 кг. в месяц, 722,7 кг. в год существенно завышены, поскольку не был определен перечень объектов для проведения первичных замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории города Омска; не осуществлено информирование собственников жилья о сроках и порядке проведения замеров, в том числе не доведена информация о необходимости в течение недели пользоваться только закрепленным за домом контейнером и недопустимости использования указанного контейнера сторонними лицами; обязательная фиксация полученных в результате замеров данных в ведомостях установленной формы с внесением информации, обеспечивающей идентификацию контейнера отсутствовала; возможность использования контейнера, закрепленного за жилым домом, сторонними лицам не исключена; первичные замеры массы и объема твердых коммунальных отходов фактически не производились (л.д.8-13, 188, 199-213).
В судебном заседании Яковлева Г.Н., её представитель Лихачев А.В., действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, заявленные требования поддержали.
Представители Региональной энергетической комиссии Омской области – Стельмашек Б.Н., действующий на основании доверенности от <...> (л.д.191), Новохова М.А., действующая на основании доверенности от <...> (л.д.176), поддержав доводы письменного отзыва (л.д.41-42), возражали относительно административного иска, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа в установленной форме, при соблюдении правил принятия, введения в действие и опубликования, отсутствие нарушений при расчете массы и объема твердых коммунальных отходов.
Представитель ООО «Магнит» – Колмакова Е.В., действующая на основании доверенности от <...> (л.д.177), поддержав в судебном заседании правовую позицию по делу регионального регулятора, указала, что норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный оспариваемым приказом, при расчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами применен частично, в размере 22,289 кг. в месяц с одного проживающего, в связи с чем, полагала права административной истицы не нарушенными.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что основания для удовлетворения требований Яковлевой Г.Н. имеются, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Яковлева Г.Н. является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на жилой <...> в г. Омске (л.д.84), постоянно зарегистрирована и проживает по указанному адресу (л.д.35), административной истице начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д.26).
Поскольку в соответствии с абзацем 1 пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется в соответствии с формулой, составной частью которой является норматив накопления твердых коммунальных отходов, суд приходит к выводу о соблюдении Яковлевой Г.Н. положений части 1 статьи 208 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области, является РЭК Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 г. № 212-п).
В сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области РЭК Омской области устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов (подпункт 3 пункта 13.2 указанного Положения).
РЭК Омской области 31 мая 2017 г. принят приказ № 61/27, которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области. В строке 2 таблицы приложения № 1 к приказу РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска, из расчета на одного проживающего 0,243 куб. м. в месяц, 2,920 куб. м. в год; 60,225 кг. в месяц, 722,7 кг. в год (л.д.43, 43 об.).
Приказом РЭК Омской области от 20 декабря 2019 г. № 560/86 в строку 2 таблицы приложения № 1 к приказу РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 внесены изменения; нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены в размере 0,122 куб. м. в месяц, 1,460 куб. м. в год; 22,289 кг. в месяц, 267,472 кг. в год из расчета на одного проживающего. Уточненные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска вступили в силу в соответствии с пунктом 2 приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2019 г. № 560/86 – через десять дней после его официального опубликования (л.д.183).
Тексты приказов в соответствии с положениями Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 31 мая 2017 г., номер опубликования 5501201705310008; 20 декабря 2019 г. номер опубликования 5501201912200099.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, полномочным органом исполнительной власти Омской области.
Данный приказ является нормативным правовым актом, так как обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим приказом.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269.
Из пункта 4 Правил следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом; при этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение семи дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям № 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
Согласно пунктам 11, 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер отходов должен осуществляться в течение каждого сезона: зима – декабрь, январь; весна – апрель; лето – июнь, июль; осень – сентябрь, октябрь.
Из материалов дела следует, что при расчетах нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска как в количественных показателях массы, так и в количественных показателях объема, региональным регулятором применялись данные по замерам, представленные департаментом городского хозяйства Администрации города Омска.
