Дело № 3а-201/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 3 сентября 2020 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Кузнецове А.Ю.
с участием прокурора Львутиной Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части решения совета депутатов муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.05.2014 года № 389,
установил:
30.05.2014 решением совета депутатов муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) № 389 утверждено Положение о пенсионном положении лиц, замещавших должности муниципальной службы и лиц, замещавших выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Положения право на пенсию за выслугу лет имеют муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин.
Из которых стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района, городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района должен составлять не менее 10 лет, в том числе стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района должен составлять не менее 5 лет. Данный абзац не распространяется на лиц, уволенных из администрации МО «Город Гатчина» в администрацию Гатчинского муниципального района при передаче полномочий, в порядке перевода на основании части 2 статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с соглашением «О передаче осуществления части полномочий администрацией МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района по решению вопросов местного значения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области».
Решение Совета депутатов от 30.05.2014 года № 389 опубликовано в газете «Гатчинская правда» № 63 10.06.2014 года.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия абзац 2 подп. «б» п. 2.2 Положения, утвержденного решением совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.05.2014 года № 389, в части слов «Из которых стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района, городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района должен составлять не менее 10 лет, в том числе стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района должен составлять не менее 5 лет».
В обоснование административного иска указано, что Положение в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, так как нормы Федерального закона РФ «О муниципальной службе» не содержат каких-либо ограничений по требованиям к стажу муниципальной службы в конкретных органах, не устанавливают принцип территориальности при определении гарантии и выплат муниципальному служащему. Оспариваемое положение носит дискриминационный характер, так как предусматривает возможность учета стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района, которые не входят в систему органов местного самоуправления Гатчинского муниципального района и являются независимыми от них, но при этом, не принимается для расчета стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления иных субъектов РФ.
В письменных возражениях административного ответчика Совета депутатов отмечается, что Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальных служащих за счет средств органов местного самоуправления определяются законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, административный ответчик указывает, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет.
Возможность получения доплаты из местного бюджета муниципального образования лицами, не имеющими надлежащую выслугу, может привести к коррупционным действиям, непрогнозируемым финансовым потерям и нецелевому использованию бюджетных средств.
Доплата за выслугу лет в соответствие с Положением является мерой поощрения муниципальных служащих, имеющих необходимый стаж муниципальной службы именно в Гатчинском муниципальном районе и производится из бюджета МО «Гатчинский муниципальный район».
Требование ФИО1 ведет к нарушению принципа справедливости и к неблагоприятным последствиям для бюджета. Обжалуемое положение не нарушает права ФИО1, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Присутствующие в судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и настаивали на удовлетворение административных требований.
Представитель административного ответчика Совета депутатов ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административного истца, административного ответчика, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Львутиной Д.С., полагавшей заявленные административные требования подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В ч.1 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ указано, что муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Судом установлено, что 20.12.2017 комиссией по установлению стажа муниципальной службы, стажа работы работников, назначенных на должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, по результатам рассмотрения вопроса об исчислении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет ФИО1, принято решение об отказе в установлении ФИО1 пенсии за выслугу лет.
Вышеуказанное решение мотивировано несоблюдением требований подпункта «б» пункта 2.2 Положения, утвержденного Советом депутатов от 30.05.2014 № 389, о наличии стажа ФИО1 в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района, городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района менее 10 лет. При определении стажа не был принят её стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления города Балаково Саратовской области.
Таким образом, ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Следовательно, Совет депутатов вправе принять нормативный правовой акт, определяющий условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим.
Порядок принятия решений Советом депутатов определяется ст.39 Устава Гатчинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов от 23.11.2013 № 334, согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется не позднее чем через 10 рабочих дней со дня их принятия. Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия за исключением случаев, когда в принятом муниципальном правовом акте предусмотрен иной порядок и сроки вступления его в силу.
Решение Совета депутатов от 30.05.2014 № 389 опубликовано 10.06.2014 в газете «Гатчинская правда», №63 (20507).
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что единство основных требований к муниципальной службе, а также правовая и социальная защищенность муниципальных служащих, в силу пунктов 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 2.03.2007 года № 25-ФЗ, являются основными принципами муниципальной службы. Положениями статьи 5 этого же Федерального закона и положениями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена взаимосвязь государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.
Согласно выраженной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Осуществляя специальное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, в том числе вводя для них дополнительные гарантии в сфере пенсионных отношений, федеральный законодатель исходил из того, что единство публичной природы государственной гражданской службы и муниципальной службы, обусловленное объективной схожестью условий и порядка их прохождения, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пункт 6 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему федеральному закону.
Из приведенных положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не следует, что стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования не оговаривает, определяя только минимальную продолжительность стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы.
Как указано в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019, правовое регулирование, согласно которому право на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим поставлено в зависимость от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования, противоречит действующему законодательству.
Принимая во внимание, что из пункта 2.2 оспариваемого Положения следует, что предоставление права на государственную пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, поставлено в зависимость от определенного стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области, то в указанной части оспариваемый нормативный правовый следует признать недействующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующим в части Положения со дня вступления решения в законную силу, поскольку Положение ранее применялось, и на его основании реализовывались права граждан.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 подпункта «б» пункта 2.2 Положения о пенсионном положении лиц, замещавших должности муниципальной службы и лиц, замещавших выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.05.2014 года № 389, в части слов: наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района, городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района должен составлять не менее 10 лет, в том числе стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района должен составлять не менее 5 лет.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования Гатчинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение изготовлено в окончательной форме 16.09.2020 года.