УИД70OS0000-01-2020-000231-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретарях Маслюковой М.Н., Кутлубаевой К.В.,
с участием прокуроров Семитко С.Е., Ярцевой Е.Г.,
представителя административного истца Гавриловой Т.В.,
представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Федоровской А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-81/2021 по административному исковому заявлению Кашенко Анны Николаевны к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующими со дня принятия пункты 325 – 328 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года №105-о,
установил:
распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Согласно приложению к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в указанный Перечень включены:
- нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (пункт 325);
- нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (пункт 326);
- нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (пункт 327);
- нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (пункт328);
- здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (пункт 1564).
Кашенко А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, в котором просила признать недействующими со дня принятия пункты 325, 326, 327, 328, 1564 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года №105-о.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: /__/, а также здания, расположенного по адресу: /__/.
Полагала, что спорные объекты недвижимости ошибочно включены в перечень и подлежат исключению из него, поскольку нежилые помещения в здании по /__/ фактически используются не для размещения офисных и торговых площадей, а для размещения развлекательного клуба «Медведь», спортивного клуба студии йоги, гаража и подсобно-складских помещений. В здании торговые и офисные помещения отсутствуют.
В 2017-2018гг обследование вышеуказанных объектов в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами, не проводилось, административный истец или его уполномоченный представитель к процессу обследования не привлекался, в связи с чем у административного ответчика не имелось даже формального основания для включения указанных объектов в Перечень.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца Кашенко А.Н., извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
При рассмотрении дела представителем административного истца Кашенко А.Н. Гавриловой Т.В. заявлено об отказе от административного иска в части требований о признании недействующим со дня принятия пункта 1564 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года №105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» о включении в перечень здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.
Определением Томского областного суда от 19 февраля 2021 года принят отказ от иска в части, производство по делу в указанной части прекращено.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Гаврилова Т.В. заявленные требования в оставшейся части поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Федоровская А.Е. заявленные требования не признала. Указала, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/, /__/ расположены на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/ с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, для размещения административных зданий». Таким образом, здание, в котором находятся помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение административных зданий, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отнести указанный объект к административно-деловому центру. Полагала, что спорные нежилые помещения правомерно включены в Перечень на 2019 год в связи с нахождением в административно-деловом центре.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ярцевой Е.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствует нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В ходе судебного заседания установлено, следует из материалов дела, что Кашенко А.Н. с 10 июня 2016г по настоящее время на праве собственности принадлежат: нежилое помещение с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/; нежилое помещение с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенное по адресу: /__/; нежилое помещение с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/; нежилое помещение с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/, что подтверждается выписками из ЕГРН от 21.01.2021г. Указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость
В соответствии с пунктами 325, 326, 327, 328 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в указанный Перечень включены нежилые помещения с кадастровыми номерами /__/, расположенные в здании по адресу: /__/.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Соответственно, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права Кашенко А.Н. как налогоплательщика, она вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей до 01.01.2021) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии – председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области №68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии №8 от 30.10.2018г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Из содержания протокола указанного заседания комиссии следует, что в заседании принимали участие более половины ее членов.
Оспариваемое распоряжение принято Департаментом на основании указанного решения комиссии, изложенного в соответствующем протоколе заседания, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области №68 от 11 июня 2013 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора Томской области №115 от 12 декабря 2014 года), постановлением Администрации Томской области №454а от 03 декабря 2014 года.
Распоряжение с приложениями было официально опубликовано в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области №9-ОЗ от 07 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области №19-ОЗ от 12 мая 2000 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://dugs.tomsk.gov.ru.
Таким образом, оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликовано для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспаривается.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого в части распоряжения требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое здание, помещения признаются объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
В подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель назвал два самостоятельных вида недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит включению в Перечень, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4-1 Закона Томской области от 27.11.2003 №148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них;
нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров), назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, оспариваемые пункты Перечня могут быть признаны соответствующими статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 4-1 Закона Томской области от 27.11.2003 №148-ОЗ, если спорные помещения, имеющие площадь более 250 кв.м, соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации либо находятся в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Исходя из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика следует, что спорные нежилые помещения включены в оспариваемый в части Перечень как помещения, находящиеся в здании, которое в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относится к административно-деловому центру.
Как следует из выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости спорные нежилые помещения находятся в здании с кадастровым номером /__/.
Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером /__/, оно расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/.
Как следует из письма директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 22.01.2021 №01-21/398 по сведениям Единого государственного реестра недвижимости в период с 01 января 2018 года по настоящее время вид разрешенного использования земельного участка по адресу: /__/ с кадастровым номером /__/ – для эксплуатации и обслуживания административно-производственных зданий и сооружений.
Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует поименованным в пунктах 3.3, 4.2, 4.4 и 4.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, видам разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из технического паспорта здания по состоянию на 11.04.2016, объект недвижимости – это нежилое здание, помещения в котором классифицируются как основное, санузел, подсобное, коридор, душевая.
Таким образом, из технического паспорта объекта также не следует, что назначение помещений позволяло отнести их к офисным; помещениям, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Изложенное свидетельствует о том, что здание с кадастровым номером /__/ не могло быть отнесено к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) лишь по формальному критерию – по виду разрешенного использования земельного участка либо сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации).
Следовательно, для того, чтобы признать здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ предназначенным для использования в целях административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания необходимо установить, что более 20% общей площади здания фактически используется для указанных целей.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что на момент включения спорных нежилых помещений в Перечень обследование здания на предмет фактического использования помещений в нем не проводилось.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области отсутствовали правовые основания для включения в Перечень на 2019 год спорных нежилых помещений как помещений, находящихся в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных объектов, их назначение (нежилое помещение), разрешенное использование (отсутствует), наименование (помещение) однозначно не предусматривают размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Не содержат таких сведений и технические планы помещений, равно как и технический паспорт здания. Сведения о том, что на момент включения спорных нежилых помещений в Перечень в установленном порядке проводилось обследование помещений на предмет их фактического использования, отсутствуют.
Таким образом, спорные объекты недвижимости не могли быть включены в Перечень ни в составе здания, ни как самостоятельный вид недвижимого имущества.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих, что спорные нежилые помещения включены в Перечень либо как самостоятельный вид недвижимого имущества, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо входит в состав обладающего признаками административно-делового центра и торгового центра здания, не представлено.
Таким образом, заявленные Кашенко А.Н. требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспариваемые положения распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о от 29 ноября 2018 года вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, со дня их принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты указанного перечня подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжения.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кашенко Анны Николаевны удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты 325, 326, 327, 328 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года №105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год».
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2021 года