ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июля 2022 года № 3а-202/2022
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридический информационный центр «АБАСТОН» об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Юридический информационный центр «АБАСТОН» (далее – ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН», административный истец, общество) на основании договора №... аренды земельного участка от 10 мая 2012 года, соглашения о присоединении к указанному договору, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Череповца и административным истцом, является арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., площадью ... кв. м, категория земель: ..., вид разрешенного использования: ..., расположенного по адресу: .
30 декабря 2021 года административный истец через почтовое отделение связи направил в адрес комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Вологодской области заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 13 187 000 рублей, в обоснование чего представил отчет об оценке рыночной стоимости №... от 27 декабря 2021 года, выполненный оценщиком ООО «...» П.Н.В., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 13 187 000 рублей.
Решением комиссии при Департаменте имущественных отношений Вологодской области от 20 января 2022 года №... заявление ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН» удовлетворено, кадастровая стоимость объекта определена в размере его рыночной стоимости, равной 13 187 000 рублей.
Решением комиссии от 16 февраля 2022 года №... в вышеуказанное решение внесены изменения, площадь объекта недвижимости указана ... кв. м вместо ... кв. м.
Административный истец ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН» с учетом уточнения административных исковых требований просит признать решение комиссии от 20 января 2022 года №... незаконным в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости, ошибочным в части указания площади земельного участка ... кв. м; установить дату обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 30 декабря 2021 года, дату применения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости с 01 января 2020 года.
В обоснование административных исковых требований административный истец, ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункт 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, главу 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неверное указание в решении комиссии даты обращения общества с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (10 января 2022 года), что повлекло неправильное определение даты начала применения кадастровой стоимости, установленной решением комиссии в размере рыночной, и лишило административного истца права на перерасчет арендной платы, уплаченной за земельный участок, ставит вопрос о признании решения комиссии незаконным. Полагает, что в решении должна быть отражена фактическая дата обращения с заявлением, что соответствует дате направления заявления через почтовое отделение связи – 30 декабря 2021 года.
Представитель административного истца ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН» в заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области, представители заинтересованных лиц Комитета по управлению имуществом города Череповца, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание также не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).
Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (часть 21).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, изменения вступили в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
С даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
В части 3 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ оговорено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ.
На территории Вологодской области решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не принято.
На территории Вологодской области полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ, осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области (пункт 3.1.6 Постановления Правительства Вологодской области от 24.07.2012 № 874 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области»).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 30 декабря 2019 года № 100-н утвержден Порядок создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, согласно которому в состав такой комиссии должно входить 6 членов, из них один представитель от Департамента, один от Управления Росреестра по Вологодской области, один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей Вологодской области.
На основании приказа Департамента от 16 апреля 2020 года №... создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Вологодской области, а также утвержден ее состав.
В состав комиссии входит начальник управления разграничения и учета имущества, заместитель начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области Ш.В.С. (председатель комиссии), начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Вологодской области С.Т.Г. (заместитель председателя комиссии), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Вологодской области К.С.Г., генеральный директор ООО «...», член ВОО ..., ... регионального совета по оценочной деятельности Вологодской области, член рабочей группы «...» при ...Д.М.Ю., эксперт-оценщик ...К.Н.В., оценщик-эксперт ООО «...» К.Е.М. Секретарем комиссии является консультант отдела разграничения собственности и организации кадастровой оценки управления разграничения и учета имущества Департамента Н.И.Ю.
В силу части 20 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ порядок работы комиссии устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Приказом Росреестра от 24 августа 2020 года № П/0311 утвержден порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, целью создания которой является рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Согласно вышеназванному порядку заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.
Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
Комиссия в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает бюджетное учреждение, проводившее государственную кадастровую оценку, результаты определения которой оспариваются, о дате, месте и времени рассмотрения заявления об оспаривании с приглашением представителей такого бюджетного учреждения на заседание комиссии.
По итогам заседания комиссии секретарем комиссии составляются проект протокола заседания комиссии и проект решения комиссии. По каждому объекту недвижимости, в отношении которого заявление об оспаривании рассмотрено на заседании комиссии, оформляется отдельное решение комиссии.
Решение комиссии подписывается председательствующим на заседании не позднее трех рабочих дней с даты проведения заседания комиссии.
Комиссия в соответствии с частью 19 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав), и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.
