ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-201/19 от 03.09.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-201/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 03 сентября 2019 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (здание гаража) по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> размере равном рыночной стоимости указав, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Однако рыночная стоимость указанного объекта недвижимости <данные изъяты> руб. Следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости. Указанное существенно нарушает права административного истца, поскольку увеличивает размер подлежащего уплате налога на имущество физических лиц.

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что Правительство является ненадлежащим административным ответчиком по заявленному требованию, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по правилам ст.24.19 Закона об оценочной деятельности. Обращено внимание, что согласно отчету объект оценки осмотрен до даты заключения договора на оценку. Поскольку оценщик не заходил в здание и не осматривал здание изнутри, то является необоснованным использованный оценщиком процент износа внутренних элементов здания. Так как оценщиком в отчете указано, что он в здание не заходил, то непонятен источник происхождения имеющихся в отчете снимков внутренних помещений здания. Анализ информации о наличии возможных объектов-аналогов оценщиком осуществлялся по другому субъекту РФ. Оценщиком не приведен подробный расчет итоговой суммы затрат на строительство без НДС. В отчете отсутствует подтверждение отнесения объекта оценки к первому территориальному поясу, не указан порядок расчета интегрального износа и стоимости ОКС.

В письменном отзыве ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на учет 15.06.2016. Дата определения кадастровой стоимости 15.06.2016.

В судебное заседание представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и заинтересованного лица администрации МО «Лужский муниципальный район» Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просили установить рыночную стоимость объекта недвижимости без учета НДС в размере 339000 руб.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО4 в судебном заседании указала, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения административного истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 29.10.2015 N 102-оз «О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 N 257.

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что 28.01.2019 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером «Здание гаража» адресу: <адрес>.

Из выписки из ЕГРН от 22.02.2019 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости 15.06.2016.

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 29.03.2019 № 85/3 следует, что по состоянию на 15.06.2016 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет без учета НДС – <данные изъяты> руб., с учетом НДС – <данные изъяты> руб.

Отчет об оценке от 29.03.2019 № 85/3 подготовлен оценщиком ФИО8, членом Ассоциации «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов оценщиков».

Из письменных пояснений оценщика ФИО8 следует, что в 2017 году производила оценку здания химического блока на основании договора с местной администрацией. В связи с этим решила использовать в отчете фотоснимки 2017 года. Для определения процента износа зданий существуют таблицы экспертного определения износа, приведенные в приложении. Указанные таблицы и были использованы для определения износа здания в целом и отдельных конструкций в частности. В отчете при расчетах использовалась удельная стоимость 9,3 руб./куб.м, установленная для первого территориального пояса, к которому и относится Ленинградская область в целом и Лужский район в частности. Сообщила, что ошибочно не привела в отчете формулу расчета интегрального износа, но износ рассчитан именно по формуле.

В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости объекта недвижимости лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

При исследовании отчета об оценке от 29.03.2019 № 85/2, с учетом письменных пояснений оценщика, судом установлено, что оценщиком рыночная стоимость объекта оценки определялась затратным подходом. В рамках затратного похода оценщик использовал метод сравнительной единицы.

Для определения затрат на строительство оценщик использовал сборники Укрупненных показателей восстановительной стоимости для переоценки основных фондов.

Из указанных сборников оценщик отобрал в качестве аналогов объект по своим конструктивным параметрам, качеству применяемых материалов, конструкции, объемно-параметрическим параметрам максимально схожий с объектом оценки.

С учетом выявленных оценщиком отличий аналога от объекта оценки проведены необходимые корректировки, обоснование размера которых приведено в отчете, и произведен расчет затрат на замещение без накопленного износа.

Размер прибыли предпринимателя определен оценщиком сравнительным методов с использованием данных, приведенных в «Справочнике оценщика недвижимости» под ред. ФИО5, в размере 12%.

Размер физического износа определен оценщиком с использованием метода эффективного возраста и метода разбивки. Также, оценщиком приведен в отчете расчет внешнего устаревания оцениваемого здания.

С учетом аварийного состояния здания, размер физического износа здания составляет 91%.

С учетом вышеуказанных показателей оценщиком определена рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости с учетом НДС и без учета НДС.

В соответствии с п.1 ст.39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ, услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Согласно ст.146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, на которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, а на величине цены сделки не откроются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, в том числе когда, одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение.

Согласно пункту 4 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298 результатом оценки является итоговая величина. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации.

Само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объектов недвижимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости без учета НДС.

Доводы о том, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком подлежат отклонению, поскольку противоречат положениям ст.247 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО3 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 15 июня 2016 года.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером считать 17 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