ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-202/18 от 24.06.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2019 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Орловой Е.Д., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» Новичковой М.В., действующей на основании доверенности от 1 июля 2018 г. № 70, представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Ерёминой Ж.В., действующей на основании доверенности от 23 октября 2018 года № 02-79-2114/18, и Минеевой В.В., действующей на основании доверенности от 17 мая 2019 года № 02-79-1051/19, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-23/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 года № 152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26декабря 2017 года № 530-спр»,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее ООО «Иркутскэнергосбыт») в обоснование административных исковых требований указывает, что приказом Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. №152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр» (далее приказ Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. №152/1-спр) в приложение к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» (далее приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр) внесены следующие изменения:

«1) пункт 1 тарифной таблицы «Сбытовая надбавка «Тарифная группа потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» изложить в следующей редакции:

1.

ООО «Иркутская Энергосбытовая компания»

0,13758

0,12439

2) в пункте 1 тарифной таблицы «Сбытовая надбавка «Тарифная группа «прочие потребители»:

цифры «0,21100» заменить цифрами «0,19076»;

цифры «0,08451» заменить цифрами «0,07292»;

цифры «0,07286» заменить цифрами «0,06359».

Данный приказ принят во исполнение предписания ФАС России от 9июня 2018 г. № 01/42561/18.

Полагает, что у Службы по тарифам Иркутской области не имелось законных оснований для пересмотра уже установленного на 2018 год тарифа на сбытовую надбавку, не согласен с исключением из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» расходов по статьям затрат «резерв по сомнительным долгам», «проценты по обслуживанию кредитов», «арендная плата» за 2015-2017 годы.

Административный истец считает свои права и законные интересы нарушенными, поскольку обжалуемым приказом Службы по тарифам Иркутской области уменьшены сбытовые надбавки, ранее установленные на 2018 год. Указывает, что изъятие из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» суммы 710455,1 тыс. рублей приводит к невозможности исполнения договоров, заключенных с контрагентами, в том числе для обеспечения хозяйственной деятельности организации и обслуживанию конечных потребителей, что в итоге может привести к приостановлению поставки электрической энергии потребителям по всему региону, а также нарушению производственной деятельности организации. На основании вышеизложенного существует риск лишения ООО «Иркутскэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика и, как следствие, банкротства предприятия, со всеми вытекающими последствиями, в том числе стопроцентному сокращению работников организации, которых в настоящее время числится более 2000 человек.

ООО «Иркутскэнергосбыт» просит суд признать недействующим приказ Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. № 152/1-спр о внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Иркутскэнергосбыт» Новичкова М.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, возражениях на пояснения административного ответчика, дополнительных пояснениях, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекуркова И.В., действующая на основании доверенности, участвовавшая в судебном заседании по настоящему делу до объявления перерыва, административные исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление с учетом дополнительных пояснений, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. После объявления перерыва в судебном заседании интересы административного ответчика представляли Ерёмина Ж.В., Минеева В.В., действующие на основании доверенностей, которые поддержали ранее высказанную правовую позицию административного ответчика, в удовлетворении административных исковых требований просили отказать.

Определениями от 10 января 2019 г., от 27 февраля 2019 г., от 27 марта 2019 г., от 20 мая 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная антимонопольная служба России, Правительство Иркутской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба России, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила письменные объяснения, в которых указывает, что приказ Службы по тарифам Иркутской области, принятый во исполнение представления Федеральной антимонопольной службы России, соответствует действующему законодательству, доводы административного истца основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы.

Заинтересованное лицо Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции, просит рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что у территориального антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю и надзору за действиями органа регулирования тарифов, поддерживает позицию Федеральной антимонопольной службы.

Заинтересованное лицо Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, отзыва на административное исковое заявление не представило.

Прокурор, участвующий в деле, Холодкова О.В. в заключении полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Как предусмотрено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр на период с 1 января 2018 г. по 31декабря 2018 г. установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, согласно приложению, в том числе ООО «Иркутскэнергосбыт».

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 1августа 2018 г. №152/1-спр в приложение к приказу от 26 декабря 2017 г. № 530-спр внесены изменения, касающиеся сбытовых надбавок в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт».

