ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-200/2022 от 08.08.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а-200/2022

21OS0000-01-2022-000074-55

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 августа 2022 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.

при секретаре судебного заседания Яшине В.И.,

с участием административных истцов уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Т.И., Васильевой Л.М., Медведева В.В., Пархейкина М.Н.,

представителей административного ответчика Государственного Совета Чувашской Республики Ванямова В.Н. и Ксенофонтовой Л.Г.,

представителя административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Мизурова А.Ю.,

с участием прокурора Красновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Тамары Ивановны, Васильевой Ларисы Михайловны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича о признании незаконным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 30.06.2022 №320, возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики осуществить регистрацию инициативной группы и выдать регистрационное свидетельство,

у с т а н о в и л :

5 ноября 2021 года состоялось собрание инициативной группы (25 человек) по проведению референдума в Чувашской Республике, в ходе которого было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Чувашской Республики по следующему вопросу: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?».

В ходе этого собрания уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике были назначены Романова Т.И., Васильева Л.М., Медведев В.В., Пархейкин М.Н., ФИО1 (л.д.69-70).

8 ноября 2021 г. в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики поступило ходатайство о регистрации названной инициативной группы (л.д.64-73).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 18 ноября 2021 года № 206/1102-6 направлено в Государственный Совет Чувашской Республики ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» и приложенные к нему документы (л.д.62-63).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6 отменено названное постановление (пункт 1), отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» (пункт 2) (л.д.184-186).

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года, отказано уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Т.И., Васильевой Л.М., Пархейкину М.Н., ФИО1., Медведеву В.В. в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6 «О «О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики» (л.д.134-143).

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2022 года отменены решение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года, и по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Васильевой Л.М., Медведева В.В., Пархейкина М.Н., Романовой Т.И. удовлетворено, признано незаконным постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6 «О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики» (л.д.144-149).

Еще ранее, председатель Государственного Совета Чувашской Республики распоряжением от 17 июня 2022 года № 525 созвал очередную десятую сессию Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва на 30 июня 2022 года в 10 часов (л.д.109).

После признания Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2022 года незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года № 207/1108-6 «О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики» на основании ранее вынесенного постановления от 18 ноября 2021 года № 206/1102-6 Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» и приложенные к нему документы 27 июня 2022 года направлены в Государственный Совет Чувашской Республики (л.д.61-73).

Государственно-правовым управлением Аппарата Государственного Совета Чувашской Республики проведена проверка соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 №46 «О референдуме Чувашской Республики».

28 июня 2022 года на ходатайство инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики Комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению дано отрицательное заключение в связи с тем, что указанный вопрос не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» (л.д. 74-79).

Решением от 29 июня 2022 года комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению рекомендовано Государственному Совету Чувашской Республики признать вопрос «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» (л.д.80-82).

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 30 июня 2022 года № 320 указанный вопрос признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» (л.д.89-90).

При этом на заседании Государственного Совета Чувашской Республики присутствовали 42 депутата, за принятие названного постановления проголосовали 39 депутатов, воздержались - 3 депутата (л.д.88).

В связи с принятием Государственным Советом Чувашской Республики постановления от 30 июня 2022 года № 320 постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 14 июля 2022 г. № 16/119-7 было отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по данному вопросу (л.д.58-59).

30 июня 2022 года в соответствии с предусмотренными в пункте 7 статьи 9 Закона Чувашской Республики «О референдуме в Чувашской Республики» сроками Государственный Совет Чувашской Республики уведомил о ходатайстве Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (л.д. 91-101).

Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики Романова Т.И., Васильева Л.М., Медведев В.В., Пархейкин М.Н. обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, с учетом уточнений от 4 августа 2022 года, об оспаривании постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 30 июня 2022 года №320 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях» избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики», указывая на то, что это постановление является незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы членов инициативной группы, поскольку вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики».

Кроме того, просили возложить на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики обязанность осуществить регистрацию инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики и выдать регистрационное свидетельство.

Относительно требований административного искового заявления Государственный Совет Чувашской Республики и Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики представили письменные возражения (л.д.40-52 и 53-57).

Протокольными определениями от 4 и от 5 августа 2022 года суд допустил Медведева В.В., являющегося административным истцом, в качестве представителя Романовой Т.И., Васильевой Л.М. и Пархейкина М.Н.

В судебном заседании административные истцы - уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романова Т.И., Васильева Л.М., Пархейкин М.Н. и Медведев В.В., одновременно являющийся представителем Романовой Т.И., Васильевой Л.М. и Пархейкина М.Н., административные исковые требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

Представители административных ответчиков – Государственного Совета Чувашской Республики Ванямов В.Н., Ксенофонтова Г.Г. и Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Мизуров А.Ю. административные исковые требования не признали по мотивам необоснованности.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела заказной корреспонденцией с уведомлением, в судебное заседание представителя не направила; копия уточненного административного искового заявления направлена в ее адрес факсом (л.д.106).

Административные истцы в качестве заинтересованного лица по настоящему административному делу указали Президента Российской Федерации. Определением о принятии и подготовке дела к слушанию от 13 июля 2022 года и протокольным определением суда от 4 августа 2022 года Президент Российской Федерации исключен из состава заинтересованных в данном деле лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы административного дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав заключение прокурора Красновой Е.В., полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (часть 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения (часть 4 статьи 240 указанного кодекса).

Конституция Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы, в том числе обеспечения соответствия конституций, законов республик, иных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п. «а»); защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б»); осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и») (часть 1 статьи 72).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 1 статьи 1).

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ).

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его множественного толкования, то есть на него можно было дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ).

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Чувашской Республики, регулируются Законом Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 46 «О референдуме Чувашской Республики».

В пунктах 1, 5, 6 статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленному в пунктах 2, 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Статьей 36 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен содержаться вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать двадцать дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Если законодательный орган субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, избирательная комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

Если законодательный орган субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

В силу пункта 6 статьи 9 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» Государственный Совет Чувашской Республики в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 этого закона.

Пунктом 8 статьи 9 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» предусмотрено, что в случае признания Государственным Советом Чувашской Республики вопроса отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона, статьи 5 настоящего закона Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума и выдает ей регистрационное свидетельство.

Пунктом 10 статьи 9 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» предусмотрено, что в случае признания Государственным Советом Чувашской Республики вопроса не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона, статьи 5 настоящего закона Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики отказывает в регистрации инициативной группе по проведению референдума.

Таким образом, федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики в рамках регулирования отношений по реализации права граждан на участие в референдуме установлены условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, которые, вместе с тем, подлежат применению не сами по себе, а исключительно во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее законодательства, как оказывающими непосредственное влияние на определение допустимости вынесения того или иного вопроса на референдум субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» референдум Чувашской Республики назначается Государственным Советом Чувашской Республики в соответствии с федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и настоящим Законом не позднее 14 дней после представления документов, необходимых для назначения референдума Чувашской Республики, в порядке предусмотренном настоящим Законом. Решение о проведении референдума Чувашской Республики принимается Государственным Советом Чувашской Республики большинством голосов от установленного числа депутатов.

Порядок деятельности Государственного Совета Чувашской Республики, основные правила и процедуры его работы определены Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 № 37 «О Государственном Совете Чувашской Республики» и Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Государственного Совета ЧР от 15.03.2012 № 63 «О Регламенте Государственного Совета Чувашской Республики».

Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики установлено, что предложения по повестке дня сессии вносятся комитетами Государственного Совета Председателю Государственного Совета, который предварительно обобщает их и вносит на рассмотрение Президиума; в случаях, предусмотренных регламентом, предложения по повестке дня сессии вносятся Президиумом Государственного Совета; проект повестки дня сессии вносится на рассмотрение Государственного Совета, который обсуждает проект и утверждает повестку дня сессии; предложения о включении в повестку дня сессии дополнительных вопросов могут быть внесены непосредственно на сессии при обсуждении проекта повестки дня по предложению комитета при наличии проекта постановления и материалов к нему в случае предварительного рассмотрения вопроса в профильном комитете; вопрос о включении поступающих предложений в повестку дня сессии решается путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих депутатов; в ходе заседаний Государственного Совета непосредственно в зале распространяются материалы по вопросам, включенным в повестку дня (статьи 43, 44 Регламента).

В статье 48 Регламента законодатель определил, что на заседаниях Государственного Совета решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым и тайным голосованием. Также установлено, что тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных Регламентом, или по решению Государственного Совета. Эта же статья содержит положение, в соответствии с которым для проведения голосования используется электронная система подсчета голосов или без использования указанной электронной системы; на заседании Государственного Совета проводится, как правило, открытое голосование с использованием электронной системы, если не будет Государственным Советом принято решение об изменении способа проведения голосования. Регламентом в статье 54 предусмотрена передача депутатом Государственного Совета, осуществляющим депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, своего голоса другому депутату Государственного Совета в связи с отсутствием на заседании по уважительным причинам, определенным пунктом 2 статьи 30.1 настоящего Регламента, о чем на имя Председателя Государственного Совета составляется заявление с указанием причины отсутствия и рассматриваемые вопросы, по которым передается голос. Статьей 55 Регламента определено, что Государственный Совет принимает постановления большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета; по процедурным вопросам, таких как о перерыве в заседании или переносе заседания; о принятии повестки дня за основу, решение принимается большинством голосов депутатов от присутствующих.

Статьей 4 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 37 «О Государственном Совете Чувашской Республики» установлено, что Государственный Совет Чувашской Республики состоит из 44 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии со статьями 6, 7, 20 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 37 «О Государственном Совете Чувашской Республики» решение вопросов Государственный Совет Чувашской Республики принимает на сессиях; сессия Государственного Совета правомочна, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Как следует из материалов административного дела, на заседании очередной десятой сессии Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, состоявшемся 30 июня 2022 года, по результатам голосования по вопросу, включенному в повестку дня сессии, о принятии проекта постановления «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях» избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики», в поддержку принятия такого постановления проголосовало 39 депутатов из 42 присутствующих (воздержалось 3), то есть большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики (л.д.88).

При этом сессия Государственного Совета Чувашской Республики была правомочна, поскольку на ее заседании присутствовало более 50% от числа избранных депутатов.

Указанный вопрос в проект повестки дня сессии внесен профильным комитетом, предварительно рассмотревшим данный вопрос на своем заседании (л.д.121-126).

Доводы административных истцов о том, что фактически на сессии присутствовало меньше депутатов, чем приняло участие в голосовании, суд находит не состоятельными и предположительными. Сведений о нарушении права голоса депутатов при утверждении повестки дня и при принятии оспариваемого постановления не имеется? как не имеется и сведений об обращении кого-либо из проголосовавших депутатов с заявлениями о нарушении их прав при голосовании по вопросу о принятии оспариваемого постановления.

Кроме того, утверждая, что им из средств массовой информации было известно о том, что, открывая заседание сессии, председательствующий объявил о том, что на заседании присутствует 41 депутат, административные истцы тем самым подтвердили наличие кворума.

Статьей 49 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики установлено, что для осуществления контроля за работой электронной системы и обслуживания ее персонала образуется Комиссия по контролю за электронной системой голосования в составе трех депутатов.

Из материалов дела следует, что протокол об итогах голосования десятой сессии Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва от 30 июня 2022 года по вопросу соответствия предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики требованиям ст. 12 федерального закона и ст. 5 закона Чувашской Республики оформлен указанной Комиссией и подписан председателем Комиссии по контролю за электронной системой голосования (л.д.88).

В связи с чем суд не может согласиться с доводами административных истцов о несоответствии результатов голосования, отраженных в данном протоколе, с фактическими результатами голосования и с доводами о том, что депутаты сессии не были оповещены о ее созыве.

Сам факт присутствия депутатов на заседании сессии и голосования по указанному вопросу свидетельствует об их оповещении о самом заседании сессии и о проекте повестки дня.

Согласно статье 6 Закона ЧР от 30.06.2014 № 40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики» официальным опубликованием постановлений Государственного Совета Чувашской Республики считается первая публикация в республиканской газете «Республика» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» официальном сайте Государственного Совета Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно статьи 7 Закона Чувашской Республики «О государственном Совете Чувашской Республики» официальным опубликованием распоряжения Председателя Государственного Совета считается размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте Государственного Совета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 2 статьи 32 Регламента распоряжение Председателя Государственного Совета Чувашской Республики о созыве очередной сессии публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте Государственного Совета не позднее чем за 10 дней до открытия сессии.

Административные истцы указывают на то, что указанный срок Государственным Советом Чувашской Республики был нарушен.

Представители административных ответчиков утверждают, что указанный срок нарушен не был.

Судом установлено, что на официальном сайте Государственного Совета Чувашской Республики первое опубликование распоряжения Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 17 июня 2022 года о созыве очередной десятой сессии седьмого созыва состоялось 20 июня 2022 года. Помимо этого распоряжение было опубликовано в № 27946 газеты «Хыпар» 21 июня 2022 года? а также в газете «Республика» 22 июня 2022 года в № 25 (1530).

Поскольку статьей 32 Регламента установлено, что распоряжение о созыве очередной сессии публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте Государственного Совета не позднее чем за 10 дней до открытия сессии, то в данном случае указанный срок не нарушен.

Кроме того, опубликование распоряжения от 17 июня 2022 года в средствах массовой информации носит процедурный характер, при этом процедура опубликования распоряжения не влияет на волеизъявление депутатов при принятии ими оспариваемого решения.

Также административные истцы утверждают, что на заседании комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению, на котором было принято решение о рекомендации Государственному Совету Чувашской Республики признать выдвинутый инициативной группой вопрос не соответствующим федеральному закону и закону Чувашской Республики, была нарушена процедура его созыва, т.к. не все члены комитета присутствовали на заседании, присутствие всех членов комитета на заседании является обязательным, нарушена процедура голосования при принятии указанного решения, на заседании комитета не принимали участие все заместители председателя комитета.

Порядок деятельности комитетов Государственного Совета Чувашской Республики определяется Законом Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики», положением о комитетах и Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики.

В соответствии со статьями 9, 15 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 №37 «О Государственном Совете Чувашской Республики Государственный Совет из числа депутатов образует комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии являются постоянно действующими органами Государственного Совета. Комитеты являются постоянно действующими и основными рабочими органами Государственного Совета и подотчетны ему.

В соответствии со ст. 16 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» комитеты осуществляют предварительное рассмотрение проектов постановлений Государственного Совета по вопросам, отнесенным к ведению Государственного Совета; содействие Государственному Совету в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов Чувашской Республики, и в связи с этими полномочиями заслушивают членов Кабинета Министров Чувашской Республики, руководителей других государственных органов по вопросам, относящимся к сферам их деятельности.

Государственным Советом Чувашской Республики постановлением от 29 сентября 2021 года № 10 утверждено Положение о комитетах Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, в соответствии с которым установлено, что состав комитета утверждается Государственным Советом путем принятия решения в форме постановления (п.1.5). Положением утверждены полномочия комитетов, аналогичные положениям, закрепленным в ст. 16 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» (п.2.1). Заседания комитетов созываются по мере необходимости и могут проводится как во время сессий Государственного Совета, так и в период между ними. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует входящих в комитет членов более половины утвержденного состава комитета. Решения по рассматриваемым вопросам в комитетах принимается простым большинством от общего числа присутствующих на заседании членов комитета (пункты 4.2, п.4.3, 4.4).

К полномочиям комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению отнесены полномочия по предварительному рассмотрению вопросов и подготовке проектов решений по направлениям, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Чувашской Республики в пределах полномочий Чувашской Республики и в ее ведении, в том числе по направлению законодательства о выборах и референдумах (подпункт 7 пункта 15 раздела 5 Положения).

Таким образом, выборы и референдумы отнесены к вопросам комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению, соответственно, ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы обоснованно были предварительно рассмотрены на заседании указанного постоянного комитета.

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года №11 утвержден состав комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению в составе 15 депутатов (Приложение №2 к постановлению).

Судом установлено, что комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению на заседании, состоявшемся 29 июня 2022 года, на которое были приглашены руководители и начальники отделов Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Государственной службы Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, Государственно-правового управления Главы Чувашской Республики, Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, Управления Росреестра Чувашской Республики, исполнительный директор Совета муниципальных образований Чувашской Республики, старший помощник прокурора Чувашской Республики, а также сотрудники Аппарата Государственного Совета Чувашской Республики, принято решение, которым комитет рекомендовал Государственному Совету Чувашской Республики признать вопрос «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» (л.д.80-82).

На указанном заседании из 15 входящих в состав комитета депутатов присутствовали 9 членов комитета и председательствующий ФИО2., также входящий в состав комитета, в связи с чем, исходя из положений пункта 4.3 Положения о комитетах заседание комитета было правомочно (вместе с председательствующим 10 депутатов).

