УИД <номер изъят>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-30/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» к Правительству Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» (далее АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, на основании договора № <номер изъят> аренды земельного участка от <дата изъята> заключенного между АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу <дата изъята> № <номер изъят>
Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере (данные изъяты), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата изъята> № <номер изъят>
Кадастровая стоимость утверждена 3 декабря 2013 г., дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 17 июля 2014 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2012 г.
Установленную кадастровую стоимость в размере (данные изъяты) АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» полагает завышенной, не соответствующей рыночной стоимости земельного участка.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к оценщику ФИО1 (ООО «Центр экспертизы и управления собственностью»).
Согласно отчету от <дата изъята> № <номер изъят>, выполненным оценщиком ФИО1 (ООО «Центр экспертизы и управления собственностью») по заданию административного истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. составляет (данные изъяты)
В отчете на основании информации, предоставленной оценщику, а также данных проведенного осмотра земельного участка установлены индивидуализирующие особенности земельного участка: его месторасположение, транспортная доступность, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, наличие инженерных коммуникаций, которые не были в полной мере учтены при осуществлении массовой кадастровой оценки.
<дата изъята> АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в размере его рыночной стоимости, представив отчет от <дата изъята> № <номер изъят>
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от <дата изъята> отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с пропуском срока.
Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку стоимость арендной платы за пользование земельным участком и стоимость земельного участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, согласно пункта 2.1. договора № <номер изъят> аренды земельного участка от <дата изъята>
АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» с учетом уточнений исковых требований, просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и установить кадастровую стоимость арендуемого земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, определенную на 1 января 2012 г., равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты)
Административный истец АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой», надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил заявление об уточнении административных исковых требований и ходатайством о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования города Братска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на административное исковое заявление не направило.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп».
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается договором № <номер изъят> аренды земельного участка от <дата изъята> заключенного между АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу <дата изъята> № <номер изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата изъята> № <номер изъят>
Кадастровая стоимость утверждена 3 декабря 2013 г., дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 17 июля 2014 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2012 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено министерству имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г. № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.
В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 г.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.
Земельный участок с кадастровым номером 38:34:022703:3 поставлен на кадастровый учет 6 мая 2002 г.
Согласно Выписке из ЕГРН от <дата изъята> датой внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости является 17 июля 2014 г., датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 1 января 2012 г.
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к оценщику ФИО1 (ООО «Центр экспертизы и управления собственностью»).
В соответствии с отчетом от <дата изъята> № <номер изъят> об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, выполненным по заданию административного истца оценщиком ФИО1 (ООО «Центр экспертизы и управления собственностью»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. составляет (данные изъяты)
Считая, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка является значительной, <дата изъята> АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от <дата изъята> № <номер изъят> отказано в принятии к рассмотрению заявления АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по причине пропуска срока для обращения.
Не согласившись с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> является завышенной, АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» обратилось в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором так же содержится ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.
В соответствии с частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая то обстоятельство, что переоценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов в массовом порядке на территории Иркутской области по истечению пяти лет со дня утверждения результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе арендованного административным истцом земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, на момент обращения административного истца в суд уполномоченными органами не произведена, суд признает причину пропуска истцом срока на обращение с иском о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка уважительной, а срок подлежащим восстановлению в соответствии с частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от 12 декабря 2019 г. по ходатайству представителя АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» - ФИО2, действующего на основании доверенности, назначена судебная экспертиза в целях определения соответствия отчета от <дата изъята> № <номер изъят> требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, в случае такого несоответствия установления рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят> по состоянию на 1 января 2012 г., проведение которой поручено эксперту ФИО3 (ФБУ «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации).
