ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2054/2021 от 24.03.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-229/2022

УИД 32OS0000-01-2021-001318-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 24 марта 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А., административного истца Унишкова О.В., представителя административного истца Дрожжиной Э.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области - Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Унишкова Олега Вячеславовича о признании недействующими пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 2 марта 2022 года, Перечень на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года, Перечень на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 1 марта 2022 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

В Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы включено принадлежащее Унишкову О.В. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>: пункт Перечня на 2018 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219); пункт Перечня на 2019 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222); пункт Перечня на 2020 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221); пункт Перечня на 2021 год (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220).

Административный истец Унишков О.В. обратился с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое помещение не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект недвижимости фактически использовался для размещения административного аппарата, в том числе, по договору аренды объекта. Помещения сдавались в аренду ООО «Бильярд» для размещения административного аппарата и соответствующих служб организации, необходимых для ведения производственной и хозяйственной деятельности предприятия по прокладке наружных сетей водопровода и канализации. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое помещение имеет наименование «административное помещение». Спорный объект расположен в здании с кадастровым номером , которое не отвечает признакам административно-делового центра, так как имеет наименование «нежилое здание», расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для эксплуатации служебных помещений». Технический паспорт на спорное нежилое помещение не составлялся вплоть до 2021 года, обследования с целью установления вида фактического использования помещения в спорные периоды не проводились. Письмом управления имущественных отношений Брянской области от 27 октября 2021 года истцу отказано в исключении нежилого помещения с кадастровым номером из Перечней. Включение объекта в Перечни неправомерно возлагает на истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

С учетом уточнения административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней административный истец Унишков О.В. просит суд:

-признать недействующим с 1 января 2018 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219) в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

-признать недействующим с 1 января 2019 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222) в части включения в Перечень указанного нежилого помещения;

-признать недействующим с 1 января 2020 пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221) в части включения в Перечень указанного нежилого помещения;

-признать недействующим с 1 января 2021 пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220), части включения в Перечень указанного нежилого помещения.

В судебном заседании административный истец Унишков О.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что обозначенные в экспликации спорного объекта помещения с наименованием «офисы» по существу являются кабинетами сотрудников и не имеют самостоятельного офисного назначения. Фактически объект используется не для оказания офисных услуг, а для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что подтверждается договорами аренды с ООО «Бильярд», ООО «Верное решение», ООО «Пневмосистемы Брянск», ООО «Энерголюкс», «Спецбур ГНБ32», ИП Предехо. Также указал, что данные технической инвентаризации по состоянию на 2003 год утратили актуальность на момент включения помещения в Перечни, поскольку инвентаризация объектов недвижимости подлежит проведению не реже чем один раз в пять лет.

Представитель административного истца Дрожжина Э.С. в судебном заседании поддержала административные исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что включение в Перечни объекта исключительно по наименованию помещений в его составе, без учета их фактического использования, является необоснованным. Также указала на неактуальность сведений технической инвентаризации в отношении спорного объекта по состоянию на периоды включения в Перечни.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура их опубликования соблюдена. Спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как самостоятельный объект недвижимости в качестве офисного помещения. Согласно данным технического паспорта от 5 марта 2003 года в составе спорного объекта имеются помещения, предназначенные для использования в качестве офисов, площадью 104,2 кв.м., что составляет 20,48 % от общей площади объекта. Натурное обследование спорного помещения с целью установления вида его фактического использования не проводилось. Здание с кадастровым номером , в котором расположено спорное нежилое помещение, в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы не включалось.

Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года №№ 219, 222, 221, 220 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действовавший на момент включения спорного объекта в Перечень на 2018 год.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Вид фактического использования Объектов определяется управлением имущественных отношений Брянкой области на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: 1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН, 3) сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); 4) информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод Объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров Объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; 6) результатов, указанных в актах обследований. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 4, 9, 10, 12, 15).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Как установлено судом, административный истец Унишков О.В. является собственником нежилого помещения, площадью 508,7 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Право собственности истца на указанное помещение зарегистрировано 28 декабря 2009 года.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование: «административное помещение», назначение: «нежилое».