За принятие указанного решения проголосовало за решение - 7 депутатов, воздержалось – 2, при этом один из депутатов (ФИО3), зарегистрировавшись на начало заседания, при голосовании отсутствовал (л.д.81).

Указанным выше Положением о комитетах установлено правомочие комитета в зависимости от количества входящих в его состав членов - более половины утвержденного состава, и это правомочие не поставлено в зависимость от присутствия на заседании заместителей председателя комитета, в связи с чем суд не может согласиться с утверждением административных истцов о том, что состоявшееся 29 июня 2022 года заседание комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению, на котором было принято решение о рекомендации Государственному Совету Чувашской Республики признать выдвинутый на референдум Чувашской Республики инициативной группой вопроса не соответствующим ст. 12 федерального закона и ст. 5 Закона Чувашской Республики, являлось неправомочным ввиду отсутствия на заседании заместителей председателя комитета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура принятия комитетом решения о рекомендации Государственному Совету Чувашской Республики признать выдвинутый инициативной группой вопрос не соответствующим федеральному закону и закону Чувашской Республики, не была нарушена; указанное решение принято комитетом в пределах своих полномочий, при этом заседание комитета было правомочным.

Суд находит не состоятельным утверждение административных истцов о нарушении, допущенном Государственным Советом Чувашской Республики, при проведении сессии, выразившемся в том, что очередная десятая сессия Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, состоявшаяся 30 июня 2022 года, на котором Государственным Советом Чувашской Республики было принято оспариваемое ими постановление, не являлась очередной, а имела все признаки внеочередной и экстренной сессии, а также о нарушении Президиумом Государственного Совета Чувашской Республики процедуры утверждения проекта повестки дня сессии.

Так, пунктами 2 и 4 статьи 6 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» и пунктами 1 и 4 статьи 32 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики установлено, что очередная сессия Государственного Совета проводится не реже одного раза в три месяца. Сессия созывается распоряжением Председателя Государственного Совета; экстренная сессия Государственного Совета созывается Председателем Государственного Совета по своей инициативе или по инициативе Главы Чувашской Республики в любое время суток при чрезвычайных обстоятельствах.

В данном же случае, как изложено выше в настоящем решении, еще 17 июня 2022 года председатель Государственного Совета Чувашской Республики распоряжением № 525 созвал очередную десятую сессию Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва на 30 июня 2022 года. В проект повести дня сессии было включено 23 вопроса, в том числе и вопрос о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 федерального закона и статьи 5 Закона Чувашской Республики (л.д.109, 121-126).

Согласно ст.10 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» Президиум Государственного Совета является органом Государственного Совета и создается для подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственного Совета; в состав Президиума Государственного Совета входят по должности Председатель Государственного Совета, заместители Председателя Государственного Совета, председатели комитетов Государственного Совета, руководители депутатских объединений, а также два депутата Государственного Совета; к полномочиям Президиума Государственного Совета отнесено, наряду с другими вопросами и формирование проекта повестки дня сессии Государственного Совета; порядок деятельности Президиума Государственного Совета определяется Положением о Президиуме Государственного Совета и Регламентом Государственного Совета.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 и пунктами 1,4 раздела 3 названного Положения, утвержденного Государственным Советом Чувашской Республики от 10 сентября 2002 года № 39, решение об избрании членов Президиума и его состав оформляется постановлением Государственного Совета; заседания Президиума правомочны, если на них присутствует более половины членов Президиума; решения Президиума принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума; решения Президиума оформляются в виде постановлений, протокольных решений.

В данном случае, как установлено судом, проект повестки дня утвержден решением Президиума Государственного Совета Чувашской Республики №369 от 29 июня 2022 года, оформленным в форме постановления (л.д.169-171). Состав Президиума утвержден постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года № 15 из 13 человек (л.д.166-167). На заседании Президиума, на котором был утвержден проект повестки дня очередной десятой сессии Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва присутствовало 11 его членов; за проект повестки для сессии проголосовало 11 присутствовавших членов, т.е. единогласно.

Таким образом, процедура проведения заседания Президиума была соблюдена, при наличии компетенции и при наличии кворума, т.к. на заседании присутствовало 11 членов из 13 утвержденных, т.е. более половины членов Президиума, решение по проекту повести дня сессии принято членами единогласно, т.е. большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума.

Статьей 43 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики установлено, что проект повестки дня сессии вносится председателем Государственного Совета; Государственный Совет обсуждает проект и утверждает повестку дня сессии.

Таким образом, полномочиями по утверждению повестки дня сессии обладает исключительно Государственный Совет Чувашской Республики на заседании сессии. При этом положениями данной статьи также предусмотрено, что в повестку дня сессии непосредственно на сессии могут быть внесены и дополнительные вопросы при обсуждении проекта повестки дня; при этом право включения вопроса в повестку дня либо о направлении вопроса на доработку принадлежит исключительно Государственному Совету. Вопрос о включении предложений в повестку дня решается путем открытого голосования.

В связи с этим утверждение административных истцов о том, что проект повестки дня был сформирован за несколько часов до дня заседания сессии не говорит о том, что Госсовет Чувашской Республики нарушил процедуру формирования повестки дня, поскольку проект повестки дня, как изложено выше, формирует Президиум Государственного Совета, а не Государственный Совет Чувашской Республики, как утверждают административные истцы, а сама повестка дня утверждается Государственным Советом Чувашской Республики в день заседания сессии путем голосования.

То обстоятельство, что ходатайство инициативной группы было разослано депутатам Государственного Совета Чувашской Республики по электронной почте накануне заседания очередной десятой сессии Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, само по себе, без учета всех установленных обстоятельств по делу и с соблюдением процедуры созыва очередной сессии, вопреки утверждениям административных истцов не свидетельствует о том, что проведенная Государственным Советом Чувашской Республики очередная сессия являлась внеочередной либо экстренной.

