ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-204/20 от 24.09.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2020-000010-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

24 сентября 2020 года

Номер производства 3а-204/2020

Свердловский областной суд в составе

председательствующего Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство
3а-204/2020

по административному исковому заявлению ФИО1

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованных лиц – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, СОГУП «Областной центр недвижимости», ФИО2

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ,

установил:

ФИО1 (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (далее – земельный участок), площадью 8941 кв.м., расположенный по адресу – ..., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под посадку технических и декоративных культур в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, и об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 16093,80 руб.

Административный истец считает, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка в определении группы видов разрешенного использования.

В частности, земельный участок отнесен к 4-ой группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества, тогда как разрешенное использование земельного участка - под посадку технических и декоративных культур позволяет отнести его к 15-ой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство) в адрес суда направлен отзыв, в котором представитель полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку земельный участок исходя из его разрешенного использования - под посадку технических и декоративных культур обоснованно отнесен оценщиком при проведении государственной кадастровой оценки к 4-ой группе видов разрешенного использования.

В отзыве филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу указал, что кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приказом Министерства № 2689 от 28 ноября 2013 года по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 3009182,96 руб., УПКС – 336,56 руб./кв.м.; изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта оценки произведено не было, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2013 года.

СОГУП «Областной центр недвижимости» в направленном в адрес суда отзыве указало, что спорный земельный участок имеет разрешенное использование - под посадку технических и декоративных культур.

С учетом того, что разрешенное использование земельного участка подходит под формулировку 4-ой и 15-ой группы видов разрешенного использования, расчет кадастровой стоимости земельного участка был произведен в соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.

В отзыве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра) указало, что не проводило государственную кадастровую оценку недвижимости, соответственно не уполномочено делать выводы о качестве проведенной оценки и правильности выбранной методологии.

Определением суда от 30 июля 2020 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «НОТА-ГРУПП» Т.

Перед экспертом был поставлен вопрос о том, к какой группе видов разрешенного использования относится земельный участок на дату определения кадастровой стоимость - 10 августа 2013 года.

17 августа 2020 года в адрес Свердловского областного суда поступило мотивированное заключение эксперта от 13 августа 2020 года.

В судебном заседании принял участие представитель административного истца ФИО3, который заявленные требования поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, СОГУП «Областной центр недвижимости», ФИО2 извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.

Управление Росреестра по Свердловской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в направленных в суд отзывах, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу определением суда от
24 сентября 2020года.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, а также экспертное заключение № 34-08-2020 от 13 августа 2020 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «б оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель регламентирован Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила № 316), и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).

Пунктами 2, 4, 9, 12 Правил № 316 закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.

В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.

Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования.

К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

Судом установлено, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма является СОГУП «Областной центр недвижимости».

Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (государственный заказчик) и СОГУП «Областной центр недвижимости» заключен государственный контракт от 15 ноября 2013 года № ГК-28.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, отражены в отчете от 19 ноября 2013 года № 79/2013.

При проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года № 2689 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, по состоянию на 10 августа 2013 года.

Приложением № 2 утвержден средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования Сысертский городской округ.

Для кадастрового квартала 66:25:2601041 (строка 193), в котором расположен земельный участок, утверждены следующие значения удельного показателя (по группам): четвертая группа - земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества – 336,53 руб./кв. м; пятнадцатая группа - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования – 1,80 руб./ кв. м.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года № 2689 по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 3009182,96 руб. (УПКС 336,53 руб./кв. м) с учетом определения исходя из 4-ой группы видов разрешенного использования.

Сведения об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 декабря 2013 года.

Представитель СОГУП «Областной центр недвижимости» со ссылкой на пункт 2.7.1 Методических указаний в судебном заседании пояснил, что расчет кадастровой стоимости земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования; по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.

Исходя из разрешенного использования земельного участка - под посадку технических и декоративных культур, земельный участок можно отнести как к земельным участкам, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, так и предназначенного для сельскохозяйственного использования.