Таким образом, оспариваемый приказ применен в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Иркутской области. Наличие на момент принятия оспариваемого приказа у ООО «Иркутскэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика подтвержден собранными по делу доказательствами.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, на период с 1 января 2019 г. по 31декабря 2019 г., приказы Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017г. № 530-спр и от 1августа 2018 г. №152/1-спр признаны утратившими силу с 1 января 2019 г.

В соответствии с положениями части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемый по настоящему делу приказ Службы по тарифам Иркутской области от 1августа 2018 г. №152/1-спр применялся в отношении административного истца, который считает свои права нарушенными, оснований для прекращения производства по административному делу суд не усматривает.

В силу абзаца 6 пункта 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

На основании пункта 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 г. № 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В силу статьи 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 12января 2010 г. №1-оз) исполнительные органы государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказов.

Приказы исполнительного органа государственной власти издаются его руководителем путем их подписания.

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 1августа 2018 г. №152/1-спр подписан временно замещающим должность руководителя Службы по тарифам Иркутской области Веключ И.Ю.

Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку издан уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики.

Процедура принятия тарифных решений в сфере электроэнергетики на момент принятия оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. №152/1-спр регламентировалась Правилами регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее Правила регулирования № 1178) и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и Формой принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013г. № 313-э (далее Регламент).

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр, устанавливающий сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, на 2018 год, административным истцом не оспаривается.

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 1августа 2018 г. №152/1-спр, изменяющий сбытовые надбавки на 2018 год в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», оспариваемый административным истцом, принят на основании предписания Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 (далее – Предписание).

Как предусмотрено п. 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также федеральными законами «О естественных монополиях», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «Об отходах производства и потребления», настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.

Анализируя п. 21 ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона «Об электроэнергетике», Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (в редакциях, действовавших на момент принятия указанного выше Предписания ФАС России), суд приходит к выводу о том, что полномочия по регулированию государственного контроля (надзора) в сфере ценообразования в электроэнергетике федеральным законодательством делегированы Правительству Российской Федерации, а им в свою очередь ФАС России.

Таким образом, применение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в сфере регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части организации и проведения проверок, вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок имеет особенности, которые урегулированы, в частности, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Осуществляя установленные законодательством полномочия по определению цен (тарифов) и государственному контролю (надзору) в сфере электроэнергетики, ФАС России в случае выявления нарушений выдает обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 4, пп. «а» п. 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, пп. 5.3.2.3 п. 5.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (в редакциях, действовавших на момент принятия указанного выше Предписания ФАС России).

Из предписания от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 и письменных объяснений Федеральной антимонопольной службы России следует, что в 2017 году ФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Службой по тарифам Иркутской области законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в ходе которой выявлены нарушения при установлении сбытовых надбавок для ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2015, 2016, 2017 годы.

По результатам проведенной проверки Службе по тарифам Иркутской области выдано предписание от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18, согласно которому Служба признана нарушившей положения пунктов 7, 18, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее Основы ценообразования № 1178), и пунктов 23, 26 Правил регулирования № 1178, а также положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 г. № 703-э. Установлен срок для устранения допущенных нарушений – до 1 августа 2018 г.

Выявленные экономически необоснованные расходы ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» (по итогам 2013-2016 годов) по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам» в размере 572 941,7 тыс. руб., «Проценты по кредитам» в размере 210 159,9 тыс. руб., ФАС России предписал Службе по тарифам Иркутской области в соответствии с действующим законодательством исключить из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2018 год (п. 4, 5 Предписания).

Во исполнение данного предписания Службой по тарифам Иркутской области проведен анализ расходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2013-2017 годы о чем составлено Заключение по исполнению Предписания ФАС России от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 по результатам проверки Службой по тарифам Иркутской области сбытовых надбавок для ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2015, 2016, 2017 годы (далее – Заключение).

Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФАС России при проведении проверки Службы по тарифам Иркутской области и выдаче ей Предписания действовала в рамках предоставленных ФАС России законодательством полномочий, с соблюдением особенностей применения в данных правоотношениях положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулятора.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения (пункт 25 Правил регулирования, пункт 29 Регламента)

Письмом от 25 июля 2018 г. № 02-79-1469/8 ООО «Иркутскэнергосбыт» извещено о дате, времени и месте заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области.

Заседание Правления Службы по тарифам Иркутской области проведено 31 июля 2018 г. правомочным составом Правления с участием представителя ООО «Иркутскэнергосбыт», представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, кворум имелся, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

По итогам заседания Правления Службы принят оспариваемый приказ №152/1-спр, который подписан временно замещающим должность руководителя Службы по тарифам Иркутской области Веключ И.Ю. 1августа 2018 г.

В соответствии с требованиями статей 53, 54, 57 Закона Иркутской области № 1-оз оспариваемый приказ от 1 августа 2018 г. №152/1-спр опубликован в общественно-политической газете «Областная» от 13 августа 2018 г. № 88 и размещен для всеобщего сведения в сети «Интернет».

10 августа 2018 г. Службой по тарифам Иркутской области в адрес Федеральной антимонопольной службы направлено сообщение об исполнении предписания от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой и опубликован в установленном законом порядке.

Абзацем 1 пункта 7 Правил регулирования № 1178 предусмотрено, что цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев, при этом действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике (абзац 3 пункта 7 Правил регулирования № 1178).

Пунктом 8 Правил регулирования № 1178 предусмотрено, что установление цен (тарифов) производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами регулирования. В случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.

Таким образом, законодательством о ценообразовании в электроэнергетике, действовавшим на момент выдачи Предписания и принятия Службой по тарифам Иркутской области оспариваемого приказа от 1 августа 2018 г. №152/1-спр, предусматривалось право регулятора принимать решения, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в течение одного финансового года без открытия дела об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня, с правом запрашивать необходимые материалы у регулируемой организации.

Учитывая изложенное, суд находит не противоречащими закону положения Предписания о возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанностей: провести анализ расходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2013-2017 годы, по указанным в Предписании статьям затрат; осуществить приведение ранее принятых решений об установлении сбытовых надбавок для ООО «Иркутскэнергосбыт» в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике; исключить из состава НВВ ООО «Иркутская энергосбытовая компания» 2018 года, выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам» в размере 572 941,7 тыс. руб. (по итогам 2013-2016 гг.), «Проценты по кредитам» в размере 210 159, 9 тыс. руб. (по итогам 2013-2016 гг.); осуществить для устранения допущенных нарушений в тарифных решениях в течение одного финансового года не позднее 1 августа 2018 г.

В соответствии с изложенным выше, довод административного истца о том, что установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, только в случаях, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, в связи с чем, по его мнению, Служба по тарифам Иркутской области нарушила требования абзацев 5-7 пункта 7 Основ ценообразования № 1178, суд находит несостоятельным, поскольку данный довод основан на неправильном толковании норм законодательства в сфере тарифного регулирования.

Сбытовые надбавки на 2018 год, в том числе в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», установлены приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр.

Оспариваемым приказом Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. №152/1-спр установленные сбытовые надбавки приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства о государственном регулировании тарифов (цен), что согласуется с абзацем 3 пункта 7 Правил регулирования № 1178.

Доводы представителя административного истца о нарушении при исполнении Службой по тарифам Иркутской области Предписания ФАС России положений ст. ст. 9 и 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть приняты судом во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Как было указано выше, проведение проверок в сфере установления ценообразования в электроэнергетике регулируется специальным законодательством, исполняя Предписание ФАС России, Служба осуществила приведение ранее принятых тарифных решений в соответствие с законодательством о ценообразовании в электроэнергетике, провела анализ учтенных в составе НВВ ООО «Иркутская энергосбытовая компания» на 2013-2017 гг. расходов по указанным в Предписании статьям затрат, отразив его результаты в Заключении, а также исключила из состава НВВ ООО «Иркутская энергосбытовая компания» выявленные ФАС России необоснованные расходы по статьям «Резерв по сомнительным долгам» и «Проценты по кредитам» в установленных ФАС России суммах.

Осуществляя исполнение Предписания и изменяя сбытовые надбавки на 2018 год в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», Служба правомерно в соответствии с п. 8 Правил регулирования № 1178 запрашивала у ООО «Иркутская энергосбытовая компания» информацию, относящуюся к её регулируемой деятельности.

ООО «Иркутскэнергосбыт» считает свои права нарушенными, указывая, что при принятии оспариваемого приказа Службой по тарифам Иркутской области необоснованно исключены из необходимой валовой выручки расходы по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по обслуживанию кредитов», «Арендная плата» за 2015-2017 годы.

В силу пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике к числу общих принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, относятся также: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

На основании пункта 4 Основ ценообразования № 1178 установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 1178 при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.

Абзацем 4 пункта 63 Основ ценообразования № 1178 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом размер таких надбавок определяется в соответствии с пунктами 65 - 65(3) настоящего документа.

В силу пункта 65(1) Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой и дифференцируются по группам потребителей.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

Из Предписания ФАС России от 09.06.2018 г. № СП/42561/18 следует, что в ходе проверки установлено, что экспертные заключения регулятора об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2015-2017 гг. содержат указание на их расчет методом индексации, а также ссылку на Методические указания по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденные приказом ФСТ России от 05.07.2005 № 275-э/4 (далее - Методические указания № 275-э/4), не предназначенные для расчета сбытовых надбавок.

Вместе с тем, ФАС России установил, что в указанный выше период фактически Методические указания № 275-э/4 при расчете сбытовых надбавок гарантирующего поставщика (административного истца по настоящему делу) не применялись.

В связи с вступлением в силу 31 января 2012 года постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвердивших «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и «Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утратили силу.

Таким образом, правоотношения по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2015-2017 гг. регулируются Постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178, а также утвержденными им «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», а также принятыми в соответствии с ними Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в размере доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2012 г. № 703-э (далее – Методические указания № 703-э).

ФАС России установил, что регулятор при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2015-2017 гг. ошибочно осуществлял их расчет методом индексации плановых расходов предыдущего периода регулирования по отдельным статьям расходов.

В связи с применением регулятором не предусмотренного законодательством метода по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ФАС России правомерно предписано органу регулирования провести анализ учтенных в составе НВВ ООО «Иркутская энергосбытовая кампания» на 2013-2017 гг. расходов в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в размере доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 г. № 703-э.

Службе по тарифам Иркутской области также предписано исключить в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» 2018 года выявленные экономически необоснованные расходы по итогам 2013-2016гг. по статьям затрат: «Резерв по сомнительным долгам» в размере 572941,7 тыс. руб. и «Проценты по кредитам» в размере 210159,9 тыс. руб.

Пунктом 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике, определяющей принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, установлено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, в том числе, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Таким образом, указанные принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике подлежат применению и в случае перехода от одного метода регулирования к другому.

Из материалов дела следует, что сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» были рассчитаны регулятором в 2017 году с использованием метода сравнения аналогов.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 под эталонной выручкой гарантирующего поставщика понимается необходимая валовая выручка организации, осуществляющей деятельность в качестве гарантирующего поставщика, определяемая методом сравнения аналогов на основе эталонов затрат гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 65 указанных Основ ценообразования, при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в частности, экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей и определяемые методом экономически обоснованных затрат, эталонная выручка гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Из Предписания ФАС России следует, что в проверяемый период регулятор не применял Методические указания № 703-э, а осуществлял расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» с применением не предусмотренного законодательством метода по расчету этих надбавок.

Учитывая, что применение регулятором не предусмотренного законодательством метода по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика оказало влияние на результаты деятельности регулируемой организации, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), которые подлежали учету при переходе регулятора к методу по расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов, исключение экономически необоснованных расходов из НВВ регулируемой организации на период, установленный оспариваемым приказом, суд находит соответствующим законодательству о ценообразовании в электроэнергетике.

По приведенным выше основаниям не ставит под сомнение законность оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области довод административного истца о том, что требования Предписания не могли быть выполнены Службой, так как сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» были рассчитаны в 2017 году на основании пункта 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, с использованием расчета эталонной выручки 100 %.

Проверяя довод административного истца о неправомерном исключении Службой по тарифам Иркутской области из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» 2018 года выявленных экономически необоснованных расходов по итогам 2013-2016гг. по статье «Резерв по сомнительным долгам» в размере 572941,7 тыс. руб., суд установил следующее.

Из положений статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В том случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. При этом, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) предполагает, что средства на создание резерва по сомнительным долгам, включенные в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика, собираются им в тарифной выручке реальными денежными средствами.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном данным Кодексом.

В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме № ИНВ-17); сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации; ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49; протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты о признании дебиторской задолженности безнадежной; приказы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженности по отчетным датам; акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровками указанных сумм и другие документы.

Таким образом, неиспользованные средства резерва по сомнительным долгам, включенные в необходимую валовую выручку предыдущего периода регулирования, по своей экономической сути являются запланированными, но не понесенными расходами предприятия, которые в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат исключению из необходимой валовой выручки на очередной период регулирования. Иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования.

Из пояснений Службы по тарифам Иркутской области следует, что при установлении сбытовой надбавки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2018 год экономия по статье «Резервы по сомнительным долгам» в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования не учитывалась.

После проведения анализа расходов по статье «Резервы по сомнительным долгам» Служба по тарифам Иркутской области во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 правомерно исключила из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2018 год сумму в размере 571941,7 тыс. руб., составляющую разницу между размером сформированного резерва по сомнительным долгам и суммой фактически списанной дебиторской задолженности за 2013-2016 годы.

В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования № 1178 в целях сглаживания изменения сбытовых надбавок и принятия сбалансированного тарифного решения Служба по тарифам Иркутской области правомерно в рамках полномочий регулятора учла расходы, подлежащие исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт», с распределением суммы на 2018-2019 гг., а именно: на 2018 год – 86583,0 тыс. руб., на 2019 год – 623872,1 тыс. руб.

В последующем на основании письма Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18 о внесении изменений в предписание от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18, согласно которому экономически необоснованные расходы (доходы) ООО «Иркутскэнергосбыт» подлежат исключению при установлении (пересмотре) сбытовых надбавок на 2018-2022 годы равными долями с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, сумма, определенная к исключению на 2019 год (623872,1 тыс. руб.), скорректирована исходя из ее распределения на 4 года.

Федеральной антимонопольной службой исходя из имеющихся в тарифном деле и дополнительно представленных регулируемой организацией документов: приказов о введении в действие Учетной политики ООО «Иркутскэнергосбыт» с 2012 года, протоколов заседаний центральной комиссии по расчету резервов сомнительных долгов ООО «Иркутскэнергосбыт» за 2014-2017 гг., приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности за 2013-2016 гг., оборотно-сальдовых ведомостей по счету 63 за 2013-2016 гг., оборотно-сальдовых ведомостей по счету 91 за 2013-2016 гг., имеющихся в материалах тарифного дела и дополнительно представленных регулируемой организацией ФАС России и Службе по тарифам Иркутской области, а также представленных административным истцом суду в ходе рассмотрения настоящего административного дела, выявлены включенные в состав необходимой валовой выручки экономически необоснованные расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» по статье «Резерв по сомнительным долгам» в размере 572941,7 тыс. руб. по итогам 2013-2017 гг.

Из материалов административного и тарифного дел следует, что величина резерва по сомнительным долгам, учтенная при формировании необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2013 год, составила 337213,9 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2013 году составило 50235,6 тыс. руб. Резерв по сомнительным долгам, включенный в необходимую валовую выручку на 2014 год, составил 337636,9 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2014 году составило 84564,6 тыс. руб. В 2015 году величина резерва по сомнительным долгам, включенная в необходимую валовую выручку, составила 337636,0 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2015 году составило 651123,97 тыс. руб. Резерв по сомнительным долгам, включенный в необходимую валовую выручку на 2016 год, составил 389875,2 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2016 году составило 43495,3 тыс. руб. В 2017 году включенный в необходимую валовую выручку резерв по сомнительным долгам составил 381104,3 тыс. руб., документов, подтверждающих списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2017 году, у регулирующего органа отсутствовали, а регулируемой организацией не были представлены.