Суд не может согласиться и с утверждением административных истцов о том, что депутатам Государственного Совета Чувашской Республики не была предоставлена возможность для изучения выдвинутого инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики вопроса и подготовится к его обсуждению до начала голосования в виду незаблаговременного направления депутатам материалов по данному вопросу, а также в связи с тем, что материал был направлен депутатам по электронной почте и некоторыми депутатами, как полагают административные истцы, он не был прочитан и изучен.

Как установлено судом, повестка дня, в которую, наряду с другими вопросами, был включен и вопрос о соответствии предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики вопроса требованиям ст. 12 федерального закона и статьи 5 закона Чувашской Республики утверждена с согласия депутатов на сессии, оспариваемое постановление принято большинством депутатов, о чем свидетельствует их участие в голосовании по данному вопросу. Из стенограммы очередной десятой сессии Государственного Совета Чувашской Республики следует, что о неполучении материалов по данному вопросу и его неизучении никто из депутатов не заявил, как не заявил ходатайство об объявлении перерыва сессии либо об отложении в связи с этим рассмотрение вопроса на другое заседание сессии. Такое утверждение административных истцов о незаблаговременном направлении депутатам материалов по их вопросу, что, по их мнению, повлекло неподготовленность депутатов к его рассмотрению на данном заседании сессии, а также о том что депутаты не разобрались в поставленном вопросе, основано на предположении и не может служить основанием к отмене принятого Государственным Советом Чувашской Республики оспоренного постановления, поскольку не повлекло искажения воли депутатов законодательного органа при голосовании за его принятие и, соответственно, не повлекло нарушения прав заявителей.

Доводы административных истцов о том, что в адрес Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству и местному самоуправлению и в адрес Президиума Государственного Совета Чувашской Республики материалы по ходатайству инициативной группы были внесены с нарушением закона также незаблаговременно, что Президиум Госсовета Чувашской Республики и профильный комитет протоколы заседаний, на которых рассматривался вопрос о ходатайстве инициативной группы вели, как полагают административные истцы, ненадлежаще, основанием для признания оспоренного постановления незаконным не является, поскольку, как установлено судом, проект постановления с приложениями был внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики, данный вопрос был включен в повестку дня сессии Государственного Совета Чувашской Республики и, также как и повестка дня, утвержден решением депутатов путем голосования, в связи с чем сроки внесения ходатайства инициативной группы на заседание комитета и Президиума Государственного Совета Чувашской Республики, также как и порядок составления протоколов заседаний комитета и президиума на искажение воли депутатов законодательного органа при голосовании не влияют.

Суд не может согласиться и с утверждением административных истцов о том, что Государственный Совет Чувашской Республики не провел лингвистическую экспертизу по слову «куар-код», включенному в выдвинутый инициативной группой вопрос на референдум Чувашской Республики, не провел заседание по указанному вопросу с участием включенного в штат структуры Госсовета ЧР начальника отдела перевода, редактирования и лингвистической экспертизы, поскольку ни федеральный закон № 67-ФЗ, ни законы Чувашской Республики от 29.12.2003 №46 «О референдуме Чувашской Республики» и от 23.07.2001 № 37 «О Государственном совете Чувашской Республики» не содержат обязательного проведения лингвистической экспертизы. А относительно должностных обязанностей начальника отдела, то из должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника указанного отдела аппарата Госсовета ЧР, на который ссылаются административные истцы, следует, что в его обязанности входит работа по проведению лингвистической экспертизы, подготовке к подписанию проектов законов Чувашской Республики, постановлений Государственного Совета и иных документов. Поставленный административными истцами вопрос об обязательном проведении лингвистической экспертизы выдвинутого на референдум инициативной группы вопроса либо его части, не указан в должностных обязанностях начальника названного отдела (л.д.173-183).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» формой контрольной деятельности Общественной палаты является проведение общественной экспертизы проектов законов и проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 32-ФЗ). В этом случае законом установлено, что решение об экспертизе таких проектов принимается советом Общественной палаты по собственной инициативе либо в связи с обращением руководителя государства, Правительства России, палат парламента (ст. 18 Закона).

Из изложенного следует, что законом закреплена возможность общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Иных положений в указанной сфере региональное законодательство, а именно статья 12 Закона ЧР от 01.03.2011 № 6 «Об Общественной палате Чувашской Республики» не содержит.

В данном случае оспариваемое административными истцами постановление Государственного Совета Чувашской Республики не является проектом федерального закона, проектом закона Чувашской Республики, а также не является проектом нормативно-правового акта органов исполнительной власти.

В связи с чем довод административных истцов о неизвещении Общественной палаты Чувашской Республики о заседании профильного комитета и заседания сессии Государственного Совета Чувашской Республики основанием для признания незаконным оспариваемого постановления не является.

Суд не может согласиться и с доводами административных истцов о том, что депутатам Государственного Совета Чувашской Республики не были представлены все материалы ходатайства инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики.

Как изложено выше в настоящем решении, требования к содержанию ходатайства инициативной группы по проведению референдума о регистрации группы определены в статье 36 Закона Российской Федерации № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где установлено, что для реализации инициативы проведения референдума инициативная группа по проведению референдума подает ходатайство о регистрации группы в избирательную комиссию, в котором должны быть отражены сведения о каждом члене инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени, к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Избирательная комиссия в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации принимает решение о направлении указанных документов в законодательный орган субъекта Российской Федерации.

