ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-203/2022 от 23.08.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-203/2022

УИД 27OS0000-01-2022-000203-03

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 августа 2022 годагород Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьиФедоренко Н.В.,

при секретаре Бритовой П.С.,

с участием прокурора Криковцовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Челобитченковой Г.Н., Таталиной Н.М., Власовой С.А., Балакиревой Е.В., товарищества собственников жилья «Лукашово» о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 7 апреля 2022 года № 11/1 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год»,

УСТАНОВИЛ:

Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 7 апреля 2022 года принято постановление № 11/1 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год» установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год (далее – постановление от 7 апреля 2022 года № 11/1).

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 8 апреля 2022 года.

Челобитченкова Г.Н., Таталина Н.М., Власова С.А., Балакирева Е.В., ТСЖ «Лукашово» обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что Челобитченкова Г.Н., Таталина Н.М., Власова С.А., Балакирева Е.В. являются собственниками жилых помещений, ТСЖ «Лукашово» действует от имени собственников жилья. В структуру платы за жилые помещения входит стоимость услуг за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. 19 октября 2021 года по результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами стало ООО «Хабавтотранс ДВ». Между министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и ООО «Хабавтотранс ДВ» было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 1. В результате заключенного соглашения и в целях его дальнейшей реализации комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края было принято постановление от 7 апреля 2022 года № 11/1, которым утвержден единый тариф на обращение с отходами для регионального оператора в размере 6 607 рублей за 1 тонну твердых коммунальных отходов, 779,71 рублей за 1 куб.м. твердых коммунальных отходов.

Они являются потребителями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и плательщиками единого тарифа, их законный интерес заключается в том, чтобы региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступив к своей деятельности, руководствовался при заключении и исполнении договоров на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов законно установленными тарифами на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Считают постановление от 7 апреля 2022 года № 11/1 незаконным, принятым с нарушением положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Исходя из содержания статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400, изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.

Постановлением от 7 апреля 2022 года № 11/1 установлен единый тариф на услуги регионального оператора, превышающий среднерыночный показатель на 30 %. Размер среднерыночной стоимости услуг по вывозу, перегрузке, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Хабаровска в настоящее время составляет 550 рублей за 1 куб.м., что существенно ниже размера единого тарифа. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2020 году было избрано ООО «ТСК ФЕСТ». В соответствии с постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 ноября 2020 года № 35/9 единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год составлял 5 110,08 рублей за 1 тонну, что почти на 1 500 рублей меньше в сравнении с установленным для регионального оператора – ООО «Хабавтотранс ДВ» (6 607,69 рублей за 1 тонну). Установленный постановлением от 7 апреля 2022 года № 11/1 тариф на 23 % выше тарифа, установленного на тот же период ранее определенному на той же территории региональному оператору, при этом существенных изменений в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края не вносилось, официальный уровень инфляции в указанный период составляет 8,4 %.

Установленный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами включает только вывоз твёрдых коммунальных отходов на полигон, без учета их сортировки, в то время как согласно приложению № 1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года № 736-рп «Об утверждении региональной программы Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края» процент перерабатываемых твёрдых коммунальных отходов должен составлять не менее 40 %. В нарушение схемы потоков, введенной территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года № 477-пр, в постановлении от 7 апреля 2022 года № 11/1 исключен из хозяйственного оборота объект обработки и сортировки твердых коммунальных отходов, а именно МПС «Южное». Исключение из схемы потоков данного объекта, имеющего тариф на обработку твердых коммунальных отходов, противоречит положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также постановлению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года».

Тариф утвержден с нарушением пунктов 85, 91 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее – Методические указания), без индексации собственных расходов. Принимая во внимание среднерыночный показатель стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, тариф в размере 779,71 рублей за 1 куб.м. явным образом не соответствует стоимости с учетом применения индекса потребительских цен в размере 3,9 %, установленного прогнозом социально-экономического развития на 2022 год.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования, пункту 6 Методических указаний тарифным органом возможно принятие решения о применении для установления единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Хабавтотранс-ДВ» по обращению с твердыми коммунальными отходами только путем метода экономически обоснованных расходов (затрат). В связи с отсутствием тарифного дела в свободном доступе невозможно сделать вывод о законности, обоснованности и целесообразности заложенных в расчет регионального оператора расходов, а также обоснованности принятия регулирующим органом конкретных или прогнозируемых расходов.