Между тем, суд не может согласиться с таким расчетом кадастровой стоимости, поскольку спорный земельный участок на дату определения кадастровой стоимости не имел несколько видов разрешенного использования, в связи с чем, при расчете необоснованно использовался пункт 2.7.1 Методических указаний

При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вместе с тем вид разрешенного использования, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован таким образом, что допускает неоднозначное толкование.

В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок предоставлен и фактически его использования.

Между тем данных о том, что при кадастровой оценке были использованы данные территориального планирования и градостроительного зонирования в материалах дела не имеется.

Представленные административным истцом сведения из муниципальной геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности Сысертского городского округа, подтверждают, что земельный участок по состоянию на 10 августа 2013 года в соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Думы Сысертского городского округа от 08 августа 2013 года № 224 «Об утверждении генерального плана Сысертского городского округа применительно к территории села Кашино» относится к функциональным зонам: «Зона сельскохозяйственного использования», «Зона озеленения специального назначении»; в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы Сысертского городского округа от 24 января 2008 года № 323 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа», земельный участок находится в территориальных зонах: ЗОП – Зона общего пользования, были оставлены оценщиком без внимания.

Помимо этого, административным истцом представлено заключение специалиста С. от 30 июля 2020 года, согласно которому земельный участок на дату определения кадастровой стоимости – 10 августа 2013 года относится к 15-ой группе видов разрешенного использования.

Поскольку вопрос отнесения земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования, исходя из которой, определяется его кадастровая стоимость, требует специальных знаний, суд по ходатайству представителя административного истца назначил судебную экспертизу, производство которой было поручено эксперту Т..

Согласно экспертному заключению № 34-08-2020 от 13 августа 2020 года, земельный участок на дату определения кадастровой стоимости – 10 августа 2013 года относится к 15-ой группе видов разрешенного использования - земельные участки, в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.15 Методических указаний.

В соответствии с частью 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Согласно части 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт Т. ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос, подробно мотивировав свои выводы.

Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами.

Оценивая данное заключение по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними, и их системными свойствами, суд приходит к выводу о том, что оно является объективным доказательством, в полной мере подтверждающим отнесение земельного участка к 15-ой группе видов разрешенного использования.

Допустимых доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы либо ставящих под сомнение ее выводы, в материалах административного дела не имеется.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, что в силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

При рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами сторон; целью рассмотрения дела в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Поэтому в случае установления и доказанности факта использования при установлении кадастровой стоимости недостоверных сведений, суд не может ограничиться выводом об этом обстоятельстве.

Применительно к рассматриваемому делу задачей судопроизводства является разрешение вопроса о том, к какой группе видов разрешённого использования в итоге должен быть отнесён земельный участок, с обязательным установлением в принятом судебном акте соответствующего размера кадастровой стоимости.

Поскольку земельный участок с разрешённым использованием «под посадку технических и декоративных культур» относится к 15-ой группе видов разрешённого использования, соответственно, при расчете кадастровой стоимости надлежит использовать значение удельного показателя, утверждённого в размере 1,80 руб./кв.м.

При применении удельного показателя кадастровой стоимости 1,80 руб./кв.м., путём его умножения на площадь (8941 кв. м.), кадастровая стоимость земельного участка составляет 16093,80 руб.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка подлежит изменению и установлению по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 16093,80 руб.

Недостоверные сведения о земельном участке содержатся в государственном кадастре недвижимости с момента их внесения, то есть с 27 декабря 2013 года.

При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии с абзацем 5 пункта 25 указанного постановления, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату обращения ФИО1 (административного истца) в Свердловский областной суд с административным иском – 31 декабря 2019 года).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 10 августа 2013 года в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 3009182,96 руб.

Установить по состоянию на 10 августа 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... в размере 16093 (шестнадцать тысяч девяносто три) руб. 80 копеек.

Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 27 декабря 2013 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 09 января 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.

Председательствующий С.Н. Полевщикова