ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/20 от 12.11.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-205/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Корнюшенкова Г.В.,

с участием прокурора Большаковой А.В.,

при секретаре Горенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Утилизация мусора» к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об оспаривании нормативных правовых актов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

АО «Утилизация мусора» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее также - административный истец, Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее также - административный ответчик, Служба, регулятор) указав, что 28 августа 2019 года Общество обратилось в Службу с заявлением о корректировке установленных цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО).

Службой приказом от 17 декабря 2019 года № 131-03окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2017 года № 100-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» для Общества утверждена производственная программа в области обращения с ТКО на 2018-2022 и приказом от 17 декабря 2019 года № 131-04окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17» (с изменениями, внесенными приказами Службы от 25 декабря 2019 года № 149-02окк/19 от 25 декабря 2019 года № 150-01окк/19) Обществу были установлены предельные тарифы на захоронение ТКО и долгосрочные параметры регулирования на 2018-2022 годы.

Общество не согласно с утвержденной производственной программой и установленными предельными тарифами на захоронение ТКО. Полагает, что утвержденные производственной программой для Общества показатели финансовых потребностей для реализации производственной программы в области обращения с ТКО (захоронение и обработка коммунальных отходов) показатели определены с нарушением Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424, Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16.

Административный истец считает, что Службой неверно произведены расчет объема и затрат на электроэнергию, расчет объема и затрат на топливо, расчет размера амортизационных отчислений. Скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов на 2020 год должны были составить 3 465,43 тыс. руб. вместо 4 523,20 тыс. руб., соответственно текущие расходы на 2020 год должны были составить 34 331,22 тыс. руб. вместо 35 388,99 тыс.руб.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов на 2020 год приняты регулятором в размере 9 733,62 тыс.руб., тогда как Обществом был представлен экономически обоснованный расчет амортизационных отчислений на 2020 год в размере 8 639,99 тыс. руб.

Также Общество не согласно с предусмотренными производственной программой на 2020 год величиной изменения необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), проводимого в целях сглаживания в размере - 5 537,18 тыс.руб., корректировкой НВВ в размере - 1 833,31 тыс.руб. При этом при формировании НВВ для расчета тарифа на захоронение ТКО методом индексации Службой была необоснованно уменьшена НВВ для расчета тарифа на 2019 год для Общества на 20 457,22 тыс.руб. Из НВВ на 2020 год Службой неправомерно исключена сумма амортизации основных средств и нематериальных активов за период с 01 сентября 2014 года по 30 сентября 2017 года в размере 14 363,52 тыс. руб.

По указанным основаниям Общество также не согласно с установленными приказом Службы от 17 декабря 2019 года № 131-04окк/19 (с учетом изменений, внесенных приказами Службы от 25 декабря 2019 года № 149-02окк/19 от 25 декабря 2019 года № 150-01окк/19) тарифами на захоронение, в том числе обработку ТКО. Установленные Службой тарифы не компенсируют экономически обоснованные расходы и не обеспечивают экономически обоснованный уровень доходности деятельности Общества.

Общество полагает, что при установлении тарифа на захоронение, в том числе обработку твердых коммунальных отходов, Службой неправомерно применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и распоряжений Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р и от 29 октября 2019 года № 2556-р, ограничив увеличение размера тарифа для Общества на индекс изменения размера вносимой гражданами платы на коммунальные услуги, тогда как административный истец коммунальные услуги гражданам не оказывает.

Служба не обоснованно не приняла во внимание расчеты и документы, представленные Обществом в подтверждение расходов. Тариф, утвержденный Службой на захоронение ТКО является экономически необоснованным вследствие неправомерного занижения органом регулирования такого тарифа при его расчете.

Указывая, что оспариваемые приказы Службы существенно нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку тарифы установлены на уровне значительно ниже экономически обоснованных расходов, административный истец просит суд:

признать не действующим полностью приказ Службы от 17 декабря 2019 года № 131-03окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2017 года № 100-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» с момента вступления в силу;

возложить на Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ Службы от 17 декабря 2019 года № 131-03окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2017 года № 100-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018-2022 годы с учетом доводов, изложенных в административном исковом заявлении;

признать не действующим полностью приказ Службы от 17 декабря 2019 года № 131-04окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17» (с изменениями, внесенными приказами Службы от 25 декабря 2019 года № 149-02окк/19, от 27 декабря 2019 года № 150-01окк/19) с момента вступления в силу;

возложить на Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ Службы от 17 декабря 2019 года № 131-04окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17» (с изменениями, внесенными приказами Службы от 25 декабря 2019 года № 149-02окк/19, от 27 декабря 2019 года № 150-01окк/19) об установлении тарифов на захоронение, в том числе обработку твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы с учетом доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Административным истцом также дополнительно представлены письменные пояснения по делу (т.2, л.д. 80-90).