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28 декабря 2009 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20 октября 2021 года № .

Спорное нежилое помещение расположено на втором этаже 5-этажного здания, площадью 2611,1 кв.м., с кадастровым номером , имеющее наименование «нежилое здание», назначение «нежилое», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25 января 2021 года № .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 декабря 2021 года № , земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет следующие характеристики: общая площадь 954 кв.м., кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для эксплуатации служебных помещений».

Указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не позволяет отнести расположенные на нем объекты недвижимости к административно-деловому либо торговому центру (комплексу).

Кроме того, данный вид разрешенного использования не предусматривался ни действовавшим на момент принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, ни ранее действовавшими Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, по адресу нахождения здания с кадастровым номером , в котором расположено принадлежащее административному истцу спорное нежилое помещение, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего по указанному основанию нежилое здание с кадастровым номером не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно сведениям, содержащимся в материалах инвентарного дела № на нежилое здание, общей площадью 2611,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а именно: информации о наименовании помещений в поэтажных экспликациях объектов недвижимости, расположенных на 1, 2, 3, 4, 5 этажах указанного здания (актуальные по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов), нежилое здание с кадастровым номером не является ни административно-деловым, ни торговым центром, поскольку не имеет в своем составе помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, площадью более 20 % от общей площади здания.

Таким образом, спорное нежилое помещение с кадастровым номером расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.

Учитывая указанные обстоятельства, следует, что в настоящем случае возможность включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни как отдельного объекта имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования данного помещения. При этом включение в Перечни объектов недвижимого имущества, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, является самостоятельным и достаточным основанием для включения объектов в Перечни, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, обследование спорного помещения в натуре с целью установления его фактического использования при решении вопроса о включении объекта в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы не проводилось, доказательств обратного административным ответчиком суду не предоставлено.

При этом суд полагает обоснованным включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни исходя из его предназначения согласно документам технического учета (инвентаризации).

Так, согласно экспликации к плану спорного нежилого помещения, составленной межрайонным отделением по г. Брянску № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 февраля 2003 года, спорное нежилое помещение состоит из частей, имеющих следующие назначения: коридор – 81,9 кв.м., касса – 6,0 кв.м, бухгалтерия – 37,5 кв.м., кабинет – 15,0 кв.м., кабинет - 11,4 кв.м., кабинет – 11,2 кв.м., главный инженер – 23,2 кв.м., кабинет – 11,0 кв.м., зам.нач. по снабжению – 11,3 кв.м., приемная – 10,8 кв.м., шкаф – 0,6 кв.м., коридор – 0,6 кв.м., шкаф – 1,6 кв.м, кабинет директора – 31,5 кв.м., кабинет директора – 5,8 кв.м., подсобное – 5,3 кв.м., туалет – 4,1 кв.м., туалет – 4,4 кв.м., туалет – 4,0 кв.м., умывальник – 4,2 кв.м., производствен.технич.отдел – 18,1 кв.м., произведствен.технич.отдел – 36,3 кв.м., производствен.технич.отдел – 16,3 кв.м., офис – 36,6 кв.м., офис – 17,4 кв.м., кабинет – 18,0 кв.м., кабинет – 16,3 кв.м., офис – 50,2 кв.м, санузел – 2,3 кв.м., шкаф – 1,0 кв.м., тамбур – 0,7 кв.м., шкаф – 1,0 кв.м., подсобное – 13,1 кв.м., итого по второму этажу 508,7 кв.м.

Таким образом, по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов, согласно документам технического учета (инвентаризации), в спорном нежилом помещении предусматривалось размещение офисов, площадью 104,2 кв.м., из расчета: 36,6 кв.м. + 17,4 кв.м. + 50,2 кв.м. = 104,2 кв.м., что составляет 20,48 % от общей площади спорного нежилого помещения с кадастровым номером .

