ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-200/2021 от 07.04.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

дело № 3а-200/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Семейкиной С.А.

при секретаре Лобай Е.В.

с участием прокурора Давыдовой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Аркос» в лице представителя Малиенко Дениса Владимировича об оспаривании нормативно-правого акта в части,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Аркос» в лице представителя Малиенко Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым от 24 декабря 2015 года № 284 «Об утверждении коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым, предоставляемых в аренду без торгов в части установления коэффициента аренды (Ка) на земельные участки, предназначенные для разрешенного использования земельного участка - магазины в размере 2.5.

Представителем административного истца Тарадановым Р.А. были уточнены исковые требования, в которых просил признать недействующим Решение № 284 в редакции, действующей на дату подачи административного искового заявления, которое изначально было установлено п.43 таблицы 1.4 Приложения к решению, которым по виду разрешенного использования земельного участка - магазины установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 2.5. (л.д.215-216 т.2).

В обоснование административного искового заявления указал, что административный истец является собственником нежилого здания - магазина <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

17 октября 2017 года между администрацией Надымского района и ООО «Аркос» заключен договор аренды № Н 2017/105 земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2 494 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В приложении № 2 к договору указан размер арендной платы в год, исходя из коэффициента аренды (Ка) -2.5.

Применение коэффициентов 2.5 нарушает Постановление Правительства ЯНАО от 08 октября 2015 года № 953-П «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности ЯНАО, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов» (далее Постановление № 953-П), где указано, что применяется коэффициент - 1.

Применение коэффициента 2.5 не отвечает принципу экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующему доходности земельного участка с учетом категории земель, с учетом государственного регулирования тарифов на товары (услуги, работы), организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на участке, и субсидий, предоставляемым этим организациям, то есть противоречит Постановлению № 953-П и Правилам определения размера арендной платы.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Собрания депутатов МО г. Надым и администрации МО Надымский район Галимский В.В. заявленные требования не признал, указал, что в соответствии с Уставом Собрание депутатов МО г. Надым является уполномоченным органом по принятию решения об установлении размера коэффициентов ставок арендной платы, что не противоречит Постановлению № 953-П.

24.12.2015 года Собранием депутатов принято Решение № 284, пунктом 43 таблицы 1.4 приложения к которому установлен коэффициент аренды (Ка) на земельные участки, по виду разрешенного использования земельного участка - магазины в размере 2.5. Далее в Решение № 284 неоднократно вносились изменения, Решение № 284 действует в редакции Решения № 170, которое вступило в законную силу с 1 января 2020 года. Во всех редакциях Решений коэффициент являлся одинаковым - 2.5. Проекты всех Решений, в том числе № 284 и № 170, направлялись в прокуратуру, возражений и замечаний не поступило. К каждому решению имеется пояснительная записка и экономическое обоснование.

Коэффициент 2.5 не нарушает Постановление № 953-П, поскольку принят в его исполнение, соответствует финансово-экономическим реалиям и региональному и федеральному законодательству, Решение принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, порядок опубликования соблюден. В административном иске необходимо отказать ввиду его необоснованности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29 октября 2020 года № ЮЭ9965-20-280176472 Собрание депутатов МО г. Надым решением Думы Надымского района от 24 сентября 2020 года № 6 ликвидировано. В соответствии с п.4 решения Думы Надымского района от 24 сентября 2020 года № 13 правопреемником Собрания депутатов МО г. Надым по настоящему административному делу выступает дума Надымского района.

Определением суда ЯНАО от 17 февраля 2021 года в качестве ответчика по делу привлечена Дума Надымского района (л.д.187-190 т.2).

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Аркос» не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении административных исковых требований.

Представитель администрации Надымского района и Думы Надымского района в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом изложенного, дело подлежит рассмотрению в отсутствие данных лиц.

Прокурор Давыдова Л.А. в заключении полагала административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Заслушав заключение прокурора Давыдовой Л.А., изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ суд автономного округа рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

С административными исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Часть 6 статьи 208 КАС РФ позволяет подать в суд такое административное исковое заявление в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на принявшие его орган, организацию либо должностное лицо (пункт 3 части 8, часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст.5,22 Устава муниципального образования город Надым (действовавший на момент принятия оспариваемых актов) Собрание депутатов МО г. Надым (в настоящее время Дума Надымского района) является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представить интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования.

Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов, является средством массовой информации - газета «Рабочий Надыма».

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО (далее Собрание депутатов) от 24 декабря 2015 года № 284 «Об утверждении размера коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым, представляемых в аренду без торгов» утверждены размеры коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования город Надым.

Пунктом 43 таблицы 1.4 приложения к Решению № 284 коэффициент аренды (Ка) по виду разрешенного использования земельного участка - магазины (код 4.3) установлен в размере 2.5.

Указанное решение действовало в различных редакциях Решений: № 146 от 22 октября 2019 г, № 377 от 20.02.2017г, № 23 от 24.10.2017 г, № 129 от 22.05.2019 г. № 146 от 22.10.2019 и № 170 от 24.12.2019 г..

В настоящее время и на момент подачи административного иска Решение Собрания № 284 действует в редакции Решения от 24 декабря 2019 года № 170; пунктом 70 таблицы 1.4 приложения к Решению № 284 коэффициент аренды (Ка) по виду разрешенного использования земельного участка - магазины (код 4.3) установлен в размере 2.5.

Решение № 284 официально опубликовано в печатном издании «Рабочий Надыма» от 26 декабря 2015 года, спецвыпуск № 326 (3033). Решение № 170 официально опубликовано в печатном издании «Рабочий Надыма» от 24 декабря 2019 года, спецвыпуск № 310 (4464).

Все решения размещены на официальном Интернет-сайте муниципального образования г. Надым-http://nadymregion.ru/nadym-raion/nadym/, вступили в законную силу c момента опубликования.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 24 декабря 2015 года № 284 утверждены размеры коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования г.Надым.

В приложении к Решению в таблице № 1.4 пунктом 43 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. (код 4.4) - магазины, установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 2.5 (т.1 л.д.121).

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 в Решение № 284 внесены изменения, которыми таблица № 1 изложена в иной редакции, однако коэффициент аренды для земельных участков под магазины остался прежним - 2.5 (пункт 70-магазины, код 4.4) (т.1 л.д.229).

Административный истец является собственником нежилого здания - магазина <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

17 октября 2017 года между администрацией Надымского района и ООО «Аркос» заключен договор аренды № Н 2017/105 земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2 494 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В приложении № 1 к протоколу разногласий по договору указан размер арендной платы в год, исходя из коэффициента аренды (Ка) -2.5.

Таким образом, установлением оспариваемых коэффициентов арендной платы затрагиваются законные права и интересы административного истца, обязанного уплачивать арендную плату по договору аренды за пользование земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, с учетом установленных оспариваемыми решениями на соответствующий период времени коэффициентов аренды (КА).

Согласно п.п.1,2 ст.23 Устава в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования г. Надым находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством (на момент принятия оспариваемого решения).

Из указанных положений и требований Устава следует, что орган местного самоуправления вправе осуществлять собственное правовое регулирование в данной сфере, влекущее установление арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и установление размера коэффициента аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которое не должно противоречить законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят компетентным представительным органом местного самоуправления.

Процедура принятия оспариваемого решения, их форма, вид порядок опубликования и вступления в силу, предусмотренный ч.3 ст.ст.43.46,47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.23, 44 Устава муниципального образования город Надым соблюдены и сторонами не оспариваются.

В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В силу п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действия налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п.п.1, 3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2009 года № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей (далее Постановление № 582), которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года № 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление № 953-П).

Пунктом 2 Постановления № 953-П рекомендовано представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе до 30 декабря 2015 года обеспечить утверждение коэффициентов аренды (Ка) в соответствии с пунктом 2.3 Порядка.

В пункте 2.3 Порядка указано, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, размер коэффициента аренды (Ка) определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется представительным органом городского поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. В случае непринятия представительным органом муниципального образования в автономном округе такого решения коэффициент аренды (Ка) признается равным 1.

Согласно приложению № 1 к Порядку определены коэффициенты аренды на земельные участки с категорией земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и расположенные на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Таблица 1.3, столбец 5, раздел 66) к земельным участкам на территории Надыма предназначенным для размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности (виды разрешенного использования с кодами 4.1-4.10) применяется коэффициент 2.5.

Одним из принципов определения арендной платы согласно Постановления Правительства РФ № 582 является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается ы размере, соответствующим доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельной участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории с генеральным планом поселения, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 29 февраля 2019 года № 424-О, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности в данном случае должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственного подтверждающих проведение расчета величины установленного коэффициента, который повышает общий размер арендной платы для арендаторов соответствующих земельных участков.

Соответственно при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Содержание представленных административным ответчиком документов не содержит анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в них отсутствуют расчеты, свидетельствующие о проведении многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, не имеется какого-либо анализа доходности указанного вида разрешенного использования земельных участков с учетом интересов арендаторов земельных участков.

Таким образом, в представленных ответчиком документах изложены общие цели и задачи, носящие исключительно декларационный характер, в которых не содержится указаний относительно размера рассматриваемой ставки, отсутствуют конкретные ссылки на соответствующие расчеты, которые также не приведены.

Указание об увеличении арендной платы в целях пополнения местного бюджета противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Иных доказательств надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента 2,5 и их соответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при их принятии суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым в части установления коэффициента противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе п.п.1,3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 и подлежат признанию недействующим.

Из положений п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ, разъяснений, данный в п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Вопрос о признании нормативного правого акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Принимая во внимание, что Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым применялось и права граждан и организаций были реализованы, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 в редакции Решения Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 170 в части установления коэффициента аренды в размере 2.5 по виду разрешенного использования земельного участка - магазины противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, и подлежат признанию недействующим.

В силу требований ст.215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст.ст.103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика - Думы Надымского района по правилам ст.11 КАС РФ - как правопреемника Собрания депутатов муниципального образования город Надым.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Малиенко Дениса Владимировича, действующего в интересах ООО «Аркос» об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 «Об утверждении размера коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым, представляемых в аренду без торгов» в редакции Решения Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 170 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 24.12.2015 года № 284» в части установления коэффициента аренды в размере 2.5 по виду разрешенного использования земельного участка - магазины (пункт 70 таблицы 1.4 приложения к Решению № 284 коэффициент аренды (Ка) (код 4.3).

Возложить на Думу Надымского района обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован нормативный правовой акт.

Взыскать с Думы Надымского района в пользу ООО «Аркос» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ С.А. Семейкина

Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2021 года.