Дело № 3а-200/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 2 августа 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием прокуроров прокуратуры Пермского края Синёвой А.М., ФИО1, представителя административных истцов ФИО2, ФИО3 и заинтересованного лица ООО «Авенида» - ФИО4, представителей административного ответчика Правительства Пермского края ФИО5, ФИО6, ФИО7, представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО8, представителей заинтересованного лица администрации города Перми ФИО9, ФИО10, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11, ФИО3 о признании не действующим постановления Правительства Пермского края от 27 февраля 2018 г. № 94-п «Об утверждении документации по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ» в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами **:3 и **:5 трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ, а также размещения электрических кабельных линий, соединяющих их,
у с т а н о в и л:
постановлением Правительства Пермского края от 27 февраля 2018 г. № 94-п «Об утверждении документации по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ» (далее также – Постановление № 94-п) утверждена прилагаемая к постановлению документация по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ.
Проектом межевания (раздел II документации по планировке) предусмотрено образование земельного участка № 1 путём перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами **:1, **:3, **:5, **:9 и городской земли с учётом красных линий для размещения объектов инженерного оборудования – трансформаторной подстанции и подводящей кабельной линии. При образовании земельного участка № 1 предполагается резервирование и изъятие земельных участков с кадастровыми номерами **:1, **:3, **:5, **:9.
Согласно документации по планировке, в границах проектирования планируется размещение объектов регионального значения: здания для ГКБУК «Пермский академический театр опери и балета им. П.И. Чайковского» и трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ. Размещение объектов капитального строительства федерального и местного значения в границах проектирования не предусматривается (подраздел 1.1 раздела I).
Постановление № 94-п опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 9 от 5 марта 2018 г.
Административный истец ФИО11, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером **:3, площадью 438 кв. м, расположенного по адресу: ****, а также собственником земельного участка с кадастровым номером **:9, площадью 636,97 кв. м, расположенного по адресу: ****, на котором в настоящее время находится объект незавершённого строительства с кадастровым номером **:30, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим Постановление № 94-п в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами **:3 и **:5 трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ, а также размещения электрических кабельных линий, соединяющих их.
Административный истец ФИО3, являющийся долевым собственником земельного участка с кадастровым номером **:5, площадью 1608 кв. м, расположенного по адресу: ****, а также долевым собственником жилого дома с кадастровым номером **:47, находящегося по этому же адресу, обратился в суд с административным исковым заявлением с аналогичными требованиями.
Определением Пермского краевого суда от 26 июня 2018 г. административные дела по административным исковым заявлениям ФИО11 и ФИО3 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Административные истцы обосновывают заявленные требования тем, что Постановлением № 94-п нарушаются их права и законные интересы как собственников недвижимого имущества, расположенного в пределах образуемого согласно документации по планировке земельного участка № 1. Также ФИО11 и ФИО3 полагают, что оспариваемый ими нормативный правовой акт принят с нарушением требований действующего законодательства, в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО11 и ФИО3 – ФИО4, действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, а также дополнительных письменных пояснениях.
ФИО4 как представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Авенида», действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которым оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт Правительства Пермского края нарушает права ФИО11, ФИО3 и не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители административного ответчика Правительства Пермского края ФИО5, ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенностей, просили отказать административным истцам в удовлетворении иска, озвучив доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО8, действующая на основании доверенности, поддержала изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление доводы об отсутствии оснований для удовлетворения административных исков.
Представители заинтересованного лица администрации города Перми ФИО9, ФИО10, действующие на основании доверенностей, пояснили, что не согласны с заявленными административными истцами требованиями, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с утверждением схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения (пункт 1 части 3).
Частью 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) определено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 данной статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 этой статьи.
В соответствии с положениями части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 данного Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 этого Кодекса.
Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов регионального значения (часть 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
В силу положений части 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта регионального значения или в целях размещения иного объекта в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, до её утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа. Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.
В течение тридцати дней со дня получения указанной в части 12.7 данной статьи документации по планировке территории глава поселения или глава городского округа направляет в орган, уполномоченный на утверждение такой документации, согласование такой документации или отказ в её согласовании (часть 12.8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
На территории Пермского края регулирование в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется также Законом Пермского края от 14 сентября 2011 г. № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» (далее – Закон № 805-ПК).
В статье 19 Закона № 805-ПК приведены порядок подготовки и принятия решения об утверждении документации по планировке территории. В частности, этой нормой (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным Правительством Пермского края исполнительным органом государственной власти Пермского края (далее - уполномоченный орган) (часть 1). В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный орган в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляет уведомления о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (часть 4). Уполномоченный орган в срок не более тридцати дней со дня поступления подготовленной на основании решения, указанного в части 1 данной статьи, документации по планировке территории осуществляет её проверку на соответствие требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, и по результатам проверки принимает решение о направлении такой документации в Правительство Пермского края для утверждения либо об отклонении такой документации и о направлении её на доработку (часть 5). Документация по планировке территории, представленная уполномоченным органом, подлежит утверждению Правительством Пермского края в течение четырнадцати дней со дня поступления такой документации (часть 6). Документация по планировке территории в течение семи дней со дня её утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации (часть 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. № 780-п «Об утверждении Схемы территориального планирования Пермского края» утверждена Схема территориального планирования Пермского края.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населённого пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Пунктом 2.6 «Блочные комплектные трансформаторные подстанции типа БКТП 6/04 кВ» раздела I «Положение о территориальном планировании» Схемы территориального планирования Пермского края предусмотрены три таких подстанции (ТП-1 6/0,4 кВ, ТП-2 6/0,4 кВ и ТП-3 6/0,4 кВ), местоположение планируемых объектов: Пермский городской округ, Ленинский район (местоположение уточняется на следующих стадиях проектирования).