Также считают, что комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края применены неверные объемные показатели твердых коммунальных отходов, использованных при расчете предельного тарифа на услугу регионального оператора. Расчет тарифа регионального оператора осуществляется по формуле 42, указанной в пункте 85 Методических указаний. При этом необходимая валовая выручка определяется в соответствии с пунктами 16 и 29 Основ ценообразования, пунктами 9 и 15 Методических указаний. ООО «Хабавтотранс ДВ» до настоящего времени не начало деятельность на территории Хабаровского края, фактические данные по объему (массе) отходов при установлении тарифов отсутствуют. В территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2016 года № 477-пр, масса отходов по зоне деятельности ООО «Хабавтотранс ДВ» составляет 205 тысяч тонн. В этом же размере масса отходов не замерялась в городе Хабаровске, а последние замеры по Хабаровскому краю производились в 2017 году. Считают, что административный ответчик в нарушение пункта 14 Методических указаний руководствовался неверным объемом твердых коммунальных отходов, а также им не соблюден установленный порядок принятия решения об установлении тарифов, а рассчитанный органом регулирования тариф является экономически необоснованным.

На основании изложенного административные истцы просили признать недействующим постановление от 7 апреля 2022 года № 11/1.

Определением судьи от 6 июля 2022 года указанные административные дела объедены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением судьи от 19 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хабавтотранс ДВ».

В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, направили своих представителей.