Согласно заключению эксперта от <дата изъята> № <номер изъят>, выполненному экспертом ФИО3 (ФБУ «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации), предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят> расположенный по адресу: <адрес изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. составляет (данные изъяты)
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, пришел к выводу о несоответствии заключения эксперта от <дата изъята> № <номер изъят> законодательству в области оценочной деятельности, поскольку при подготовке экспертного заключения эксперт надлежащим образом не провел анализ отчета об оценке, указал, что информация об объектах-аналогах непроверяемая, тогда, как в отчете представлены выкопировки из источников информации, в том числе из публичной кадастровой карты, позволяющих идентифицировать объекты – аналоги. Эксперт необоснованно указал на исключение из объектов – аналогов аналога под номером 8 (стр. 106 т. 2), так как он относится к коммерческой недвижимости и мог использоваться в расчетах оценщиком. Судебный эксперт указал, на то обстоятельство, что оценщик необоснованно исключил из объектов – аналогов объекты под номерами 5, 6, 13. Однако, оценщиком приведено обоснование невозможности использования данных объектов. Эксперт не учел информацию оценщика, приведенную в разделе 10.3 «Определение сегмента рынка», поэтому пришел к необоснованному выводу о необходимости применения корректировки на вид разрешенного использования объекта оценки и объектов – аналогов, которые имеют разные виды разрешенного использования. Содержание принципов, изложенных экспертом в таблице № 2 (стр. 85 т. 2) в качестве нарушений, допущенных оценщиком, не соответствует содержанию Федеральных стандартов оценки № 3 и № 7. Судебный эксперт необоснованно расширил географию анализа рынка земельных участков, исследовав рынок города Иркутска, который не является территорией, схожей по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта. У эксперта отсутствует обоснование отказа от анализа рынка земельных участков в городах, сопоставимых с городом Братском. Ссылка на странице 25 (стр. 103 т. 2) экспертного заключения на данные сайта ГУП «ГУИОН» не является рабочей. Экспертное заключение не содержит выкопировок из источника информации об объектах – аналогах, в связи, с чем отсутствует возможность проверить достоверность сведений, приведенных в экспертном заключении. Информация, предоставленная экспертом в таблице № 8, является непроверяемой. Экспертом проигнорированы требования законодательства об оценке земельного участка, как незастроенного.
В соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 13 февраля 2020 г. Иркутским областным судом по ходатайству представителя АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» - ФИО2, действующего на основании доверенности, назначена повторная судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты), кадастровый номер <номер изъят> расположенный по адресу: <адрес изъят> по состоянию на 1 января 2012 г., проведение которой поручено эксперту ФИО4
Согласно заключению эксперта от <дата изъята> № <номер изъят>, выполненному экспертом ФИО4, предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты)., кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. составляет (данные изъяты)
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт ФИО4 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость арендованного административным истцом земельного участка установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
Эксперт ФИО4, имеет высшее экономическое и юридическое образование, диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебный эксперт», специализация «Судебная оценочная экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Мастер делового администрирования (МВА)», специализация «Стратегические финансы и инвестирование», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости недвижимости», удостоверение о повышении квалификации по программе «Проведение судебной оценочной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка бизнеса», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка движимого имущества», является сертифицированным РОО оценщиком бизнеса и недвижимости, евросертифицированным оценщиком недвижимости, сертифицированным негосударственным судебным экспертом, срок действия договора страхования гражданской ответственности оценщика – с 16 июля 2019 г. по 15 июля 2020 г., занимает должность начальника отдела оценки бизнеса (предприятий) ООО «Консалт-Оценка», является членом Экспертного Совета Саморегулируемой организации «Российское общество оценщиков», членом правления, председателем экспертно-консультационного комитета Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», полис обязательного страхования ответственности оценщика от <дата изъята> № <номер изъят>, сроком действия по 15 июля 2020 г., стаж работы в качестве практикующего оценщика – с 1998 г., в качестве эксперта – с 2007 г.
Таким образом, заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оценивая собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разрешая спор согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере (данные изъяты)
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> – <дата изъята> а также дату обращения АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной рыночной стоимости – <дата изъята>
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований АООТ «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области следует отказать.
Руководствуясь статьями 178-180, 219, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
восстановить акционерному обществу открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Административное исковое заявление акционерного общества открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания с подвальным этажом служебно-бытового корпуса управления строительства, площадью (данные изъяты) с кадастровым номером <номер изъят>, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, в размере (данные изъяты) по состоянию на 1 января 2012 г. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения акционерного общества открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> является <дата изъята>, датой обращения акционерного общества открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> равной рыночной стоимости является <дата изъята>
В удовлетворении административных исковых требований акционерному обществу открытого типа «Объединение акционерных обществ и предприятий «Братскгэсстрой», предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено <дата изъята>