Относительно административного искового заявления АО «Утилизация мусора» административным ответчиком - Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области представлены письменные возражения (т.1, л.д. 214-220) и дополнительные возражения (т.2, л.д.13-31).

Протокольным определением Калининградского областного суда от 02 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения в соответствии с изложенными в административном исковом заявлении доводами.

Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО2 против заявленных АО «Утилизация мусора» требований возражал, просил суд в их удовлетворении отказать. Поддержал ранее представленные административным ответчиком письменные возражения.

Заинтересованное лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области своих представителей в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявило. С учетом мнения иных участников процесса и положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Определением Калининградского областного суда от 12 ноября 2020 года по изложенным в нем основаниям отказано в удовлетворении ходатайства АО «Утилизация мусора» о назначении по делу судебной экспертизы.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Большаковой А.В., полагавшей заявленные АО «Утилизация мусора» требования не подлежащими удовлетворению, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органа местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов).

Согласно пункту 7 Основ ценообразования тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов, до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования.

На территории Калининградской области соответствующие полномочия органам местного самоуправления не передавались.

Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424. В силу указанных Правил, проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 2).

Исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), к компетенции которого отнесено, в частности, утверждение производственных и инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами является Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (пункт 1, подпункт 20 пункта 12, подпункт 12 пункта 13 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года № 189 в редакции постановления Правительства Калининградской области от 21 января 2019 года № 19).

Приказом Службы от 17 декабря 2019 года № 131-03окк/19 (т.1, л.д. 222-223) внесены изменения в приказ Службы от 01 декабря 2017 года № 100-01окк/17 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами для АО «Утилизация мусора» на 2018-2022 годы», а именно, таблицы 1 (Планируемая масса (объем) твердых коммунальных отходов) и 3 (Объем финансовых потребностей для реализации производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (захоронение и обработка твердых коммунальных отходов) изложены в новой редакции, а также признаны утратившими силу: пункт 1 приказа Службы от 29 августа 2018 года № 51-05окк/18 «О внесении изменения в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2017 года № 100-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области», пункт 1 приказа Службы от 30 ноября 2018 года № 90-02окк/18 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2017 г. № 100-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области», приказ Службы от 29 марта 2019 года № 28-03окк/19 «О внесении изменений в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2017 г. № 100-01окк/17».

Приказом Службы от 17 декабря 2019 года № 131-04окк/19 (т.1, л.д. 225-223) внесены изменения в приказ Службы от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования АО «Утилизация мусора» на 2018-2022 годы» (с изменениями, внесенными приказами Службы от 07 декабря 2018 года № 96-02окк/18, от 29 марта 2019 года № 28-04окк/19), а именно, таблица приложения № 1 (Предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов АО «Утилизация мусора» (ИНН <***>) на 2018-2022 годы с календарной разбивкой) изложена в новой редакции.

Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом приказы Службы от 17 декабря 2019 года № 131-03окк/19 и № 131-04окк/19 приняты единогласно на правомочном заседании правления Службы 17 декабря 2019 года (пункт 59 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области), что подтверждается протоколом указанного заседания (т.1, л.д. 227-246), опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2019 года (т.1, л.д. 224, 226) и вступили в силу со дня их официального опубликования.

В силу положений статьи 2 Закона Калининградской области от 15 июля 2014 года № 339 «О размещении (опубликовании) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области и об особенностях внесения в Калининградскую областную Думу законопроектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области является официальным опубликованием указанных правовых актов.

Таким образом, оспариваемые правовые акты приняты в пределах полномочий Службы с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя содержание названных приказов Службы, суд исходит из следующего.

В силу положений пункта 5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 21 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением предусмотренных вышеуказанным пунктом случаев. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с положениями пунктов 28 и 61 настоящего документа (пункт 20 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования при применении метода индексации тарифов, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 57 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Как следует из материалов дела, тариф для оператора по захоронению ТКО с предварительной обработкой для АО «Утилизация мусора» был утвержден приказом Службы от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17 «Об установлении тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для АО «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» на 2018-2022 годы. Приказом Службы от 7 декабря 2018 года № 96-02окк/18 «О внесении изменений в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» установленный тариф скорректирован на 2019 год. Кроме того, приказом Службы от 29 марта 2019 года № 28-04окк/19 «О внесении изменения в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17» был тариф скорректирован в части изменения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года № 156.

Суд отмечает, что указанные правовые акты Службы об установлении тарифа для АО «Утилизация мусора» административным истцом не оспаривались, предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются. В связи с чем доводы административного искового заявления о том, что Службой при установлении тарифов в 2017 году была необоснованно исключена выручка от вторичных материальных ресурсов за 2017 год в размере 4 532,09 тыс. руб., а при корректировке тарифа на 2019 год необходимая валовая выручка необоснованно уменьшена для Общества на 20 457,22 тыс. руб. не могут являться предметом рассмотрения суда в рамках данного административного дела и свидетельствовать о незаконности оспариваемых административным истцом по данному делу правовых актов.

На основании пункта 57 Основ ценообразования АО «Утилизация мусора» обратилось в Службу с заявлением о корректировке установленных тарифов в области обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение фактического объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;

г) ввод и вывод объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации;

д) степень использования регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения по эксплуатации объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, по договору аренды соответствующих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы регулируемой организации при недостижении регулируемой организацией показателей эффективности;

е) учет расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования.

Согласно пункту 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее – Методические указания) расчетный объем и (или) масса ТКО на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется на основании данных фактического объема и (или) массы ТКО, а в случае изменения зоны (территории), с которой поступают отходы на объект по обращению с отходами, либо происходит изменение количества и состава ТКО, поступающих на объект, такие изменения учитываются регулятором в соответствии с данными представленными в территориальной схеме.

Как следует из материалов дела, корректировка ранее установленных тарифов для АО «Утилизация мусора» правомерно осуществлена Службой с применением метода индексации по результатам истекшего года (2018 год).

При этом в соответствии вышеприведенными требованиями пункта 5 Основ ценообразования регулятором учтена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области (далее - Территориальная схема), утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 649 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области и признании утратившими силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28 марта 2018 года № 145», а также представленные Обществом данные о финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год.

Как также следует из материалов дела, при расчете корректировки тарифов на захоронение и обработку ТКО Службой были применены индексы-дефляторы, определенные сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний Службой для расчета НВВ на 2020 год приняты натуральные показатели ТКО для АО «Утилизация мусора», предусмотренные действовавшей Территориальной схемой: масса ТКО - 29,365 тыс.тонн (согласно ранее действовавшей территориальной схемы - 77,787 тыс. тонн) и объем ТКО - 176,057 тыс. куб.м. (ранее - 555,62 тыс. куб.м), что подтверждается представленным в материалы дела ответом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 29 октября 2020 года на запрос суда (т.2, л.д. 77-78).

Согласно пункту 47 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на очередной год с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле (16).

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования, пунктом 47 Методических указаний по формуле (16) корректировки НВВ Методических указаний Службой осуществлена корректировка НВВ Общества, принимаемая к расчету для установления тарифов на 2020 год долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений параметров регулирования.

Величина необходимой валовой выручки для реализации производственной программы ТКО на 2020 год для АО «Утилизация мусора» определена регулятором в размере 35 756,71 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из объема потребления соответствующего энергетического ресурса, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы, и рассчитываются по формуле (4).

Как следует из материалов дела, в ходе корректировки расходы на энергетические ресурсы на 2020 год определены Службой в размере 4 523,20 тыс. руб.

При этом с учетом изменения в соответствии с Территориальной схемой натуральных показателей массы ТКО и объема ТКО, Службой скорректирована средняя плотность ТКО, поступающих на объекты АО «Утилизация мусора» на 2020 год - 5,995 куб.м./т (ранее - 7, 143 куб.м./т), которая определена в соответствии с пунктом 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505, как отношение объема ТКО, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов.

Регулятором в расчетах при корректировке затрат на электроэнергию на 2020 год применена величина удельного расхода электрической энергии на 1 куб.м. ТКО, определенная отношением суммарного годового объема потребляемой электрической энергии на технологические процессы обработки и захоронения ТКО, предусмотренные регламентами работ, к суммарной массе отходов, поступающих на объекты Общества, согласно показателей Территориальной схемы. Данный показатель удельного расхода электрической энергии учтен Службой в размере 2,607 кВт*ч/тонну. С учетом изложенного затраты на электроэнергию определены Службой в сумме 380, 40 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний, в случае, если удельный расход энергетического ресурса установлен в соответствии с пунктом 56 Основ ценообразования в качестве долгосрочного параметра регулирования при определении показателя объема энергетического ресурса используется значение установленного регулятором долгосрочного параметра регулирования.

Согласно приказу Службы от 01 декабря 2017 года № 100-01окк/17 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами для АО «Утилизация мусора» на 2018-2022 годы», удельный расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) установлен в размере 2,15 л/тонну.

С учетом изложенного, как следует из материалов дела, затраты на ГСМ на 2020 год определены Службой с учетом указанного удельного расхода ГСМ, определенной средневзвешенной цены топлива, включая масла и смазки (65,65 руб./л с НДС), исходя из фактических цен на топливо представленных Обществом в обоснование расходов, а также представленных АО «Утилизация мусора» данных о собственной технике Общества, используемой для реализации производственной программы в целях соблюдения технологического процесса на объекте захоронения ТКО.

Исходя из представленных Обществом материалов общая корректировка расходов на энергетические ресурсы на 2020 год составила 4 523,20 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при принятии решения об установлении долгосрочных тарифов органы регулирования тарифов в целях сглаживания их роста, обусловленного установлением тарифов с календарной разбивкой по полугодиям в соответствии с пунктом 7 настоящего документа, могут перераспределять необходимую валовую выручку регулируемой организации по годам первого и (или) последующих долгосрочных периодов. В каждом году долгосрочного периода регулирования (нескольких долгосрочных периодов регулирования) необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания роста тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения, не более чем на 12 процентов.

На основании указанных положений пункта 26 Основ ценообразования и, исходя из учтенных регулятором величин НВВ при рассмотрении долгосрочного периода (2018-2022 годы) величина сглаживания на 2020 год определена Службой в объеме - 5537,18 тыс. руб., что требованиям действующего законодательства не противоречит.

В силу пункта 53 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 34 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Кроме того, согласно положениям пункта 34 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года № 1386 амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

Как следует из материалов дела и согласно пояснениям представителя административного истца в судебном заседании, утвержденная инвестиционная программа АО «Утилизация мусора отсутствует».

В то же время, как следует из материалов дела, строительство мусороперерабатывающего комплекса и полигона АО «Утилизация мусора» производилось по федеральной целевой программе развития Калининградской области и областной инвестиционной программе при долевом финансировании за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

С учетом вышеприведенных норм Основ ценообразования и исходя из представленных Обществом материалов, расходы на амортизацию основных средств для включения в НВВ на 2020 год определены Службой в сумме 9 733,62 тыс.руб. Кроме того, регулятором из НВВ правомерно исключены расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, построенных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за период 2014-2017 годов в сумме 14 363,52 тыс. руб.

Общая сумма корректировки НВВ на 2020 год с учетом вышеизложенного составила - 1 833,31 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 29 настоящего документа. С учетом данных положений расчетная предпринимательская прибыль определена Службой в размере 2 139,60 тыс. руб.

Представленными материалами тарифного дела, вопреки доводам административного искового заявления не подтверждается применение Службой для расчета тарифов, установленных для АО «Утилизация мусора», индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», как и распоряжений Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р и от 29 октября 2019 года № 2556-р.

С учетом вышеизложенного суд находит, что доводы административного истца о нарушении Службой при принятии оспариваемых приказов положений Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424, Основ ценообразования, Методических указаний не нашли своего подтверждения.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При установленных судом обстоятельствах, предусмотренных статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.

Поскольку оспариваемые правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции и в соответствии с установленным федеральным законодательством порядком ценообразования, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответственно, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления АО «Утилизация мусора» к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об оспаривании нормативных правовых актов, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков