ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-200/2021 от 22.09.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-200/2021

42OS0000-01-2021-000276-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Галактионовой Е.С.,

с участием прокурора Фроловой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«22» сентября 2021 года

административное дело по административному иску Бойко Александра Сергеевича о признании недействующими в части распоряжения Администрации Кемеровской области от 03.12.2019 № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Администрации Правительства Кузбасса от 23.12.2020 № 21-ра «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

03 декабря 2019 года Администрацией Кемеровской области принято распоряжение № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее также – Распоряжение № 6-ра).

Пунктом 1 Распоряжения № 6-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также – Перечень), являющийся приложением к данному распоряжению.

Распоряжение № 6-ра опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://www.zakon.kemobl.ru, 03 декабря 2019 года.

Пунктом 457 Перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером

23 декабря 2020 года Администрацией Правительства Кузбасса принято распоряжение № 21-ра «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее также – Распоряжение № 21-ра).

Пунктом 1 Распоряжения № 21-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее также – Перечень объектов), являющийся приложением к распоряжению.

Распоряжение опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://www.zakon.kemobl.ru, 25 декабря 2020 года.

Пунктом 571 Перечня в число объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером

Административный истец Бойко А.С. обратился в суд с административным иском о признании не действующими Распоряжения Администрации Кемеровской области от 03 декабря 2019 года № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и Распоряжения Администрацией Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части включения здания с кадастровым номером в Перечни.

Требования мотивирует тем, что является собственником здания с кадастровым номером расположенного на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «пищевая промышленность, для размещения иных объектов промышленности». Ранее земельный участок имел вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», который был изменен поскольку территориальная зона П-3 (зона производственных предприятий IV-V класса опасности), где он расположен, не предусматривает размещение торговых объектов. Указывает, что здание с кадастровым номером не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, наименование здания - «здание торгового центра» не соответствует его фактическому использованию. Включение объекта недвижимости в Перечни на 2020 и 2021 годы, неправомерно возлагает на истца обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости здания.

Административный истец Бойко А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации Правительства Кузбасса (ранее Администрация Кемеровской области) Долгушина О.В., действующая на основании доверенности от 20.01.2020 сроком на три года, возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что здание с кадастровым номером включено в Перечни на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение объектов торговли, которому также соответствовало наименование здания. Отметила, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Администрацией Кемеровской области и Администрацией Правительства Кузбасса в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в пределах компетенции, порядок публикации соблюден. Объяснения в письменном виде приобщены к материалам дела (том 1 л.д. 105 – 110).

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Фроловой Т.Е., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей до 01 января 2020 года) органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, к которым применяется налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, являлась Администрация Кемеровской области.

В настоящее время, с учетом изменений, внесенных в вышеуказанный закон Законом Кемеровской области - Кузбасса от 09.04.2020 № 44-ОЗ, таким органом на территории Кемеровской области - Кузбасса является Администрация Правительства Кузбасса.

Распоряжение Администрации Кемеровской области от 03 декабря 2019 года № 6-ра «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и распоряжение Администрации Правительства Кузбасса от 23.12.2020 № 21-ра «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» приняты уполномоченными органами в пределах компетенции, в установленной форме, опубликованы в соответствии с требованиями закона и по данным основаниям не оспариваются.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1);

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Законом Кемеровской области «О налоге на имущество организаций» на основании главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 4 указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м. и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Из материалов дела следует, что на основании договора купли продажи от 01 августа 2019 года Бойко А.С. является собственником здания с кадастровым номером , площадью 4 628, 2 кв.м. (уточненная), находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> (том 1 л.д. 7 – 14, 57).

По данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости на дату 21 сентября 2020 года, назначение здания – нежилое, наименование – нежилое здание торгового центра (том 1 л.д. 11 - 14).

Вышеуказанный объект недвижимого имущества введен в гражданский оборот на основании решения суда от 16 марта 2015 года, которым за построившим его лицом признано право собственности на нежилое здание торгового центра, площадью 4 291, 3 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 8 495 кв.м., по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 99 – 100).

Принятию решения суда предшествовало составление технического паспорта в отношении объекта незавершенного строительства, распложенного по адресу: <адрес>, в котором его назначение не определено, наименование указано как здание торгового центра, площадь 4 291, 3 кв.м. (том 1 л.д. 93 – 98).

Впоследствии по состоянию на 24 августа 2015 года составлен технический паспорт нежилого здания с наименованием – нежилое здание торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 32 – 37).

24 декабря 2015 года объекту адресации – нежилому зданию торгового центра, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (том 1 л.д. 222).

Также установлено, что принадлежащее административному истцу здание расположено на земельном участке с кадастровым номером (том 1 л.д. 7 - 12).

Исходя из содержания кадастрового и реестрового дел на земельный участок с кадастровым номером также по данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, вид его разрешенного использования по состоянию на 2019 год – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (том 1 л.д. 123 – 158, л.д. 159 - 210, л.д. 58 – 60).

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на такой вид как пищевая промышленность произошло в марте 2020 года, то есть после принятия оспариваемого Распоряжения № 6-ра (том 1 л.д. 153).

Вопреки мнению административного истца территориальная зона П-3 (Зона производственных предприятий IV-V классов опасности), в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером не исключает размещение на нем торговых объектов. Напротив, в соответствии со статьей 55 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31 января 2012 года № 1/6, выдержку из которой представляет административный истец в материалы дела (том 1 л.д. 23 – 26), к числу основных видов разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне П-3 отнесены размещение объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), магазинов, бытовое обслуживание, к числу условно разрешенных – общественное питание.

В рассматриваемом случае вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» был присвоен земельному участку в ходе процедуры согласования места размещения объекта строительства – здания торгового центра по <адрес> (том 1 л.д. 132).

С учетом установленных обстоятельств основания для признания недействующим пункта 457 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 03 декабря 2019 года № 6-ра, отсутствуют.

При включении здания в целях налогообложения на 2021 год в Перечень объектов, утвержденный Распоряжением № 21-ра, вид разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено не предусматривал размещение на нем объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вследствие чего отнесение здания к торговому центру (комплексу) должно было выясняться путем установления его предназначения или фактического использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В указанной части сторонами не оспаривался тот факт, что на 2020 год в Едином государственном реестре недвижимости в отношении спорного здания содержались сведения: назначение – нежилое, наименование – нежилое здание торгового центра (том 1 л.д. 11 - 14).

В техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 24 августа 2015 года, его назначение значится как нежилое, наименование – нежилое здание торгового центра (том 1 л.д. 32 – 37). Из названного документа усматривается, что здание включает в себя помещения, лестничную клетку и площадку (экспликация к поэтажному плану здания - том 1 л.д. 36 оборот - 37).

Таким образом из документов технического учета на спорное здание следует, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений, входящих в его состав не позволяет однозначно отнести эти помещения к объектам торговли, бытового обслуживания, либо общественного питания применительно к статье 378.2 Налогового кодекса Российской федерации.

Следовательно, в таком случае отнесение здания к торговому центру должно выясняться путем установления его фактического использования.

Вместе с тем, мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования не проводились, что стороной административного ответчика не оспаривалось.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако административным ответчиком доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при принятии Распоряжения № 21-ра, не представлено.

Более того, 29 июня 2021 года внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении здания с кадастровым номером , исключено наименование «нежилое здание торгового центра» (том 1 л.д. 31, 7 – 10).

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в части требования о признании недействующим пункта 571 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Распоряжением Администрации Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра.

Определяя момент, с которого указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год), а потому способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме будет признание оспариваемых положений нормативного правового акта недействующим со дня его принятия.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск Бойко Александра Сергеевича удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт 571 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Распоряжением Администрации Правительства Кузбасса от 23 декабря 2020 года № 21-ра.

В удовлетворении требования о признании недействующим пункта 457 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 03 декабря 2019 года № 6-ра, отказать.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.В. Киклевич

Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2021 года