В силу требований подпункта «в» пункта 7 Правил в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тысяч человек при проведении замеров отходов для определения нормативов выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа.
Суд отмечает, что по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, размещенным в открытых интернет-источниках, следует, что по состоянию на 01 января 2017 г. в городе Омске проживало 1 178 391 человек (л.д.108), для проведения замеров отходов необходимо было выбрать участки городского округа город Омск где проживало бы не менее 5 892 человек (1 178 391 * 0,5%).
Как установлено судом, для замеров были избраны два участка городского округа город Омск: сектор индивидуальной жилой застройки по улице Герцена (от улицы 4-я Северная до улице 33-я Северная), насчитывающий по данным паспорта объекта 200 домов, в которых проживают 512 жителей; сектор индивидуальной жилой застройки в границах улиц 5-я Кировская – Центральная – 7-я Кировская – Семиреченская, насчитывающий по данным паспорта объекта 258 домов, в которых проживают 1096 жителей (л.д.66, 69).
Учитывая, что общее количество проживающих на отобранных для проведения замеров участках городского округа город Омск составило 1608 жителей, суд приходит к выводу о нарушении при проведении замеров требований подпункта «в» пункта 7 Правил по критерию «общая численность населения».
Из паспортов объектов также усматривается, что в секторе индивидуальной жилой застройки по улице Герцена установлено 180 бункеров объемом 6 куб.м.; в секторе индивидуальной жилой застройки в границах улиц 5-я Кировская – Центральная – 7-я Кировская – Семиреченская установлено 30 бункеров объемом 8 куб.м.
Из пояснений свидетеля <...>, замещавшего в 2016 году должность начальника управления Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, следует, что замеры количественных показателей объема и массы твердых бытовых отходов в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах городского округа осуществлялись непосредственно работниками БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», данные передавались свидетелю для занесения в сводную ведомость, дальнейшем сводная ведомость направлена региональному регулятору. Для замеров отходов устанавливался один бункер в секторе индивидуальной жилой застройки по улице Герцена, один бункер в границах улиц 5-я Кировская – Центральная – 7-я Кировская – Семиреченская. Данные пояснения свидетеля относительно количества бункеров согласуются со сведениями, содержащимися в сводных ведомостях.
Из ответа БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» усматривается, что бюджетное учреждение замерами твердых коммунальных отходов в целях установления норматива накопления в индивидуальной жилой застройке не занималось (л.д.231).
Проанализировав указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что соответствующие замеры отходов для определения нормативов, предусмотренные Правилами, не осуществлялись, сводные сезонные ведомости составлены формально, экономическая обоснованность оспариваемого значения норматива административным ответчиком не подтверждена, доказательства обоснованности установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,243 куб. м. в месяц, 2,920 куб. м. в год; 60,225 кг. в месяц, 722,7 кг. в год на одного проживающего РЭК Омской области не представлены.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление Яковлевой Г.Н. подлежит удовлетворению.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части имеет ограниченный срок действия (с 01 апреля по 30 декабря 2019 г.), суд приходит к выводу о том, что признание оспариваемого приказа недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, и полагает, что приказ РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,243 куб. м. в месяц, 2,920 куб. м. в год; 60,225 кг. в месяц, 722,7 кг. в год на одного проживающего подлежит признанию недействующим с момента вступления нормативного правового акта в силу.
Суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться сведения, указанные в пунктах 4, 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 части 6 статьи 180 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111, статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что главой 21 КАС РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов, вопрос о судебных расходах должен быть разрешен в соответствии с вышеприведенными правилами главой 10 КАС РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным иском Яковлевой Г.Н. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от <...> г. (л.д.7). Указанные расходы административного истца в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111, статьи 112 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Яковлевой Г. Н. удовлетворить.
Признать приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 г. № 61/27 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,243 куб. м. в месяц, 2,920 куб. м. в год; 60,225 кг. в месяц, 722,7 кг. в год на одного проживающего недействующим со дня вступления нормативного правового акта в силу.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Яковлевой Г. Н. судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Харламова