При этом иных требований к содержанию документов, прилагаемых к ходатайству инициативной группы по проведению референдума о регистрации, не предъявляет ни Закон РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Закон Чувашской Республики №46 «О референдуме Чувашской Республики».

В документах инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики, поданных в Центральную избирательную комиссию 8 ноября 2021 года, содержалось ходатайство о регистрации инициативной группы, к которой был приложен только протокол собрания инициативной группы со списком участников собрания.

Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2022 года к ходатайству приложено не было. (л.д.64-73).

В данном случае, как следует из материалов дела, все представленные инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики документы Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, в том числе и ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения референдума Чувашской Республики, содержащее вынесенный инициативной группой на референдум вопрос, были направлены в Государственный Совет Чувашской Республики (л.д.62-73). Эти же документы были направлены в профильный комитет Государственного Совета Чувашской Республики для предварительного рассмотрения в электронном виде на электронную почту депутатов (л.д.111). Проект постановления по данному вопросу и материалы предварительного рассмотрения вопроса в профильном комитете, как требуют положения статей 32 и 43 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики, направлены депутатам Государственного Совета Чувашской Республики в электронном виде на электронную почту депутатов (л.д. 127-133).

То обстоятельство, что в соответствии с требованиями федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», регулирующего защиту прав физических лиц от распространения их персональных данных без их согласия в установленной ст. 9 закона форме, сведения о дате, месте рождения, паспортных данных, адресе места жительства членов инициативной группы не представлялись депутатам, нельзя расценить как факт не передачи депутатам самого ходатайства инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики, т.к. федеральный закон №67-ФЗ в статье 36 указывает на необходимость указания этих сведений в целях проверки избирательной комиссией полномочий членов инициативной группы по проведению референдума на подачу данного ходатайства.

Статьей 34 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики установлено, что персональный состав лиц, приглашенных на заседание Государственного Совета, определяется Председателем Государственного Совета или по его поручению – другим должностным лицом. При этом перечень лиц, которые должны быть приглашены на заседание сессии в обязательном порядке, в который бы входили члены инициативной группы, Регламент не содержит.

28.06.2022 Романова Т.И. обратилась к председателю Государственного Совета Чувашской Республики с заявлением о приглашении члена инициативной группы на заседание сессии; ее заявление рассмотрено и дан письменный ответ (л.д.62-164).

В связи с чем довод о том, что уполномоченные инициативной группы не были приглашены для рассмотрения представленных документов, само по себе не влечет признания оспариваемого постановления незаконным.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Государственный Совет Чувашской Республики соответствие вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального Закона «Об основных гарантиях» избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» проверил и признал, что данный вопрос этим требованиям не отвечает. При этом порядок такой проверки, вопреки доводам административного истца, Государственным Советом Чувашской Республики не нарушен.

В соответствии с п.п. 53, 54 ст. 2 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", местный референдум это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Согласно положениям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (пункт 2). Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (пункт 5). Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7). На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».)

Согласно части 1 статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» на референдум Чувашской Республики могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Чувашской Республики или в совместном ведении Российской Федерации и Чувашской Республики, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

QR-код (куар-код, кюар-код) - тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов), представляет собой машиночитаемый набор данных, машиночитаемую маркировку и является способом хранения информации.

На момент рассмотрения настоящего дела статус QR-кода на законодательном уровне не определен.

Вместе с тем, на сегодняшний день QR-коды широко используются в Российской Федерации.

Так, QR-коды используются гражданами при получении услуг в банковской системе, в магазинах для быстрого определения стоимости товаров, с использованием QR-кодов совершаются покупки в Интернете, в магазинах, ресторанах, поддерживающих оплату по QR-коду через систему быстрых платежей, а также используются организациями, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами при оказании гражданам услуг.

QR-код используется при подаче гражданами заявлений в органы и организации через систему подачи заявлений в электронном формате.

QR-код используется и при выдаче полисов ОСАГО в соответствии с п. 1.4 Правил, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому страховой полис обязательного страхования должен оформляться страховщиком по форме, содержащей двухмерный штриховой код (QR-код размером 20 x 20 мм), используемый для прямого доступа посредством официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к сведениям о договоре обязательного страхования.

Несмотря на отсутствие императивных требований в документах об образовании, документах о государственной регистрации актов гражданского состояния в целях защиты документов от подделок, также используются QR-коды.

Так, при печати свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния наносится штриховой код QR Code; форма бланков таких свидетельств определена Приказом Минюста России от 13.08.2018 № 167 «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844 утверждены требования к форме проверочных листов, применяемых при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в которой также предусмотрено использование QR коды (пункт 6 требований).

Кроме того, применение QR-кодов урегулировано федеральными законами.

Так, статьей 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», регламентирующей порядок передачи сведений при произведении расчетов связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), установлено, что налогоплательщик налога на профессиональный доход обязан с использованием мобильного приложения и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику). Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в чеке, в том числе QR-код, установлен частью 6 статьи 14 Федерального закона N 422-ФЗ. А пунктом 5 данной статьи федеральный законодатель установил обязанность обеспечения покупателя (заказчика) возможностью в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

Положениями статей 1, 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» определено, что в сфере применения контрольно-кассовой техники пользователи при осуществлении расчетов за реализуемый товар в случае если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, должны использовать автоматические устройства для расчетов, при условии отображения на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек.

На нотариальных документах использование QR-кода является цифровой гарантией защищенности документа.

Так, согласно ст. 5.1 Федерального закона № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нотариальный документ на бумажном носителе должен иметь машиночитаемую маркировку, формирование которой осуществляется нотариусом с использованием программных средств ЕИС.

Пунктом 4 ст. 847 Гражданского кодекса РФ также установлено, что договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В этой связи Центральным Банком Российской Федерации издано ряд Писем (от 25.02.2021 № 14-33/1491, от 29.09.2021 № ИН-06-14/73) об использовании QR-кодов на бланках финансовых организаций, рекламной продукции, информационных стендах и т.д. с целью идентификации участников финансового рынка и страховых агентах в целях защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.

Таким образом, из анализа положений Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», Федерального закона № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. 847 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вопрос об использовании QR-кодов в сфере применения контрольно-кассовой техники, в налоговом законодательстве, банковской деятельности, страховом и нотариальном деле урегулирован на федеральном уровне.

При этом указанные федеральные законы не обязывают субъект Российской Федерации выявлять мнение граждан по регулируемым этими законами вопросам посредством проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Как указано в статье 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, указанным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров. А пунктом 1 статьи 1.2 Закона прямо определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

При этом общие принципы налогообложения и сборов согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Налоговый кодекс Российской Федерации в пункте 3 статьи 12, в пункте 12 статьи 372, в пункте 2 ст. 361 субъекту Российской Федерациипредоставляет только полномочия устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (региональные налоги), налоговые ставки.

Принимая во внимание, что поставленный инициативной группой вопрос касается порядка и способов использования и применения QR-кодов, и в указанной выше сфере отношений этот вопрос урегулирован на федеральном уровне, а соответственно, изменение правового регулирования посредством проведения референдума, исходя из его правовой природы и юридической силы актов, принимаемых на референдуме, не может быть осуществлено на территории отдельного субъекта Российской Федерации, в том числе на территории Чувашской Республики, следовательно, Государственный Совет Чувашской Республики обоснованно признал указанный вопрос, выносимый на референдум Чувашской Республики, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» от 29 декабря 2003 года № 46.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации.

Однако федеральными законами, законами Чувашской Республики не предусмотрено обязательное вынесение вопроса об определении запрета на обязательное использование гражданами QR-кодов (куар-кодов, кюар-кодов) при осуществлении ими своих прав и свобод на референдум Чувашской Республики.

Из содержания предложенного инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики для вынесения на референдум Чувашской Республики вопроса «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» следует, что инициативная группа на референдум выносит вопрос о запрете на территории Чувашии обязательного использования куар-кодов при осуществлении гражданами своих прав и свобод.

Вместе с тем, такая постановка вопроса, в нарушение требований пунктов 2 и 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ не учитывает приведенное выше правовое регулирование, закрепленное в Федеральных законах от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», Федерального закона № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации и противоречит им.

Таким образом, вопрос использования и применения QR-кодов в указанной сфере отношений не находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации

Также в сфере товарооборота установлены конкретные сроки перехода на обязательную маркировку ряда товаров (духов, шин, товаров легкой промышленности и др.), а также особенности продажи таких товаров. Предусмотрено, что у каждой единицы продукции должны быть уникальные штрихкоды в формате Data Matrix, напоминающие QR-коды; предусматривается что без них продукцию нельзя продавать, перевозить и хранить.

В этой связи следует учесть, что Конституция Российской Федерации гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. ст. 8, ч.2 ст.74).

Учитывая, что гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и приравненными к индивидуальным предпринимателям лицами широко используются QR-коды, о чем изложено выше, возможное установление запрета на обязательное их использование создает неопределенность для дальнейшей хозяйственной, экономической деятельности как указанными субъектами, так и гражданами.

В связи с этим возможное установление на уровне законодательства Чувашской Республики запрета на обязательное использование QR-кодов в урегулированной законодательством Российской Федерации сфере отношений по оказанию работ и услуг, о чем изложено выше в настоящем решении, на территории Чувашской республики, не отвечает указанным требованиям Конституции Российской Федерации.

Установление названного запрета, по существу, означало бы возможность преодоления установленного Федеральными законами порядка использования QR-кодов в указанной сфере отношений.

Кроме того, статья 6 Федерального конституционного закона от 26.06.2004 № 5 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в части пятой содержит перечень вопросов, которые не могут выносится на референдум.

Так, указанным пунктом установлено, что на референдум не может быть вынесен вопрос о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Аналогичное положение содержат и пункт «д» части 5 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и пункт «д» части 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики»

Следует отметить, что на территории Чувашской Республики Указом Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики», утратившим силу с 7 декабря 2021 года, в пункт 5.1 вносились изменения, согласно которым для объектов общественного питания, являющихся свободными от COVID-19 зонами, устанавливались условия, при которых эти объекты вправе были вести деятельность, без соблюдения установленных этим же пунктом условий дистанцирования (не менее 1,5м), заполняемости зала не более 75%, одновременном присутствии не более 2 клиентов и др., при наличии у всех работников, посетителей и покупателей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) сертификата профилактической прививки против COVID-19 полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) либо в мобильном приложении «Госуслуги СТОП Коронавирус», в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать сертификат о вакцинации COVID-19 (QR-код сертификата вакцинации COVID-19) и при условии наличия мобильного приложения для сканирования QR-кода сертификата вакцинации COVID-19, установленного на электронном устройстве.

Названный Указ от 20 июня 2020 года № 166 был принят в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в связи с введением режима повышенной готовности на территории Чувашской Республики.

Из изложенного следует, что вопрос использования QR-кода при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности согласно пункта 8 части 5 ст. 6 Федерального конституционного закона от 26.06.2004 № 5 ФКЗ, как вытекающий из вопроса о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, не может выносится на референдум.

В связи с этим суд приходит к выводу, что вопрос о запрете на территории Чувашии на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина, предложенный для вынесения на референдум Чувашской Республики инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики».

Кроме того, как следует из подпункта 53 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», референдум - это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.

В ходе рассмотрения дела по существу административные истцы утверждали, что выдвинутый ими на референдум Чувашской Республики вопрос «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» не связан с бизнес технологиями, а выдвинут инициативной группой на референдум в связи с опасностью «технологического» расслоения человечества. При этом их довод о таком расслоении человечества (граждан) и возможности в будущем при наступлении определенных обстоятельств введения на государственном уровне, в том числе на территории Чувашской Республики, как указано в ходатайстве, «куар-кодов», с целью такого расслоения граждан, основан на предположениях; конкретные обстоятельства, при наступлении которых на государственном уровне могут быть введены «куар-коды» в этих целях, не указаны.

При этом такого содержания вопрос, предложенный инициативной группой для вынесенияна референдум Чувашской Республики, не содержит; в нем не усматривается, в целях принятия каких решений инициативная группа имеет намерение провести референдум, поскольку не ясно, какие правовые последствия повлечет утвердительный или отрицательный ответс учетом того, что подпункт 53 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо устанавливает цель проведения референдума.

Отсутствие таких целей не позволяет отличить вопрос, предложенный для вынесения на референдум Чувашской Республики, от опроса общественного мнения.

При этом требования пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ имеют целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений.

Из вышеизложенного следует вывод, что вопрос, предлагаемый административными истцами - уполномоченными инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики для вынесения на референдум Чувашской Республики, не исключает возможность его множественного толкования, порождает неопределенность правовых последствий того решения, которое может быть принято на референдуме субъекта Российской Федерации при положительном ответе, что бесспорно нарушает требования действующего законодательства.

Утверждения административных истцов о том, что правовым последствием принятия на референдуме Чувашской Республики положительного решения по указанному вопросу будет являться закрепление воли населения, подлежат отклонению, поскольку, как было указано выше, вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Чувашской Республики, не отвечает ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ и ст.5 Закона Чувашской Республики от 29.12.2004 №46.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» не отвечает критериям допустимости его вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, установленным статьей 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и статьей 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики».

Соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям ст. 12 Закона РФ №67-ФЗ является обязательным условием для регистрации инициативной группы по проведению референдума.

С учетом того, что судом установлено несоответствие названного выше вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики», постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 30 июня 2022 года №320 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях» избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики», которым указанный вопрос был признан не соответствующим названным выше требованиям закона, является законным и обоснованным, поскольку требованиям Конституции РФ и действующему законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики не противоречити не нарушает права, свободы и законные интересы членов инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики, порядок принятия указанного постановления соблюден, в связи с чем каких-либо предусмотренных законом оснований для его отмены не имеется.

В этой связи Постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 14 июля 2022 г. № 16/119-7 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по данному вопросу также следует признать законным, поскольку оно принято с соблюдением установленного порядка на основании пункта 10 статьи 8 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» в связи с принятием Государственным Советом Чувашской Республики постановления от 30 июня 2022 года №320.

В судебном заседании после перехода суда к судебным прениям административные истцы заявили ходатайство о возобновлении рассмотрения административного дела по существу для истребования новых доказательств и нормативно-правовых актов, а также в связи с намерением административных истцов уточнить административные исковые требования, дополнив их требованием о возложении на Государственный Совет Чувашской Республики обязанности рассмотреть ходатайство инициативной группы о проведении референдума на территории Чувашской Республики.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.

Так, в ходе рассмотрения дела по существу административными истцами заявлялись данные ходатайства об истребовании от административных ответчиков документов, связанных с голосованием депутатов на заседании сессии Государственного Совета Чувашской Республики при обсуждении проекта оспариваемого постановления и по голосованию за принятие этого постановления и об истребовании иных документов, и по этим ходатайствам судом выносились протокольные определения. Что касается ходатайства о необходимости истребования от административных ответчиков нормативных правовых актов (Регламента Государственного Совета Чувашской Республики, Положения о Президиуме Государственного Совета Чувашской Республики, Положения о комитетах Государственного Совета Чувашской Республики, Положения об Общественном совете при Государственном Совета Чувашской Республики, сведений о полномочиях Общественной палаты Чувашской Республики), то указанные нормативные правовые акты находятся в общем доступе, суд ими располагает, в связи с чем нет необходимости их истребования.

Что касается намерения административных истцов дополнить административные исковые требования требованием о возложении обязанности на Государственный Совет Чувашской Республики рассмотреть ходатайство инициативной группы от 5 ноября 2021 года, то в этой связи суд отмечает следующее.

Так, из положений Конституции Российской Федерации, закрепленных пункте 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, в связи с этим принимая решение по административному делу, для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца суду необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления.

Таким образом, способ восстановления прав административного истца определяет суд, что является реализацией судом предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанностей по определению надлежащего способа восстановления нарушенных прав административного истца. При этом при удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, в том числе и по мотивам нарушения процедуры его принятия, суд, определяя такой способ восстановления нарушенного права административного истца выносит решение о возложении на административного ответчика повторно рассмотреть данный вопрос.

В данном случае представленный административными истцами текст уточненного административного искового заявления, повторяет ранее заявленные ими административные требования, их не увеличивает; эти требования судом рассмотрены, по ним стороны давали свои пояснения.

В связи с изложенным, ходатайство административных истцов удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.175-177, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

Ходатайство административных истцов - уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Тамары Ивановны, Васильевой Ларисы Михайловны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича о возобновлении производства по делу и истребовании дополнительных доказательств оставить без удовлетворения.

В удовлетворении административного искового заявления уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Романовой Тамары Ивановны, Васильевой Ларисы Михайловны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича о признании незаконным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 30 июня 2022 года №320 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики», возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики осуществить регистрацию инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики и выдать регистрационное свидетельство отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение пяти дней со дня принятия решения через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Решение24.08.2022