Дело № 3а-200-2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2017 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
представителя административных ответчиков ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.08.2017,
представителя заинтересованных лиц ФИО3, действующей на основании доверенностей от 17.03.2017 и 18.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Департамента земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Пермскому краю от 25.04.2017 № ** об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной равной 19 048 252 рубля по состоянию на 29.12.2016. В обоснование своих доводов указал, что отчет об оценке, на основании которого было принято оспариваемое решение Комиссии не соответствует по форме и содержанию Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральным стандартам оценки.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с доводами административного истца не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Представитель привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ООО «БЛиК», ООО «Кросс», ООО «Кафе Мечта» просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пропуск административным истцом срока обращения в суд с иском об оспаривании решения комиссии.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные отзывы на административное исковое заявление, исследовав материалы настоящего дела, а также дело № ** (том 375), суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административные исковые требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю, рассматриваются по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «БЛиК», ООО «Кросс», ООО «Кафе Мечта» являются собственниками объектов недвижимости – нежилых помещений, расположенных на земельном участке площадью 4 780 кв.м с кадастровым номером **, по адресу: ****.
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером ** определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 29.12.2016 № ** и составила по состоянию на 29.12.2016 в размере 70 326 036, 80 рублей.
Не согласившись с указанной стоимостью, ООО «БЛиК», ООО «Кросс», ООО «Кафе Мечта» 12.04.2017 обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее по тексту - Комиссия), созданной на основании приказа Росреестра от 21.11.2011 № П/455 и представили отчет об оценке рыночной стоимости № ** от 19.03.2017.
Решением Комиссии от 25.04.2017 № ** кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена в размере рыночной стоимости, равной 19 048 252 рубля, установленной в отчете об оценке № ** от 19.03.2017.
Отчет о рыночной оценке земельного участка был произведен по состоянию на 29.12.2016, что соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На заседании Комиссии от 25.04.2017 в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка от кадастровой стоимости составляет 73%. Оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Комиссия решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке по состоянию 29.12.2016 в размере 19 048 252 рубля.
Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении заседания комиссии по вопросу определения кадастровой стоимости названного выше земельного участка, на котором расположены принадлежащие юридическим лицам нежилые помещения, направлено в администрацию муниципального образования город Пермь 18.04.2017 (л.д. 31-32) и поступило в адрес органа местного самоуправления 22.04.2017 (л.д. 33).
Кроме того, в адрес администрации муниципального образования город Пермь 02.05.2017 (то есть в течение 5 рабочих дней) было направлено уведомление о результатах заседания комиссии от 25.04.2017, которое поступило в адрес администрации г. Перми – 05.05.2017 (л.д. 34-35).
Следовательно, органу местного самоуправления в лице администрации города Перми стало известно о вынесенном комиссией решении 05.05.2017. С этой даты следует исчислять срок обжалования решения комиссии.
При этом департамент земельных отношений администрации города Перми обратился с настоящим административным иском 10.08.2017 (л.д.2), то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Утверждение административного истца о том, что срок на подачу административного иска не пропущен, поскольку срок на обжалование решения Комиссии следует исчислять с даты получения департаментом земельных отношений администрации г. Перми от администрации города Перми направленного в ее адрес уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Пермскому краю от 25.04.2017 № 375, является несостоятельным.
Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии от 25.04.2017 департамента земельных отношений, являющегося функциональным органом администрации города Перми, согласно Положению о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39, не свидетельствует о том, что срок на обжалование следует исчислять с даты получения департаментом земельных отношений администрации города Перми уведомления Комиссии о принятом 25.04.2017 решении.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на Комиссии лежит обязанность уведомить о приятом решении орган местного самоуправления, от имени которого выступает администрация города Перми.
Принимая во внимание, что орган местного самоуправления узнал о принятом комиссией решении 05.05.2017 из соответствующего уведомления, а департамент земельных отношений обратился в суд 10.08.2017, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованием об оспаривании решения Комиссии. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административным истцом не приведено, ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований департамента земельных отношений администрации города Перми без исследования иных обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Департамента земельных отношений администрации города Перми об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 25 апреля 2017 года № ** - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 25 сентября 2017 года.
Судья (подпись)