Таким образом, при определении местоположения объектов регионального значения в Схеме территориального планирования Пермского края требования части 4 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ нарушены не были.
Распоряжением Правительства Пермского края от 28 декабря 2017 г. № 340-рп принято решение о подготовке документации по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ.
Уведомление о принятии приведённого распоряжения направлено Министерством строительства и архитектуры Пермского края в адрес главы города Перми – главы администрации города Перми письмом от 18 января 2018 г. № СЭД-35-03-01-45.
Письмом от 12 февраля 2018 г. № СЭД-35-03-01-132 разработанная документация по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ направлена этим же Министерством главе города Перми.
Представленная документация была проверена на соответствие требованиям, изложенным в частях 12.4, 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Перми, утверждённого решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143, земельные участки на которых предполагается размещение объектов регионального значения – трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ, расположены в территориальной зоне Ц-1 (Зона обслуживания и деловой активности городского центра). Градостроительным регламентом этой территориальной зоны размещение трансформаторных подстанций допускается, относится к вспомогательным видам разрешённого использования земельных участков.
В связи с изложенным 14 февраля 2018 г. за № СЭД-059-01-55-83 исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации города Перми направил в Министерство строительства и архитектуры Пермского края информацию о согласовании документации по планировке территории.
Постановлением № 94-п разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 28 декабря 2017 г. № 340-рп документация по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ была утверждена.
Учитывая, что Схемой территориального планирования Пермского края предусмотрено размещение трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ, при принятии Постановления № 94-п нарушение положений части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ Правительством Пермского края допущено не было.
Правительство Пермского края, исходя из положений Закона № 805-ПК, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, к компетенции которого отнесено утверждение документации по планировке территории. То есть Постановление № 94-п принято в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в рамках компетенции Правительства Пермского края.
Постановление № 94-п принято Правительством Пермского края на заседании Правительства Пермского края в соответствии с Регламентом Правительства Пермского края, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 20 февраля 2018 г. № 74-п. Проект постановления Правительства Пермского края № 94-п подготовлен Министерством строительства и архитектуры Пермского края.
Таким образом, оспариваемое административными истцами Постановление № 94-п принято Правительством Пермского края в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его принятия, а также с соблюдением требований градостроительного законодательства, включая положения Градостроительного кодекса РФ и Закона № 805-ПК.
Частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию.
Согласно части 3 приведённой статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертёж или чертежи планировки территории, положение о характеристиках планируемого развития территории, положения об очерёдности планируемого развития территории.
Как установлено судом, основная часть проекта планировки, включающая положения, предусмотренные частью 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ, утверждённая Постановлением № 94-п, была официально опубликована вместе с данным нормативным правовым актом.
Учитывая изложенное, доводы административных истцов о том, что при публикации Постановления № 94-п было допущено нарушение требований действующего законодательства со ссылкой на то, что не были опубликованы материалы по обоснованию проекта планировки, признаются судом ошибочными, поскольку утверждению подлежит только основная часть проекта планировки.
Ссылка административных истцов в обоснование заявленных требований на то, что документация по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ в нарушение требований пункта 3 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ не содержит обоснование определения границ зон планируемого размещения объекта капитального строительства, ошибочна, поскольку она опровергается содержанием раздела III документации по планировке территории «Материалы по обоснованию».
Утверждения административных истцов о том, что перед утверждением Правительством Пермского края Постановления № 94-п должны были быть проведены публичные слушания по проекту планировки территории, суд также считает ошибочными, так как решение о подготовке документации по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ принималось не органом местного самоуправления согласно статье 46 Градостроительного кодекса РФ, а уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 45 данного Кодекса.
То обстоятельство, что оспариваемый административными истцами региональный нормативный правовой акт принят в отношении территории кадастрового квартала, в пределах которого расположены принадлежащие ФИО11 и ФИО3 на праве собственности объекты недвижимости, не может повлечь признание Постановления № 94-п не действующим, так как порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (в том числе последствия такого изъятия, выплата возмещения за изымаемые земельные участки и т.д.) прямо предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 279 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом само Постановление № 94-п не имеет непосредственного отношения к процедуре изъятия земельных участков.
По этому же основанию несостоятельной является ссылка ФИО11 и ФИО3 в обоснование заявленных требований на нарушение положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы административных истцов в обоснование административного иска о том, что принимая Постановление № 94-п, Правительство Пермского края действовало недобросовестно, извлекая преимущество из своего незаконного и недобросовестного поведения, и фактически со злоупотреблением правом, являются голословными. Как установлено судом при рассмотрении административного дела, Правительство Пермского края при принятии оспариваемого административными истцами нормативного правового акта действовало в пределах своей компетенции, при этом были соблюдены порядок принятия постановления, а также требования действующего градостроительного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено, что Постановление № 94-п в оспариваемой части соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, они не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, в удовлетворении административного иска ФИО11 и ФИО3 следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО11, ФИО3 о признании не действующим постановления Правительства Пермского края от 27 февраля 2018 г. № 94-п «Об утверждении документации по планировке территории для размещения трёх блочных комплектных трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ» в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами **:3 и **:5 трансформаторных подстанций типа БКТП 6/04 кВ, а также размещения электрических кабельных линий, соединяющих их, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 9 августа 2018 г.
Решение не вступило в законную силу.
Судья -