В судебном заседании представитель административных истцов Власовой С.А., Балакиревой Е.В. – Егошин И.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных истцов Челобитченковой Г.Н., Таталиной Н.М., ТСЖ «Лукашово» – Егоров Е.Ю. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н., Гончар Е.И. заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, в котором указано, что для осуществления регулируемой деятельности между ООО «Хабавтотранс ДВ» и министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на основании конкурсного отбора заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности № 1 от 19 октября 2021 года. В соответствии с данным соглашением ООО «Хабавтотранс ДВ» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет. С принятием постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1 на территории Хабаровского края появился новый вид коммунальной услуги – услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. До момента установления тарифов на услуги регионального оператора, услуга по вывозу мусора входила в состав платы за содержание жилого помещения, регулирование которой не относится к полномочиям комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. С июля 2022 года, с принятием постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1, изменился набор коммунальных услуг, а поскольку в декабре 2021 года услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствовала, то в отчетном периоде (каждом месяце очередного календарного года, начиная с 1 июля 2022 года) индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги будет рассчитываться без учета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Полагают, что сравнение величины установленного тарифа со среднерыночной стоимостью услуг не означает незаконность постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1. Рост установленного постановлением от 7 апреля 2022 года № 11/1 единого тарифа на услуги регионального оператора для ООО «Хабавтотранс ДВ» по отношению к тарифу, установленному комитетом по ценам тарифам Правительства Хабаровского края на 2022 год для ООО «ТСК ФЕСТ», связан с ростом расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, удельный вес которых в необходимой валовой выручки составляет 72,6 %. Указанный рост вызван изменением федерального законодательства в сфере тарифного регулирования услуг твердых коммунальных отходов. На 2022 год цена предмета аукциона, по результатам которого сформированы расходы на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для ООО «Хабавтотранс ДВ», была рассчитана в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484. В пункте 90(1) Основ ценообразования определен перечень расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, согласно которому в единый тариф на услуги ООО «Хабавтотранс ДВ», в том числе включены прочие производственные расходы, предпринимательская прибыль, которые не были учтены при расчете тарифа для ООО «ТСК ФЕСТ» ввиду отсутствия такой нормы права. Также на рост величины тарифа повлияли инфляционные процессы, с учетом временной разницы принятия тарифных решений. Полагают, что применение комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при принятии постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1 актуальных норм Основ ценообразования о группах включаемых в тариф расходов, не означает незаконности данного тарифного решения. При расчете прогнозного значения необходимой валовой выручки регионального оператора в зоне деятельности № 1 для проведения конкурса комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края были учтены расходы на обработку твердых коммунальных отходов на объекте МУП «Эксплуатирующая организация «Южное», согласно схеме потоков, указанных в приложении № 8(2) к территориальной схеме, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года № 477-пр. При принятии постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1 в тарифе на 2022 год расходы на обработку твердых коммунальных отходов не учтены, в связи с тем, что на момент регулирования договор регионального оператора на оплату услуг МУП «Эксплуатирующая организация «Южное» в тарифной заявке представлен не был. Расходы на обработку твердых коммунальных отходов могли быть включены только при наличии документов, подтверждающих наличие правоотношений между региональным оператором и МУП «Эксплуатирующая организация «Южное» по оказанию услуг по обработке твердых коммунальных отходов. В отсутствие указанных документов включение расходов, сопряженных с оказанием третьими лицами услуг, связанных с эксплуатацией объекта по обработке твердых коммунальных отходов, не следует принципу экономической обоснованности затрат регионального оператора. Постановлением от 7 апреля 2022 года № 11/1 единый тариф на услуги регионального оператора установлен только на 2022 год методом экономической обоснованности расходов. Расчет единого тарифа регионального оператора произведен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1638/16, как отношение необходимой валовой выручки регионального оператора на 2022 год к объему (массе) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в 2022 году, то есть постановление от 7 апреля 2022 года № 11/1 не является долгосрочным тарифным решением. Применение пункта 91 Методических указаний № 1638/16 и соответственно, индексация собственных расходов организации не предусмотрена при установлении тарифов постановлением № 11/1 на первый год регулирования – 2022 год. Полагают, что ссылка заявителей на формулу, подлежащую применению на последующий период регулирования и при ином методе, а также сравнение, в отсутствие законных на то оснований, величины установленного тарифа со среднерыночной стоимостью услуг, не означает, что постановление 7 апреля 2022 года № 11/1 незаконно. На основании пункта 14 Методических указаний № 1638/16 в связи с отсутствием сведений и документов о фактическом объеме ТКО, Комитетом при расчете тарифов на 2022 год объем принят в соответствии с территориальной схемой.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Хабавтотранс ДВ» Журавлева Д.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, в котором указано, что тариф для ООО «Хабавтотранс ДВ» на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года утверждался впервые, в связи с чем расчет тарифа произведен методом экономически обоснованных расходов. С принятием постановления от 7 апреля 2022 года № 11/1 на территории Хабаровского края появился новый вид коммунальной услуги – услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из пункта 5 Основ формирования индексов предельные индексы изменения размера платы граждан не могут применяться в отношении предельного единого тарифа ООО «Хабавтотранс ДВ», поскольку в декабре предыдущего календарного года коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не входила в набор коммунальных услуг, с началом осуществления деятельности ООО «Хабавтотранс ДВ» по обращению с твердыми коммунальными отходами набор услуг изменился. Поскольку в декабре 2021 года услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствовала, то в отчетном периоде индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги будет рассчитываться без учета платы за услугу по обращению твердыми коммунальными отходами. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2020 году было избрано ООО «ТСК ФЕСТ», для которого постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 ноября 2020 года № 35/9 был установлен единый тариф, который, по мнению административных истцов, ниже тарифа, установленного постановлением от 7 апреля 2022 года № 11/1. Считают сравнение установленного тарифа согласно постановлению от 7 апреля 2022 года № 11/1 и тарифа, установленного на 2022 постановлением Хабаровского края от 18 ноября 2020 года № 39/9, неуместным, поскольку постановление № 39/9 утратило силу 29 декабря 2020 года. В связи с тем, что ООО «ТСК ФЕСТ» не осуществляло деятельности, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывались, фактический объём (масса) отсутствовал, то корректировка тарифа не производилась. Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по установленным формулам раздела VI Методических указаний. В необходимую валовую выручку регионального оператора включаются расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний. В настоящее время сведений о фактической массе твердых коммунальных отходов региональный оператор не имеет и для расчета тарифа принимается расчетная масса твердых коммунальных отходов исходя из данных территориальной схемы. Согласно данным территориальной схемы в 2022 году масса твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности №1 составляет 205 115,03 тонн. Поскольку ООО «Хабавтотранс ДВ» ранее деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не осуществляло, единственным способом определить объем и (или) массу твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования является применение данных, содержащихся в территориальной схеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Челобитченкова Г.Н. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: город Хабаровск, ул. Чернореченская, дом № 25, Таталина Н.М., проживает в жилом доме, расположенном по адресу: город Хабаровск, Чернореченская, дом № 20а, Власова С.А. проживает по адресу: город Хабаровск, ул. Орджоникидзе, дом № 4а, квартира 73, Балакирева Е.В. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: город Хабаровск, ул. Запарина, дом № 5, квартира 87. Административные истцы оплачивают услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

ТСЖ «Лукашово», действуя от имени собственников жилья, заключило 31 марта 2022 года договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, соответственно является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года 1638/16 (далее - Методические указания).

Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.

В соответствии со статьей 6 Закона об отходах производства и потребления предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 24.9 Закона об отходах производства и потребления государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 года № 142-пр, комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.

