УИД 58ОS0000-01-2020-000165-86 дело № 3а-201/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2020 г. город Пенза
Пензенский областной суд в составе
судьи Мартыновой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Емелиной И.Н.,
с участием прокурора Рофель И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СпецТранс» об оспаривании в части постановления Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов»,
у с т а н о в и л :
постановлением Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП с последующими изменениями утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов (далее –Порядок).
В пункте 2.1 первоначальной редакции данного Порядка было предусмотрено, что годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 Порядка, рассчитывался по формуле: А = Ксзу х Кр, где А – годовой размер арендной платы; Ксзу – кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка); Кр – ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП были внесены изменения в пункт 2.1 Порядка, в соответствии с которыми в указанной выше формуле ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации была заменена ключевой ставкой Банка России.
23 января 2017 г. пункт 2.1 Порядка вновь претерпел изменения. Постановлением Правительства Пензенской области от 23 января 2017 г. № 17-пП изменена формула расчета арендной платы, в которой кадастровая стоимость земельного участка стала определяться в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке.
Постановлением Правительства Пензенской области от 19 июня 2020 г. № 412-пП действие пункта 2.1 Порядка приостановлено до 1 января 2021 г. Данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 26 мая 2020 г.
Общество с ограниченной ответственность «СпецТранс» (далее – ООО «СпецТранс», общество) обратилось в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующим со дня принятия пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов» в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП, от 23 января 2017 г. № 17-пП.
В обоснование своих требований ООО «СпецТранс» сослалось на то, что установленная в указанном выше пункте формула расчета размера годовой арендной платы является экономически необоснованной, принятой с нарушением положений пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и основных принципов определения арендной платы, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
По мнению административного истца, недопустимо использование в расчете размера арендной платы за земельный участок ставки рефинансирования Центрального Банка России и ключевой ставки Банка России в силу их экономической природы.
Установленная пунктом 2.1 Порядка формула расчета арендной платы нарушает права ООО «СпецТранс», поскольку в настоящее время в Арбитражном суде Пензенской области на основании оспариваемой нормы управление муниципального имущества г.Пензы взыскивает с общества арендную плату по договору аренды земельного участка от 28 марта 2007 г. за период с августа 2015 г. по сентябрь 2018 г., а также пени на общую сумму 345386450,22 рубля. При этом размер арендной платы, рассчитанный с применением оспариваемой формулы, и взыскиваемый с общества в судебном порядке значительно увеличился.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «СпецТранс» ФИО1 (доверенность от 5 сентября 2019 г.) административное исковое заявление поддержала, не согласившись с доводами представителя административного ответчика и прокурора о том, что оспариваемый нормативный акт следует признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда, поскольку это не приведет к восстановлению нарушенных прав общества.
Представитель административного ответчика правительства Пензенской области ФИО2 (доверенность от 17 июня 2020 г.) с административным иском не согласилась, полагая, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и закону не противоречит. Вместе с тем, в случае удовлетворения иска, просила суд признать недействующим оспариваемый акт с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку в соответствии с ним длительное время рассчитывался размер арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований и Пензенской области.
Представитель заинтересованного лица управления муниципального имущества г.Пензы ФИО3 (доверенность от 7 октября 2019 г.) также возражала против удовлетворения иска.
Обсудив доводы представителя административного истца, выслушав возражения административного ответчика, заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора Рофель И.В., полагавшего, что оспариваемый нормативный должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, проверив соответствие нормативного акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 ЗК РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 2 Закона Пензенской области от 4 марта 2015 г. № 2693-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов отнесено к компетенции Правительства Пензенской области (том 2, л.д.38), которое является высшим исполнительным органом государственной власти Пензенской области (пункт 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области») (том 2, л.д.5).
Акты правительства Пензенской области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (часть 2 статьи 26 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области») (том 2, л.д.30).
Порядок принятия данных актов определен Регламентом Правительства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 г. № 912-пП (т.1, л.д.216-248).
Постановления Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Постановления Правительства Пензенской области, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства области устанавливается Правительством Пензенской области (части 3, 5, 7 статьи 26 указанного Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО) (том 2, л.д.30).
Согласно пунктам 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП, акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания (том 2, л.д.1-3).
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете «Пензенские губернские ведомости» либо газете «Издательский дом «Пензенская правда», либо первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Акты правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования. Данный порядок является общим и применяется во всех случаях, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Из материалов административного дела следует, что постановлением Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 Порядка, рассчитывался по формуле: А = Ксзу х Кр, где А – годовой размер арендной платы; Ксзу – кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка); Кр – ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения договора аренды земельного участка.
Постановлениями Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП и от 23 января 2017 г. № 17-пП были внесены изменения в пункт 2.1 Порядка, в соответствии с которыми в указанной выше формуле ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации была заменена ключевой ставкой Банка России, а кадастровая стоимость земельного участка стала определяться в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке.
Постановление Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП, а также постановления Правительства Пензенской области, которые вносили изменения в оспариваемый пункт Порядка, являющиеся нормативными правовыми актами, подписаны Губернатором Пензенской области ФИО4 (том 2, л.д.75), опубликованы соответственно 9 октября 2015 г., 3 августа 2016 г., 24 января 2017 г. на официальном сайте Правительства области http://www.pnzreg.ru (том 2, л.д.77, 90, 141) и в газете «Пензенские губернские ведомости» соответственно № 60(992) от 15 октября 2015 г. (том 1, л.д.210-213), № 49(1064) от 10 августа 2016 г. (том 2, л.д.92-131), № 8(1107) от 1 февраля 2017 г. (том 2, л.д.142-209), а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12 октября 2015 г., 4 августа 2016 г., 24 января 2017 г. (том 2, л.д.76, 91,140), вступили в силу по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Таким образом, обжалуемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом полномочий, подписан надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
По указанным основаниям нормативный правовой акт ООО «СпецТранс» не оспаривается.
Проверяя оспариваемую часть нормативного акта на предмет соответствия действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Данное постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582).
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта об установлении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Однако экономическое обоснование применения расчета арендной платы в оспариваемом постановлении и порядке определения арендной платы земельных участков отсутствует. Содержание представленных административным ответчиком доказательств не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела административный ответчик каких-либо доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера арендной платы в пункте 2.1 оспариваемого Порядка не представил.
Кроме того, включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя, как ставка рефинансирования (ключевая ставка), не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений.
Ставкой рефинансирования (учетной ставкой) признавалась процентная ставка, применяемая Центральным банком России в его операциях с коммерческими банками и другими взаимодействующими кредитными институтами (организациями) при покупке (учете) государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. Регулирование учетной ставки позволяло центральному банку влиять на уровень учетных и других процентных ставок коммерческих банков и на объем операций на кредитных рынках.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1340 с 1 января 2016 г. вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России.
В настоящее время ключевая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России, и представляет процентную ставку по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора.
Таким образом, возможность применения ставки рефинансирования (ключевой ставки), в силу ее экономической природы, в качестве ставки арендной платы не является допустимой.
Доводы представителя Правительства Пензенской области о том, что Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 (далее – Правила), предусматривалась возможность расчета арендной платы как произведения рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, не свидетельствуют о законности оспариваемого нормативного акта.
Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582» в Правила были внесены изменения, в соответствии с которыми федеральный законодатель отказался от использования ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в механизме расчета арендной платы.
С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что пункт 2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП, от 23 января 2017 г. № 17-пП, противоречит положениям абзаца 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, поскольку приведенная в этом пункте формула расчета размера арендной платы за земельные участки экономически необоснованна.
Указанная часть оспариваемого нормативного акта в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП, от 23 января 2017 г. № 17-пП нарушает права административного истца.
ООО «СпецТранс», являясь правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Управление благоустройства и очистки города» (далее – ООО «Управление благоустройства и очистки города») (том 3, л.д.3-11), несет обязанность по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка № 7829 от 28 марта 2007 г. Арендодателем по указанному договору выступает управление муниципального имущества г.Пензы (том 1, л.д.21-51).
В настоящее время в Арбитражном суде Пензенской области рассматривается дело по исковому заявлению управления муниципального имущества г.Пензы к ООО «СпецТранс» о взыскании арендной платы и пени по указанному выше договору аренды за период с августа 2015 г. по сентябрь 2018 г. в сумме <данные изъяты> рубля (том 1, л.д.115-121).
В обоснование расчета размера задолженности управление муниципального имущества г.Пензы ссылается на оспариваемый пункт 2.1 Порядка, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП (том 1, л.д.116-121).
Также на необходимость применения оспариваемых положений нормативного акта в споре, разрешаемом Арбитражным судом Пензенской области, указано в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2019 г. (том 1, л.д.88-99).
С учетом этого пункт 2.1 Порядка, утвержденного постановлением правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП, от 23 января 2017 г. № 17-пП, как нормативный акт, на основании которого рассчитывается арендная плата по договору аренды земельного участка в период с 20 ноября 2015 г. по сентябрь 2018 г., нарушает права ООО «СпецТранс».
При таких обстоятельствах, требования административного истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой оспариваемая часть нормативного акта является недействующей, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», где указано, что оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Учитывая, что пункт 2.1 Порядка, утвержденного постановлением правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП, от 23 января 2017 г. № 17-пП применяется при рассмотрении Арбитражным судом Пензенской области иска управления муниципального имущества г.Пензы к ООО «СпецТранс» о взыскании арендной платы и пени за 2015-2018 г., то он должен быть признан недействующим со дня принятия оспариваемого нормативного акта.
В противном случае не будут достигнуты цели судебной защиты нарушенных прав административного истца при обоснованности заявленного им административного иска.
На момент разрешения настоящего спора ООО «СпецТранс» уже не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом, поскольку договор аренды земельного участка прекращен в связи с покупкой арендуемого земельного участка 29 мая 2019 г.
Кроме того, в настоящее время действие оспариваемых положений нормативного акта приостановлено постановлением Правительства Пензенской области от 19 июня 2020 г. № 412-пП до 1 января 2021 г., в связи с чем они на момент рассмотрения спора уже не применяются.
С учетом этого, суд не может согласиться с заключением прокурора и представителя административного ответчика в той части, что оспариваемый нормативный акт должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит публикации в газетах «Пензенские губернские ведомости» или «Издательский дом «Пензенская правда», в которых публикуются акты Правительства Пензенской области на основании пункта 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. №1013-пП.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 103 КАС РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
В связи с рассмотрением настоящего дела истцом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей (т.1 л.д. 11).
По настоящему делу отсутствуют обстоятельства, освобождающие административного ответчика от возмещения административному истцу судебных расходов.
Поскольку административный иск ООО «СпецТранс» подлежит удовлетворению, то в его пользу с Правительства Пензенской области взыскиваются расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СпецТранс» об оспаривании в части постановления правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов» удовлетворить.
Признать недействующим с даты его принятия пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением правительства Пензенской области от 8 октября 2015 г. № 552-пП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов» в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений правительства Пензенской области от 2 августа 2016 г. № 395-пП, от 23 января 2017 г. № 17-пП.
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу опубликовать в газетах «Пензенские губернские ведомости» или «Издательский дом «Пензенская правда».
Взыскать с Правительства Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «СпецТранс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 августа 2020 г.
Судья Е.А. Мартынова