ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2046/2023 от 13.10.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

13.10.2023

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клюева С.Б.,

при секретаре Рогаткове М.В.,

с участием прокурора Зоричевой Е.С.,

представителя ООО «Пансионат Парк» Петросяна Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2046/2023 по административному исковому заявлению ООО «Пансионат Парк» к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Пансионат Парк» (далее также - административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующими со дня принятия:

1) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 № 3033 в редакции приказа от 25.12.2015 № 3265, в части включения в него под пунктом 22955 нежилого помещения с кадастровым номером

2) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 № 1907 в части включения в него под пунктом № 30553 нежилого помещения с кадастровым номером

3) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, в части включения в него под пунктом № 33486 нежилого помещения с кадастровым номером

4) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 34900 нежилого помещения с кадастровым номером

5) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 35569 нежилого помещения с кадастровым номером

6) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 34045 нежилого помещения с кадастровым номером

7) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения Приложение № 2 под пунктом № 10068 нежилого помещения с кадастровым номером

8) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения приложение № 2 под пунктом № 9958 нежилого помещения с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещение используется в составе гостиничного комплекса «Парк Отель». Часть помещения сдается в аренду. Площадь торговых помещений, помещения для организации питания проживающих в гостиничном комплексе лиц, составляет менее 20 % от общей площади объекта. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного истца Петросян Г.Ф. (действующий на основании доверенности) в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске.

Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером имеет наименование: «Нежилое помещение, состоящее из комнат: -2 этаж: комнаты №№ 1-3; 1 этаж: комнаты (здание Лит.А) – Объект «Г» - холл первого этажа клуба вставки», что позволяет его отнести к объектам, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, осмотром, проведенным 09.03.2023 подведомственной министерству организацией – ГБУ СО «ЦРР», установлено, что объект на площади более 20% используется под размещение офисных и торговых помещений.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права административного истца.

Заслушав заключение прокурора, объяснения представителя административного истца исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719, Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

- от 30.11.2015 № 3033, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год. В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25.12.2015 № 3265, которым Перечень дополнен; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день принятия;

- от 14.11.2016 № 1907 которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, а также в печатном издании «Волжская коммуна», N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016, N 318(29864) 30.11.2016;

- от 18.10.2017 N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна" N 281 (30176) 31.10.2017; N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017; N 297 (30192) 16.11.2017;

- от 29.10.2018 N 1608, которым утвержден Перечень объектов на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018;

- от 07.10.2019 N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;

- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, «Волжская коммуна», № 171(30955), 21.10.2020;

- от 22.10.2021 № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021;

- от 08.11.2022 № 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.

В вышеуказанные перечни включен объект – помещение с кадастровым номером 63:09:0305025:1640, площадью 1553,3 кв.м, наименование: «Нежилое помещение, состоящее из комнат: -2 этаж: комнаты №№ 1-3; 1 этаж: комнаты №№ 94-97, 97а, 98-105, 105а, 106, 106а, 107-109, 109а, 110-116, 185 (здание Лит.А) – Объект «Г» - холл первого этажа клуба вставки», назначение: «нежилое», виды разрешенного использования отсутствуют, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Комзина, д. 6, пом. -2 этаж: комнаты №№ 1-3; 1 этаж: комнаты №№ 94-97, 97а, 98-105, 105а, 106, 106а, 107-109, 109а, 110-116, 185.

Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером 63:09:0305025:1045, площадью 6812,4 кв.м, наименование: «Данные отсутствуют», назначение: нежилое, виды разрешенного использования отсутствуют, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Комзина, д. 6.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:544, площадью 21691 кв.м., имеет категорию земель: «земли населенных пунктов», виды разрешенного использования: «туристическое обслуживание (5.2.1), спорт (5.1)», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.09.2023.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п.3 ст.378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Суд полагает, что наименование помещения «Нежилое помещение, состоящее из комнат: -2 этаж: комнаты №№ 1-3; 1 этаж: комнаты <адрес> холл первого этажа клуба вставки», без учета его технических характеристик не может безусловно свидетельствовать об использовании его в качестве объекта для оказания оказанию бытовых услуг населению, в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с техническим паспортом, представленным на обозрение суда представителем административного истца, а также истребованной судом из Публично-правовой компанией «Роскадастр» его копии следует, что по состоянию на 27.09.2011, спорный объект недвижимости имеет наименование частей: техподполье, вход, кабинет, парикмахерский зал, массаж. кабинет, маникюрный кабинет, солярий, коридор, комната отдыха, туалет, тамбур, душевая, сауна, раздевалка, косметический кабинет, подсобное, сан. узел, электрощитовая, конференц зал, холл, аквариальная, лестница. При этом площадь помещений с наименованиями: парикмахерский зал, массаж. кабинет, маникюрный кабинет, солярий, сауна, косметический кабинет, конференц. зал занимают площадь 106,9 кв.м, что составляет 6,88% от общей площади помещения с кадастровым номером

Из пояснений представителя административного истца, а также из представленных им документов следует, что помещение используется в составе гостиничного комплекса «Парк Отель».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.09.2023 основным видом деятельности административного истца является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.

Из материалов дела следует, что мероприятия по определению вида фактического использования помещения на момент включения его в оспариваемые Перечни не проводились.

Доводы административного ответчика о том, что в помещении на площади более 20% от его общей площади фактически размещены объекты торговли и офисы (со ссылкой на акт осмотра от 09.03.2023, составленный подведомственной министерству организацией - ГБУ СО «ЦРР»), суд полагает необоснованными, поскольку вышеуказанный акт составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов, соответственно не может подтверждать соблюдение административным органом процедуры их принятия.

Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, технические характеристики помещения и здания в котором оно расположено, вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие осмотра помещения на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности административному истцу, критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Пансионат Парк» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

1) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 № 3033 в редакции приказа от 25.12.2015 № 3265, в части включения в него под пунктом 22955 нежилого помещения с кадастровым номером

2) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 № 1907 в части включения в него под пунктом № 30553 нежилого помещения с кадастровым номером

3) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, в части включения в него под пунктом № 33486 нежилого помещения с кадастровым номером

4) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 34900 нежилого помещения с кадастровым номером

5) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 35569 нежилого помещения с кадастровым номером

6) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 34045 нежилого помещения с кадастровым номером

7) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения Приложение № 2 под пунктом № 10068 нежилого помещения с кадастровым номером

8) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения приложение № 2 под пунктом № 9958 нежилого помещения с кадастровым номером

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.10.2023.