В силу пункта 3.3 названного Положения в функции Комитета входит осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования указанных цен (тарифов) на территории Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2.1 названного Положения Комитет в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами регулирует тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края», действовавшего в период принятия оспариваемого Постановления, официальным опубликованием нормативных правовых актов Губернатора края, нормативных правовых актов Правительства края, а также нормативных правовых актов краевых органов исполнительной власти, издаваемых ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru).

Постановление от 7 апреля 2022 года № 11/1 опубликовано 8 апреля 2022 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Учитывая изложенное, оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом в пределах своих полномочий, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия, порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

Оценивая соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ установлено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

19 октября 2021 года между министерством ЖКХ Хабаровского края и ООО «Хабавтотранс ДВ» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1. На основании данного соглашения ООО «Хабавтотранс ДВ» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

11 марта 2022 года ООО «Хабавтотранс ДВ» обратилось в тарифный орган с заявлением на установление единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на 2022 год в размере 6 607,69 руб. за тонну, 779,71 руб. за куб.м.

Оспариваемым постановлением установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год, с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года за 1 тонну – 6 607,69 руб., 779,71 руб. за куб.м.

Тарифным органом проведена экспертиза заявки и дополнительно представленных материалов, составлено экспертное заключение об обоснованности предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.

Из экспертного заключения следует, что методом регулирования при установлении тарифов Комитетом выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования при установлении тарифов применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации; метод доходности инвестированного капитала.

При этом, метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов (пункт 28 Основ ценообразования).

Учитывая, что ранее в отношении ООО «Хабавтотранс ДВ» государственное регулирование тарифов не осуществлялось, суд считает, что тарифный орган правомерно применил в отношении общества при установлении тарифов на 2022 год метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

В связи с отсутствием сведений о фактических объемах и (или) массе ТКО экспертная группа при расчете тарифов на 2022 год обоснованно приняла объем ТКО в размере 205115,03 тонн в год (городской округ «Город Хабаровск» 195000 тонн, муниципальный район им. Лазо – 10115,03 тонн) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года № 477-пр.

Как следует из экспертного заключения по результатам расчетов тарифного органа НВВ определена в размере 1 437 889,1 тыс. руб.

Расчет НВВ тарифным органом проводился по формуле 43 Методических указаний.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов; в) административных расходов; г) сбытовых расходов; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; ж) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей; з) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; и) нормативной прибыли; к) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации; л) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

На основании пункта 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

В расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренные схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов, до объектов, используемых для энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

Экономически обоснованный размер расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, учитываемый в необходимой валовой выручке регионального оператора, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, пунктами 12, 14 и 90(1) - 90(3) названного документа.

Согласно пункту 87 Методических указаний собственные расходы регионального оператора включают в себя: расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов; сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний; расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения; расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.

Согласно пункту 3 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила проведения торгов).

В силу пункта 3 Правил проведения торгов цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, в том числе в случае, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

Как указано в экспертном заключении тарифного органа, в зоне деятельности № 1 образуется 42.2 % ТКО. ООО «Хабавтотранс ДВ» проведен электронный аукцион для определения операторов по осуществлению услуг по сбросу и транспортированию ТКО, аукцион проведен по 4 лотам.

Согласно пункту 90(2) Основ ценообразовании в случае если в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор привлекает операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, учет расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов производится в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, с учетом положений пунктов 12, 14 и 90(1) названного документа.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Общая сумма расходов ООО «Хабавтотранс ДВ» на транспортирование по 4-м лотам по результатам аукциона составила 984 376,3 тыс. руб.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе ООО «Хабавтотранс ДВ» заключены договоры на оказание услуг на транспортирование ТКО с ООО «КВАНТ», ООО «НОРМА».

Собственные расходы регионального оператора экспертной группой рассчитаны в сумме 232564,6 тыс. руб., что на 46138,4 тыс. руб. ниже расчета ООО «Хабавтотранс ДВ».

Таким образом, НВВi РО,СОБ (транспортные + собственные расходы регионального оператора) по расчету Комитета составили 1 216 940,9 тыс. руб. (984 376,3+232 564,6).

Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами (НВВi РО,О) тарифным органом определены в размере 220 948,2 тыс. руб.

Согласно пункту 30 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются, в том числе расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

На территории Хабаровского края АО «Спецавтохозайство по санитарной очистке г. Хабаровска» осуществляет регулируемую деятельность по захоронению ТКО.

