ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/19 от 15.08.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-205/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 15 августа 2019 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

при секретаре Розовой А.Г.,

с участием:

административного истца Мартюшева И.А.,

представителей административного ответчика Правительства Республики Коми Поповой Е.В. и Шильниковой Н.И.,

представителя заинтересованного лица некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Толмачева А.В.,

прокурора Чершкуте Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мартюшева И.А. к Правительству Республики Коми о признании недействующим постановления Правительства Республики Коми от 27 ноября 2018 г. № 508 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы»,

установил:

согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

На территории Республики Коми вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» (далее – Закон РК № 57-РЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 8 Закона РК № 57-РЗ предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Республики Коми и дифференцируется по муниципальным образованиям в Республике Коми в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правительством Республики Коми 2 октября 2017 года принято постановление № 519, которым установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы согласно приложению.

Так, для муниципального образования городского округа «Сыктывкар» минимальный размер взноса составлял 2 рубля 46 копеек на весь трёхлетний период (пункт 1 Приложения).

Первоначальный текст документа опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://www.law.rkomi.ru, 03.10.2017); официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru, 09.10.2017) и в «Коми му», 19.10.2017, № 41.

Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии с частью 8.1 статьи 156 и частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Республики Коми «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».

27 ноября 2018 года Правительством Республики Коми было принято постановление № 508 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы».

Указанное постановление было опубликовано в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://www.law.rkomi.ru, 27.11.2018); официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru, 03.12.2018); в «Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», 03.12.2018, № 17, ст. 316, и «Коми му» № 51, 13.12.2018.

Из данного постановления следует, что период 2018 – 2020 годов заменён на период 2019 – 2021 годы; также изменён минимальный размер взноса на капитальный ремонт и составил для муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 7 рублей 38 копеек на весь новый трёхлетний период (пункт 1 Приложения).

Постановление Правительства Республики Коми от 27 ноября 2018 г. № 508 вступило в силу с 1 января 2019 года.

Мартюшев И.А. обратился с административным иском к Правительству Республики Коми о признании недействующим со дня вступления в силу постановления Правительства Республики Коми от 27 ноября 2018 г. № 508 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы», указав на несоответствие его части 5 статьи 8 Закона РК № 57-РЗ в той части, что оспариваемый нормативный правовой акт изменяет ранее установленный трёхлетний период и увеличивает минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а не индексирует его, исходя из уровня инфляции.

Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представители административного ответчика Правительства Республики Коми в судебном заседании и в отзыве на административное исковое заявление просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку за весь период реализации региональной программы переоценка значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт осуществлена единожды и положена в основу принятия оспариваемого акта. Кроме того, действующее законодательство позволяет устанавливать минимальный размер взноса ежегодно.

Также представители административного ответчика просили прекратить производство по делу в части оспаривания минимального размера взноса иных муниципальных образований, в которых административный истец не проживает.

Определением суда от 18.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», поскольку указанная организация осуществляет управление поступающими денежными средствами и осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и в отзыве на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление Правительства Республики Коми не противоречит действующему законодательству и повышение размера взноса на капитальный ремонт позволило пропорционально увеличить количество многоквартирных домов, капитальный ремонт которых осуществляется в 2019 году.

Прокурор в судебном заседании дал заключение об удовлетворении заявленных требований и об отказе в удовлетворении ходатайства представителей административного ответчика о частичном прекращении производства по делу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку является собственником жилого помещения и, соответственно, плательщиком взноса на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статьёй 8 Конституции Республики Коми установлено, что государственная власть в Республике Коми осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть Республики Коми осуществляют Государственный Совет Республики Коми, Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми и мировые судьи.

Органы государственной власти Республики Коми в пределах компетенции, установленной настоящей Конституцией и законодательством, действуют самостоятельно.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 89 Конституции Республики Коми Правительство Республики Коми является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми.

Правительство Республики Коми, реализуя свои полномочия, издает постановления и распоряжения.

Таким образом, оспариваемое постановление принято компетентным органом, в пределах установленных полномочий, в предусмотренной форме, а также опубликовано в установленном законом порядке.

Данные обстоятельства административным истцом не оспаривались.

Частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8.1 статьи 256 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2016 N 454/пр утверждены методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт (далее – Методические рекомендации).

В силу положений пунктов 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4 Методических рекомендаций субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать минимальный размер взноса на каждый очередной год реализации региональной программы капитального ремонта.

При изменении минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется учитывать изменение уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта.