Таким образом, согласно представленным документам сумма резерва по сомнительным долгам, включенного в необходимую валовую выручку ООО «Иркутскэнергосбыт», использована регулируемой организацией на покрытие убытков от безнадежных долгов не в полном объеме, исходя из чего сумма неиспользованного резерва по сомнительным долгам в размере 572941,7 тыс. руб. в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178 правомерно признана ФАС России, а также Службой по тарифам Иркутской области подлежащей исключению из НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» начиная с 2018.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что такой подход ФАС России и в настоящее время Службы по тарифам Иркутской области к расчету расходов по статье «Резерв по сомнительным долгам» соответствует требованиям принципов и норм права, регламентирующих государственное регулирование ценообразования в сфере электроэнергетики, направлен на достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Административным истцом суду представлены копии актов инвентаризации расчетов с покупателями и прочими дебиторами и кредиторами за 2014-2016 гг. по дебиторской задолженности и пени, отражающие динамику формирования дебиторской задолженности в данный период, выполненные по форме № ИНВ-17 ОКУД код 0317015, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (т. 1, л.д. 189-234).

Вместе с тем, справки к актам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, составляемые в качестве приложения к этим актам по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 № 88 или Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49, а так же ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации, акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений, акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, иных документов, из которых возможно было бы прийти к выводу об отсутствии в ООО «Иркутскэнергосбыт» двойного учета одной и той же задолженности административным истцом, ни ФАС России при проведении проверки, ни Службе по тарифам Иркутской области при исполнении Предписания ФАС России, ни суду не представлено, а материалы тарифного дела таких доказательств не содержат.

Довод административного истца о том, что при принятии тарифных решений регулятором в расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» на формирование резерва по сомнительным долгам были включены такие расходы в размере 1,5 процента от валовой выручки от продажи электрической энергии потребителям, которые существенно ниже задолженности, числящейся по данным бухгалтерского учета в ООО «Иркутскэнергосбыт», юридического значения для дела не имеет, поскольку размер таких расходов определен законодательством о ценообразовании в электроэнергетике и не может быть увеличен регулятором.

Проверяя доводы административного истца о необоснованном исключении из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» 2018 года экономически необоснованных расходов по статье «Проценты по обслуживанию кредитов», суд установил, что Службой по тарифам Иркутской области по данной статье затрат в 2015 году учтены расходы в размере 201688,1 тыс. руб., в 2016 году в размере 316896,3 тыс. руб., в 2017 году в размере 361982,8 тыс. руб.

Необходимость привлечения регулируемой организацией кредитных средств обоснована необходимостью поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей, в судебном заседании никем не оспаривается.

Пунктом 65.1 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено включение процентов по обслуживанию кредитов в состав необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика.

Согласно Предписанию от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 ФАС России установлено, что фактическое расходование средств по статье «Проценты по кредитам» (по итогам 2013-2016 годов) меньше расходов, заложенных в плановом режиме регулятором в состав тарифов ООО «Иркутскэнергосбыт», при этом орган регулирования не проводил исключение неосвоенных регулируемой организацией средств, вместе с тем, поскольку сбытовые надбавки должны были рассчитываться на проверяемые периоды методом экономически обоснованных затрат, средства в размере в размере 210159,9 тыс. руб. по статье «Проценты по обслуживанию кредитов» подлежат исключению из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт».

Доказательств, ставящих под сомнение выводы ФАС России о неполном расходовании регулируемой организацией средств, заложенных в плановом режиме в состав тарифов ООО «Иркутскэнергосбыт» (по итогам 2013-2016 годов), а также в Заключении Службы по тарифам Иркутской области во исполнение Предписания по данной статье расходов, административным истцом суду не представлено, а материалы тарифного и административного дел не содержат.

Так как сбытовые надбавки должны были рассчитываться регулятором на проверяемые ФАС России периоды методом экономически обоснованных затрат, экономически необоснованные расходы в сумме 210 159,9 тыс. руб. (по итогам 2013-2016 годов) правомерно признаны ФАС России подлежащими исключению органом регулирования из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» 2018 года.

Из пояснений Службы по тарифам Иркутской области следует, что при установлении сбытовой надбавки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2018 год экономия по статье расходов «Проценты по кредитам» в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования регулятором не учитывалась.

В Заключении по исполнению Предписания указано, что расходы по статье «Проценты по кредитам» учтены экспертами Службы по тарифам Иркутской области на 2017 год в размере 361982,8 тыс. руб. на основании анализа представленных предприятием обосновывающих материалов исходя из 1/20 части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) всем группам потребителей в базовом периоде регулирования (31027096,00 тыс. руб./12) и процентной ставки, не превышающей средней ставки рефинансирования, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта (14,0 %).

Анализируя фактические расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» на уплату процентов в 2017 году, Служба установила, что административным истцом понесены расходы по данной статье в сумме 119215,0 тыс. руб., что меньше чем было запланировано Службой, в связи с чем, избыточные доходы, подлежащие исключению из состава необходимой валовой выручки, по мнению экспертов Службы, составили 242767,8 тыс. руб.

Вместе с тем, исполняя Предписание ФАС России, Служба по тарифам Иркутской области по итогам периода деятельности регулируемой организации в 2013-2016 гг. исключила из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» по статье «Проценты по кредитам» экономически необоснованные расходы в размере 210 159,9 тыс. руб. (с распределением сумм по периодам регулирования) начиная с 2018 года, что не противоречит законодательству о ценообразовании в электроэнергетике, и, по мнению ФАС России, изложенному в письменном отзыве по настоящему административному делу, свидетельствует о полном исполнении Службой Предписания.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца о незаконности исключения средств в размере в размере 210159,9 тыс. руб. по статье «Проценты по обслуживанию кредитов» из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт».

Проверяя доводы административного истца о необоснованном исключении из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» расходов по статье затрат «Арендная плата», суд установил, что регулятором в проверяемый ФАС России период по данной статье затрат были приняты расходы в следующем размере: 66 514,0 тыс. руб. на 2015 г., 66 999,0 тыс. руб. на 2016 г., 61 096,8 тыс. руб. на 2017 г.

Расходы на аренду на 2015 году приняты Службой по Тарифам Иркутской области в размере, заявленном регулируемой организацией, исходя из фактических расходов девяти месяцев 2014 года с учетом корректировки из норматива 6 кв. м. на 1 рабочее место.

Расходы на аренду на 2016 год приняты Службой в размере, заявленном регулируемой организацией, исходя из фактических расходов предыдущего периода с учетом корректировки из норматива 6 кв.м. на 1 рабочее место.

ФАС России установлено, что в Экспертных заключениях органа регулирования указано, что Служба рассчитала арендные платежи исходя из величины амортизации и обязательных платежей.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации, налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Проверяя заключения Службы, а также материалы тарифных дел, ФАС России пришла к выводу о том, что эти заключения не содержат соответствующего расчета, а также тарифные дела не содержат документов, подтверждающих размер амортизационных отчислений арендуемого имущества и связанных с владением обязательных платежей, а имеющиеся в материалах тарифных дел договоры аренды не содержали расшифровки по указанным параметрам.

Исходя из чего расходы по данной статье затрат ФАС России были признаны экономически необоснованными, а органу регулирования было предписано провести и отразить в экспертных заключениях анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации данной статьи затрат на 2015-2017 годы.

Исполняя Предписание ФАС России, Служба по тарифам Иркутской области провела проверку экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации статьи затрат «Арендная плата» на 2015-2017 годы в соответствии с представленными расчетами платы и действующими договорами в 2015 – 2017 гг., с пунктом 28 Основ ценообразования и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 2 августа 2013 года по делу № ВАС-6446/13, предусматривающих необходимость при расчете размера арендной платы исходить из величины амортизации, налога на имущество и землю, а также других установленных Законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендуемого имущества, анализа фактических расходов за 2015-2017 гг., отразив ее результаты в Заключении.

