ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-201/2021 от 21.05.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-201/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2021 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карбо» к Совету депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, администрации Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, администрации Еткульского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

В Челябинский областной суд из Арбитражного суда Челябинской области поступило административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КАРБО» к администрации Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, администрации Еткульского муниципального района Челябинской области о признании недействительным Генерального плана Печенкинского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 18 августа 2014 года в части исключения земельного участка с кадастровым номером из границ населенного пункта Печенкинского сельского поселения.

В обоснование заявленных требований указали, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от 24 апреля 2014 года у ООО «Жилищно-строительная компания». На момент приобретения участок относился к категории земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для комплексной застройки жилого квартала д. Печенкино». 17 сентября 2020 года административным истцом получена выписка из ЕГРН, согласно которой категория земельного участка изменена на «земли сельскохозяйственного назначения». ООО «Жилищно-строительная компания» земельный участок был приобретен в 2006 году по результатам проведенного открытого аукциона КУиЗО администрации Еткульского муниципального района. На момент проведения аукциона земельный участок имел категорию – «земли населенных пунктов». На основании постановления Еткульского муниципального района № 786 от 12 декабря 2017 года «Об изменении категории земельных участков» категория спорного земельного участка изменена на «земли сельскохозяйственного назначения» в целях приведения в соответствие с Генеральным планом Печенкенского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Печенкенского сельского поселения от 18 апреля 2014 года. Кроме того, из ответа администрации истцу стало известно, что спорный земельный участок ранее не входил в границы населенного пункта д. Печенкино.

Определением Челябинского областного суда от 23 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Совет депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области.

Представитель административного истца ООО «Карбо» ФИО1, действующая на основании доверенности от 30 ноября 2020 года № 5 (том 1 л.д. 91), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала. В ходе производства по делу уточнила, что административным истцом оспаривается не включение земельного участка в границы д. Печенкино.

Представитель административных ответчиков Совета депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, администрации Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, администрации Еткульского муниципального района Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенностей от 11 января 2021 года, 06 апреля 2021 года (том 1 л.д. 88, 89, 90), в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

В письменном отзыве указала, что сведения о границах населенного пункта д. Печенкино внесены в ЕГРН в 2012 году в соответствии со схемой территориального планирования Еткульского муниципального района, утвержденной решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района от 27 декабря 2010 года № 117, Корректировки генерального плана д. Печенкино, утвержденной решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 19 мая 2009 года № 210) и картой (планом) от 26 марта 2012 года №1. Границы населенного пункта д. Печенкино с момента внесения сведений в ЕГРН не изменялись. Земельный участок с кадастровым номером не входит в границы населенного пункта д. Печенкино. В соответствии с утвержденным решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 30 октября 2007 года №118 проектом корректировки генерального плана д.Печенкино Еткульского муниципального района Челябинской области», земельный участок с кадастровым номером не входил в границы населенного пункта д. Печенкино. Вносимые решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 19 мая 2009 года № 210 корректировки в генеральный план д.Печенкино, предусматривающие изменение границ д.Печенкино, также не включали земельный участок с кадастровым номером в границы населенного пункта. Действующим генеральным планом Печенкинского сельского поселения является генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 18 апреля 2014 года № 180. Генеральный план разрабатывался на основании схемы территориального планирования Еткульского муниципального района, утвержденной решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района от 27 декабря 2010 года №117. В состав схемы территориального планирования Еткульского муниципального района входят все необходимые сведения по генеральному плану Печенкинского сельского поселения. Согласно утвержденной схемы, проектируемая территория населенного пункта д. Печенкино составляет 210 га, что соответствует сведениям о границах населенного пункта, внесенным в ЕГРН. Утверждение генерального плана Печенкинского сельского поселения проводилось в соответствии с действующим период законодательством. В схеме территориального планирования Еткульского муниципального района, утвержденной решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района от 27 декабря 2010 года № 117, а также в генеральном плане Печенкинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером учтен как территория сельскохозяйственного назначения. В целях приведения категорий земель в соответствие с генеральным планом Печенкинского сельского поселения, а также исправления технической ошибки содержащейся в сведениях государственного кадастрового учета, постановлением администрации Еткульского муниципального района № 786 от 12 декабря 2017 года, категория земельного участка с кадастровым номером с «земли населенных пунктов» изменена на категорию «земли сельскохозяйственного назначения». В исковом заявлении Истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером был приобретен ООО «Жилищная строительная компания» на основании договора купли-продажи, заключенного по результатам открытого аукциона с КУиЗО. Категория отчуждаемого на аукционе земельного участка: «земли населенных пунктов». Однако, земельный участок с кадастровым номером на открытом аукционе КУИЗО не продавался и договор купли-продажи с ООО «Жилищная строительная компания» не заключался. Кроме того, по данным администрации Печенкинского сельского поселения данный земельный участок сформирован из паевых земель АСХП «Еткульское». По данным ЕГРН о переходе прав на объект, ООО «Жилищная строительная компания» приобрело данный участок у физических лиц (том 1 л.д. 105-109).

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Еткульского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.

Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 7 и пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статья 7 Закона № 131-ФЗ).

Частью 1 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Процедура подготовки и принятия генерального плана, его утверждение и внесение в него изменений регламентирована статьями 23 - 25 ГрК РФ.

В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 19 Устава Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Совет депутатов Печенкинского сельского поселения является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 21 статьи 6 Устава Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, к вопросам местного значения отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.

Решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 18 апреля 2014 года № 180 утвержден Генеральный план и правила землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения (том 3 л.д. 12).

Решение Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 18 апреля 2014 года № 180 опубликовано в газете «Искра», от 26 апреля 2014 года, от 30 апреля 2014 года (том 1 л.д. 101, том 2 л.д. 205).

Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (части 8 и 10 ГрК РФ).

На основании части 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Постановлением Главы Печенкинского сельского поселения от 05 февраля 2014 года № 08 назначены публичные слушания по проекту генерального плана Печенкинского сельского поселения и правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения (том 1 л.д. 126).

Постановление опубликовано в газете «Искра» от 12 февраля 2014 года (том 2 л.д. 220).

Согласно протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения, публичные слушания признаны состоявшимися. Заключение опубликовано в газете «Искра» от 16 апреля 2014 года (том 1 л.д. 101).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 25 Устава Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.

Как следует из протокола заседания Совета депутатов Печинкенского сельского поселения от 18 апреля 2014 года (том 1 л.д. 131-133), на заседании присутствовало 7 из 10 избранных депутатов.

На заседании обсуждался вопрос «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения». «За» проголосовали – 7 человек, против – 0.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 18 апреля 2014 года № 180 принято представительным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, включая проведение публичных слушаний и опубликования.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Согласно материалам дела, ООО «Карбо» на основании договора купли-продажи от 24 апреля 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для комплексной застройки жилого квартала д. Печенкино, для объектов жилой застройки» (том 1, л.д. 11, 211-214, том 2, л.д. 2-4).

Административный истец полагает, что при утверждении генерального плана указанный земельный участок незаконно исключен из границ населенного пункта д. Печенкино.

ООО «Карбо» фактически оспаривается генеральный план, утвержденный Советом депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района 18 апреля 2014 года, указание в административном иске даты принятия решения 18 августа 2014 года является опиской.

В ходе производства по делу представитель административного истца поясняла, что ООО «Карбо» не обладает информацией о том, каким именно нормативным правовым актом земельный участок исключен из границ населенного пункта, в связи с чем данное обстоятельство подлежит установлению.

Согласно пункту 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит среди прочего карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

В силу пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Как следует из материалов дела, земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 октября 2006 года на основании заявления лица, действующего на основании доверенности от 15 сентября 2006 года в интересах ряда физических лиц. Доверенность выдана для представления интересов в государственных, муниципальных, административных органах по вопросам, связанным с оформлением имущественных прав на земельный участок, расположенный на землях АСХП «Еткульское» (том 2 л.д. 8), зарегистрировано право собственности 16-ти физических лиц на земельный участок с кадастровым номером с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» (том 2, л.д. 57-60).

Решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения от 10 сентября 2007 года № 101 утвержден генеральный план д. Печенкино, скорректированный ООО «<данные изъяты>». Из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта, в том числе, переведен земельный участок с кадастровым номером (том 2 л.д. 185).

Постановлением Главы Печенкинского сельского поселения от 17 октября 2007 года № 275 для спорного земельного участка установлено целевое использование «для комплексной жилищной застройки д. Печенкино» (том 2 л.д. 64).

19 октября 2007 года органом государственного кадастрового учета зарегистрировано заявление ООО «Жилстройком» о государственном кадастровом учете изменений характеристик земельного участка (том 2, л.д. 61).

30 октября 2007 года Советом депутатов Печенкинского сельского поселения принято решение № 118 «Об утверждении корректировки Генерального плана Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района (том 2, л.д. 186), согласно графической части которого земельный участок с кадастровым номером не входит в границы населенного пункта д. Печенкино (том 3, л.д. 114).

19 мая 2009 года решением Совета депутатов Печенкинского сельского поселения утвержден проект корректировки генерального плана деревни Печенкино Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района, утверждена граница д. Печенкино с указанием координат характерных точек (л.д. 187).

Согласно Плану границ населенного пункта, текстовому описанию, земельный участок с кадастровым номером в состав населенного пункта не входит.

Согласно оспариваемому нормативному правовому акту, принадлежащий административному истцу земельный участок в границы населенного пункта не входит, отнесен к территориям сельскохозяйственного назначения (том 1, л.д. 116).

На основании части второй статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исследовав представленные документы в совокупности, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали какие-либо основания для включения земельного участка в состав населенного пункта д. Печенкино, граница муниципального образования определена в соответствии с полномочиями, установленными частью 1 статьи 8, статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является Совет депутатов Печенкинского сельского поселения.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС Российской Федерации» сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Искра» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Карбо» к Совету депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района о признании недействительным Генерального плана Печенкинского сельского поселения от 18 апреля 2014 года в части исключения земельного участка с кадастровым номером из границ населенного пункта д. Печенкино Печенкинского сельского поселения, отказать.

Обязать Совет депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в газете «Искра» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2021 года