При этом суд принимает во внимание показания допрошенного в судебном заседании 28 февраля 2022 года в качестве специалиста заведующего межрайонным отделением № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» <данные изъяты>., пояснившего суду, что наличие в инвентарном деле на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, экспликаций помещений с указанием адреса: <адрес>», связано с изменением адреса названного объекта. Все имеющиеся в инвентарном деле экспликации помещений имеют отношение только объектам недвижимости, расположенным по адресу: <адрес>

Указанное также подтверждается письменным сообщением МО № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 22 марта 2022 года № .

При указанных обстоятельствах, суд, оценивая собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером на момент утверждения оспариваемых Перечней имел в своем составе помещения, по своему назначению предусматривающие размещение офисов, площадью более 20% от общей площади спорного объекта, в связи с чем его включение в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы не противоречит требованиям действующего законодательства.

Суд отклоняет доводы стороны административного истца о том, что процентное соотношение общей площади помещений, предназначенных для размещения офисов, необходимо устанавливать по отношению к общей площади всего нежилого здания с кадастровым номером , в котором расположено спорное нежилое помещение, поскольку, как установлено судом, указанное нежилое здание не отвечает признакам административно-делового или торгового центра, не включалось в Перечни на 2018,2019,2020,2021 годы. В свою очередь, принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечни как самостоятельный объект недвижимости по своему предназначению для размещения офисов, т.е. по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы стороны административного истца о возможности включения объекта в Перечни только при условии его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд находит несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение помещения в целях размещения офисов согласно сведениям, содержащимся в документах технического учета (инвентаризации).

В данном случае фактическое использование помещения не имеет правового значения для разрешения спора по существу, поскольку спорное помещение включено в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы по своему предназначению, как предусматривающее размещение офисных помещений, площадью более 20% от общей площади спорного объекта.

Доводы стороны административного истца о недопустимости использования данных технической инвентаризации по истечении пятилетнего срока ее проведения, подлежат отклонению в связи со следующим.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1.4. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 № 87, инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Согласно абзацу третьему пункта 1.4. указанного Порядка при уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 года № 921 (утратившего силу с 1 января 2013 года), техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводилась на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществлялись за плату, размер и порядок взимания которой устанавливались законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проведение очередной технической инвентаризации объекта капитального строительства имело только заявительный характер по обращению заинтересованного лица.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшего по состоянию на дату определения Перечня на 2018 год, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется УИО Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на основании информации, полученной от государственных органов, и следующих документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса, в том числе, копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 № 747-п, действовавшего по состоянию на даты определения Перечней на 2019, 2020, 2021 годы, УИО Брянской области определяет вид фактического использования Объектов, на основании сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации).

Исходя из системного толкования указанных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что при решении вопроса о включении спорного объекта с кадастровым номером в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы Управление имущественных отношений Брянской области обоснованно и правомерно использовало сведения о назначении помещений в составе спорного объекта для размещения офисов, содержащиеся в экспликации спорного объекта недвижимости, составленной по состоянию на 13 февраля 2003 года. При этом непроведение очередной технической инвентаризации спорного объекта, имеющей заявительный характер, не свидетельствует об утрате актуальности имеющихся в отношении объекта технических данных.

Не может быть принят судом во внимание при разрешении настоящего административного спора акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером от 2 сентября 2021 года, поскольку он составлен после даты принятия оспариваемых приказов, и, следовательно, не подтверждает фактическое использование помещения в оспариваемые периоды.

Суд также отклоняет как не подтвержденные относимыми и допустимыми доказательствами по делу доводы стороны административного истца о том, что наименование комнат «офис» в составе спорного помещения при составлении экспликации объекта по состоянию на февраль 2003 года указано сотрудниками бюро технической инвентаризации безосновательно, исключительно по их собственному усмотрению.

При этом суд отмечает, что, будучи с 28 декабря 2009 года единоличным собственником спорного нежилого помещения, Унишков О.В. не реализовал своего права на внесение соответствующих изменений в техническую документацию относительно наименования (назначения) составных частей объекта в установленном порядке. Между тем, в статусе собственника спорного объекта налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанные изменения, с тем чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Унишкова О.В. в полном объеме.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Унишкова Олега Вячеславовича о признании недействующими пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 219); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 222); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 221); пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220) - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение составлено 7 апреля 2022 года.