В Заключении Служба установила, что в 2015-2017 гг. по статье расходов «Арендная плата» в состав необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» включены экономически необоснованные расходы в размере 189813,5 тыс. руб.

Так, на 2015 год Службой в составе НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» учтено 66514,0 тыс. руб., по расчетам Службы с учетом п. 28 Основ ценообразования № 1178 эта сумма составляет 2155,3 тыс. руб., фактические расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» - 83610,0 тыс. руб., фактические расходы признанные Службой экономически обоснованными - 1628,2 тыс. руб., избыточные расходы составили 64885,8 тыс. руб.

На 2016 год Службой в составе НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» учтено 66999,0 тыс. руб., по расчетам Службы с учетом п. 28 Основ ценообразования № 1178 эта сумма составляет 3004,3 тыс. руб., фактические расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» - 86813,0 тыс. руб., фактические расходы признанные Службой экономически обоснованными - 1515,0 тыс. руб., избыточные расходы составили 65484,0 тыс. руб.

На 2017 год Службой в составе НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» учтено 61 096,8 тыс. руб., по расчетам Службы с учетом п. 28 Основ ценообразования № 1178 эта сумма составляет 3306,6 тыс. руб., фактические расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» - 85 927,0 тыс. руб., фактические расходы признанные Службой экономически обоснованными - 1653,1 тыс. руб., избыточные расходы составили 59443,7 тыс. руб.

Изучив материалы административного и тарифного дел, суд установил, что в период с 2013 по 2016 гг. административным истцом заключались договоры аренды недвижимости, а также муниципального имущества на торгах.

Условия данных договоров, касающиеся формирования размера арендной платы в основном содержат указание на включение в ее состав налога на имущество, расходов на содержание имущества (отопление и холодное водоснабжение, где это возможно по техническим причинам), расходов на вывоз твердых бытовых отходов, в некоторых из них предусмотрено включение в состав арендной платы расходов на охрану и уборку помещений.

Вместе с тем в общей массе договоров аренды недвижимого имущества, за исключением договоров аренды муниципальной недвижимости, количество которых незначительно, договоры аренды недвижимости не содержат расчета состава арендной платы вообще, а также включения в него расходов на амортизационные отчисления с арендованного имущества и связанных с владением обязательных платежей.

Материалы административного и тарифного дел, исследованные судом в судебном заседании, не содержат доказательств, подтверждающих размер амортизационных отчислений по каждой единице арендуемого имущества и связанных с владением им обязательных платежей по каждому договору аренды, представленному регулятору, что привело к нарушению регулятором положений подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованных расходов, включаемых в НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» в проверяемый ФАС России период.

При таких обстоятельствах вывод ФАС России в Предписании об отсутствии оснований для признания экономически обоснованными расходов ООО «Иркутскэнергосбыт» в проверяемый ФАС России период по статье «Арендная плата» и включения их в необходимую валовую выручку ООО «Иркутскэнергосбыт» соответствует действующему законодательству и является правомерным, в связи с чем действия Службы по тарифам Иркутской области по признанию экономически необоснованными этих расходов за период 2015-2017 гг. также являются обоснованными.

То обстоятельство, что в данный период регулятор определял размер экономически обоснованных расходов ООО «Иркутскэнергосбыт» по статье «Арендная плата», исходя из фактических расходов предыдущего периода с учетом корректировки из норматива 6 кв.м. на 1 рабочее место, не имеет юридического значения для дела, так как размер экономически обоснованных расходов, заявляемых регулируемой организации по этой статье, определялся регулятором в нарушение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, с учетом решения ВАС Российской Федерации от 2 августа 2013 года по делу № ВАС-6446/13, без учета величины амортизации и иных расходов, связанных с владением каждым арендованным регулируемой организацией недвижимым имуществом.

Учитывая изложенное выше, доводы административного истца о незаконности признания Службой экономически необоснованными расходов ООО «Иркутскэнергосбыт» по статье «Арендная плата» в указанный выше период, не могут быть приняты судом, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, эти доводы административного истца не нашли подтверждения в ходе исследования судом доказательств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 года № 152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26декабря 2017 года № 530-спр» – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 г.