Для обоснованного установления минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта субъекту Российской Федерации рекомендуется через каждые три года (до начала очередного трехлетнего плана реализации региональной программы капитального ремонта) осуществлять переоценку значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с настоящими методическими рекомендациями и устанавливать минимальный размер взноса на основе проведенной переоценки.

В период между переоценками значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт минимальный размер взноса на очередной год реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется устанавливать на основе размера такого взноса в предшествующий год региональной программы капитального ремонта с применением повышающего коэффициента, отражающего планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт для сокращения потребности в финансовой бюджетной поддержке, а также индекса изменения стоимости услуг и работ по капитальному ремонту.

Аналогичный период установления минимального размера взноса на капитальный ремонт предусмотрен и Законом РК № 57-РЗ.

Так, согласно части 5 статьи 8 Закона РК № 57-РЗ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный на второй и третий годы указанного трехлетнего периода, подлежит индексации исходя из уровня инфляции.

Кроме того, согласно части 6 статьи 8 Закона РК № 57-РЗ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается:

1) на первый трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта - до 30 декабря 2013 года;

2) на последующие трехлетние периоды реализации региональной программы капитального ремонта - до 1 октября года, предшествующего очередному трехлетнему периоду реализации региональной программы капитального ремонта.

Вышеуказанные нормативные правовые акты составляют основу правового регулирования отношений в сфере установления размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми.

В связи с этим принимаемые Правительством Республики Коми постановления должны соответствовать вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Полномочия по установлению размера взноса на капитальный ремонт реализовывались Правительством Республики Коми, начиная с 2014 года.

Так, на 2014 год размер взноса установлен постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575.

На 2015 год в постановление Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575 внесены изменения постановлением Правительства Республики Коми от 17.03.2015 № 121.

На 2016 год в постановление Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575 внесены изменения постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2015 № 593.

На 2017 год в постановление Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575 внесены изменения постановлением Правительства Республики Коми от 20.02.2017 № 119.

На 2018-2020 годы размер взноса установлен новым постановлением Правительства Республики Коми 02.10.2017 № 519.

На 2019-2021 годы в постановление Правительства Республики Коми от 02.10.2017 № 519 внесены изменения оспариваемым постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 № 508.

Таким образом, с 2014 года по 2017 год размер взноса на капитальный ремонт определялся ежегодно, а затем определён на трёхлетний период с 2018 по 2020 годы.

Следовательно, по 2020 год размер взноса на капитальный ремонт Правительством Республики Коми был установлен.

Тем не менее, оспариваемым постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 № 508 до истечения ранее установленного трёхлетнего периода (2018-2020 годы) установлен новый период с 2019 по 2021 годы, а также установлен новый размер взноса на капитальный ремонт, а не проиндексирован.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям пунктов 6.2 - 6.4 Методических рекомендаций, а также частям 5 и 6 статьи 8 Закона РК № 57-РЗ, нарушает права административного истца, поскольку приводит к необоснованному увеличению размера взноса на капитальный ремонт, в связи с чем, должен быть признан недействующим.

Кроме того, представителями административного ответчика не представлено доказательств проведения переоценки значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт, предельного размера взноса на капитальный ремонт и установления минимального размера взноса на 2019 – 2021 годы на основе проведённой переоценки.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица, что установление минимального размера взноса на капитальный ремонт Правительство Республики Коми вправе осуществлять ежегодно по аналогии с нормами, регулирующими вопросы принятия бюджета, являются несостоятельными.

Как указывалось выше, вопросы установления размера взноса на капитальный ремонт являются прерогативой Республики Коми. Нормативными правовыми актами субъект данный вопрос чётко урегулировал и определил устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт на трёхлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам, а минимальный размер взноса на второй и третий годы – индексировать исходя из уровня инфляции. Следовательно, применение аналогии права в настоящем споре недопустимо.

В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Рассматривая доводы представителей административного ответчика о прекращении производства по делу в части оспаривания минимального размера взноса на капитальный ремонт иных муниципальных образований, в которых административный истец не проживает, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Оспариваемое постановление Правительства Республики Коми устанавливает не только новый размер минимального взноса на капитальный ремонт в муниципальных образованиях Республики Коми, но и устанавливает новый период его действия, чем затрагиваются права административного истца.

В связи с чем, в удовлетворении ходатайства представителей административного ответчика о частичном прекращении производства по делу надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Мартюшева И.А. к Правительству Республики Коми о признании недействующим постановления Правительства Республики Коми от 27 ноября 2018 г. № 508 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Коми от 27 ноября 2018 г. № 508 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы».

Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»; официальном интернет-портале правовой информации; в «Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» и «Коми му», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 19 августа 2019 года.

Председательствующий судья И.В.Пластинин