ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2023/2021 от 01.12.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 1 декабря 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи: Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания: Даниленко И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2023/2021 по административному исковому заявлению Юргеля Р.А., Медведевой В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

у с т а н о в и л:

Юргель Роман Александрович и Медведева Вера Алексеевна обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> в равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2021 в размере 4442228,25 рублей и земельного участка , расположенного на территории <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2021 в размере 5072202, 93 рубля.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются арендаторами земельных участков, кадастровая стоимость которых, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере 6279 434, 37 рублей и кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 7456259,03 рублей, что существенно превысило размер их действительной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке. Тем самым, затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика арендной платы, исчисляемой с учетом удельного показателя кадастровой стоимости участка.

С учетом изложенного, административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

В судебное заседание административные истцы Юргель Р.А. и Медведева В.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованное лицо - администрация городского округа Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки» оставляет разрешение требований на усмотрение суда, а также просят рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29. 07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, Юргель Р.А. и Медведева В.А. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 093 +/- 22,39 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.09.2021, договором аренды № 1141с от 22.07.2021, земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 447 +/- 20.55 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.09.2021, договором аренды № 1142с от 22.07.2021

В соответствии с Актом об утверждении кадастровой стоимости от 04.02.2021 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 21.01.2020 в размере 6279434,37 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.09.2021, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 21.01.2020 в размере 7 456259,03 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.09.2021.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Будучи арендаторами земельных участок, административные истцы обязаны оплачивать арендные платежи, исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем заинтересованы в установлении действительной рыночной стоимости земельных участков.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

В обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков №10-2/21 от 21.10.2021 выполненный оценщиком ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» ФИО1

Из отчета усматривается, что объектами оценки является земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого определенна по состоянию на 21.01.2021, составила 4442228,25 рублей, земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого определенна по состоянию на 21.01.2021, составила 5 072202,93 рубля.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

Суд полагает, что определение рыночной стоимости участков с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.

Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с объектами недвижимости из этого сегмента рынка.

В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, и сведений о рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения экспертизы по инициативе суда не имеется.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов с заявлением в суд является 22.10.2021, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Юргеля Р.А., Медведевой В.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 447 +/- 20.55 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2021 в размере 4442 228,25 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 093 +/- 22.39 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2021 в размере 5072202,93 рубля.

Датой подачи Юргелем Р.А., Медведевой В.А. заявления в суд считать 22.10.2021.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья С.Б.Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.12.2021.


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г. Самара 1 декабря 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи: Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания: Даниленко И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-2023/2021 по административному исковому заявлению Юргеля Р.А., Медведевой В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Юргеля Р.А., Медведевой В.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 447 +/- 20.55 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2021 в размере 4442,228,25 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 093 +/- 22.39 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.01.2021 в размере 5072202,93 рубля.

Датой подачи Юргелем Р.А., Медведевой В.А. заявления в суд считать 22.10.2021.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья С.Б.Клюев