Из представленных административным ответчиком материалов установлено, что оспариваемое решение комиссии от 20 января 2022 года принято правомочным составом с соблюдением предусмотренной Порядком процедуры его принятия и по этим основаниям не оспаривается.
Комиссией своевременно обеспечено размещение в сети «Интернет» на сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области сведений о дате заседания комиссии по рассмотрению заявления административного истца об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, в течение семи дней со дня поступления заявления об оспаривании в адрес ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН» направлено уведомление о поступлении и принятии заявления к рассмотрению.
Проверяя принятое решение на его соответствие требованиям пункта 17 вышеуказанного порядка по его содержанию, суд также не находит в нем каких-либо нарушений, поскольку оно содержит дату и место проведения заседания комиссии; фамилии, имена, отчества членов, секретаря комиссии; фамилию, имя, отчество, место работы иного лица, присутствующего на заседании комиссии; наименование юридического лица, обратившегося с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости; кадастровый номер объекта недвижимости, его место нахождение; основание подачи заявления об оспаривании; решение, принятое комиссией; результаты голосования с указанием фамилий, имен и отчеств членов комиссии, принявших участие в голосовании; информацию о самоотводе члена комиссии при голосовании.
Удовлетворяя заявление общества, комиссия на основании пункта 15 Порядка пришла к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям к его составлению и содержанию, к информации, используемой в нем, требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки.
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
В качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом в комиссию представлен отчёт об оценке рыночной стоимости №... от 27 декабря 2021 года, выполненный оценщиком ООО «...» П.Н.В.
Вывод комиссии о соответствии вышеуказанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации о кадастровой оценке, по мнению суда, является правомерным, поскольку итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживалась принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержит все необходимые сведения об использовании источников получения информации, не вводит в заблуждение, не допускает неоднозначное, неполное, двусмысленное толкование результатов проведенной оценки и может быть признан допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости объекта.
Оспаривая решение комиссии, административный истец выражает свое несогласие с датой регистрации административным ответчиком заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером №..., которая содержится в тексте решения.
Согласно пункту 8 Порядка, утвержденного приказом Росреестра от 24 августа 2020 года № П/0311, днем подачи заявления об оспаривании в комиссию в соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН» направило заявление в комиссию через почтовое отделение связи заказной бандеролью 30 декабря 2021 года, что подтверждается копией чека от указанной даты и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №....
Таким образом, 30 декабря 2021 года является датой подачи административным истцом заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... (днем обращения в комиссию).
Необходимость установления даты подачи заявления в комиссию имеет существенное значение для определения даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ, в зависимости от оснований их определения.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Несмотря на значимость определения даты обращения лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решение комиссии не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в оспариваемой части, поскольку вышеназванным Порядком, утвержденным Приказом Росреестра от 24 августа 2020 года № П/0311, не установлена обязанность комиссии указывать в своем решении дату обращения лица с соответствующим заявлением.
Кроме того, дата регистрации заявления (10 января 2022 года), содержащаяся в оспариваемом решении, не является днем подачи заявления в комиссию по смыслу части 6 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке, а фиксирует фактическое поступление заявления в указанную дату и имеет значение для административного ответчика, на которого возложена обязанность рассмотреть поступившее заявление в установленные Порядком сроки.
Таким образом, с учетом вышеизложенного судом не установлено фактов нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца либо создания препятствий к их осуществлению, как и не соответствия решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Допущенная в решении комиссии описка при указании площади земельного участка самостоятельно устранена отдельным решением комиссии, в связи с чем права административного истца в данной части не нарушены.
Заявленное обществом требование об установлении даты начала применения сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной в размере рыночной, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не может быть разрешено в рамках настоящего административного дела, поскольку предметом настоящего спора является оспаривание решения комиссии, в полномочия которой не входит установление даты начала применения сведений о кадастровой стоимости.
Указанный вопрос разрешается в ином порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Ввиду того, что оспариваемым решением не были нарушены права и законные интересы административного истца, в ходе его принятия соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного органа, порядок принятия и содержание оспариваемого решения, решение не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, заявленные ООО «Юридический информационный центр «АБАСТОН» требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Юридический информационный центр «АБАСТОН» о признании незаконным в части решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Вологодской области №... от 20 января 2022 года оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2022 года