21 февраля 2022 года ООО «Хабавтотранс ДВ» заключило с АО «Спецавтохозайство по санитарной очистке г. Хабаровска» договор на оказание услуг по захоронению ТКО на полигоне в районе им. Лазо.

Как следует из экспертного заключения, указанные расходы, верно рассчитаны экспертной группой исходя из объема ТКО, транспортируемого на полигон, согласно территориальной схеме в размере 204,9821 тыс. тонн, и тарифа на захоронение ТКО, установленного для потребителей АО «Спецавтохозайство по санитарной очистке г. Хабаровска» на 2022 год в размере 1077,89 руб. за 1 тонну с учетом с НДС постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 ноября 2020 года № 35/5 (в редакции от 8 декабря 2021 года № 39/56).

Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора тарифным органом не рассчитывалась, поскольку тариф регионального оператора на 2022 год устанавливался впервые.

Таким образом, по расчету Комитета на основании экономического анализа НВВ составила 1 437 889,1 тыс. руб. (1 216 940,9 + 220 948,2).

В соответствии с пунктом 84 Методических указаний необходимая валовая выручка регионального оператора на год i не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев: а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов); б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

Принимая во внимание, что НВВ, рассчитанная Комитетом, превышает прогнозную НВВ, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, Комитетом для расчета тарифа обоснованно взята НВВ в размере 1 355 335,7 тыс. руб.

Для ООО «Хабавтотранс ДВ» на 2022 год тариф рассчитан Комитетом исходя из необходимой валовой выручки в размере 1 355 335,7 тыс. руб. и объема отходов в размере 205115,03 тонн в год. (1 355 335,7 : 205,11503 = 6 607,69).

Расчет тарифа Комитетом обоснованно произведен в соответствии с пунктом 85 Методических указаний по формуле 42.

Административными истцами доказательства иного обоснованного экономического расчета не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что расчет единого предельного тарифа регионального оператора произведен в соответствии с требованиями Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов, Методических указаний. Оснований полагать, что при расчете указанных тарифов не соблюдены требования законодательства в сфере тарифного регулирования сфере обращения с отходами производства, не имеется.

Довод административных истцов о том, что оспариваемое постановление принято с нарушением статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400, отклоняется судом как основанный на ошибочном толковании норм.

В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2021 года № 3073-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Хабаровского края на второе полугодие 2022 года установлен в размере 3,8 %.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Основ при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором соглашения и утвержденного в регионе единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 года.

До 1 января 2020 года допускалось взимание платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в составе платы за содержание жилого помещения в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации регионального оператора в одной или нескольких зонах деятельности.

Регулирующий орган на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года впервые установил единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО методом экономически обоснованных расходов, руководствуясь нормативными актами, входящими в систему государственного регулирования тарифов сфере обращения с отходами производства, в результате чего возникла разница в размере платы за вывоз ТКО в зоне деятельности регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» в первый год государственного регулирования.

Ссылка административных истцов на то, что в нарушение территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года № 477-пр, в оспариваемом постановлении исключен из хозяйственного оборота объект обработки и сортировки ТКО, а именно МПС «Южное», исключение из схемы потоков данного объекта, имеющего тариф на обработку ТКО, противоречит требованиям действующего законодательства, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

Исходя из положений пункта 30 Основ ценообразования тарифным органом правомерно в тарифе на 2022 год не учтены расходы на обработку ТКО, поскольку на момент регулирования договор регионального оператора на оплату услуг МУП «Эксплуатирующая организация «Южное» по оказанию услуг по обработке ТКО в тарифной заявке представлен не был.

Довод административных истцов о том, что расчет единого тарифа осуществлен с нарушением пункта 91 Методических указаний без учета индексации, суд находит несостоятельным.

Согласно пункту 91 Методических указаний, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по формулам, приведенным в данном пункте.

Данным пунктом определяются собственные расходы регионального оператора в последующем году.

Поскольку оспариваемое постановление не является долгосрочным тарифным решением, применение пункта 91 Методических указаний, и соответственно индексации собственных расходов организации не предусмотрено при установлении тарифов на первый год регулирования – 2022 год.

Довод административных истцов о том, что тарифным органом при расчете предельного тарифа применены неверные объемные показателей ТКО, не принимается судом во внимание по указанным выше основаниям.

Учитывая изложенное суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемым постановлением не нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Челобитченковой Г.Н., Таталиной Н.М., Власовой С.А., Балакиревой Е.В., товарищества собственников жилья «Лукашово» о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 7 апреля 2022 года № 11/1 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год» отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда