ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2003/2021 от 01.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-267/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Лободенко К.В.,

при секретаре судебного заседания Чечиль К.В.,

с участием представителя административного истца Айрапетяна А.В. на основании доверенности Сколярино О.Н.,

представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеева Р.М.,

прокурора Сыса Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Айрапетяна Арсена Владимировича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Айрапетян А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752 в части утверждения пунктов 41072, 73119 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество:

- нежилое здание с кадастровым номером <№...> площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>;

- нежилое помещение с кадастровым номером <№...> площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>.

Айрапетян А.В. является собственником вышеуказанных объектов недвижимого имущества.

Административный истец указывает, что включение указанных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение данных объектов в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...> не обладают признаками объектов налогообложения, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не используются для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания, расположены на земельном участке с кадастровым номером <№...> общей площадью <...> кв.м, категория земель – <...>, вид разрешенного использования – <...>.

Административный истец указывает, что, согласно сведениям из экспликации к техническому паспорту по состоянию на 24 августа 2007 года, здание включает помещения с назначением «автомойка» и «приемки и диагностики», что не свидетельствует о размещении объектов бытового обслуживания. Назначение помещения «зал демонстраций» не тождественно термину «торговый зал» и однозначно не свидетельствует о размещении торговых объектов. Площади помещений с наименованием «касса» и «комната для расчетов» суммарно составляют около 0,53% от общей площади здания.

Следовательно, отсутствуют основания для включения вышеуказанных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Ступак В.А. указала, что спорные объекты недвижимого имущества включены в перечень на 2021 год на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в них. При включении в перечень нежилого помещения также учитывались сведения о его нахождении в здании, признаваемом торговым центром (комплексом). Выездное обследование данных объектов не проводилось. Также указала, что назначение помещений «автосалон», «автосервис», «автомойка» предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что является основанием для включения объектов недвижимости в перечень. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца на основании доверенности Сколярино О.Н. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Сергеев Р.М. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Прокурор Сыса Н.А. в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку нежилое здание включено в перечень на основании документов технического учета. Нежилое помещение включено в перечень ввиду его нахождения в здании автосалона. Полагала, что имеются основания для включения в перечень данных объектов недвижимости, поскольку один из них является автосалоном, а большую часть помещения занимает демонстрационный зал.

Изучив доводы административного иска и отзыва на него, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО КК) на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

28 декабря 2020 года принят приказ ДИО КК № 2752, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в подпункте 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу ДИО КК является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 28 декабря 2020 года № 2752 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказов департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закона КК №3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта департамента имущественных отношений Краснодарского края; Перечень информации о деятельности департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края. В соответствии с данным приказом и приложениями к нему, официальный сайт департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемый приказ опубликован на вышеуказанном официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативно-правового акта не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании статьи 2 Федерального закона от 30.11.2016 г. N 401-ФЗ, с 2018 года наименование помещений может служить основанием для их включения в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Судом установлено, что Айрапетяну А.В. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество:

- нежилое здание с кадастровым номером <№...> площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>

- нежилое помещение с кадастровым номером <№...> площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>

Данные объекты недвижимого имущества включены в Перечень на 2021 год на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о назначении помещений в них. При включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> также учитывались сведения о его нахождении в здании с кадастровым номером <№...>, признаваемом торговым центром (комплексом).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации к бытовым услугам отнесены предусмотренные пунктом 45.20 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - Классификатор видов деятельности), техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, включая:

ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел;

шиномонтаж и все виды связанных с ним работ;

антикоррозийную обработку;

установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу;

предпродажную подготовку;

техническую помощь на дорогах;

транспортирование неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки.

В техническом паспорте, составленном отделом ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по городу Краснодару по состоянию на 01.02.2016 года, указано назначение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...>.

Как следует из судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (апелляционное определение от 17.07.2019 года № 49-АПА19-15), отраженное в документах технического учета (инвентаризации) назначение помещений <...> предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в перечень.

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> является группой помещений первого и второго этажей <№...> общей площадью <...> кв.м в здании с кадастровым номером <№...>.

Исходя из сведений, содержащихся в вышеуказанном техническом паспорте, площадь помещений первого этажа: <...>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно пунктам 13, 16, 117 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. N 582-ст, ред. от 29.03.2016 г.) торговый объект: Здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Установочная площадь розничного торгового предприятия – часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Экспозиционная (демонстрационная) площадь – суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

Поскольку назначение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> - <...>, непосредственно торговый зал в нем не может быть выделен, так как осуществляется именно демонстрация образцов товаров.

В соответствии с вышеприведенным определением торгового объекта, указанным в Федеральном законе № 381-ФЗ, торговый объект должен быть оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Назначение помещений первого этажа: № 2 «зал демонстрационный», № 23 «касса», № 24 «комната для расчетов» предусматривает их функциональное использование в качестве необходимых частей торгового объекта.

Назначение помещений первого этажа: <...> предусматривает их функциональное использование для оказания услуг, предусмотренных пунктом 45.20 Классификатор видов деятельности, которые Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации отнесены к бытовым услугам.

Таким образом, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...> и <№...> с учетом их наименования в документах технического учета и сведений ЕГРН, подпадают под критерии, установленные пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что департамент имущественных отношений Краснодарского края включил спорные объекты в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации и порядка, объекты отвечают требованиям, установленным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учетом изложенного суд считает, что административные исковые требования Айрапетяна А.В. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Айрапетяна Арсена Владимировича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативного правового акта в части.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 15 марта 2022 года.

Судья К.В. Лободенко