Дело № 3а-203/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 27 марта 2018 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Капустиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 июня 2012 года в размере 5 635 000 рублей на период с 01 января 2017 года.
В обоснование заявления указал, что является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 10 106 610 рублей 99 копеек. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 5 635 000 рублей, которую просит установить. Установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, являясь завышенной, нарушает права и затрагивает интересы истца как плательщика налога на имущество.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра, Правительство Архангельской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в письменных отзывах с иском не согласились.
Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район» о времени и месте судебного заседания извещено, своего представителя в суд не направило.
В виду отсутствия препятствий для рассмотрения дела суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Спорный земельный участок принадлежит ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 29-АК № от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации №), категория земель «земли населенных пунктов», назначение «для эксплуатации здания столовой».
Административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 10 106 610 рублей 99 копеек определены по состоянию на 05 июня 2012 года, что подтверждается кадастровой справкой. Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка являлось Постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года №595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области».
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В материалы дела административным истцом представлен отчет оценщика – индивидуального предпринимателя ФИО2 №2-13/17 от 30 ноября 2017 года, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 05 июня 2012 года составила 5 635 000 рублей.
Оценивая доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что отчет об оценке предоставленный стороной истца соответствует установленным Законом об оценочной деятельности требованиям, составившее отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
С учетом изложенного, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка предоставленный административным истцом отчет.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Для определения арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае, истец обратился в суд 24 декабря 2017 года, сдав административное исковое заявление на почту.
Необходимости в возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанности по внесению сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости суд не усматривает, поскольку в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для возложения указанной обязанности отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 июня 2012 года в размере 5 635 000 рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 24 декабря 2017 года.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин